СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество как сложная динамическая система

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная авторская презентация лекции на тему «Общество как сложная динамическая система», предназначенная для открытой, направлена на улучшение восприятия студентами колледжа читаемого курса по дисциплине «Обществознание» по специальностям 49.02.01 «Физическая культура». В презентацию включен материал ознакомительного характера по рассматриваемой теме лекции, рассматриваются ключевые определения и термины, таблицы и рисунки, что позволяет систематизировать лекционный материал, излагаемый преподавателем в устной форме. Презентация сопровождается списком основных вопросов по проведенной лекции и содержит 44 слайда.

Просмотр содержимого документа
«Общество как сложная динамическая система»

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Вопрос 1. Что такое общество? Признаки общества. Вопрос 2. Мыслители прошлого об обществе.

Вопрос 1. Что такое общество? Признаки общества.

Вопрос 2. Мыслители прошлого об обществе.

ВОПРОС 1 Что такое общество? Признаки общества.

ВОПРОС 1

Что такое общество? Признаки общества.

Под обществом обычно понимают социальную организацию определенной страны, нации, народности или племени. Общество – это понятие, которое происходит из обычного, ненаучного языка, а потому трудно поддается точному определению. Однако в науке слово «общество» принято употреблять для обозначения наиболее крупных объединений людей, которые не являются составными частями других общностей.

Под обществом обычно понимают социальную организацию определенной страны, нации, народности или племени. Общество – это понятие, которое происходит из обычного, ненаучного языка, а потому трудно поддается точному определению. Однако в науке слово «общество» принято употреблять для обозначения наиболее крупных объединений людей, которые не являются составными частями других общностей.

Границы общества обычно совпадают с границами страны, хотя так бывает далеко не всегда. Такое совпадение характерно для современного мира. В древние времена, когда существовало множество кочевых народов, границы общества не всегда совпадали с границами страны, так как далеко не каждый народ проживал на определенной территории. И в настоящее время далеко не каждая народность обладает государственностью, то есть имеет четко обозначенную территорию проживания, а также узаконенные властные и прочие государственные структуры.

Границы общества обычно совпадают с границами страны, хотя так бывает далеко не всегда. Такое совпадение характерно для современного мира. В древние времена, когда существовало множество кочевых народов, границы общества не всегда совпадали с границами страны, так как далеко не каждый народ проживал на определенной территории. И в настоящее время далеко не каждая народность обладает государственностью, то есть имеет четко обозначенную территорию проживания, а также узаконенные властные и прочие государственные структуры.

Однако народность может быть отдельным обществом, если ее жизнь организована в соответствии с определенными правилами и члены народности осознают свое отличие и свою обособленность от других подобных объединений людей. Ощущение своих особенностей создается за счет традиций и обычаев, уникальных для данного объединения людей, за счет общего языка, на котором общаются его члены, за счет проживания на определенной, четко обособленной от других территории, то есть родины, и т.д.

Однако народность может быть отдельным обществом, если ее жизнь организована в соответствии с определенными правилами и члены народности осознают свое отличие и свою обособленность от других подобных объединений людей.

Ощущение своих особенностей создается за счет традиций и обычаев, уникальных для данного объединения людей, за счет общего языка, на котором общаются его члены, за счет проживания на определенной, четко обособленной от других территории, то есть родины, и т.д.

Если эти признаки по каким-то причинам утрачиваются, то общество может утратить свои границы и влиться в более крупное объединение. Например, на территории России проживает множество народов, для которых наша страна является основным местом проживания. К таким народам относятся, например, народы Севера (якуты, чукчи, нанайцы и др.). Конечно, такие народы существуют отдельно от других народов, поскольку у них имеется национальный язык, самобытная культура. И в то же время они не изолированы абсолютно от других народов и других культур и являются частью более крупного объединения людей. По этой причине называть данные народы отдельными обществами можно лишь с некоторыми оговорками.

Если эти признаки по каким-то причинам утрачиваются, то общество может утратить свои границы и влиться в более крупное объединение. Например, на территории России проживает множество народов, для которых наша страна является основным местом проживания. К таким народам относятся, например, народы Севера (якуты, чукчи, нанайцы и др.). Конечно, такие народы существуют отдельно от других народов, поскольку у них имеется национальный язык, самобытная культура. И в то же время они не изолированы абсолютно от других народов и других культур и являются частью более крупного объединения людей.

