СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание в 9 классе, теория к ГИА(ОГЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для самоподготовки к экзамену по обществознанию в 9 классе, теория ГИА (ОГЭ). Тема "Социальная сфера". ...

Просмотр содержимого документа
«Обществознание в 9 классе, теория к ГИА(ОГЭ)»

9 класс. Тема 2. Социальная сфера

1 Социальная структура общества

2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями

3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

4 Социальные ценности и нормы

5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и

алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость

здорового образа жизни

6 Социальный конфликт и пути его решения

7 Межнациональные отношения

  1. Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. Социальная структура – деление общества на группы, социальные слои, объединенные определенным имущественным, профессиональным или иным общим социальным признаком.

  2. Выделяют 3 слоя: низшая, средняя ,высшая. Статус – положение человека на социальной лестнице (в социальной структуре).

  3. Любое крупное сообщество людей делится на разнообразные группы и слои. Причины такого расслоения общества могут быть самыми различ­ными: наличие собственности или ее отсутствие; различие социального престижа и отношения к власти; неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе; генетические черты и предписанные статусы (происхождение, родственные связи, личные качества, способности); разное граждан­ство; специфический род занятий; религиозная или национальная принадлежность и т.д.

  4.  Социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других. Таким образом, основной отличительной чертой социальной группы является взаимодействие между ее членами. Люди, находящиеся в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-либо внешняя причина не заставит их взаимодействовать друг с другом.

  5. Группы могут быть первичными и вторичными: Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа­ния). Здесь обычно формируется личность, каж­дый находит интимную среду, симпатии и воз­можности реализации личностных интересов. Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

  6. Основные элементы социальной структуры общества:

•  Классы (рабочие, служащие, интеллигенция);
•  Жители города и деревни;
•  Представители умственного и физического труда;
•   Сословия (средний класс, духовенство, предприниматели, богема);
•    Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);
•    Национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Понятно, что в разное время социальная структура общества была не одинаковой. В этой связи выделяют типы социальных структур:

• Рабовладельческого общества (рабы и рабовладельцы);
• Феодальное общество (феодалы, крепостные крестьяне, духовенство, ремесленники, купцы);
•  Капиталистическое общество (рабочие, крестьяне, служащие, бизнесмены, промышленники,банкиры,духовенство);
•  Социалистическое общество (рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, предприниматели, другие профессиональные группы).

Надо заметить, что с развитием общества его социальная структура усложняется. Также и связи и отношения между людьми становятся все глубже и сложнее. 

Этническая группа — группа людей, имею­щих общие культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частич­ное общее происхождение и которые сами осо­знают свою причастность к общей группе. Осво­енные и воспринятые этнические различия — язык, культура, религия, а расовые черты пере­даются по наследству.

Как правило, в современных государствах жи­вут многочисленные этнические группы. Характерная черта этнической группы — ее члены классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Таким образом, этническую общность можно охарак­теризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, общее происхождение и осозна­ющих свою причастность к единой группе.

Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей, существовавших в истории человечества — племена, народности и нации. Племена считаются исторически пер­вым этническим объединением. С возникнове­нием государств, племена стали превращаться в народности — более крупные общности с един­ством языка, территории, экономическими и культурными связями. Под нациями понимает­ся устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культу­ры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при возникнове­нии наций являются налаженные отношения — экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений.

Социальная группа по численности может быть большой и малой, по характеру взаимоот­ношений — первичной и вторичной, по спосо­бу организации — формальной и неформаль­ной, по количеству ценностей — односторонней и многосторонней.

Социальные нормы — общие правила ре­гулирования отношений людей в обществе. Среди них выделяют:

-     обычаи (традиции, обряды) — историчес­ки сложившиеся образцы и правила пове­дения;

-     правовые нормы — нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, где чет­ко описаны границы поведения и наказа­ния;

-     моральные нормы — духовно-нравственные  ценности;

-     политические нормы — нормы, регулиру­ющие отношения между личностью и властью, между социальными группами;

-   религиозные нормы — нормы морали, под­держиваемые сознанием верующих и ре­лигиозной верой;

-  эстетические нормы — представления о прекрасном и безобразном;

-  правила этикета — образцы правильного поведения и общения;



  1. Семья – малая социальная группа , социальный институт, ячейка общества, начальный этап социализации индивида. Главный юридический признак семьи –регистрация в органах ЗАГС. Главный социологический признак – наличие ребенка.

Функции семьи: воспроизведение (репродукция), воспитание детей, социализация подрастающего поколения, хозяйственная, статусная ,эмоциональная, рекреационная.

