Общие положения о лаборатории мониторинга гимназии № 33
I.1 Цели службы мониторинга
Служба мониторинга учебно-воспитательного процесса создана в гимназии с целью сбора, обработки, анализа и хранения информации, необходимой для оптимального функционирования и развития школы, как субъекта государственной, региональной и муниципальной образовательной политики.
Эффективная система мониторинга является одним из определяющих факторов успешности технологии управления качеством учебно-воспитательного процесса в условиях современной школы адаптивного типа, поэтому организация её функционирования и развития является важнейшей задачей всего педагогического коллектива школы.
Настоящее положение конкретизирует задачи, стоящие перед школьной службой мониторинга, определяет алгоритмы, методы их решения, приоритетные направления работы, сроки и ответственных за её выполнение. Задачи службы мониторинга могут быть постоянными, определяемыми цикличностью учебного года и временными, разовыми, определяемыми конкретной ситуацией.
1.2Организаторы и участники мониторинга
Общее руководство службой мониторинга осуществляет директор школы.
Непосредственными исполнителями исследований могут быть все участники учебно-воспитательного процесса, имеющие соответствующие полномочия, специальные навыки и необходимый инструментарий (анкеты, критерии оценки, вопросники, измерители обученности и т.д.), утверждённые администрацией школы.
1.3 Доступ к информации.
Информация, накопленная службой мониторинга, как правило, является открытой и общедоступной. Доступ к информации всех заинтересованных лиц и организаций обеспечивается администрацией школы. Отдельные виды информации могут составлять служебную тайну. Виды такой информации и порядок доступа к ней определяется решением педагогического совета по
представлению администрации школы. Закрытой информацией являются любые сведения, разглашение которых может нанести моральный, материальный или иной вред участникам учебно-воспитательного процесса. Лица, допустившие разглашение таких сведений несут административную ответственность. К числу таких сведений могут относиться данные о семьях асоциального типа, «трудных» детях, личностных особенностях детей, состоянии их здоровья и т.д.. Открытая информация может размещаться на веб-сайте школы, быть доступной в локальной сети школы.
II. Основные параметры, отслеживаемые школьной
службой мониторинга
Сведения о результатах обученности учащихся. Блок информации включает в себя абсолютные показатели обученности и качества обученности (сколько учащихся получили те или иные оценки), процентное выражение этих показателей, сведения о динамике этих показателей за сравнимые периоды. Массив данных формируется лабораторией мониторинга гимназии. Хранение: сводные таблицы на бумажных и электронных носителях. Данные представляют особую важность как один из основных параметров качества учебно-воспитательного процесса.
Сведения об уровне воспитанности учащихся. Данные формируются лабораторией мониторинга гимназии с привлечением классных руководителей и других компетентных педагогических работников, они включают в себя показатели сводной таблицы изучения личностно-психологических особенностей личности школьников по классам о занятости учащихся в системе дополнительного образования, её эффективности и т.д. Данные используются при планировании воспитательной работы с учащимися, анализе её результативности, прогнозировании достижений. База данных формируется на начало учебного года, в течение учебного года пополняется в конце каждой учебной четверти, а в течение учебного года - в соответствии с планом работы школы.
Сведения о ходе выполнении учебных программ. Данные отслеживаются на конец учебных
четвертей учебного года. Включают в себя прохождение учебного материала, сведения об их выполнении.
Сведения о социуме. По данным классных руководителей собираются данные о
социально неблагополучных семьях, о родителях имеющих льготы, семьях асоциального типа. Данные используются при организации работы с семьями учащихся, при распределении материальной помощи (питание, бесплатные учебники и др.). Хранятся в виде таблиц, в электронном виде.
Сведения о личностных особенностях учащихся. Работа по сбору сведений выполняется
классными руководителями, контролируется и обобщается лабораторией мониторинга. Хранятся в виде бумажного документа и в электронном виде.Сведения должны быть доступны для использования всеми педагогическими работниками, этим, в частности, достигается связь классных руководителей и учителей-предметников. К этому массиву информации относятся также сведения о правонарушениях, совершённых учащимися, о постановке их на внутришкольный профилактический учёт, учет в правоохранительных органах, о вредных привычках, результаты медосмотров, травматизма учащихся и т.д. Сведения составляют основу анализа и сравнения результатов педагогической деятельности, являются основанием для её планирования.
Сведения о пропусках уроков. Информационный блок включает в себя сведения о пропусках учащимися уроков по болезни, по неуважительным причинам. Данные сводятся в конце каждой четверти по классам классными руководителями, по школе – лабораторией мониторинга. Используются при анализе валеологических аспектов учебно-воспитательного процесса, при организации профилактики случаев безнадзорности и беспризорности детей школьного возраста, анализе качества учебно-воспитательного процесса.
Сведения о несчастных случаях с учащимися. В конце каждой четверти данные представляются классными руководителями.
Сведения о физическом развитии учащихся.Информационный блок включает в себя участие в спортивных соревнованиях различного уровня. Используется при планировании внеклассной работы по физвоспитанию, организации взаимосвязи основного и дополнительного образования в пределах образовательной области «Физическая культура», при формировании сведений о развитии учащихся, при анализе качества учебно-воспитательного процесса.
Методическая работа. Информационный блок содержит сведения о технологиях, приёмах,
методиках работы педагогических работников, а также аттестация, курсовая подготовка учителей, участие в профессиональных конкурсах, ИКТ-компетентность учителей, участие в МО, подготовка победителей олимпиад, медалистов. Данные используются при анализе эффективности учебно- воспитательного процесса, при обобщении передового педагогического опыта.
Сведения о распределении выпускников. Один из наиболее важных показателей работы школы. Сведения собираются на начало каждого учебного года учитывается фактическое распределение выпускников, сводятся заместителем директора. Учитываются сведения о поступлении выпускников школы в другие учебные заведения для продолжения обучения, о трудоустройстве или нетрудоустройстве. Данные используются при организации и анализе эффективности профориентационной работы с учащимися, предпрофильной подготовки, при проектировании учебного плана, оценке качества учебно-воспитательного процесса.
III.Совершенствование школьной
службы мониторинга.
По мере появления необходимости развития этой службы, отслеживания и обработки новых показателей исследуемой среды, директор школы корректирует существующее или разрабатывает новое положение о службе мониторинга в школе.