По этой причине называть данные народы отдельными обществами можно лишь с некоторыми оговорками.

Общество обладает следующими признаками: 1. Каждое общество имеет историю, которая хранится в его памяти. Эта история может существенно отличаться от того, что описывают историки. Иногда это приводит к крайне забавным последствиям. Так, в США проводились исследования о том, как граждане этого государства видят его историю. При этом исследователи часто получали совершенно неожиданные ответы. Например, на вопрос о том, что было до открытия Америки, некоторые (немногие) опрашиваемые отвечали: тогда жили динозавры. Естественно, это говорит о крайне низком уровне культуры некоторых представителей американского общества, которые не могут представить себе общей картины мировой истории. Однако такие представления очень показательны, так как они отражают их отношение к тому обществу в котором живут люди.

Общество обладает следующими признаками:

1. Каждое общество имеет историю, которая хранится в его памяти. Эта история может существенно отличаться от того, что описывают историки. Иногда это приводит к крайне забавным последствиям. Так, в США проводились исследования о том, как граждане этого государства видят его историю. При этом исследователи часто получали совершенно неожиданные ответы. Например, на вопрос о том, что было до открытия Америки, некоторые (немногие) опрашиваемые отвечали: тогда жили динозавры. Естественно, это говорит о крайне низком уровне культуры некоторых представителей американского общества, которые не могут представить себе общей картины мировой истории. Однако такие представления очень показательны, так как они отражают их отношение к тому обществу в котором живут люди.

Кроме того, представления об истории общества отражаются и в исторических символах, то есть в тех знаковых явлениях культуры, которые составляют колорит данного общества. Это могут быть образы исторических личностей и событий. Для России такими ключевыми образами являются, например, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, образы князя Владимира, Ивана Грозного, Петра I, Ленина, Сталина, в меньшей степени – Горбачева и Ельцина. Эти образы отражают важные этапы в истории России.

Кроме того, представления об истории общества отражаются и в исторических символах, то есть в тех знаковых явлениях культуры, которые составляют колорит данного общества. Это могут быть образы исторических личностей и событий. Для России такими ключевыми образами являются, например, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, образы князя Владимира, Ивана Грозного, Петра I, Ленина, Сталина, в меньшей степени – Горбачева и Ельцина. Эти образы отражают важные этапы в истории России.

2. Каждое общество имеет собственную культуру. Естественно, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлияние культур, под культурой следует понимать ядро родной культуры, то есть традиции, благодаря которым отдельный человек осознает свою причастность именно к данному, а не к иному обществу. Развитая культура позволяет обществу сформировать нормы и ценности, ложащиеся в основу социальных связей.

2. Каждое общество имеет собственную культуру. Естественно, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлияние культур, под культурой следует понимать ядро родной культуры, то есть традиции, благодаря которым отдельный человек осознает свою причастность именно к данному, а не к иному обществу. Развитая культура позволяет обществу сформировать нормы и ценности, ложащиеся в основу социальных связей.

3. Каждое общество является самой большой единицей социальной реальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупное общество. Естественно, в настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно.

3. Каждое общество является самой большой единицей социальной реальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупное общество. Естественно, в настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно.

4. Общество воспроизводит само себя за счет детей от браков между признанными членами общества: в обычном случае ребенок, рожденный членами общества, сам становится членом данного общества. Население может пополняться и за счет миграции, однако основная масса населения все равно пополняется за счет представителей того, что обычно называют «коренной нацией» (это ненаучное понятие). Это отличает общество от большинства других социальных общностей. 5. Население как субъект общества живет на определенной территории. В настоящее время процессы миграции очень усилились, и следует ожидать того, что они усилятся еще больше. Однако обществ, оторванных от конкретной территории, до сих пор не появилось: в случае миграции человек утрачивает непосредственную связь с обществом, из которого он вышел, перестает быть его членом.

4. Общество воспроизводит само себя за счет детей от браков между признанными членами общества: в обычном случае ребенок, рожденный членами общества, сам становится членом данного общества. Население может пополняться и за счет миграции, однако основная масса населения все равно пополняется за счет представителей того, что обычно называют «коренной нацией» (это ненаучное понятие). Это отличает общество от большинства других социальных общностей.

5. Население как субъект общества живет на определенной территории. В настоящее время процессы миграции очень усилились, и следует ожидать того, что они усилятся еще больше. Однако обществ, оторванных от конкретной территории, до сих пор не появилось: в случае миграции человек утрачивает непосредственную связь с обществом, из которого он вышел, перестает быть его членом.