Типы семей: патриархальная и партнерская, полная и неполная, нуклеарная и расширенная, малодетная - среднедетная и многодетная.

Семья признается учеными основным носите­лем культурных образцов, наследуемых из поко­ления в поколение, а также необходимым усло­вием социализации личности.

Семья — группа, состоящая из двух или более человек, связанных друг с другом браком, кровной связью или усы­новлением (удочерением), ведущих совместное хозяйство, вступающих во взаимодействие в семейных ролях и хранящих унаследованную культуру, добавляя к ней выработанные совме­стно новые общие черты.

Семья и общество — маленькая и большая ча­сти одной и той же системы. Семья регулирует отношения полов, препятствует беспорядочным сексуальным связям. Ее основными задачами являются: рождение детей; формирование и вос­питание подрастающего поколения; эмоциональ­ная разрядка; физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи; установ­ление тесных экономических отношений.

Различают две основные формы организации семьи — супружескую и родственную.

В супружеской семье участниками отношений являются муж, жена и их дети. Они живут от­дельно, имеют собственное хозяйство, достаточ­но самостоятельны материально. Отношения с другими родственниками могут быть более или менее тесными, но в любом случае не существу­ет сильной зависимости от них.

При родственной организации семьи супруги и их дети живут вместе с другими родственни­ками и ведут общее хозяйство. Такая традиция характерна для многих восточных народов.

Брак — это социально признанный союз двух взрослых людей разного пола, они становятся родственниками. Существует «открытый брак» (гражданский) — форма совместного прожива­ния, союз двух людей без официальной регист­рации. Основными формами брака являются: моногамия (единобрачие) — одновременно у человека может быть одна жена или один муж; полигамия (многобрачие, групповой брак, по­лигиния или полиандрия) — муж или жена
имеют больше, чем одного супруга.

  1.  Российское законодательство о браке и семье

В России для заключение брака необходимо: взаимное добровольное согласие вступающих в брак, достижение брачного возраста — с 18 лет (но могут быть исключения по решению мест­ных властей — с 16 лет), отсутствие другого за­регистрированного брака, отсутствие близких родственных отношений (по прямой линии) между вступающими в брак, дееспособность вступающих в брак, заключение в органах запи­си актов гражданского состояния (ЗАГС). Может быть заключен брачный договор (в письменной форме и с нотариальным заверением) о правах и обязанностях супругов по содержанию семьи, имущественных условиях расторжения брака.

При взаимном согласии супругов и отсутствии несовершеннолетних детей брак может быть ра­сторгнут в загсе. Также это может быть сделано по заявлению лишь одного из супругов, если вто­рой супруг признан недееспособным, признан судом безвестно отсутствующим, осужден за со­вершение преступления приговором суда к ли­шению свободы на срок более 3 лет. В случае возникновения споров (о детях, разделе имуще­ства и др.) дело решается в суде.

Брак признается недействительным в случае несоблюдения условий его заключения, фиктивности брака, наличия у одного из суп­ругов ВИЧ-инфекции, венерических заболе­ваний.



Нормы семейного права регламентируют:

- условия заключения брака

- порядок заключения и содержание брачного договора

- права и обязанности родителей и детей

- порядок регистрации Ф.И.О. ребенка

- расторжение брака в органах ЗАГС или в суде

- ограничение или лишение родительских прав

- формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей

- порядок регистрации брака

- права и обязанности супругов         

- имущество супругов и имущество детей

- условия признания брака недействительным 

     Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства и в некоторых, предусмотренных Семейным кодексом, случаях гос. органами, или органами опеки и попечительства.

          Права и обязанности супругов:

- каждый из супругов свободен в выборе занятий, профессии, мест пребывания и жительства

- фамилию при заключении брака супруги выбирают по своему желанию

- вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, др. вопросы семейной жизни

  супруги решают самостоятельно по обоюдной договоренности

- имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (доходы от   их трудовой деятельности, пенсии, пособия, др. денежные выплаты, приобретенные на общие  доходы движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, вклады, доли в капитале и др. имущество,  независимо от того, на имя кого из них оно оформлено или кто из них внес денежные средства)

- до или в период брака между супругами может быть заключен брачный договор, определяющий  их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения - ответственность супругов за вред, причиненный их несовершеннолетним детям, обращается на   общее имущество супругов.



  1. В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В рамках провозглашенной всемирной поддержки материнства, детства и семьи со стороны государства в России действует единая система государственных пособий, компенсаций и льгот гражданам, имеющим детей, выдаваемых в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Государство обеспечивает выплату пособия при рождении детей; осуществляет различные виды помощи и предоставляет льготы беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, многодетным семьям, семьям, имеющим больных детей; устанавливает порядок предоставления отпусков по беременности и родам, определяет ответственность должностных лиц в случае нарушения прав женщин и детей, устанавливает гарантии защиты их прав.

