Конспект группового логопедического занятия для учащихся со смешанной дисграфией (фонемного распознавания, языкового анализа и синтеза, аграмматическая). Дизорфография.
Тема. Имя прилагательное.
Цель – учить согласовывать имена прилагательных с именем существительным в роде, числе.
Задачи.
Образовательная: систематизировать знания детей о признаках предмета; учить подбирать признак к предметам;
Коррекционно – развивающая: обогащение словаря, развивать слуховую и зрительную память, внимание.
Воспитательная: воспитывать выдержку, самоконтроль, орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Оборудование: карточки со словами; карточки с заданием, тетради.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц.
2. Образование имен прилагательных. Составление словосочетаний.
- Какая сегодня погода? (Хорошая.)
- Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра.)
- Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)
- Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)
- А когда нет ветра? (Безветренный.)
- Значит, какой сегодня день? (День теплый, солнечный, безветренный.)
- Как мы скажем про погоду? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)
- Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)
- Когда бывает погода? (весной.)
- Значит, погода какая? (Поггда весенняя.)
- А как мы скажем про день? (День весенний.)
- Про небо? (Небо весеннее.)
- Про дни? (Дни весенние.)
- Рассмотрите картинки (на доске). Ответьте на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» по плану устно).
План: размер, цвет, материал, из которого сделан предмет (мяч, шкаф, графин, кувшин, чашка, ваза, кольцо, носки, вилка, ножницы).
Составление предложений с именами прилагательными.
- Перечислите все признаки: весеннего дня; весенней погоды; весеннего неба; весенних дней.
- Закончите предложения, используя изученные ранее слова-признаки, голосом выделяя их окончания.
Весной небо…(безоблачное). День весной…(солнечный).Весной дни…(теплые). Погода весной…(солнечная). Ветер весной …(теплый). Солнце весной…(яркое). Настроение весной … (хорошее).
Физкультминутка.
Работа по карточкам.
- У вас на столах лежат карточки. Прочитайте задание. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки, выполните задание в тетрадях.
Образец: Лиса – зверь хитрый, умный.
Белка – животное … . Волк – зверь … . медвежата – звереныши … . Олень – животное … . Крапива – растение … . Груша – фрукт … . Роза – цветок … . морковь – овощ … . Береза - … .Сыроежка – гриб … . Кузнечик - насекомое … . Дельфины – животные … . Окунь – рыба … .
- Давайте проверим, что у вас получилось. Зачитываем по цепочки.
Послушайте рассказ. Сейчас я буду читать текст по предложениям, не произнося окончания имен прилагательных. Вы должны подобрать окончания имен прилагательных и произнести слово целиком.
Март – голубая вода.
У каждого месяца свой цвет. Январь – бел(ый), июнь – зелен(ый), а вот март – голуб(ой).
Голуб(ое) небо, снега голуб(ые). На снегах тени, как син(ие) молнии. Голуб(ая) даль, голуб(ые) льды. Голуб(ые) на снегу следы. Перв(ые) голуб(ые) лужи и последн(ие) голуб(ые) сосульки. А на горизонте син(яя) полоска далекого леса.
Весь мир голуб(ой)!
(ПО Н. Слодкову)
- Молодцы, вы справились с заданием. На столах у вас лежат карточки. Прочитайте задание и выполните письменно в тетрадях, используя материал предыдущего задания.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
3.Итог занятия. – Сегодня мы учились правильно связывать слова в предложении. Что вам понравилось на занятии? Домашнее задание выполните на карточке.