6. Очень важным, хотя и не обязательным, является наличие государства. Хотя общество первично по отношению к государству, можно утверждать, что общества, не имеющие государственных форм жизни, отстают в своем развитии.

6. Очень важным, хотя и не обязательным, является наличие государства. Хотя общество первично по отношению к государству, можно утверждать, что общества, не имеющие государственных форм жизни, отстают в своем развитии.

7. Общество характеризуется социальной дифференциацией, которая представляет собой важнейший механизм его развития. В обществе существуют классы, сословия, относительно замкнутые социальные группы, то есть объединения людей по разным признакам, которые могут осознаваться или не осознаваться своими людьми. Периодически между этими группами возникают напряженность, конфликты. Характерным примером в этом случае является противостояние богатых и бедных: бедные могут желать более справедливого распределения общественных богатств, а богатые – препятствовать этому. Такой конфликт приводит либо к победе одной стороны, либо к сохранению существующего положения при достаточно активном переходе людей из одной социальной категории в другую (то есть из бедных в богатые и, наоборот, из богатых в бедные). И в любом случае это противостояние приводит к изменениями внутри общества, а, следовательно, является движущей силой развития.

7. Общество характеризуется социальной дифференциацией, которая представляет собой важнейший механизм его развития. В обществе существуют классы, сословия, относительно замкнутые социальные группы, то есть объединения людей по разным признакам, которые могут осознаваться или не осознаваться своими людьми. Периодически между этими группами возникают напряженность, конфликты. Характерным примером в этом случае является противостояние богатых и бедных: бедные могут желать более справедливого распределения общественных богатств, а богатые – препятствовать этому. Такой конфликт приводит либо к победе одной стороны, либо к сохранению существующего положения при достаточно активном переходе людей из одной социальной категории в другую (то есть из бедных в богатые и, наоборот, из богатых в бедные). И в любом случае это противостояние приводит к изменениями внутри общества, а, следовательно, является движущей силой развития.

Общество отличается от таких явлений, как государство и население. Различия между обществом и государством связаны главным образом с тем, что они относительно независимы друг от друга. 1. Прежде всего, общество первично, возникает раньше государства, тогда как государство появляется позже общества, а следовательно, является вторичным. Государственные структуры и государственная власть возникают лишь на «продвинутых» этапах развития общества и свидетельствуют о том, что общество является развитым. Государство предполагает гражданство, то есть формально закрепленную принадлежность человека к нему и определенные права и обязанности, которые берут на себя гражданин и государство.

Общество отличается от таких явлений, как государство и население.

Различия между обществом и государством связаны главным образом с тем, что они относительно независимы друг от друга.

1. Прежде всего, общество первично, возникает раньше государства, тогда как государство появляется позже общества, а следовательно, является вторичным. Государственные структуры и государственная власть возникают лишь на «продвинутых» этапах развития общества и свидетельствуют о том, что общество является развитым. Государство предполагает гражданство, то есть формально закрепленную принадлежность человека к нему и определенные права и обязанности, которые берут на себя гражданин и государство.

Однако не любое общество является гражданским. С точки зрения наличия или отсутствия гражданства, а также особенностей статуса гражданина можно выделить: а)  негражданское общество. Существуют десятки народов, не создавших своей государственности. Без государства общество в целом обречено на примитивное существование; б)  догражданское общество. Общество имеет государство, которое в той или иной мере и форме подавляет свободу граждан, то есть не соблюдает права и свободы, которые присущи гражданам как самостоятельным, независимым людям. Гражданство представляет собой большой шаг вперед по сравнению с безгосударственными обществами, однако с точки зрения современной социологии нет оснований называть общество гражданским;

Однако не любое общество является гражданским. С точки зрения наличия или отсутствия гражданства, а также особенностей статуса гражданина можно выделить:

а) негражданское общество. Существуют десятки народов, не создавших своей государственности. Без государства общество в целом обречено на примитивное существование;

б) догражданское общество. Общество имеет государство, которое в той или иной мере и форме подавляет свободу граждан, то есть не соблюдает права и свободы, которые присущи гражданам как самостоятельным, независимым людям. Гражданство представляет собой большой шаг вперед по сравнению с безгосударственными обществами, однако с точки зрения современной социологии нет оснований называть общество гражданским;

в)  гражданское общество. Свобода личности представляет собой основной показатель того, что общество является гражданским. Гражданское общество понимается как совокупность социальных отношений, которые не связаны с борьбой за власть в обществе и государственным управлением. Гражданское общество существовало еще до появления государства.

