Обучающий семинар для педагогов.
«Факторы риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у воспитанников»
Цель: информировать педагогов учреждения о существовании проблемы подросткового суицида.
Задачи:
- сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства;
- рассмотреть меры профилактики и предупреждения подросткового суицида.
Целевая аудитория: воспитатели, педагоги.
Форма проведения: семинар.
Время проведения: 1 ч.
Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
Ход семинара.
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого воспитанника.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суидид – акт самоубийства с фатальным исходом. Самоубийство есть результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода (ВОЗ, 2001г).
Психологический смысл суицида – отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится.
Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни.
Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев - обратить на себя внимание.
Самоубийство не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно – если это не психотический больной. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.
Что нужно знать о суициде?
Суицид можно предотвратить.
Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя.
Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
Самоубийство может совершить каждый.
Виды суицидального поведения:
Истинное решение. В этом случае, молодые люди четко осознают все последствия своего решения. Они тщательно продумывают свои действия, желая достичь гарантированного результата. В случае просчетов, попытка повторяется через определенный промежуток времени.
Чувствительный (аффективный). Подобные акты суицида совершаются в состоянии аффекта, что выражается сильными переживаниями. В случае неудачи, действие навряд ли повторится снова, поскольку снижение остроты эмоций способствуют переменам в поведенческой модели.
Демонстративный. С помощью подобных поступков подросток хочет привлечь внимание окружающих к собственным проблемам. В этой ситуации, подросток не желает уйти из жизни, а использует суицид в качестве инструмента манипуляции. Повторяются многократно, иногда попытка может закончиться истинным суицидом.
Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне неотчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.
Причины суицида:
семейные конфликты, сложная психологическая обстановка в семье;
расставание с любимым человеком или его измена;
ссора с друзьями, конфликты с педагогами;
смерть кого-либо из близких родственников;
частое попадание ребенка в стрессовые ситуации;
затяжное депрессивное состояние подростка;
отсутствие перспектив в будущем;
низкая самооценка, трудности в самоопределении;
социально-экономическая дестабилизация;
употребление алкоголя или наркотиков снижает уровень самоконтроля
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом подростки из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.
Признаки (индикаторы) готовящегося суицида
Особенности поведения | - безрассудные поступки, связанные с риском для жизни - высокая импульсивность - уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими - общая заторможенность, бездеятельность или, напротив, двигательное возбуждение - употребление алкоголя и других ПАВ - враждебное отношение к окружающим - раздаривание вещей и пристраивание домашних животных - утрата интереса к тому, что раньше было значимо - самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности - ухудшение работоспособности - частые прогулы (отсутствие на определенных уроках) |
Эмоциональные проявления | - сниженное настроение, заторможенность, тоска - переживание горя - выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения - переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости -повышенная раздражительность, слезливость, капризность - тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь - тоскливое выражение лица, бедность мимики - резкие и необоснованные вспышки агрессии |
Словесные (непосредственные высказывания и записи на страничке в соцсетях) | - о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив - о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен…Всем только мешаю») - собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я – тварь. Всем приношу несчастья…») - шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил!») - сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты - фразы, связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся…, смотрю любимые фотографии…») |
Особенности внешнего вида и продуктов деятельности | - изменение внешнего вида - безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях - использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией) - интерес к неформальным объединениям , сайтам с суицидальной направленностью - рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей - тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла |
Какие цели преследуют подростки – суициденты:
Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже».
Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию.
Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.
Формы профилактики подростковой суицидальности:
Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя.
Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии.
Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
Неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах.
Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.
Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
Формирование у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
Общие рекомендации:
Не отталкивайте ребенка, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде. Не игнорируйте предупреждающие знаки.
Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».
Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.
Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он (она) могут почувствовать облегчение от осознания проблемы.
Постарайтесь узнать, есть у него (нее) план действий. Конкретный план — знак реальной опасности.
Убедите его (ее) в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше».
Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства.
Помогите ему (ей) постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.
Помогите ему (ей) понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Заключение
Коррекционная работа с подростками, склонными к суициду, не является самостоятельным процессом, ее необходимо осуществлять комплексно с привлечением педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков и т.д.
Помимо основных коррекционных мероприятий, дополнительно можно информировать о работе специальных служб оказания помощи, например, о телефоне доверия для детей и подростков: 8 – 800 – 2000 – 122.
Источники информации:
http://concord.websib.ru/?page_id=21313
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения для детей и подростков.
http://concord.websib.ru/?page_id=21313
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения.
http://concord.websib.ru/?page_id=21313
Программа профилактики суицидального поведения у детей и подростков.
4. Герасимова В.В., Невоструева Л. М., Башлай Э.Х. Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков: метод. рекомендации. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2017-42с.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн.-4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002-640с.
6. Банников, Г. С. Не допустить! / Г. С. Банников, Т. С. Павлова // Нарконет. — 2015. — № 4. — С. 23-25. Об особенностях поведения суицидального подростка, принципах и правилах консультирования суицидального клиента.
7. Логинова, Е. А. Экстренная психологическая помощь субъектам образовательной среды в случаях совершенного суицида несовершеннолетним / Е. А. Логинова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. — 2013. — № 3. — С. 26-33. — Библиогр.: с. 33 (16 назв.).
8. Суициды в детско-подростковом возрасте: распространенность, факторы риска, клиническая картина. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Методические рекомендации. Новосибирск, 2013-21с.