СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающая презентация по теме "Подвижные игры"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая презентация по теме "Подвижные игры". Основные требования,рекомендации к организации подвижных игр на уроке физической культуры и переменах, занятий школьных и дошкольных учебных учереждениях.

Просмотр содержимого документа
«Обучающая презентация по теме "Подвижные игры"»

Подвижные игры Учитель физической культуры Рыбкина Светлана Николаевна МБОУ «СОШ №45» г.Чебоксары Чувашская республика

Подвижные игры

Учитель физической культуры

Рыбкина Светлана Николаевна

МБОУ «СОШ №45» г.Чебоксары

Чувашская республика

Понятие игры

Подвижная игра  – одно из важных средств всестороннего развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Подвижной  называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.

Главная цель подвижных игр – физическое развитие и оздоровление детей. Важность и необходимость использования подвижных игр в учебно-воспитательном процессе, и особенно в младших классах школы, ни у кого не вызывает сомнения. Движение – фундамент детского развития. Являясь фактором сохранения постоянства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для формирующегося организма становится костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг. Тем не менее, в настоящее время организации двигательной активности детей в период обучения уделяется неоправданно мало внимания.

Педагогический опыт показывает, что подвижные игры имеют большое значение в умственном и физическом развитии ребенка, так как:

  • активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем;
  • возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки;
  • подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений;
  • дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир;
  • в процессе игры активизируются память, внимание, развиваются мышление, воображение, дети учатся анализировать свои действия и действия товарищей;
  • развивается быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий;
  • подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе;
  • подвижные игры, вынуждая мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действительность, способствуют умственному развитию ребенка, развитию речи, мышления.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила

Классификация подвижных игр

Сложные – спортивные игры

Элементарные

имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни. Игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Спортивные игры – высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Для спортивных игр характерным является наличие сложной техники движений и определенной тактики поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь

Сюжетные 

не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

Бессюжетные   

Эти виды игр проводятся с небольшими группами детей. Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

Игры с предметами 

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

Игры-забавы 

Кроме того, подвижные игры классифицируют по следующим основаниям:

По их двигательному содержанию (игры с бегом, прыжками, метанием и др.):

  • Игры-сцеплялки – игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
  • Игры-перетягивания – силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
  • Догонялки – всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков.
  • Игры-эстафеты.
  • Поисковые игры игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
  • Игры на меткость – различные варианты «войнушки» и стрельбы по мишеням.
  • Игры на воде.
  • Прыгательные игры – игры со скакалкой, резинкой, «классики» и т.д.

По степени подвижности ребенка в игре: игры с малой, средней, большой подвижностью

  • К  играм большой подвижности  относятся, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.
  • Играми средней подвижности  называют те, в которых активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный или движение выполняется подгруппами.
  • В  играх малой подвижности  движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Классификация подвижных игр Индивидуальные (одиночные) Коллективные Свободные (вольные) Предспортивные Полуспортивные Некомандные Командные Без физического контакта с соперниками Без водящего С водящими Спортивные игры Музыкальные С физическим контакта с соперником

Классификация подвижных игр

Индивидуальные (одиночные)

Коллективные

Свободные (вольные)

Предспортивные

Полуспортивные

Некомандные

Командные

Без физического контакта с соперниками

Без водящего

С водящими

Спортивные игры

Музыкальные

С физическим контакта с соперником

Организация подвижных игр в учебно-воспитательном процессе

Место и количество тех и других игр, игровых упражнений в режиме дня должно быть предварительно спланировано учителем на основе тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития учеников. В любом классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижности).

Посредством простого наблюдения учитель может выявить группу  детей большой подвижности . Они наиболее активны и энергичны как в процессе уроков, так и на переменах, а в ходе организованных и самостоятельных подвижных игр чаще всего бывают лидерами. Вместе с тем нередко именно им бывают свойственны реактивность, неуравновешенность и конфликтность поведения. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть происходящего, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий, в том числе в играх со сверстниками.

Дети средней подвижности  отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто становятся инициаторами игр. Движения у них обычно уверенные, четкие, целенаправленные.

Малоподвижные дети пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держатся в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным, выбирая деятельность, не требующую большого пространства; даже на прогулках они мало двигаются.