в) гражданское общество. Свобода личности представляет собой основной показатель того, что общество является гражданским. Гражданское общество понимается как совокупность социальных отношений, которые не связаны с борьбой за власть в обществе и государственным управлением. Гражданское общество существовало еще до появления государства.

Гражданское общество имеет следующие признаки: наличие частной собственности у большинства населения. Именно частная собственность приводит к возникновению среднего класса – лиц, живущих за счет своего собственного труда и материально не зависящих от государства; наличие развитых неполитических организаций. Члены гражданского общества объединены в организации, защищающие те или иные интересы самих граждан или общества в целом (например, профсоюзы, религиозные, молодежные, женские, экологические и иные организации). Такие организации не стремятся к получению государственной власти и, конечно же, существуют независимо от государственной власти. Однако благодаря таким организациям государство не может присвоить себе права граждан и контроль за ними;

Гражданское общество имеет следующие признаки:

  • наличие частной собственности у большинства населения. Именно частная собственность приводит к возникновению среднего класса – лиц, живущих за счет своего собственного труда и материально не зависящих от государства;
  • наличие развитых неполитических организаций. Члены гражданского общества объединены в организации, защищающие те или иные интересы самих граждан или общества в целом (например, профсоюзы, религиозные, молодежные, женские, экологические и иные организации). Такие организации не стремятся к получению государственной власти и, конечно же, существуют независимо от государственной власти. Однако благодаря таким организациям государство не может присвоить себе права граждан и контроль за ними;
демократия низового уровня, то есть участие в государственной жизни всех без исключения граждан общества. Кроме того, демократия низового уровня заключается и в демократической процедуре решения вопросов, возникающих в других объединениях людей (например, в трудовых коллективах).
  • демократия низового уровня, то есть участие в государственной жизни всех без исключения граждан общества. Кроме того, демократия низового уровня заключается и в демократической процедуре решения вопросов, возникающих в других объединениях людей (например, в трудовых коллективах).
2. Общество шире государства: все функции государства могут осуществляться обществом, но не все функции общества может выполнять государство. Например, общество принуждает людей действовать определенным образом и отказываться от неприемлемых способов достижения целей при помощи социального контроля, который выражается в отношении окружающих к поступкам человека. А государственная власть лишь берет на себя некоторые функции общества, закрепляя нормы поведения в виде законодательства.

2. Общество шире государства: все функции государства могут осуществляться обществом, но не все функции общества может выполнять государство. Например, общество принуждает людей действовать определенным образом и отказываться от неприемлемых способов достижения целей при помощи социального контроля, который выражается в отношении окружающих к поступкам человека. А государственная власть лишь берет на себя некоторые функции общества, закрепляя нормы поведения в виде законодательства.

Отличие общества от населения заключается в том, что население является «носителем» общества, то есть тем, благодаря чему существует общество, но еще не формирует его. На независимость этих двух категорий указывает, например, то, что изменения общества не всегда означают, что изменилось население, и, наоборот, изменение населения не всегда означает, что изменилось общество. Изменение общества при неизменности населения можно наблюдать в настоящий период развития нашей страны, поскольку в результате экономических и политических реформ изменилась стратификация (расслоение) общества, появились новые социальные и культурные феномены, и это при том, что изменение населения не было столь значительным. Люди остались теми же, изменились их привычки, уровень и стиль жизни, сфера деятельности.

Отличие общества от населения заключается в том, что население является «носителем» общества, то есть тем, благодаря чему существует общество, но еще не формирует его. На независимость этих двух категорий указывает, например, то, что изменения общества не всегда означают, что изменилось население, и, наоборот, изменение населения не всегда означает, что изменилось общество. Изменение общества при неизменности населения можно наблюдать в настоящий период развития нашей страны, поскольку в результате экономических и политических реформ изменилась стратификация (расслоение) общества, появились новые социальные и культурные феномены, и это при том, что изменение населения не было столь значительным. Люди остались теми же, изменились их привычки, уровень и стиль жизни, сфера деятельности.

