СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие свойства живых организмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

в презентации помещены задания для проверки предыдущей темы и раскрываются  общие свойств живых организмов и объясняются причины их многообразия.

Просмотр содержимого документа
«Общие свойства живых организмов»

9 класс Урок 3

9 класс

Урок 3

Задачи биологии Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия. Выявление связей между строением и условиями окружающей среды. Изучение вопросов возникновения и развития жизни на Земле. Охрана живой природы.

Задачи биологии

  • Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия.
  • Выявление связей между строением и условиями окружающей среды.
  • Изучение вопросов возникновения и развития жизни на Земле.
  • Охрана живой природы.
1.Наблюдение Е) Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления 2.Описательный Д) Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели 3.Сравнительный Г) Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств 4.Эксперимент В) Собирание и описание фактов 5.Исторический Б) Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия 6.Моделирование А) Выяснение закономерностей появления и развития организмов

1.Наблюдение

Е) Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления

2.Описательный

Д) Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели

3.Сравнительный

Г) Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств

4.Эксперимент

В) Собирание и описание фактов

5.Исторический

Б) Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия

6.Моделирование

А) Выяснение закономерностей появления и развития организмов

«…… (А) собирает то, что ему  предлагает природа, ………(Б) же берет у природы то, что он хочет».  И.П.Павлов

«…… (А) собирает то, что ему

предлагает природа, ………(Б) же

берет у природы то, что он хочет».

И.П.Павлов

3. Подберите каждому методу, соответствующее оборудование 1 2 3  1.Наблюдение 2.Описание 3. Измерение 4.Сравнительный 5.Эксперимент 6.Исторический 7.Моделирование  4 5 6 7

3. Подберите каждому методу, соответствующее оборудование

1

2

3

1.Наблюдение

2.Описание

3. Измерение

4.Сравнительный

5.Эксперимент

6.Исторический

7.Моделирование

4

5

6

7

Как вы думаете, это тело является живым или не живым?

Как вы думаете, это тело является живым или не живым?

Какие признаки в этом определении жизни самые существенные?   Материальный носитель жизни – белковое тело Способ существования – самообновление

Какие признаки в этом определении жизни самые

существенные?

Материальный носитель жизни – белковое тело

Способ существования – самообновление

ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО № СВОЙСТВО 1. ХАРАКТЕРИСТИКА 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО

СВОЙСТВО

1.

ХАРАКТЕРИСТИКА

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Обеспечивает явление наследственности и изменчи - вости и самовоспроизведение. Источники энергии, компоненты мембран клеток – жиры Основные структурные компоненты и биологические катализаторы - белки Целлюлоза – углевод.

Обеспечивает явление наследственности и изменчи - вости и самовоспроизведение.

Источники энергии, компоненты мембран клеток – жиры

Основные структурные компоненты и биологические катализаторы - белки

Целлюлоза – углевод.

2. Клетка – структурная единица всех организмов

2. Клетка – структурная единица всех организмов

3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ  Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организмов со средой и поддержание его жизни

3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ

  • Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организмов со средой и поддержание его жизни
4. РАЗМНОЖЕНИЕ И САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ  Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни

4. РАЗМНОЖЕНИЕ И САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

  • Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни
5.НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ  НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - способность организмов передавать признаки потомкам. ИЗМЕНЧИВОСТЬ – свойства организмов приобретать различия в пределах вида.

5.НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - способность организмов передавать признаки потомкам.
  • ИЗМЕНЧИВОСТЬ – свойства организмов приобретать различия в пределах вида.
6. РАЗДРАЖИМОСТЬ  Раздражимость – свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и выживать в изменяющихся условиях

6. РАЗДРАЖИМОСТЬ

  • Раздражимость – свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и выживать в изменяющихся условиях
 Приспособленность (Адаптация) Особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни. Хищник Жертва Острые зубы  Яды, шипы Острые когти, клюв Угрожающая поза, окраска Быстрый бег, подкарауливание  Покровительственная окраска

Приспособленность (Адаптация)

Особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни.

Хищник

Жертва

Острые зубы

Яды, шипы

Острые когти, клюв

Угрожающая поза, окраска

Быстрый бег, подкарауливание

Покровительственная окраска

7. РОСТ И РАЗВИТИЕ  Способность к росту и развитию – общее свойство живого (рост – количественный признак, развитие – качественный признак)

7. РОСТ И РАЗВИТИЕ

  • Способность к росту и развитию – общее свойство живого (рост – количественный признак, развитие – качественный признак)
8. ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ необратимое и направленное развитие природы, сопровождающееся образованием новых видов и усложнением жизни.

8. ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

  • необратимое и направленное развитие природы, сопровождающееся образованием новых видов и усложнением жизни.
9. ДИСКРЕТНОСТЬ

9. ДИСКРЕТНОСТЬ

вывод Если только хотя бы один из признаков не соответствует классу живых организмов, то он уже не может называться живым. Одной из основных особенностей живой клетки является наличие в составе нуклеиновой кислоты и ряда белковых соединений. Это фундаментальное отличие живых объектов.  Неживых тел с такой особенностью на Земле не существует.

вывод

  • Если только хотя бы один из признаков не соответствует классу живых организмов, то он уже не может называться живым.
  • Одной из основных особенностей живой клетки является наличие в составе нуклеиновой кислоты и ряда белковых соединений. Это фундаментальное отличие живых объектов. Неживых тел с такой особенностью на Земле не существует.
Задание 1  Какое явление, свойственное всем живым системам, лежит в основе приведенных фактов? 1) лягушка не может жить в соленой воде, а в пресной выделяет много мочи; 3) в кровь человека, содержащую воду, необходимо вводить физиологический раствор . 2) живая сельдь в морской воде «несоленая»;

Задание 1

Какое явление, свойственное всем живым системам, лежит в основе приведенных фактов?

1) лягушка не может жить в соленой воде, а в пресной выделяет много мочи;

3) в кровь человека, содержащую воду, необходимо вводить физиологический раствор .

2) живая сельдь в морской воде «несоленая»;

Вывод:  В приведенных примерах соблюдается постоянство структурно-функциональной организации – За счет чего состав внутренней среды организмов остается постоянным?    Живой организм Питание Дыхание 1. Выделение 1. Обмен веществ (метаболизм)

Вывод:

В приведенных примерах соблюдается постоянство структурно-функциональной организации –

За счет чего состав внутренней среды организмов остается постоянным?

Живой организм

  • Питание
  • Дыхание

1. Выделение

1. Обмен веществ (метаболизм)

3. В основе какого свойства живого лежат эти структуры?

3. В основе какого свойства живого лежат эти структуры?

Почему возникают различия между родителями и потомками?

Почему возникают различия между родителями и потомками?

 5.Проанализируйте высказывание К. Гробстейна и укажите свойства живого, используемые в данном определении жизни:

5.Проанализируйте высказывание К. Гробстейна и укажите свойства живого, используемые в данном определении жизни:

Домашнее задание   Параграф 3 .

Домашнее задание Параграф 3 .

Ответы 1 в 1)1-г 2-в 3-б 2) А – наблюдение Б – опыт 3) 1-3, 2-4, 3-1, 4-2 2в 1) 4-е, 5-а, 6-д 2) А – наблюдение Б – опыт 3) 5-5, 6-7, 7-6

Ответы

  • 1 в
  • 1)1-г 2-в 3-б
  • 2) А – наблюдение
  • Б – опыт
  • 3) 1-3, 2-4, 3-1, 4-2
  • 1) 4-е, 5-а, 6-д
  • 2) А – наблюдение
  • Б – опыт
  • 3) 5-5, 6-7, 7-6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!