СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеразвивающая программа "Славянские узоры"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа способствует формированию духовно-нравственному самосознанию подростающего поколения, ориентированного на общечеловеческие ценности, формированию глубоких гражданских чувств-любви к Родине, культуре, традициям, истории.

Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая программа "Славянские узоры"»

Отдел по образованию и молодежной политике

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Бутурлиновский Дом детского творчества

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области.



«Согласована» «Утверждена»

Методист МБОУ ДО Директор МБОУ ДО

Бутурлиновский ДДТ Бутурлиновский ДДТ

___________ А.А.Юрьева __________ Е.Н.Махаева

Приказ № ____________

«____»__________2019 год.

Протокол педагогического совета №

«_____» ________________2019 год.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

объединения «Славянские узоры».

Тип программы: модифицированная.

Направленность: краеведческая.

Возраст обучающихся 9 – 14 лет.

Срок реализации – 1 год.

Уровень программы: ознакомительный.

Педагог дополнительного образования:

Помазанова Вера Ивановна.



г.Бутурлиновка.

2019 год.



Пояснительная записка.

«К народным традициям должно

быть высочайшее внимание, их

надо изучать и принимать всей

душой, их надо осваивать».

А.Б.Салтыков.

В соответствии с Концепцией модернизации дополнительного образования – целью образования должны стать развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самореализации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности. Базируясь на данное положение, мною составлена общеобразовательная общеразвивающая программа «Славянские узоры», которая способствует формированию духовно-нравственного самосознания подрастающего поколения, ориентированного на общечеловеческие ценности, формирование глубоких гражданских чувств – любви к Родине, культуре, традициям, истории.

Программа имеет краеведческую направленность и разработана на основании следующих программ:

- Пантелеевой И.Е. Программа дополнительного образования «Национально-региональный компонент «Обереги». Министерство образования и науки Республики Бурятии МО «Прибой» Кальский район Муниципальное образовательное учреждение «Таловская средняя общеобразовательная школа». 2017 год.

- Пеях А.В. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа клуба любителей бисероплетения «Наследие Маккошь». Управление образования администрации города Новочеркасска Муниципальное Автономное учреждение дополнительного образования «Центр воспитания и досуга». 2015 год.


Нормативно-правовые документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Устав МБОУ ДО Бутурлиновский Дом детского творчества.

Актуальность программы. В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причина многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, с уважением относящегося к другим народам. Поскольку естественной сферой функционирования традиций русской народной культуры является социокультурная среда, перспективы становления государственности напрямую зависят от её структурности, организованности и целостности. В связи с этим данная программа актуальна, так как она призвана обогатить знания, расширить кругозор обучающихся в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитать их на примерах мудрости нашего народа, а также развить творческие способности обучаемых, чувство коллективизма.

Новизна программы заключается в том, что в настоящее время отсутствуют программы, которые включают в себя весь комплекс основных знаний об особенностях традиционных женских украшениях, оберегов.

Отличительные особенности программы. Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ в этой области состоит в её практической значимости. В процессе занятий обучающиеся узнают, что-то новое о традициях русского народа через вовлечение в поисковую, исследовательскую деятельность. Также в рамках программы идет усвоение элементов прикладного творчества, создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями.

Адресат программы. Возраст детей участвующих в реализации программы 9-14 лет. Группы формируются на основании личного заявления родителей (лиц заменяющих родителей), заключения Договора об организации образовательного процесса между администрацией образовательного учреждения и родителями (законными представителями родителей). Состав групп постоянный, численный состав - 15 обучающихся. При комплектовании групп, учитывается только желание ребёнка, то есть набор детей свободный, без предварительного тестирования.

Уровень реализации – ознакомительный. Обучающиеся не только выполняют работы по готовым образцам, но и вносят свои коррективы или самостоятельно изготавливают модель. В ходе накопленных знаний обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность и эксперименты.

Объём программы – 144 часа.