Изменение населения при неизменности общества – явление, в настоящее время также весьма распространенное, поскольку происходят массовые миграции населения. Люди переселяются из страны в страну и вынуждены «встраиваться» в те социальные структуры, которые существуют в другой стране. Уклад жизни в принимающей стране при этом не меняется, но состав населения не остается прежним. Примером может служить эмиграция граждан Российской Федерации в европейские страны и США. В древние времена такие изменения происходили в основном при завоеваниях.

Изменение населения при неизменности общества – явление, в настоящее время также весьма распространенное, поскольку происходят массовые миграции населения. Люди переселяются из страны в страну и вынуждены «встраиваться» в те социальные структуры, которые существуют в другой стране. Уклад жизни в принимающей стране при этом не меняется, но состав населения не остается прежним. Примером может служить эмиграция граждан Российской Федерации в европейские страны и США. В древние времена такие изменения происходили в основном при завоеваниях.

 Общество – это многоуровневое образование. Оно включает в себя: людей; социальные взаимодействия и отношения, которые связывают людей; социальные группы и общности (совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями); социальные институты, нормы и ценности. Все указанные элементы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Так, социальные действия, взаимодействия и отношения связывают людей, которые формируют группы, общности и институты. Ценности и нормы существуют благодаря институтам, группам и общностям, а индивид становится личностью только в том случае, если в процессе группового общения, а также общения внутри общности и под влиянием его институтов он усвоил нормы и ценности.

Общество – это многоуровневое образование. Оно включает в себя:

  • людей;
  • социальные взаимодействия и отношения, которые связывают людей;
  • социальные группы и общности (совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями);
  • социальные институты, нормы и ценности.

Все указанные элементы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Так, социальные действия, взаимодействия и отношения связывают людей, которые формируют группы, общности и институты. Ценности и нормы существуют благодаря институтам, группам и общностям, а индивид становится личностью только в том случае, если в процессе группового общения, а также общения внутри общности и под влиянием его институтов он усвоил нормы и ценности.

ВОПРОС 2 Мыслители прошлого об обществе

ВОПРОС 2

Мыслители прошлого об обществе

Древняя Индия. Основным источником наших знаний о социальных представлениях древних индийцев являются Веды – обширный сборник текстов, в основном религиозного содержания. Веды не имеют одного автора и составлялись с 1500 по 600 гг. до н.э., то есть в течение примерно девяти столетий. На этот же период приходится становление первых рабовладельческих государств, которое стало возможным только после перехода от кочевого образа жизни к оседлому, а также появлению общин и сельского хозяйства. Под большим влиянием ведических представлений сформировался буддизм. Его основатель – Сидхарта Гуатама Будда – родился в царской семье, в возрасте 29 лет стал монахом и вел крайне аскетический образ жизни, предписывавшийся брахманам. Однако затем он пришел к выводу, что ни аскетизм, ни гедонизм (то есть стремление к жизненным удовольствиям) не гарантируют спасения.

Древняя Индия. Основным источником наших знаний о социальных представлениях древних индийцев являются Веды – обширный сборник текстов, в основном религиозного содержания. Веды не имеют одного автора и составлялись с 1500 по 600 гг. до н.э., то есть в течение примерно девяти столетий. На этот же период приходится становление первых рабовладельческих государств, которое стало возможным только после перехода от кочевого образа жизни к оседлому, а также появлению общин и сельского хозяйства.

Под большим влиянием ведических представлений сформировался буддизм. Его основатель – Сидхарта Гуатама Будда – родился в царской семье, в возрасте 29 лет стал монахом и вел крайне аскетический образ жизни, предписывавшийся брахманам. Однако затем он пришел к выводу, что ни аскетизм, ни гедонизм (то есть стремление к жизненным удовольствиям) не гарантируют спасения.

Индийское общество имело очень жесткое деление на касты, которых было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники, земледельцы) и шудры (рабы). Самое высокое положение в иерархии занимали брахманы, самое низкое – шудры. Отношения между кастами регулировались очень жесткими правилами, а переход из одной касты в другую был просто невозможным. Последнее было связано с кармическими представлениями древних индийцев. С одной стороны, принадлежность человека к той или иной касте объяснялась законами перерождения, а следовательно, человек должен был до конца искупить те грехи, которые он совершил в прошлой жизни, если он родился как представитель низших каст. С другой стороны, соблюдение всех требований и норм, регулировавших социальную жизнь Древней Индии, было гарантией того, что в будущей жизни человек переродится в представителя высшего сословия.

