9 класс
Урок 3
Задачи биологии
- Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия.
- Выявление связей между строением и условиями окружающей среды.
- Изучение вопросов возникновения и развития жизни на Земле.
- Охрана живой природы.
1.Наблюдение
Е) Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления
2.Описательный
Д) Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели
3.Сравнительный
Г) Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств
4.Эксперимент
В) Собирание и описание фактов
5.Исторический
Б) Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия
6.Моделирование
А) Выяснение закономерностей появления и развития организмов
«…… (А) собирает то, что ему
предлагает природа, ………(Б) же
берет у природы то, что он хочет».
И.П.Павлов
3. Подберите каждому методу, соответствующее оборудование
1
2
3
1.Наблюдение
2.Описание
3. Измерение
4.Сравнительный
5.Эксперимент
6.Исторический
7.Моделирование
4
5
6
7
Как вы думаете, это тело является живым или не живым?
Какие признаки в этом определении жизни самые
существенные?
Материальный носитель жизни – белковое тело
Способ существования – самообновление
ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО
№
СВОЙСТВО
1.
ХАРАКТЕРИСТИКА
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Обеспечивает явление наследственности и изменчи - вости и самовоспроизведение.
Источники энергии, компоненты мембран клеток – жиры
Основные структурные компоненты и биологические катализаторы - белки
Целлюлоза – углевод.
2. Клетка – структурная единица всех организмов
3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ
- Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организмов со средой и поддержание его жизни
4. РАЗМНОЖЕНИЕ И САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
- Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни
5.НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ
- НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - способность организмов передавать признаки потомкам.
- ИЗМЕНЧИВОСТЬ – свойства организмов приобретать различия в пределах вида.
6. РАЗДРАЖИМОСТЬ
- Раздражимость – свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и выживать в изменяющихся условиях
Приспособленность (Адаптация)
Особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни.
Хищник
Жертва
Острые зубы
Яды, шипы
Острые когти, клюв
Угрожающая поза, окраска
Быстрый бег, подкарауливание
Покровительственная окраска
7. РОСТ И РАЗВИТИЕ
- Способность к росту и развитию – общее свойство живого (рост – количественный признак, развитие – качественный признак)
8. ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
- необратимое и направленное развитие природы, сопровождающееся образованием новых видов и усложнением жизни.
9. ДИСКРЕТНОСТЬ
вывод
- Если только хотя бы один из признаков не соответствует классу живых организмов, то он уже не может называться живым.
- Одной из основных особенностей живой клетки является наличие в составе нуклеиновой кислоты и ряда белковых соединений. Это фундаментальное отличие живых объектов. Неживых тел с такой особенностью на Земле не существует.
Задание 1
Какое явление, свойственное всем живым системам, лежит в основе приведенных фактов?
1) лягушка не может жить в соленой воде, а в пресной выделяет много мочи;
3) в кровь человека, содержащую воду, необходимо вводить физиологический раствор .
2) живая сельдь в морской воде «несоленая»;
Вывод:
В приведенных примерах соблюдается постоянство структурно-функциональной организации –
За счет чего состав внутренней среды организмов остается постоянным?
Живой организм
1. Выделение
1. Обмен веществ (метаболизм)
3. В основе какого свойства живого лежат эти структуры?
Почему возникают различия между родителями и потомками?
5.Проанализируйте высказывание К. Гробстейна и укажите свойства живого, используемые в данном определении жизни:
Домашнее задание Параграф 3 .
Ответы
- 1 в
- 1)1-г 2-в 3-б
- 2) А – наблюдение
- Б – опыт
- 3) 1-3, 2-4, 3-1, 4-2
- 2в
- 1) 4-е, 5-а, 6-д
- 2) А – наблюдение
- Б – опыт
- 3) 5-5, 6-7, 7-6