Обучение креативному письму на уроках немецкого языка
Письмо на уроках иностранного языка может быть интересным и важным видом деятельности для учащихся. Креативные письменные задания обеспечивают прекрасную языковую практику, а также способствуют творческому индивидуальному подходу к изложению идей и переживаний. Задача учителя помочь школьникам осознать основную функцию иноязычной письменной речи: служить средством общения на изучаемом языке в разных жизненных ситуациях. Письмо, направленное на реализацию коммуникативной задачи, стимулирует мотивацию и укрепляет желание писать еще лучше. К формам письменной речи относятся поздравительные открытки, телеграммы, объявления, приглашения, меню, заполнение визитных карточек, анкет, отзывов, аннотаций и т.п. Наиболее коммуникативно значимой и востребованной является написание личного письма. Написание личного письма создает возможность повторения и систематизации известного лексического и грамматического материала и более прочное его усвоение. В современной методике по обучению письму и письменной речи на иностранном языке получило распространение так называемое креативное письмо. Под креативным письмом подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и содержанию, часто в игровой форме.
Отличительной чертой этих упражнений является то, что они выполняются в письменной форме, а по содержанию носят творческий или полутворческий характер. Написание письма - очень удачная форма упражнений, носящих полифункциональный характер. Для обучения написанию письма необходимо начать с ряда речевых упражнений. На первом этапе могут быть предложены упражнения на запоминание речевых формул, клише, используемых в письме, формы письменного обращения к адресату, способы выражения благодарности, подтверждения получения письма, надежды на скорый ответ и т.д. Далее следует просмотр текстов писем, определение схем различных писем, выделение отдельных фраз, опорных мыслей, ключевых слов. Учащиеся делают анализ текстов писем, дают характеристику их авторов, определяют характер письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением и т.д.), анализируют средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах, средства перехода от одной мысли к другой и т.д.
На втором этапе можно предложить составить план письма, используя образцы фраз и ключевых слов. Формы обращения и другие клише должны соответствовать содержанию, структуре и стилю письма. На третьем этапе собственно написание письма-творческая самостоятельная работа.
Мастер-класс «Обучение креативному письму»
Тема: « Летние каникулы»
Цель урока: Обучение навыкам креативного письма по теме «Летние каникулы».
Задачи урока:
1. Активизировать употребление лексики по теме «Летние каникулы»
2. Тренировать в употреблении прямого и обратного порядка слов.
3. Учить высказывать свое мнение о лете.
4. Учить задавать вопросы в письменной форме.
5. Учить правилам оформления письма.
Наглядные пособия: рисунки, фотографии, схемы и таблицы.
Этапы работы на уроке:
Создание интриги урока.
Постановка задачи перед детьми.
Обсуждение содержания полученного письма.
Повторение порядка слов в предложении.
Повторение речевых клише письма.
Повторение правил оформления письма.
Самостоятельная работа (написание письма).
Ход урока.
Речевая зарядка.
Обсуждение полученного письма от Эльки из учебника И.Л.Бим Немецкий язык» для 6 класса на стр. 25.
Учитель: Wer hat den Brief geschrieben?
Wie geht es Elke?
Worüber fragt Elke?
Jetzt schrieben wir den Brief unserer Freundin Elke. Sagt bitte: Worüber schreiben wir? ( über die Sommerferien)
Фонетическая зарядка.
Zu Ende ist die Ferienzeit
Der Sommer sagt ade
Wie war es schön im weiten Wald,
Im grünen Wald, am blauen Meer, am See!
-Was ist zu Ende?
-Was sagt der Sommer?
-Wo war es schön?
Учитель: Jetzt erinnern wir uns an die Sommerferien, wo ihr wart, wie es dort war, wie ihr die Ferien verbracht habt.
Повторение порядка слов в предложении.
Bildet Satze: ( прямой порядок слов)
| im Juni | zu Hause |
| im Juni | im Ferienlager |
Ich war | im August | im Dorf |
| zuerst | am Schwarzen Meer |
| dann | bei meiner Oma |
| danach | in Moskau |
| schön |
| wunderschön |
| Sehr gut |
Es war dort | interessant |
| klasse |
| toll |
| prima |
| So-la-la |
| langweilich |
Bildet Satze (обратный порядок слов):
Im Juni | | zu Hause |
Im Juli | | im Ferienlager |
Im August | war ich | im Sportlager |
Zuerst | | im Dorf |
Dann | | am Schwarzen Meer |
Danach | | bei meinen Groβeltern |
Zuletzt | | in Moskau |
| schön |
| klasse |
| sehr gut |
Dort war es | wunderschön |
| prima |
| toll |
| interessant |
| langweilich |
Was hast du gemacht? ( учащиеся составляют предложения в Perfekt)
Повторение речевых клише.
-Wie geht es dir?
-Schreibe mir bitte über…
-Entschuldige mir mein langes Schweigen.
-Bis bald!
-Es grüβt dich…и др.
5. Повторение правил оформления письма.
-Написание даты
-Благодарность за полученное письмо
- Извинение за долгое молчание
-Ответы на вопросы письма
-Создание предпосылки для последующей переписки (написать 3 вопроса)
-Вежливо попрощаться
-Написать свое имя
- Соблюдать правила начала строки с левой стороны.
6. Написание письма (самостоятельная работа)
Использованная литература:
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. Москва «Просвещение» 2010
Материалы для подготовки и проведения экзамена 9 класс. Москва «Просвещение» 2009
Методические рекомендации «Обучение иноязычной письменной речи» Челябинск ИДПОПР 2007.