Формы обучения и виды занятий. По количеству детей участвующих в занятии, применяются коллективная, групповая и индивидуальная форма занятий. Формы проведения занятий подбираются с учётом возрастных психологических особенностей детей, цели и задач общеобразовательной программы. По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и обучающегося применяются следующие виды занятий: лекции, конкурсы, экскурсии, выставки, презентации, мастер классы, проектирование (защита проектов), исследовательская деятельность. По дидактической цели – вводные, комбинированные, изучение нового материала, закрепление, проверка и оценка знаний. Большое внимание уделяется практическим занятиям, в процессе выполнения которых осуществляется развитие технического и художественного мышления, природного, творческого потенциала личности, формируются основные знания о народных традициях, которые оказались востребованными в условиях нынешнего социума. Программа носит рекомендательный характер, то есть темы занятий могут изменяться в зависимости от особенностей, материального обеспечения и интересов детей.

Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов – 144.

Режим занятий. Программа предусматривает такое учебное расписание, при котором учебная нагрузка не превышает 4 часа в неделю, и предполагает 2-х часовые занятия 2 раза в неделю. Доля практических занятий составляет 81%.

Цель программы:

- расширить и углубить знания обучающихся о традициях и обычаях России, родного края через активизацию творческого потенциала.

Задачи программы:

Образовательные:

- формировать умение творчески использовать полученные навыки и знания для создания самостоятельных творческих произведений;

- формировать способность к исследовательско-поисковой деятельности, составлению творческих проектов;

- формировать знания о культуре и традициях родного края, Воронежской области.

- научить работать с различными инструментами и материалами.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к историческому прошлому своего народа, своим корням;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- развивать нравственные основы личности, повышение уровня духовной культуры;

- развивать чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;

- развивать воображение, фантазию, образное мышление;

- развивать практические умения и навыки в работе с нитками, леской, бисером, бусинами и другими материалами:

- развивать усидчивость, внимание, терпение, трудолюбие, потребность доводить начатое дело до конца.

Воспитательные:

- воспитать бережное отношения к истории своего края, его культуре, истории и современной жизни;

- воспитать исторически грамотных, толерантных граждан, способных продолжить дела своих предков;

- воспитать гражданина, адаптированного в современном обществе;

- поддержать интерес к историческим сведениям. Формировать эстетический вкус на основе традиционной русской культуры.








Учебно-тематический план.

п/п


Содержание программы.

Кол-во

часов.

В том числе:

теор.

зан.

прак.

зан.

игры,

конкур.

1.


2.


3.





4.




5.




6.



7.




Вводное занятие.


Основные приёмы плетения.


Традиционные украшения на Руси:

- обереги,

- мониста,

- серьги.


Женские украшения Воронежского края:

- гердан.


Славянские украшения родного края:

- ожерелье.


Игровые и конкурсные программы.


Итоговое занятие.

2 ч.


32 ч.

44 ч.

18 ч.

16 ч.

10 ч.




30 ч.

30 ч.

4 ч.



2 ч.

2 ч.


16 ч.

3 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.




1 ч.


1 ч.






16 ч.

41 ч.

17 ч.

15 ч.

9 ч.




29 ч.


29 ч.




2 ч.


















4 ч.









И Т О Г О:

144 ч.

23 ч.

117 ч.

4 ч.















Содержание программы.


Вводное занятие – 2 часа.

Знакомство с обучающимися. Выборы актива. Правила поведения в Доме детского творчества и в объединении. Знакомство с программой объединения. Расписание занятий. Техника безопасности. Материалы и инструменты. История славянских украшений из бисера.

Основные приёмы плетения – 32 часа.

Теоретические занятия: Краткие сведения из истории самобытной культуры славянских народов. Народные приметы и обычаи. Традиционные виды рукоделия и прикладного творчества. Знакомство с приёмами плетения узоров и цепочек: крестик в одну и две нити; цепочка с крестиком; подвески (простая, с петелькой, с тремя петельками, с квадратом); восьмёрка; мозаика; параллельное низание; соты; чешуя; цепочка в 5 и 6 бусин; кирпичный стежок; цепочка с зубчиками; ёлочка, связка, плетение уголков. Практические занятия: выполнение узоров и цепочек. Краткая запись выполнения узоров, зарисовка схем.

Традиционные украшения на Руси:

Обереги – 18 часов

Теоретические занятия: презентация «Традиционные славянские украшения»; история славянского оберега; виды оберегов и его предназначение; знакомство с символами оберегов; основные композиции оберега; символическое значение цвета; виды орнамента и принципы выбора орнамента для оберега; применение оберегов в дизайне интерьера; способы плетения.

