СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение детей с расстройством аутистического спектра

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

в презентации даны рекомендации по организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивном классе без тьютора.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с расстройством аутистического спектра»

Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.  На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»    Кофи Аннан. 1998

Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

 

Кофи Аннан. 1998

ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС НЕ МОЖЕМ ПОКОНЧИТЬ С НАШИМИ ОТЛИЧИЯМИ, МЫ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, В СОСТОЯНИИ СДЕЛАТЬ МИР МЕСТОМ, БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ МНОГООБРАЗИЯ.  Джон Фицджералъд Кеннеди

ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС НЕ МОЖЕМ ПОКОНЧИТЬ С НАШИМИ ОТЛИЧИЯМИ, МЫ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, В СОСТОЯНИИ СДЕЛАТЬ МИР МЕСТОМ, БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ МНОГООБРАЗИЯ.

Джон Фицджералъд Кеннеди

Организация обучения детей с РАС в общеобразовательном классе без тьютора

Организация обучения детей с РАС в общеобразовательном классе без тьютора

Актуальность темы обусловлена тем, что в малых городах, селах, районных центрах обучение детей с РАС происходит в общеобразовательном классе, где нет тьютора. Это связано с тем, что таких специалистов нет в школе и с отсутствием штатной единицы в тарификационном списке работников образовательного учреждения.

Актуальность темы обусловлена тем, что в малых городах, селах, районных центрах обучение детей с РАС происходит в общеобразовательном классе, где нет тьютора. Это связано с тем, что таких специалистов нет в школе и с отсутствием штатной единицы в тарификационном списке работников образовательного учреждения.

 Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Обоснование необходимости инклюзивного образования:   обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;   анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом.  

Обоснование необходимости инклюзивного образования:

  • обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;

 

  • анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом.

 

Нормативно-правовые аспекты инклюзивного образования

Конституция Российской Федерации основополагающий документ нашего общества. Согласно статье 43 данного документа, каждый человек имеет право на образование. Право на получение образования закреплено и в другом документе, Конвенции о правах инвалидов, в которой основополагающей составляющей парадигмой является недопустимость дискриминации в сфере образования.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ, рассматриваются две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, это дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Части 2.3 и 4 статьи 5. Закона «Об образовании», дают гарантии каждому ребенку, в получении общедоступного и бесплатного образования.

В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН были установлены права обеспечивающие равные возможности для инвалидов, которые направлены на решение задач в области доступного образования для инвалидов. Правило 6., обязывает школы обеспечить гибкость учебных программ, подготовку педагогов и оказания им психолого-педагогической, методической и профессиональной помощи.

Саламская декларация, этот акт более подробно и содержательно описывает иклюзивное образование (1994г). В статье 15. данного документа, особое внимание уделяется потребностям детей и молодежи, у которых имеются различного рода недостатки, связанные с их особым психофизическим развитием, указано на их права, в части независимости во взрослой жизни, а также получения образования с учетом их психофизических возможностей и состояния здоровья.

Конвенция ООН о правах инвалидов, одобренная 13 декабря 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН. Закон РФ «Об образовании»- является основным законодательным актом, который регулирует процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями. В отдельной статье (79), Закона «Об образовании» рассматриваются вопросы организации обучения детей с ОВЗ. Федеральный Закон от 24 ноября 1995г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ( в редакции от 21 июля 2014г с изменениями от 6 апреля 2015г).
  • Конвенция ООН о правах инвалидов, одобренная 13 декабря 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН.
  • Закон РФ «Об образовании»- является основным законодательным актом, который регулирует процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями.
  • В отдельной статье (79), Закона «Об образовании» рассматриваются вопросы организации обучения детей с ОВЗ.
  • Федеральный Закон от 24 ноября 1995г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ( в редакции от 21 июля 2014г с изменениями от 6 апреля 2015г).
Основания для введения тьютора в систему инклюзивного образования в школе. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», тьютор рассматривается с позиции наставника, который отслеживает и координирует работу педагогического коллектива по организации индивидуального образовательного маршрута обучающегося не только с особыми образовательными потребностями, но и проявляющего особые выдающие способности (одаренный).

Основания для введения тьютора в систему инклюзивного образования в школе.

  • В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», тьютор рассматривается с позиции наставника, который отслеживает и координирует работу педагогического коллектива по организации индивидуального образовательного маршрута обучающегося не только с особыми образовательными потребностями, но и проявляющего особые выдающие способности (одаренный).
Профессиональный стандарт тьютора Вступил в силу с 26 января 2017г. В нем прописаны основополагающие функции

Профессиональный стандарт тьютора

Вступил в силу с 26 января 2017г.

В нем прописаны основополагающие функции

ПМПК Основным документом для определения услуги тьюторского сопровождения является заключение ПМПК, которое носит обязательный характер в части его исполнения образовательным учреждением.

