Тема: «Одежда «говорит» о человеке.
Тип урока: комбинированный.
Цель педагогической деятельности: Продолжить знакомство учащихся с декоративным искусством Др.Египта ( костюм древних египтян).
Предметные результаты:
Научатся развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видения окружающего мира; развивать наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Оборудование: ноутбук, презентация, учебник, раздаточный атериал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка подготовленности к работе. Приветствие. Организация внимания обучающихся.
2. Целеполагание. Планирование.
- Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о роли декоративного искусства в жизни древнего общества.
- Давайте, для начала вспомним, что такое украшение?
- Когда появились первые украшения?
- Какие функции они выполняли? (ответы детей: украшали, служили оберегами, служили знаком отличия).
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Карта какого древнего государства тут изображена?
- Сегодня мы продолжим свое путешествие в эту удивительное, загадочное государство, возраст которого насчитывает около 5 тыс. тысячелетий.
- На какой реке располагалось государство? ( Д: располагалось в долине реки Нил).
- Как называли Египет? ( Д: называли «страной незаходящего солнца»).
На протяжении трех тысяч лет культура Древнего египта практически не менялась, а ее основой были религиозные представления египтян и особенно заупокойный культ. Именно с нее вы начинаете изучать историю Древнего мира.
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.
И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.
Сфинкс улегся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни,
О которых не ведаешь ты.
Вот каким ты увидишь Египет
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдуя, дымится вода.
Николай Гумилёв
- Что вы знаете о Др. Египте?
-Оренбургский художник Сергей Фазутов, однажды побывав в Египте, был так вдохновлен, что создал серию картин с использованием египетских мотивов.
( «Воздушный змей», «Кувшинка», « Птица», «Лампочка» ,показать)
- Итак, об украшениях Др.Египта мы с вами говорили. О чем нам нужно еще поговорить?
Д: об одежде.
-правильно. Тема урока: « Одежда «говорит» о человеке.
- Что может « сказать» одежда о человеке ( Д: к какому сословию он принадлежит, к какому роду, семье, клану).
- Что нам предстоит узнать на уроке? Чему предстоит научиться?
- Давайте составим план урока:
1) повторить, какие были украшения и символы в Др.Египте;
2) рассмотреть одежду мужскую и женскую;
2) рассмотреть, прически;
3) изучить символику цвета;
4) рассмотреть, как выглядела одежда разных сословий;
3. Проверка Д/з.
- Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
Царь Древнего Египта.
Растение, из стеблей которого делали материал для письма.
Знак письменности древнего Египта.
Иероглиф в виде этого цветка означал у египтян радость, удовольствие. Что это за цветок?
Столица Древнего Египта.
Бог Солнца .
Здание, в котором люди поклонялись богам..
Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида.
Высушенное тело умершего, обмотанное льняными бинтами.
Это учреждение древние египтяне называли «Дом папируса».
- Теперь вспомним, о знаках-сомволах Др.Египта. Поработаем в парах.
( Работа с карточками. Задание «Соотнесите описание и названиек знака-символа»)
- Проверяем по слайду. Ставим оценку!
«Соотнесите описание и название знака-символа»)
1. | Самый знаменитый символ-цветок. Он символизировал бессемертие, красоту, вечную жизнь. | 1) Анкх |
2. | Защита от беды, воскрешение после смерти. | 2)Лотос |
3. | Символ власти. | 3)око-уаджет |
4. | Символ радости, плодородия. | 4)священная змея |
5. | Символ утреннего солнца. | 5)кошка |
6. | Знак жизни. | 6)жук-скарабей |
| | |
- Проверяем! Ставим оценки!
3. Изучение нового материала.
1) работа с учебником;
- ознакомьтесь с информацией параграфа учебника;
- найдите ответ на вопрос, как различалась одежда в Др.Египте;
- найти описание символического значение цветов;
2) работа в группах ( с учебниками + доп. Раздатоный материал);
- 1ая группа –найти описание мужского костюма;
- 2ая группа – найти описание женского костюма;
-3я группа – найти описание причесок и макияжа;
3) - слушание сообщений групп;
-словарная работа;
4. Физминутка.
«Поза фараона».