Индийское общество имело очень жесткое деление на касты, которых было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники, земледельцы) и шудры (рабы). Самое высокое положение в иерархии занимали брахманы, самое низкое – шудры. Отношения между кастами регулировались очень жесткими правилами, а переход из одной касты в другую был просто невозможным. Последнее было связано с кармическими представлениями древних индийцев. С одной стороны, принадлежность человека к той или иной касте объяснялась законами перерождения, а следовательно, человек должен был до конца искупить те грехи, которые он совершил в прошлой жизни, если он родился как представитель низших каст. С другой стороны, соблюдение всех требований и норм, регулировавших социальную жизнь Древней Индии, было гарантией того, что в будущей жизни человек переродится в представителя высшего сословия.

В буддизме основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бесконечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, «жажды», то есть от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от этой привязанности – недеяние. Любое действие человека еще больше втягивает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Следовательно, праведный человек должен освободиться от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отказу от привязанности к жизни, а потому человек оказывался «недоступным» для всех мирских несчастий и неприятностей – болезни, рождения, смерти, потерь.

В буддизме основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бесконечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, «жажды», то есть от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от этой привязанности – недеяние. Любое действие человека еще больше втягивает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Следовательно, праведный человек должен освободиться от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отказу от привязанности к жизни, а потому человек оказывался «недоступным» для всех мирских несчастий и неприятностей – болезни, рождения, смерти, потерь.

На освобождение могли претендовать прежде всего монахи, хотя такую возможность нельзя было исключить и для обычных людей, ведущих праведный образ жизни. Для последних главным было соблюдать пять заповедей буддизма: не брать чужого, не вредить живым существам, не вести праздных и лживых речей, не вступать в запрещенные половые контакты и не употреблять опьяняющих напитков.

На освобождение могли претендовать прежде всего монахи, хотя такую возможность нельзя было исключить и для обычных людей, ведущих праведный образ жизни. Для последних главным было соблюдать пять заповедей буддизма: не брать чужого, не вредить живым существам, не вести праздных и лживых речей, не вступать в запрещенные половые контакты и не употреблять опьяняющих напитков.

Древний Китай. Китайская цивилизация породила множество философских школ и направлений, но наиболее влиятельным, наиболее важным для китайского миросозерцания было конфуцианство. Конфуцианство лишь впоследствии стало религиозной доктриной (теорией), но сначала оно сформировалось как социальная теория. Конечно, упор в конфуцианстве делался не на объективное описание социальных процессов, а на «рецепты» создания идеального, гармоничного общества. Однако это не означает, что конфуцианство не является социальной теорией.

Древний Китай. Китайская цивилизация породила множество философских школ и направлений, но наиболее влиятельным, наиболее важным для китайского миросозерцания было конфуцианство. Конфуцианство лишь впоследствии стало религиозной доктриной (теорией), но сначала оно сформировалось как социальная теория. Конечно, упор в конфуцианстве делался не на объективное описание социальных процессов, а на «рецепты» создания идеального, гармоничного общества. Однако это не означает, что конфуцианство не является социальной теорией.

Его основателем был Конфуций (Кун-фу-цзы, 551-479 гг. до н.э.). На территории Китая тогда существовало несколько независимых монархий, которые постоянно враждовали друг с другом. Верхние слои общества также постоянно боролись за власть и влияние на государей. Устанавливалась жесткая централизованная власть, разрушавшая традиционный общинный уклад китайской жизни. Все это не могло не привести к разрушению нравственных норм, а следовательно, и к дезорганизации общественной жизни.

Его основателем был Конфуций (Кун-фу-цзы, 551-479 гг. до н.э.). На территории Китая тогда существовало несколько независимых монархий, которые постоянно враждовали друг с другом.

Верхние слои общества также постоянно боролись за власть и влияние на государей. Устанавливалась жесткая централизованная власть, разрушавшая традиционный общинный уклад китайской жизни. Все это не могло не привести к разрушению нравственных норм, а следовательно, и к дезорганизации общественной жизни.

Конфуцианство было консервативным течением в социальной жизни, которое идеализировало прошлое. В его основе лежало два принципа. Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их. Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его последователей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.

Конфуцианство было консервативным течением в социальной жизни, которое идеализировало прошлое. В его основе лежало два принципа. Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их. Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его последователей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.