  2. Социальная группа — объединение людей с це­лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи­ми чертами психологического склада), профес­сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по опреде­ленному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

  3. Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

  4.  Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группу характеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий.

     Малые группы бывают:

- условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);

- реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);

- естественными (складывающимися сами по себе).

            Естественные группы делятся на:

- формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

- неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давле­ние определяют возможные модели поведения: конформизм или приспособленчество (измене­ние человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии), внушаемость (человек принимает линию поведения), активное согла­сие (сознательное отстаивание интересов груп­пы), нонконформизм (несогласие с большин­ством, отстаивание собственных интересов).



Группы могут быть первичными и вторичными.

Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа­ния). Здесь обычно формируется личность, каж­дый находит интимную среду, симпатии и воз­можности реализации личностных интересов.

Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.



  1. Социальная роль– некий образчик поведения, эталон. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения. Примеры социальных ролей: ученик, гражданин, сын, друг, потребитель, пассажир, сосед и т.д.

  2. Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, Социальные нормы: традиции и обычаи, религиозные, моральные, правовые, политические, экономические.

Отклоняющееся поведение – отклоняется от социальных норм, иногда противоправно. Алкоголизм, преступность, наркомания, неадекватное поведение.

Социальные ценности: духовные ценности общества , то, что ценно именно для данного социума.

  1. Нации и межнациональные отношения в современном мире.

Этносы - это исторически сложившиеся большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.

     Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка и культуры.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью. Нации формируются в период развития товарно-денежных отношений. Им предшествуют племя и народность.

         Нация - исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью.

      Основные признаки нации:

- национальный культурный язык

- национальная культура (музыка, театр, кино и т.д.)

- единство социальной и экономической жизни

- традиции и обычаи

- школа

- пресса

- общность территории

       Национальная культура - включает в себя все достояние народа, способ его существования, приспособления к природно-географической и общественно-исторической среде, в которой он живет.     Национальная культура включает в себя: язык, литературу, музыку; формы одежды; все виды пищи, конструкцию и внутреннее убранство жилища, праздники, обряды, традиции, обычаи, формы этикета.

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавлива­ет экономические, политические, идеологичес­кие, культурные, правовые, дипломатические и другие связи.

Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периоди­ческими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравно­правными.

     Национальный вопрос - это вопрос о самоопределении нации и преодолении этнического неравенства. Корни национального вопроса - в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и могущественные государства покоряли слабые и отсталые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения.

         Причины межнациональных конфликтов:

- неудовлетворенность нации, не имеющей собственной государственности

- произвольно установленные национально-территориальные границы

- опасность размывания этноса в результате притока иноязычного населения

- ограничения в использовании национального языка

- ущемление прав и свобод по национальному признаку

            При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области нац. отношений:

- отказа от насилия и принуждения;

- поиска согласия на основе единодушия всех участников;

- признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

- готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Особенности межличностных отношений

           

Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

            Типы межличностных взаимодействий:

- между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)

- между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)

- между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)

- между многими и многими людьми (между членами неорганизованной толпы)

            Формальные межличностные отношения:

- переговоры о приеме на работу;

- беседа директора с родителями ученика

- отношения между должностными лицами в служебное время

- назначение деловой встречи по телефону

            Неформальные межличностные отношения:

- вечеринка друзей;

- поездка с приятелями на пикник;

- туристический поход;

- знакомство с соседом

- беседа с приятелем по телефону.

Межличностные отношения можно оха­рактеризовать как взаимодействие, взаимопо­нимание и взаимовосприятие людей.

Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (се­мья, коллектив, группа).

Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, друж­ба, любовь). В межличностных отношениях иногда воз­никают конфликты.

Конфликт — столкновение противополож­ных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.

Консенсус, компромисс — согла­сие, взаимное соглашение по какому-либо воп­росу.

Причины межличностных конфликтов:

- неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.

- негативные чувства: зависть, корысть и т.п.

- возрастные

- из-за различных представлений по принципиальным вопросам

- из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни

-из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения
- по «эффекту заражения» (от одного к другому)

К теме 1:



            К числу социальных последствий НТР относится

- рост требований к подготовке специалистов

- увеличение доли работающих в сфере обслуживания

 -увеличение продолжительности обучения в школе
    - рост образования населения

Типы обществ:

1) доиндустриальный (традиционный)- состязание человека с природой

            Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2) индустриальный - состязание человека с преобразованной природой

            Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3) постиндустриальный - состязание между людьми

            Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4) Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!