СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество и общественные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок общество и общественные отношения.10 класс. учебник Боголюбова

Просмотр содержимого документа
«Общество и общественные отношения»

Общество и общественные отношения

Цель и задачи: объяснить понятия и термины: «общество», «социум», «общественные отношения», «культура», «закономер­ности общественного развития», «законы», «тенденции», «при­рода»; познакомить с социальными взаимодействиями и обще­ственными отношения, проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблем­ные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип урока: урок-анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

Тема урока: «Общество и общественные отношения». Мы рас­смотрим следующие вопросы:

  1. Общество и социум.

  2. Общество и природа.

  3. «Вторая природа».

  4. Общественные отношения.

II. Новый материал сл.1-7.

Человек так же неотделим от окружающих его людей, как волны от моря или растение от своего корня. Все мы зачитывались в дет­стве сказкой о Маугли. Однако это лишь красивая выдумка. К со­жалению, дети, выкормленные животными, не становятся Людьми и очень быстро погибают.

Кто-то из писателей нашел красивое сравнение: человек подо­бен драгоценному камню, но камень этот не обработан и не имеет оправы. Следовательно, от того, в какую среду попадет этот камень, во многом и зависит судьба человека. Возможно, он полностью рас­кроет все грани своего таланта, или, наоборот, потускнеет. Поэтому роль общества в становлении человека является во многом опре­деляющей.

Что такое «общество»?

Что собой представляют отношения, которые складываются между людьми в процессе общения?

Об этих сложных вопросах и пойдет речь на нашем уроке.

1. Общество и социум

- Вспомним, что такое «общество».

(По мере ответов учеников на доске формируется схема.) приложение 1


Сравним между собой два понятия - «общество» и «социум»? На этот счет нет однозначного ответа.

Согласно одной точке зрения понятие «социум» многие исследователи определяют как синоним понятию «общество».

Согласно другой точке зрения под социумом понимается соци­альность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.

Таким образом, социальное общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.

2. Общество и природа сл.8

- Рассмотрим вопрос, что объединяет и что отличает общество и природу?

Общество:

  1. имеет законы исторического развития;

  2. занимается созидательной деятельностью;

  3. преобразует мир, в том числе и природу.

Природа:

  1. имеет собственные законы;

  2. постоянный и непрерывный эволюционный процесс;

  3. влияет на формирование культуры, традиций, обычаев;

  4. может замедлять или ускорять развитие стран и народов;

  5. стихийна;

  6. долговечна.

- Вспомните, как мыслители древности относились к приро­де?

(В древности природная и социальная среды в сознании человека были неразделимы.

В эпоху Средневековья происходит разграничение социально­го (деятельность людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и Божественного (предопределение свыше). Эти миры располагались в строгой иерархии: на вершине - мир Божественного, за ним - соци­ального и, наконец, «косная природа».

В Новое время с началом индустриализации утверждает­ся потребительское отношение людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, по­степенное исчерпание природных ресурсов вызвали эко­логический кризис, создали угрозу самому существованию человека.

В наши дни социальная среда воспринимается многими из нас как более значимая.)

В молодежном клубе обсуждается тема «Человек и этические проблемы природопользования». Первый выступающий сказал: «Этика - наука, изучающая мораль. Но мораль мы обычно связы­ваем с отношениями между людьми. Чем вызвано распространение этических проблем на отношение к природе?» Второй участник дис­куссии поддержал первого: «Разве можно говорить о нравственном отношении к природе? Ведь нравственные отношения, моральные нормы и оценки, основанные на понятиях добра и зла, справедли­вости, складываются только в процессе общения между людьми, то есть носят общественный характер». Третий возразил: «Почему можно и нужно говорить о нравственном или безнравственном отношении человека к природе? Потому, что в отношении человека к природе проявляется и его отношение к другим людям, принося­щее им пользу или вред».

Вам предоставляют слово. Что вы скажете? Сл. 9

3. «Вторая природа»

На предыдущих уроках мы выяснили, что человек был, ест и, вероятно, останется созидателем существующего мира, твор­цом нового, творцом культуры. По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие.

Прочитайте текст учебника на стр. 12-14 (общество и культура) ответьте на вопросы. Сл.10

  1. Почему культуру называют «второй природой»?

  2. Что мы понимаем под культурой?

  3. Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле.

  4. Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура»

  5. Какую роль играет культура в жизни общества?

  6. Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.


Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры: сл. 11.

  1. понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;

  2. взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности;

  3. ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;

  4. правила и нормы, которые регулируют поведение людей в со­ответствии с ценностями определенной культуры.

4. Общественные отношения

В обществе между людьми складываются особые отношения. В науке их принято называть общественными отношениями. Это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.

Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллек­тивов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе эко­номической, социальной, политической, культурной жизни и дея­тельности, называются общественными отношениями.

В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе.

В узком смысле - опосредованные связи между людьми. Какие же характерные особенности имеют общественные от­ношения?

Характерные черты общественных отношений

Относительно Безличные Затрагивающие

устойчивые связи (формальные) связи важные стороны

жизни

В зависимости от разных критериев, положенных в основу, су­ществует несколько классификаций общественных отношений. Сл.15-16

1. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни.

К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. скла­дывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др.

Вторичный уровень образуют отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, возникают лишь проходя через соз­нание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения про­низывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и усло­вием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.


2. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные.

Односторонние характеризуются тем, что их участники вклады­вают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого.

Взаимные общественные отношения подразумевают обоюд­ность своего проявления.


3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений: социокультурные, политические и производственные.

Социокультурные

Политические

Производственные

Семья

СМИ

Церковь

Творческие союзы Учреждения культуры

Партии Движения

Лоббистские группы (группы давления. на власть)

Частные предприятия Акционерные обще­ства

Профессиональные общества

Как особый вид общественных отношений следует отметить также межличностные отношения.

III. Итог урока

  1. Каковы основные значения понятия «общества»?

  2. В чем вы видите разницу в понятиях «общество» и «социум»?

  3. Каковы основные уровни анализа общества?

  4. Как соотносятся между собой природа и общество?

  5. Прокомментируйте следующее высказывание английского философа Г. Бокля: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Это было сказано полтора столетия назад.

  6. Как вы думаете, подтверждаются ли слова Г. Бокля в совре­менном мире? Свой ответ аргументируйте.

  7. Покажите многозначность понятия «культура».

  8. Какова ее роль в жизни общества?

  9. Можно ли, по-вашему, прожить без знания творчества А.С. Пушкина?

  10. Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную.

  11. Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?


Домашнее задание

Выучите § 1 на с. 16-17. выполните задания.



Приложение 1.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!