Центральным для нее был концепт (идея) «жэнь» , который можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Важную роль в конфуцианстве играл и принцип «ли» – соблюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что четко следовать человек должен нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоотношения в китайском обществе регулировались сложной системой правил и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно.

Центральным для нее был концепт (идея) «жэнь» , который можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам».

Важную роль в конфуцианстве играл и принцип «ли» – соблюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что четко следовать человек должен нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоотношения в китайском обществе регулировались сложной системой правил и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно.

Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план.

Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план.

Древняя Греция. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Социальные идеи, высказанные восточными мыслителями, не оказали особого влияния на то, как мы сейчас видим общество. Не так обстоит дело с античностью. Именно в период античности были заложены основы наук, которые существуют в наши дни. К ним относятся и социальные науки. Конечно, в те времена еще никто не говорил о социологии, политологии и экономике, однако социальные, политические и экономические вопросы уже были объектом рассмотрения в разнообразных философских системах.

Древняя Греция. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Социальные идеи, высказанные восточными мыслителями, не оказали особого влияния на то, как мы сейчас видим общество. Не так обстоит дело с античностью. Именно в период античности были заложены основы наук, которые существуют в наши дни. К ним относятся и социальные науки. Конечно, в те времена еще никто не говорил о социологии, политологии и экономике, однако социальные, политические и экономические вопросы уже были объектом рассмотрения в разнообразных философских системах.

Первым и одним из наиболее значимых для античности мыслителей был Платон  (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ, основоположник философского идеализма. Социальная теория Платона изложена в его работах «Государство», «Законы» и «Политик». В «Государстве» Платон утверждает, что основной причиной возникновения общества была необходимость объединения, без которого люди не могли удовлетворять свои потребности.

Первым и одним из наиболее значимых для античности мыслителей был Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ, основоположник философского идеализма.

Социальная теория Платона изложена в его работах «Государство», «Законы» и «Политик». В «Государстве» Платон утверждает, что основной причиной возникновения общества была необходимость объединения, без которого люди не могли удовлетворять свои потребности.

Платон, как и многие мыслители древности, не предложил объективной, беспристрастной, описательной концепции общества. Социальная теория Платона носит во многом субъективный характер, так как описывает скорее идеальное государственное устройство, а не социальную реальность. Это было вызвано тем, что его теория государства являлась продолжением его учения об идеях. Особенно ярко это выразилось в «Государстве».

Платон, как и многие мыслители древности, не предложил объективной, беспристрастной, описательной концепции общества. Социальная теория Платона носит во многом субъективный характер, так как описывает скорее идеальное государственное устройство, а не социальную реальность. Это было вызвано тем, что его теория государства являлась продолжением его учения об идеях. Особенно ярко это выразилось в «Государстве».

В то же время Платон предложил классификацию форм власти. Он выделял: 1) аристократию, то есть власть избранных; 2) монархию; 3) тимократию, то есть власть воинов; в качестве примера он приводит Спарту; 4) олигархию – власть небольшого числа богачей; 5) демократию, крайней формой которой является охлократия, то есть власть толпы; 6) тиранию и 7) идеальное государство, которое не может быть воплощено в действительности. Аристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы – к неправильным.

В то же время Платон предложил классификацию форм власти. Он выделял: 1) аристократию, то есть власть избранных; 2) монархию; 3) тимократию, то есть власть воинов; в качестве примера он приводит Спарту; 4) олигархию – власть небольшого числа богачей; 5) демократию, крайней формой которой является охлократия, то есть власть толпы; 6) тиранию и 7) идеальное государство, которое не может быть воплощено в действительности. Аристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы – к неправильным.

Демократию (буквально «власть народа») Платон рассматривал как власть бедняков. К демократии Платон относился негативно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению философа, именно из демократии постепенно рождается тирания, поскольку тиран обычно приходит к власти как ставленник народа. Платон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Критика демократии имела и более конкретный смысл, так как была направлена на критику государственного устройства Афин, в которых Платон прожил долгое время.

Демократию (буквально «власть народа») Платон рассматривал как власть бедняков. К демократии Платон относился негативно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению философа, именно из демократии постепенно рождается тирания, поскольку тиран обычно приходит к власти как ставленник народа. Платон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Критика демократии имела и более конкретный смысл, так как была направлена на критику государственного устройства Афин, в которых Платон прожил долгое время.