Практические занятия: создание композиции оберега; зарисовка схемы плетения; подготовка бисера, ниток, фурнитуры; выполнение украшений; оформление готовой работы.




Мониста – 16 часов.

Теоретические занятия: мониста – женское украшение; виды монист; эскиз изделия; размер и форма украшения; разбор цветовой гаммы и способа выполнения мониста.

Практические занятия: создание композиции мониста; зарисовка схемы плетения; подготовка бисера, ниток, фурнитуры; выполнение украшений; оформление готовой работы.

Серьги – 10 часов.

Теоретические занятия: традиционные серьги на Руси; знакомство с видами сережек; выбор цвета, формы и способа плетения; последовательность выполнения серёжек.

Практические занятия: зарисовка схемы плетения; подготовка бисера, бусин, ниток, фурнитуры; выполнение украшений; оформление готовой работы.

Женские украшения Воронежского края.

Гердан – 30 часов.

Теоретические занятия: бисер в народном костюме; гердан, как женское украшение Воронежского края; самобытные способы изготовления украшений; изобретательность, художественный вкус и фантазия при плетении гердана; формы и принципы построения орнамента; мотивы орнаментов; разбор цветовой гаммы и размера бисера; влияние цветовой гаммы, размера бисера и плотности плетения на готовую работу; варианты выполнения украшения; подготовка схемы для плетения гердана. Практические занятие: зарисовка схемы плетения; подготовка бисера, ниток, фурнитуры; выполнение гердана; оформление готовой работы.

Славянские украшения родного края.

Ожерелье – 30 часов.

Теоретические занятия: ожерелье – украшение родного края; художественное решение (орнамент); форма и размер украшения; основные средства композиции при составлении орнамента; пропорции отдельных элементов; выбор техники плетения; эскиз украшения; влияние цветовой гаммы, размера бисера и плотности плетения на готовую работу; варианты выполнения гердана.

Практическое занятие: зарисовка схемы плетения; подготовка бисера, бусин, ниток, фурнитуры; выполнение ожерелья; оформление готовой работы.


Игровые и конкурсные программы – 4 часа.

Конкурсная программа «Осенние забавы»; Игровая программа по правилам дорожного движения «Дорожная азбука».


Итоговое занятие – 2 часа.

Подведение итогов работы объединения. Выставка работ «Сделали сами своими руками!».


Планируемые результаты.

По окончанию программы обучающиеся должны знать:

- историю славянских украшений;

- виды народных ремёсел родного края;

- элементы русского народного костюма;

- основные приёмы плетения украшений;

- материалы и оборудование для плетения;

- технику безопасности при работе с ножницами, иглой, булавкой.

Обучающиеся должны иметь представление:

- о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

- о видах народного творчества;

- о способах оформления готовых работ.

Обучающиеся должны уметь:

- владеть основными приёмами работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями;

- последовательно выполнять работу (замысел, выбор материала, способ изготовления);

- принимать участие в конкурсах народного творчества на уровне района;

- уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования;

- самостоятельно составлять и подбирать простейший орнамент для украшений;

- подбирать и сочетать цвета в работе;

- делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные композиций с использованием традиций народного творчества;

- осознавать, сохранять и передавать полученные знания и опыт.


Организационно-педагогические условия реализации программы.

Календарный учебный график: учебный год начинается с 11 сентября, заканчивается 31 мая. Количество учебных недель – 36 недель. Количество учебных часов – 144ч. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Во время каникул планируются конкурсные программы, игры, мастер-классы. Проведение итоговой аттестации – май.

Условия реализации программы:

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования работает в штатном расписании Дома детского творчества; имеет средне-специальное образование; первую квалификационную категорию; курсы повышения квалификации ноябрь 2018 года.

Материально- техническое обеспечение:

- кабинет для занятий;

- инструкции по технике безопасности;

- аптечка для оказания первой медицинской помощи;

- подвесная доска, которая используется для показа наглядных пособий, зарисовки схем, а также для просмотра выполненных работ;

- информационные и коммуникационные технологии;

- нити из синтетических и натуральных волокон разной толщины;

- иглы, клей, проволока, бусины, бисер, ножницы, линейка;

- станок для ткачества.