Ресурсы режима жизнедеятельности Место и время проведения подвижных, оздоровительных игр и игр спортивного характера Школа Организационные формы Первая половина учебного дня Гимнастика до учебных занятий Физкультурные паузы на общеобразовательных уроках Перемены Динамические паузы между уроками Уроки физической подготовки Вторая половина учебного дня Прогулки, «часы здоровья», свободная детская деятельность в группе продленного дня Физкультурные праздники и досуги (общешкольные, параллельных классов или отдельного класса) Семья Секции (факультативы) подвижных, народных, спортивных или оздоровительных игр Вторая половина учебного дня, выходные дни Учреждения дополнительного образования Прогулки, самостоятельная стихийная и совместная со взрослым организованная двигательная деятельность Преимущественно вторая Детские оздоровительные лагеря, школьные площадки половина учебного дня, выходные дни Детские спортивные секции и школы Каникулы Разные виды игр в соответствии с оздоровительной программой лагеря или площадки

Ресурсы режима жизнедеятельности

Место и время проведения подвижных, оздоровительных игр и игр спортивного характера

Школа

Организационные формы

Первая половина учебного дня

Гимнастика до учебных занятий

Физкультурные паузы на общеобразовательных уроках

Перемены Динамические паузы между уроками

Уроки физической подготовки

Вторая половина учебного дня

Прогулки, «часы здоровья», свободная детская деятельность в группе продленного дня

Физкультурные праздники и досуги (общешкольные, параллельных классов или отдельного класса)

Семья

Секции (факультативы) подвижных, народных, спортивных или оздоровительных игр

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Учреждения дополнительного образования

Прогулки, самостоятельная стихийная и совместная со взрослым организованная двигательная деятельность

Преимущественно вторая

Детские оздоровительные лагеря, школьные площадки

половина учебного дня, выходные дни

Детские спортивные секции и школы

Каникулы

Разные виды игр в соответствии с оздоровительной программой лагеря или площадки

Особенности организации игр

Продолжительная и относительно однообразная умственная работа, к которой ребенок 6-7 лет еще не привык, физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать. Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, состояние в целом активизируется. Движения для игр-физкультминуток подбираются так, чтобы по своему характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы, движению рук детей во время урока и снимали застойные явления, вызываемые сидением за партой, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника. В них целесообразно, например, включать игры и игровые упражнения для снятия:

  • утомления глаз;
  • напряжения мышц кисти;
  • общего утомления и др.

Педагогическое внимание должно быть нацелено на соотнесение качества и числа игр во время физкультурных пауз на уроках с днем учебной недели, сезонными и погодными условиями, общим самочувствием учеников класса и их эмоциональным настроем в тот ли иной конкретный день и на том или ином конкретном уроке.

Организация игр на переменах

На других уроках (естествознании, ручном труде, пении, рисовании), когда позы детей бывают более свободными, игры-физкультминутки могут иметь сравнительно небольшую интенсивность. Однако если они проводятся на 4-м или 5-м уроках, т.е. в период наибольшего утомления, то, независимо от вида учебной работы, игровому отдыху рекомендуется уделять достаточно много времени.

На школьных переменах  используются игры не только малой, но и средней подвижности .

Подвижные игры могут быть направлены как на увеличение объема двигательной активности, так и на формирование навыков организации деятельности и решение рекреационных задач. Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности; и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Экспериментально доказано, например, что сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление.

Наиболее благотворное влияние на работоспособность и здоровье учеников начальной школы оказывают перемены, организованные на открытом воздухе в виде игр средней подвижности, когда ходьба и бег занимают от 60 до 80 % времени перемены

Вместе с тем на переменах не нужно допускать повышенных физических нагрузок учеников и разрешать им двусторонние игры (футбол, баскетбол и др.). Игры большой интенсивности чрезвычайно возбуждают детей, они не успевают успокоиться к началу урока и с трудом переключаются на учебную деятельность

Педагог должен учесть

Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы они научились играть в подвижные игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца.

Также при организации подвижных игр педагогу необходимо учитывать следующие требования:

  • для лучшего усвоения знаний, умственную нагрузку следует чередовать с подвижными играми;

подвижные игры для младших школьников должны быть преимущественно командными, так как в этом возрасте детям не рекомендуют устраивать игры с переносом тяжестей или перетягиванием, с длительным сохранением статического положения тела или с однообразными движениями;

  • младшие школьники имеют свои особенности сердечно-сосудистой системы и всего организма в целом, поэтому нагрузка в играх должна быть дозирована – периоды движения в игре должны быть короткими, но достаточно интенсивными, обязательно должны присутствовать небольшие периоды для отдыха;
  • дети младшего школьного возраста обожают разнообразные турниры, ведь в них так легко реализовать свою жажду победы и соревнования, поэтому игры должны быть в основном соревновательного характера;
  • во время подвижных игр необходимо строго соблюдать правила техники безопасности;
  • подвижные игры должны преимущественно проводиться на свежем воздухе.

К играм, подбираемым для подвижной перемены, предъявляются следующие требования:

1. Упражнения в играх должны быть гигиеничны и соответствовать анатомно-физиологическим и психологическим особенностям учащихся конкретного возраста.

2. Необходимо подбирать игры, простые по содержанию, доступные, вызывающие у детей определенный интерес.

4. На переменах не следует проводить игры, имеющие остроконфликтный характер, вызывающие чрезмерный игровой азарт.

5. Игры должны содержать упражнения, которые представляют известную трудность, однако преодолимую.

Пример подвижных карточек

Пример подвижных карточек


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!