Платон одним из первых попытался проанализировать структуру общества. Он выделил три сословия: сословие философов, осуществляющих управление государством; сословие воинов, или стражей, обеспечивающих безопасность государства; и сословие земледельцев и ремесленников, обеспечивающих жизнь государства. Каждому сословию присуща своя добродетель: философам – мудрость, воинам – храбрость, ремесленникам и земледельцам-рассудительность. Лишь четвертая добродетель – справедливость – присуща всему обществу в целом.

Платон одним из первых попытался проанализировать структуру общества. Он выделил три сословия: сословие философов, осуществляющих управление государством; сословие воинов, или стражей, обеспечивающих безопасность государства; и сословие земледельцев и ремесленников, обеспечивающих жизнь государства. Каждому сословию присуща своя добродетель: философам – мудрость, воинам – храбрость, ремесленникам и земледельцам-рассудительность. Лишь четвертая добродетель – справедливость – присуща всему обществу в целом.

Аристотель  (384-322 до н.э.) – ученик Платона, который впоследствии оказался его яростным противником, став основоположником материализма. Аристотель сыграл огромную роль в становлении современной науки, так как именно он описал систему наук, которая без кардинальных изменений сохраняется до сих пор. По мнению Аристотеля, основой познания является чувственное восприятие, которое не позволяет сознанию впасть в спекуляции. Кроме того, сами идеи Аристотеля определили лицо науки вообще – с ее идеалами всеобщности, необходимости доказательности, а также в установке на объяснение любого описанного факта.

Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, который впоследствии оказался его яростным противником, став основоположником материализма. Аристотель сыграл огромную роль в становлении современной науки, так как именно он описал систему наук, которая без кардинальных изменений сохраняется до сих пор. По мнению Аристотеля, основой познания является чувственное восприятие, которое не позволяет сознанию впасть в спекуляции. Кроме того, сами идеи Аристотеля определили лицо науки вообще – с ее идеалами всеобщности, необходимости доказательности, а также в установке на объяснение любого описанного факта.

Социальные взгляды Аристотель изложил в трактате «Политика». В нем Аристотель первым сформулировал признаки демократии, которые разделяются в настоящее время всеми политологами. В частности, он утверждал, что основой демократии является средний класс, поскольку именно он обеспечивает стабильность власти. Кроме того, обязательным признаком демократии Аристотель считал выборность органов власти. Наконец, Аристотель полагал, что демократия является наиболее прочным государственным устройством, поскольку основана на мнении и желании большинства, которому противостоит меньшинство.

Социальные взгляды Аристотель изложил в трактате «Политика». В нем Аристотель первым сформулировал признаки демократии, которые разделяются в настоящее время всеми политологами. В частности, он утверждал, что основой демократии является средний класс, поскольку именно он обеспечивает стабильность власти. Кроме того, обязательным признаком демократии Аристотель считал выборность органов власти. Наконец, Аристотель полагал, что демократия является наиболее прочным государственным устройством, поскольку основана на мнении и желании большинства, которому противостоит меньшинство.

Первоосновой государства Аристотель считал семью, однако не в современном понимании: к семье он относил не только мужа, жену, детей, но и рабов. По этой причине идеальным государственным устройством он считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою – рабовладельцам, а не богачам и беднякам (в этой идее можно увидеть еще один прообраз современных представлений о стратификации общества).

Первоосновой государства Аристотель считал семью, однако не в современном понимании: к семье он относил не только мужа, жену, детей, но и рабов. По этой причине идеальным государственным устройством он считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою – рабовладельцам, а не богачам и беднякам (в этой идее можно увидеть еще один прообраз современных представлений о стратификации общества).

Аристотель предложил свою типологию форм власти. Он выделял «нормальные» и «ненормальные» формы правлений. К первым он относил монархию, аристократию и политию, ко вторым тиранию, олигархию и демократию. Монархия и тирания, аристократия и олигархия, демократия и полития образуют пары (противоположности). Как видно, в оценке существующих реально форм власти Аристотель гораздо мягче, чем Платон.

Аристотель предложил свою типологию форм власти. Он выделял «нормальные» и «ненормальные» формы правлений. К первым он относил монархию, аристократию и политию, ко вторым тиранию, олигархию и демократию. Монархия и тирания, аристократия и олигархия, демократия и полития образуют пары (противоположности). Как видно, в оценке существующих реально форм власти Аристотель гораздо мягче, чем Платон.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

© 2019 2151 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!