Организация работы школьного музея. Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством. Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения. А в сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра . КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - это музей комплексного профиля, в котором собраны коллекции памятников не только истории, но и природы. Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы. Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край. В начале создания школьного музея следует выделить три основных направления. Это «Великая Отечественная война». «Быт» и «Школа» «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» Для создания этого профиля мною накоплены такие материалы как Таблички с фотографиями «Бессмертный полк» Собран материал и помещен в отдельную папку о ветеранах села Мольгино. Накоплены артефакты для выставки Великой Отечественной войны. « БЫТ» Школьный музей мог бы отбирать наиболее интересные материалы для выставок из предметов домашнего быта прошлых лет. Например, «Советский быт». Для создания этого профиля можно провести общешкольное общее дело с привлечением семей и родителей. (Предметы быта на фото в приложении) «ШКОЛА» Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы: - изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты); - свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования); - атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т.п.); - детские сочинения, творческие работы. Мною собраны материалы для стартового фонда краеведческого музея. |