ПМПК

  • Основным документом для определения услуги тьюторского сопровождения является заключение ПМПК, которое носит обязательный характер в части его исполнения образовательным учреждением.
Нормативно-правовые акты в деятельности ПМПК

Нормативно-правовые акты в деятельности ПМПК

Приказ № 1015 от 30 августа 2013 года Предусмотрена возможность в предоставлении тьюторского сопровождения из расчета один тьютор на 1-6 детей с особыми образовательными потребностями.

Приказ № 1015 от 30 августа 2013 года

  • Предусмотрена возможность в предоставлении тьюторского сопровождения из расчета один тьютор на 1-6 детей с особыми образовательными потребностями.
ФГОС Дети поступившие в школу с 1 сентября 2016г Не предусматривает нозологических ограничений Не предусматривает временных ограничений.

ФГОС

Дети поступившие в школу с 1 сентября 2016г

Не предусматривает нозологических ограничений

Не предусматривает временных ограничений.

Возможность родителя выступать в качестве тьютора. Нарушаются принципы индивидуализации Снижается способность к самостоятельности Проблемы эффективного взаимодействия с учителем

Возможность родителя выступать в качестве тьютора.

Нарушаются принципы индивидуализации

Снижается способность к самостоятельности

Проблемы эффективного взаимодействия с учителем

Рекомендации Родитель- тьэтор не для своего, а для другого ребенка  Обучение родителей Организация обучения без тьютора и сопровождения родителей. Правило, уменьшения подсказки, увеличение доли самостоятельности ребенка. Рациональная организация урока

Рекомендации

Родитель- тьэтор не для своего, а для другого ребенка

Обучение родителей

Организация обучения без тьютора и сопровождения родителей.

Правило, уменьшения подсказки, увеличение доли самостоятельности ребенка.

Рациональная организация урока

Обучение в инклюзивном классе без тьютора «Удобства для всех» Правила для всех одинаковы 10 шагов на встречу Стратегии мышления могут быть разными

Обучение в инклюзивном классе без тьютора

«Удобства для всех»

Правила для всех одинаковы

10 шагов на встречу

Стратегии мышления могут быть разными

Основные условия инклюзивного образования. Возможность построить образование ребенка, доступное и полезное для его развития:   желание родителей включить ребенка в процесс обучения вместе с нормально развивающимися сверстниками.  желание родителей включить ребенка в процесс обучения вместе с нормально развивающимися сверстниками. Активность и стремление семьи и ее готовность непосредственно помогать ребенку в процессе обучения. Активность и стремление семьи и ее готовность непосредственно помогать ребенку в процессе обучения. Активность и стремление семьи и ее готовность непосредственно помогать ребенку в процессе обучения.

Основные условия инклюзивного образования.

Возможность построить образование ребенка, доступное и полезное для его развития:

  • желание родителей включить ребенка в процесс обучения вместе с нормально развивающимися сверстниками.
  • желание родителей включить ребенка в процесс обучения вместе с нормально развивающимися сверстниками.
  • Активность и стремление семьи и ее готовность непосредственно помогать ребенку в процессе обучения.
  • Активность и стремление семьи и ее готовность непосредственно помогать ребенку в процессе обучения.
  • Активность и стремление семьи и ее готовность непосредственно помогать ребенку в процессе обучения.

Модель 1   включение детей с ОВЗ в обычный класс  подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ;  Разработка индивидуального подхода к обучению по стандартной программе (АООП);  индивидуальный подход преподавателя;  создание специальных условий; Систематическая психолого-педагогическая поддержка.  включение детей с ОВЗ в обычный класс  подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ;  Разработка индивидуального подхода к обучению по стандартной программе (АООП);  индивидуальный подход преподавателя;  создание специальных условий; Систематическая психолого-педагогическая поддержка.  включение детей с ОВЗ в обычный класс  подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ;  Разработка индивидуального подхода к обучению по стандартной программе (АООП);  индивидуальный подход преподавателя;  создание специальных условий; Систематическая психолого-педагогическая поддержка.