Методическое обеспечение программы включает в себя: учебно-методическое пособие по программе; разработка занятий; видеоматериалы; литература, иллюстрации, фотографии, схемы, готовые работы по темам программы; плакаты по технике безопасности.


Формы аттестации.

Способы определения результативности программы – промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация проходит в процессе обучения. Знания пройденного материала отслеживаются путём опроса, беседы, выполнения схем, наблюдения за обучающимися на учебных занятиях, при подготовке к выставкам, конкурсам диагностируется интерес и развитие художественно-творческих способностей обучающихся. Проведение мини-выставок, после каждой пройденной по программе теме, позволяет увидеть уровень обучаемости. Итоговая аттестация проходит по завершению курса обучения. Творческими формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является участие в выставках, конференциях, мастер-классах, конкурсах разного уровня, защита проектов.

Оценочные материалы.

В процессе оценки достижений планируемых результатов будут использоваться разнообразные диагностические карты, дидактические игры и упражнения («Посмотри и назови», «Украшения моего края», «Элементы плетения» и др.), опросники «Что я знаю о символах в славянских украшениях», «Виды работ из бисера» и др.

Список используемой литературы для педагога:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ: текс с изменениями и дополнениями на 2018 год: (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года; Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). - Москва: Эксмо, 2018. - 144 с.: 20 см.- (Законы и кодексы). – 2000 экз. – ISBN 978-5-04092088-4. - Текс: непосредственный.

2. Устав МБОУ ДО Бутурлиновский Дом детского творчества.

3. Бранд А. «Ожерелья из бусин. От классики до современности». – Москва: Арт-родник, 2007. – 32 с.: 21 см.- (Легко и просто). – 3000 экз. – ISBN 978-5-9561-0243-5 – Текс: непосредственный.

4. Ляукина М. В. «Бисер. Техника. Приёмы. Изделия». - Москва: Аст-Пресс Книга, 2005. – 288 с.: ил. - (Золотая библиотека увлечений). – 10 000 экз. – ISBN 5-462-00156-8 – Текст: непосредственный.

5. Мруз Е. «Плетение из бисера и бусин». – Москва: Аст-Пресс Книга, 2013. – 112 с.: ил. (Золотая библиотека увлечений). – 2500 экз. – ISBN 978-5-462-01404-9 – Текст: непосредственный.



Список используемой литературы для детей:

1. Бажко Л.А. «Бисер». – Москва: Мартин. 2006. – 120с.: ил.- (Рукоделие). – 10 000 экз. – ISBN 5-8475-0029-7 – Текст: непосредственный.

2. Беликова О. «Волшебный бисер». – Ростов-н-Дону: Владис, 2009. – 128 с.: ил. - (Украшения и подарки ручной работы). – 5000 экз. – ISBN 978-5-386-01479-7 – Текст: непосредственный.

3. Гулидова О. «Деревья из бисера». – Москва.: Аст-Пресс Книга, 2015.–80с.: ил. – (Мастер класс на дому). – 5000 экз. – ISBN 978-5-462-01424-6 – Текст: непосредственный.

4. Носырева Т.Г. «Игрушки и украшения из бисера». – Москва: Астрель СПб, 2007. – 143 с.: ил. – (Домашняя творческая мастерская). – 3000 экз. – ISBN 978-17-012119-9 – Текст: непосредственный.

5.Урывская О. «Вязаные украшения на проволоке». – Ростов на-Дону: Феникс, 2015. – 64 с.: ил. – (Город мастеров). – 3000 экз. - ISBN 978-5-222-24664-1 – Текст: непосредственный.





Интернет – ресурсы:

1. Внешкольник: сайт о дополнительном внешкольном образовании. – Москва, 2012 – http://dop-obrazovanie.com/ (дата обращения 29.08.2019). – Текст: электронный.

2. Pedcovet/su: сообщество взаимопомощи учителей: сайт. – Нижний Новгород, 2007 – http://pedsovet.su/forum/144 (дата обращения 30.08. 2019). – Текст: электронный.

3. Плетение бисером: мастер классы, статьи и новости из мира бисероплетения: сайт. – Москва, 2011 – http://pleteniebiserom.ru. (дата обращения 03.09.2019). – Текст: электронный.




































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!