СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающий семинар для педагогов. "Факторы риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у воспитанников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы кризисов и суицидов в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения суицида.

Просмотр содержимого документа
«Обучающий семинар для педагогов. "Факторы риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у воспитанников»

Обучающий семинар для педагогов.

«Факторы риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у воспитанников»

Цель: информировать педагогов учреждения о существовании проблемы подросткового суицида.

Задачи:

- сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства;

- рассмотреть меры профилактики и предупреждения подросткового суицида.

Целевая аудитория: воспитатели, педагоги.

Форма проведения: семинар.

Время проведения: 1 ч.

Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.

Ход семинара.

В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого воспитанника.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суидид – акт самоубийства с фатальным исходом. Самоубийство есть результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода (ВОЗ, 2001г).

Психологический смысл суицида – отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится.

Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни.

Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев - обратить на себя внимание.

Самоубийство не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно – если это не психотический больной. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.

Что нужно знать о суициде?

  • Суицид можно предотвратить.

  • Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя.

  • Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.

  • Самоубийство может совершить каждый.

Виды суицидального поведения:

  • Истинное решение. В этом случае, молодые люди четко осознают все последствия своего решения. Они тщательно продумывают свои действия, желая достичь гарантированного результата. В случае просчетов, попытка повторяется через определенный промежуток времени.

  • Чувствительный (аффективный). Подобные акты суицида совершаются в состоянии аффекта, что выражается сильными переживаниями. В случае неудачи, действие навряд ли повторится снова, поскольку снижение остроты эмоций способствуют переменам в поведенческой модели.

  • Демонстративный. С помощью подобных поступков подросток хочет привлечь внимание окружающих к собственным проблемам. В этой ситуации, подросток не желает уйти из жизни, а использует суицид в качестве инструмента манипуляции. Повторяются многократно, иногда попытка может закончиться истинным суицидом.

Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне неотчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.

Причины суицида:

  • семейные конфликты, сложная психологическая обстановка в семье;

  • расставание с любимым человеком или его измена;

  • ссора с друзьями, конфликты с педагогами;

  • смерть кого-либо из близких родственников;

  • частое попадание ребенка в стрессовые ситуации;

  • затяжное депрессивное состояние подростка;

  • отсутствие перспектив в будущем;

  • низкая самооценка, трудности в самоопределении; 

  • социально-экономическая дестабилизация;

  • употребление алкоголя или наркотиков снижает уровень самоконтроля

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом подростки из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

Признаки  (индикаторы) готовящегося суицида


Особенности поведения

- безрассудные поступки, связанные с риском для жизни

- высокая импульсивность

- уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими

- общая заторможенность, бездеятельность или, напротив, двигательное возбуждение

- употребление алкоголя и других ПАВ

 - враждебное отношение к окружающим

- раздаривание вещей и пристраивание домашних животных

- утрата интереса к тому, что раньше было значимо

- самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности

- ухудшение работоспособности

-  частые прогулы (отсутствие на определенных уроках)

Эмоциональные проявления

- сниженное настроение, заторможенность, тоска

- переживание горя

- выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения

- переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости

-повышенная раздражительность, слезливость, капризность

- тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь

- тоскливое выражение лица, бедность мимики

- резкие и необоснованные вспышки агрессии

Словесные (непосредственные высказывания и записи на страничке в соцсетях)

- о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив

- о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен…Всем только мешаю»)

- собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я – тварь. Всем приношу несчастья…»)

- шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил!»)

- сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты

- фразы, связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся…, смотрю любимые фотографии…»)

Особенности внешнего вида и продуктов деятельности

- изменение внешнего вида

- безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях

- использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией)

- интерес к неформальным объединениям , сайтам с суицидальной направленностью

- рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей

- тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла


Какие цели преследуют подростки – суициденты:

  • Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже».

  • Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию.

  • Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.

  • Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.

  • Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.

Формы профилактики подростковой суицидальности:

  • Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя.

  • Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии.

  • Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.

  • Неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах.

  • Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.

  • Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.

  • Формирование у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.

Общие рекомендации:

  • Не отталкивайте ребенка, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.

  • Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде. Не игнорируйте предупреждающие знаки.

  • Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».

  • Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

  • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.

  • Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он (она) могут почувствовать облегчение от осознания проблемы.

  • Постарайтесь узнать, есть у него (нее) план действий. Конкретный план — знак реальной опасности.

  • Убедите его (ее) в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

  • Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше».

  • Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства.

  • Помогите ему (ей) постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.

  • Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.

  • Помогите ему (ей) понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Заключение

Коррекционная работа с подростками, склонными к суициду, не является самостоятельным процессом, ее необходимо осуществлять комплексно с привлечением педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков и т.д.

Помимо основных коррекционных мероприятий, дополнительно можно информировать о работе специальных служб оказания помощи, например, о телефоне доверия для детей и подростков: 8 – 800 – 2000 – 122.
















Источники информации:


  1. http://concord.websib.ru/?page_id=21313

Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения для детей и подростков.

  1. http://concord.websib.ru/?page_id=21313

Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения.  

  1. http://concord.websib.ru/?page_id=21313

Программа профилактики суицидального поведения у детей и подростков.

4. Герасимова В.В., Невоструева Л. М., Башлай Э.Х. Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков: метод. рекомендации. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2017-42с.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн.-4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002-640с.

6. Банников, Г. С. Не допустить! / Г. С. Банников, Т. С. Павлова // Нарконет. — 2015. — № 4. — С. 23-25. Об особенностях поведения суицидального подростка, принципах и правилах консультирования суицидального клиента.

7. Логинова, Е. А. Экстренная психологическая помощь субъектам образовательной среды в случаях совершенного суицида несовершеннолетним / Е. А. Логинова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. — 2013. — № 3. — С. 26-33. — Библиогр.: с. 33 (16 назв.).

8. Суициды в детско-подростковом возрасте: распространенность, факторы риска, клиническая картина. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Методические рекомендации. Новосибирск, 2013-21с.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!