Модель 1

  • включение детей с ОВЗ в обычный класс подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ; Разработка индивидуального подхода к обучению по стандартной программе (АООП); индивидуальный подход преподавателя; создание специальных условий; Систематическая психолого-педагогическая поддержка.
  • включение детей с ОВЗ в обычный класс подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ; Разработка индивидуального подхода к обучению по стандартной программе (АООП); индивидуальный подход преподавателя; создание специальных условий; Систематическая психолого-педагогическая поддержка.
  • включение детей с ОВЗ в обычный класс
  • подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ;
  • Разработка индивидуального подхода к обучению по стандартной программе (АООП);
  • индивидуальный подход преподавателя;
  • создание специальных условий;
  • Систематическая психолого-педагогическая поддержка.
Модель 2 коррекционный класс Систематическая психолого-педагогическая помощь Специальные условия в организации среды Индивидуализация подхода Организация специального образования

Модель 2

коррекционный класс

Систематическая психолого-педагогическая помощь

Специальные условия в организации среды

Индивидуализация подхода

Организация специального образования

Концепция обучения детей с РАС в общеобразовательном классе без тьютора: «10 шагов навстречу»- принадлежность всех субъектов образовательного процесса к одному обществу «Правила должны быть для всех одинаковы»- каждое правило введенное педагогом должно выполняться всеми детьми без исключения. «Наши ожидания от ребенка, это только наши ожидания, а не его способности». Сильные и слабые стороны ребенка и их учет. Организация пространства в классе Организация времени «Как долго?» Визуализация Разноуровневые задания Домашние задания Оценивание

Концепция обучения детей с РАС в общеобразовательном классе без тьютора:

  • «10 шагов навстречу»- принадлежность всех субъектов образовательного процесса к одному обществу
  • «Правила должны быть для всех одинаковы»- каждое правило введенное педагогом должно выполняться всеми детьми без исключения.
  • «Наши ожидания от ребенка, это только наши ожидания, а не его способности».
  • Сильные и слабые стороны ребенка и их учет.
  • Организация пространства в классе
  • Организация времени «Как долго?»
  • Визуализация
  • Разноуровневые задания
  • Домашние задания
  • Оценивание
Формирование навыка сотрудничества ребенка с РАС в совместной деятельности: Видеоответ, который записан дома; Письменный ответ; Работа в парах; Ответ ребенка за ширмой; Рисуночный ответ Задания командного характера Жеребьевка при распределении ролей Выполнение заданий паралельно

Формирование навыка сотрудничества ребенка с РАС в совместной деятельности:

  • Видеоответ, который записан дома;
  • Письменный ответ;
  • Работа в парах;
  • Ответ ребенка за ширмой;
  • Рисуночный ответ
  • Задания командного характера
  • Жеребьевка при распределении ролей
  • Выполнение заданий паралельно
Сложность с усвоением вербальной инструкции. Сначала показ, затем показ плюс словестная инструкция . Упрощение инструкции. Письменные алгоритмы.

Сложность с усвоением вербальной инструкции.

Сначала показ, затем показ плюс словестная инструкция .

Упрощение инструкции.

Письменные алгоритмы.

Поведение мешающие учиться агрессивное Мешающее взаимодействию Поведение наносящее вред ребенку Милосердие Деструктивное поведение Поведение Поведение отрицательно влияющее на уже освоенные навыки Поведение наносящее вред окружающим

Поведение мешающие учиться

агрессивное

Мешающее взаимодействию

Поведение наносящее вред ребенку

Милосердие

Деструктивное поведение

Поведение

Поведение отрицательно влияющее на уже освоенные навыки

Поведение наносящее вред окружающим

Правило «4 табу» Без разрешения другого нельзя его трогать Отказ от эмоциональных реакций на нежелательное поведение Положительная (стимулирующая реакция на желательное поведение)  изменение обстановки  Ритуализация выхода

Правило «4 табу»

  • Без разрешения другого нельзя его трогать
  • Отказ от эмоциональных реакций на нежелательное поведение
  • Положительная (стимулирующая реакция на желательное поведение) изменение обстановки Ритуализация выхода

Каждый ребенок имеет право на качественное образование рядом со своим домом!!

Каждый ребенок имеет

право на качественное

образование рядом со своим

домом!!

 Дарите радость     детям! Будьте толерантны! Будьте толерантны! Будьте толерантны! Будьте толерантны! Будьте толерантны! Будьте толерантны!

Дарите радость

  • детям!
  • Будьте толерантны!
  • Будьте толерантны!
  • Будьте толерантны!
  • Будьте толерантны!
  • Будьте толерантны!
  • Будьте толерантны!
 «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и  стать полноценным его членом»   Дэвид Бланкет

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и

стать полноценным его членом»

  Дэвид Бланкет

Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ Педагог-психолог высшей квалификационной категории Руководитель ПМПК города Шахты Почетный работник Общего образования РФ. Белогура Анна Викторовна. Студентка 2 курса магистратуры , Южного Федерального Университета, Академия психологии и педагогики, специальное дефектологическое образование. Теория и методика работы с лицами аутистического спектра.

Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

Руководитель ПМПК города Шахты

Почетный работник Общего образования РФ.

Белогура Анна Викторовна.

Студентка 2 курса магистратуры , Южного Федерального Университета, Академия психологии и педагогики, специальное дефектологическое образование. Теория и методика работы с лицами аутистического спектра.

Образовательная среда в системе инклюзивного образования.

Образовательная среда в системе инклюзивного образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!