Встаньте и примите позу фараона: расправьте плечи, высоко поднимите голову, выпрямите и напрягите спину, лицо чуть вверх, подбородок вперед. Все черты лица должны быть спокойные, ровные. О чем говорит сейчас весь ваш облик? ( Прямота фараона говорит о том, что он живет хорошо, что он сильный и гордый. Поза подчеркивает необходимостьего положения, особую роль в жизни. Близость к Богу Ра.)
5. Творческая работа.
Выполнение эскиза костюма ( на выбор учащихся).
- Не забываем про украшения, символику цвета, прически.
6. Анализ работ.Оценки.
7. Итоги. Рефлексия.
- Как называлась наша тема? Что мы хотели рассмотреть? Чему научиться?
-Какой вывод можно сделать по теме урока? (д: по одежде можно отличить одно сословие от другого).
8. Д/з: подготовить материал о костюме Др.Греции. Заполнение карточкы ( рефлексия).
«Соотнесите описание и название знака-символа»)
1. | Самый знаменитый символ-цветок. Он символизировал бессемертие, красоту, вечную жизнь. | 1) Анкх |
2. | Защита от беды, воскрешение после смерти. | 2)Лотос |
3. | Символ власти. | 3)око-уаджет |
4. | Символ радости, плодородия. | 4)священная змея |
5. | Символ утреннего солнца. | 5)кошка |
6. | Знак жизни. | 6)жук-скарабей |
| | |
«Соотнесите описание и название знака-символа»)
1. | Самый знаменитый символ-цветок. Он символизировал бессемертие, красоту, вечную жизнь. | 1) Анкх |
2. | Защита от беды, воскрешение после смерти. | 2)Лотос |
3. | Символ власти. | 3)око-уаджет |
4. | Символ радости, плодородия. | 4)священная змея |
5. | Символ утреннего солнца. | 5)кошка |
6. | Знак жизни. | 6)жук-скарабей |
| | |
«Соотнесите описание и название знака-символа»)
1. | Самый знаменитый символ-цветок. Он символизировал бессемертие, красоту, вечную жизнь. | 1) Анкх |
2. | Защита от беды, воскрешение после смерти. | 2)Лотос |
3. | Символ власти. | 3)око-уаджет |
4. | Символ радости, плодородия. | 4)священная змея |
5. | Символ утреннего солнца. | 5)кошка |
6. | Знак жизни. | 6)жук-скарабей |
| | |
«Соотнесите описание и название знака-символа»)
1. | Самый знаменитый символ-цветок. Он символизировал бессемертие, красоту, вечную жизнь. | 1) Анкх |
2. | Защита от беды, воскрешение после смерти. | 2)Лотос |
3. | Символ власти. | 3)око-уаджет |
4. | Символ радости, плодородия. | 4)священная змея |
5. | Символ утреннего солнца. | 5)кошка |
6. | Знак жизни. | 6)жук-скарабей |
| | |
«Соотнесите описание и название знака-символа»)
1. | Самый знаменитый символ-цветок. Он символизировал бессемертие, красоту, вечную жизнь. | 1) Анкх |
2. | Защита от беды, воскрешение после смерти. | 2)Лотос |
3. | Символ власти. | 3)око-уаджет |
4. | Символ радости, плодородия. | 4)священная змея |
5. | Символ утреннего солнца. | 5)кошка |
6. | Знак жизни. | 6)жук-скарабей |
| | |
Лист самооценки. Лист самооценки.
№ | задания | Оценка +, если справился, или -, если не справился. | № | задания | Оценка +, если справился, или -, если не справился. |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Лист самооценки. Лист самооценки.
№ | задания | Оценка +, если справился, или -, если не справился. | № | задания | Оценка +, если справился, или -, если не справился. |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Лист самооценки. Лист самооценки.
№ | задания | Оценка +, если справился, или -, если не справился. | № | задания | Оценка +, если справился, или -, если не справился. |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Лист самооценки. Лист самооценки.
№ | задания | Оценка +, если справился, или -, если не справился. | № | задания | Оценка +, если справился, или -, если не справился. |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Лист самооценки. Лист самооценки.
№ | задания | Оценка +, если справился, или -, если не справился. | № | задания | Оценка +, если справился, или -, если не справился. |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Приложение 1.
Мужской костюм.
Женский костюм.
Прически.
План урока: План урока:
План урока: План урока:
План урока: План урока:
План урока: План урока:
План урока: План урока:
План урока: План урока:
План урока: План урока: