СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие аспекты кураторской методики. Сценарий ретроспективной встречи на примере одного из протоколов.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методика позволяет, не нарушая этических норм, работать с молодыми специалистами, а также обмениваться опытом учителям со стажем. Посещать уроки, затрагивая выделенные аспекты педагогической деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Общие аспекты кураторской методики. Сценарий ретроспективной встречи на примере одного из протоколов.»



Общие аспекты кураторской методики.

Сценарий ретроспективной встречи

на примере одного из протоколов.


Подготовила: учитель начальных классов I категории, Конобеевская Е.А., 2020 г.


Актуальность внедрения данной методики возникла в связи с неравенством между детьми с разными стартовыми возможностями:

  • дети наиболее успешных родителей попадают изначально в более престижные школы или гимназии;

  • родители из семей, где образование считается важным, выбирают лучших педагогов;

  • родители формируют более высокие ожидания от детей;

  • учителя ожидают большего от детей из благополучных семей, чаще прощают им небольшие ошибки, чаще предоставляют время для ответа на уроке.

От чего в конечном итоге зависит качество образования каждого ребёнка?

  • От возможности ребёнка встретиться с профессионально работающим учителем.

  • От возможности каждого ребёнка получить равное внимание от педагога.

В то же время каждая организация обладает некоторым социальным капиталом. Это наличие профессиональных связей между людьми, основанными на доверии обмена опытом.

Если у школы высокий социальный капитал, учителя имеют доступ к человеческому капиталу друг друга. Таким образом между учителями существуют постоянные профессиональные связи, педагоги учатся друг у друга быстрее и эффективнее, заимствуя успешные практики друг друга.

Задача школы – дать качественное образование каждому учащемуся, максимально выровнять уровень профессионализма учителей. Работа учителя - практическая, и для того, чтобы изменить свою педагогическую практику, важно наблюдать за тем, что делают другие, и постоянно следить, что происходит с детьми на своих уроках. Равный доступ к качественному образованию становится возможным тогда, когда учителя имеют доступ к профессиональным находкам и решениям друг друга.

Цель школы – создать возможности для такого профессионального взаимодействия. При этом практика показывает, что выстраивая взаимодействия директивно и тотально, возникает огромное сопротивление коллектива и имитация, поэтому в качестве альтернативы была предложена КУРАТОРСКАЯ МЕТОДИКА – как одна из наиболее простых в реализации.

Она основана на том, что среди учителей выбираются обучающиеся пары педагогов. Они наблюдают за уроками друг друга, однако не по привычной модели «обо всём». На каждый урок у пары есть конкретное задание и один конкретный аспект для наблюдения. Так педагоги обсуждают не субъективное ощущение, а реальные показатели (рассматриваемые компетенции).

Зачем это нужно? Работа учителя полна мелких нюансов. Если говорить о всех проблемах сразу, то почти невозможно улучшить всё и сразу. Каждый навык (будь то умение держать дисциплину, задавать сложные вопросы, видеть весь класс) должен выстраиваться и закрепляться отдельно. Так шаг за шагом (медленно, но без остановок) можно прийти к значительному росту профессионализма каждого педагога.

10 ЗАПОВЕДЕЙ КУРАТОРА

Куратор – это один из ключевых людей во внутришкольных взаимодействиях, проводник изменений во всей организации. Если он или она будет выполнять работу плохо, то может расти недоверие учителей к обмену опытом, их раздраженность, конфликтность; иными словами, эффект может быть обратным. Поэтому приведенные здесь заповеди обязательны и категоричны.

1.Сделай так, чтобы люди чувствовали себя в безопасности.

2. Умей молчать.

Умение не давать советы – это одно из самых сложных условий.

Практические советы:

  • не перебивать учителей, когда они обсуждают уроки друг друга;

  • прежде чем задавать следующий вопрос или предлагать решение, подождать 2-3 секунды;

  • начинать говорить, только если никто не решился это сделать;

  • стараться избегать советов вовсе (можно не давать ни одного совета за встречу?

3. Позволять существовать разным мнениям.

В групповых обсуждениях мнения могут разделяться. Например, у обучающихся учителей и у куратора могут быть разные мнения относительно того, как можно улучшить определенный аспект урока.

Если учитель предлагает идею, с которой куратор не согласен, нельзя отвергать ее сразу же в категоричной манере. Нужно постараться найти рациональное зерно, задать наводящие вопросы, чтобы педагог мог переформулировать изначальную идею, доработать ее. Стараться поддерживать нестандартные решения и дорабатывать их, даже если поначалу они кажутся сырыми и плохо реализуемыми.

4. Освоить навыки активного слушания.

Активно слушать – значит, демонстрировать внимание к идеям коллег, создавать атмосферу принятия и открытости, стараться понимать смыслы, которые часто прячутся за путаными словами.

5. Помнить про важность общих целей и ценностей.

Общие ценности – это социальные ускорители. Если несколько людей одновременно признают какую – то ценность, то они интенсивно и честно работают над ее реализацией. Стараться постоянно, но ненавязчиво обращать внимание на цели группового взаимодействия: зачем, ради чего мы это делаем, какого результата мы достигаем, что мы делаем и что мы не делаем, что для нас важно? Как это поможет ученикам?

Задача лидера – время от времени создавать положительный образ будущего, поощрять приверженность ценностям.

6. Удерживать фокус на главном.

Главное – это то, как дети учатся, как повысить эффективность педагогической практики, как применить знания на уроке. Если обсуждение сбивается с намеченного маршрута, начинаются оценки других учителей, то задача куратора – снова поставить в центр внимания ученика и то, как он преодолевает трудности обучения.

Нужно стараться чаще говорить, какую цель мы хотим достичь, что для этого нужно сделать, почему это важно, как понять, что цель достигнута.

Важная особенность кураторской методики – это обсуждение одного аспекта.

7. Задавать вопросы, которые стимулируют размышления.

Куратор нужен не для того, чтобы вложить в голову готовые ответы по любому вопросу. Одно из ключевых умений лидера – это задавать вопросы, которые заставляют задуматься, увидеть неочевидное, понять что – то важное про себя.

8. Совершенствоваться в умении преодолевать конфликтные ситуации.

Обязанность куратора в том, чтобы гасить конфликтные ситуации, или стараться предотвратить их заранее.

Часто взрослые люди не идут на конфликт открыто, а используют конфликтогены – это небольшие уколы, провокации. Например, нарочито скучающее лицо, ирония, подколки, демонстративное отвлечение. Куратор в процессе обсуждения подчеркивает недопустимость каких –то действий.

9. Повышать осознанность тех, с кем работает куратор.

Люди сопротивляются критике – и это нормально. Наша задача – распознавать психологические барьеры и учить педагогов их преодолевать, научить всю группу не допускать деструктивных конфликтов, отвлечений от темы.

10. Демонстрация поддержки и принятия.

Процесс педагогических улучшений – это затратно по времени, часто тяжело психологически. Учителям не нужно лишних провокаций, поучений, назиданий. Поддержка куратора, преимущественно положительная обратная связь, вера и доверие – эти проявления куда эффективнее.

Психологи говорят: чтобы человек не потерял мотивацию, на один негативный стимул должно приходиться 5

Работа куратора с педагогами — это долгосрочное сотрудничество, требующее не только регулярных встреч, но и создания доверительных отношений между всеми участниками, основанных на уважении и поддержке. Курс «Мастерство куратора» поможет освоить обе стороны кураторской работы. Участники получат не только ясные алгоритмы работы, но и усилят компетенции, которые помогут сделать встречи максимально полезными для всех педагогов.

Как это связано со взаимными наблюдениями уроков? 

Каждый цикл начинается с установочной беседы, где куратор с педагогами договариваются, какие 7 компетенций будут развивать в этом цикле, и завершается итоговой беседой, где участники обсуждают свой прогресс по выбранным компетенциям. Внутри цикла проводятся регулярные еженедельные встречи — ретроспективы посещенных уроков, где происходит анализ протоколов.

Обобщенно модель долгосрочной работы куратора с педагогами выглядит таким образом:

Сценарий ретроспективной встречи на примере одного из протоколов.

Ретроспектива – это совместное исследование полученного опыта с целью развития (иными словами, они обсуждение тех уроков, с которыми к вам приходят обучающиеся учителя).

В течение всего цикла куратор планирует регулярные ретроспективные встречи с педагогами, где и происходит обсуждение результатов взаимных наблюдений и развития компетентностей.

Содержание каждой ретроспективы будет уникальным, но общий сценарий выглядит уже знакомым вам образом:

1. Доверительные отношения.

Как и любая встреча, направленная на развитие, опирается на доверительные отношения. Особенно важно сохранять эту атмосферу во время обсуждения результатов наблюдений.

2. Цель встречи.

Куратор напоминает педагогам общую цель встречи - анализ результатов наблюдений по выбранной компетенции. Затем предлагает педагогам озвучить свои ожидания от этой встречи и сформулировать общую цель. 

3. Анализ протокола, обратная связь первому педагогу (5-20 минут).

Например, педагоги проводили наблюдение по протоколу "Распределение внимания учителя на уроке", фокусируясь на компетенции "Умение видеть весь класс, охват".

Они приносят на встречу заполненные протоколы: например, схему класса с отметками всех обращений учителя к ученикам.

Задача куратора - с помощью вопросов запустить самоанализ и обсуждение между педагогами, фокусируя их на этом конкретном аспекте наблюдения.

Куратор спрашивает, кто из педагогов хочет первым проанализировать свой протокол. Последовательность обсуждения:


1. Куратор спрашивает Первого Педагога:

1.1. На этом уроке наблюдалась___компетенция. В чем она проявилась наиболее сильно? Какие факты об этом говорят? Что вам самому больше всего понравилось?

1.2. А что можно было бы улучшить?

2. Куратор спрашивает Второго Педагога (наблюдателя):

2.1. Вы вели протокол наблюдения на этом уроке. Что вы заметили во время посещения?

Куратор следит, чтобы комментарий описывал только на факты и мягко останавливает в случае необходимости вопросами "Насколько это объективный факт?", "Насколько это относится к наблюдаемой компетенции?", "Как это связано с целью нашей сегодняшней встречи?". 

2.2. В чем хорошо проявлялась изучаемая компетенция? Какие факты об этом говорят? Что вам самому больше всего понравилось?

2.3. А что можно было бы улучшить?

3. Далее куратор спрашивает первого педагога:

3.1. Как он сам видит ситуацию, что замечает, глядя на этот протокол?

3.2. Что хотелось бы изменить?

3.3. Что для этого надо сделать?

Если педагог говорит, что не знает, что можно сделать для улучшения ситуации, куратор запускает мозговой штурм, приглашая второго педагога и подключаясь самому, придумать как можно больше идей. Можно использовать такой прием: "А если бы это был очень опытный педагог, то что бы он мог сделать?", "А если посмотреть глазами ученика, то что бы он посоветовал?"

Во время мозгового штурма Куратор также может высказать свои идеи по улучшению, но не навязывая их.

Все идеи записываются на листе, и затем куратор спрашивает первого педагога, что из этого больше всего нравится и он мог бы попробовать. 

4. Анализ протокола, обратная связь второму педагогу (5-20 минут)

Педагоги меняются местами и процедура повторяется.

5. Выводы, план на следующее наблюдение (5-10 минут)

Куратор предлагает обоим педагогам суммировать все сделанные во время анализа выводы и наметить конкретные шаги по развитию этой компетенции.

Также педагоги уточняют договоренности о следующем взаимном посещении и рассматриваемой компетенции (например, нужно ли провести наблюдение по точно такому же протоколу, усложнить его, добавив имена учеников и разметку сильный-средний слабый или же перейти к развитию новой компетенции).

6. Ценность

Очень лаконично, буквально одним словом - "В чем была самая большая ценность этой встречи"?

Этот вопрос в конце встречи развивает способность делать концентрированный ценностный вывод из любой ситуации.

7. Благодарность

Искренне поблагодарите педагогов: за что вы им действительно благодарны на этой встрече?



 


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!