Тема: Общее понятие о частях речи: прилагательное (в практическом плане).
Цель: закрепить навык согласования имени прилагательного с именем существительным.
Задачи:
- совершенствование умения подбирать имена прилагательные к существительным;
- расширение словарного запаса учащихся;
- совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;
- воспитывать выдержку, самоконтроль, орфографическую зоркость;
- воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Артикуляционная гимнастика
Заборчик-трубочка
Лопата
Качели
Грибок
Лошадка
Чашечка
Дыхательная гимнастика
На выдохе тянем гласные то с усилением, то с понижением голоса.
Введение в тему урока
- Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Догадались? (имя прилагательное)
Имя существительное безлико без прилагательного, которое напоминает волшебную кисточку – ведь всё, к чему оно прикасается, удивительным образом преображается, каждый предмет становится КАКИМ–нибудь особенным, а прилагательное вообще не может без существительного, поэтому его и так и называют ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, потому что оно ПРИ – ЛА- ГА – ЕТСЯ к существительному. Оно объясняет, какое это существительное, какой предмет.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак (цвет, размер, вкус, форма, материал) предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие
Задание
- Придумайте и запишите предмет (мяч, шкаф, чашка, ваза, кольцо, носки, вилка, ножницы). Я вам буду называть признак предмета, а вы опишите
План: размер, цвет, материал, из которого сделан предмет
Словарная работа. Игра “Назови правильно”.
Задание: Послушайте вопрос и постарайтесь на него ответить. Для этого вам потребуется придумать новое слово.
- На улице мороз. Значит, день какой? (Морозный).
- На ботинках грязь. Значит, ботинки какие? (Грязные).
- Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой? (Ленивый).
- Эта книга вызывает интерес. Значит, книга какая? (Интересная).
- У печенья приятный вкус. Значит, печенье какое? (Вкусное).
- Весь день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый).
- В яблоке червяк. Значит, яблоко какое? (Червивое).
Задание (на доске)
Поставьте вопрос имени прилагательному.
Лес (____________) зеленый;
Поляна (_____________) солнечная;
Сосны (___________) высокие.
Задание. Словосочетания
- Образуйте словосочетание «прилагательное + существительное».
Физминутка
Массаж пальчиков (с помощью карандаша).
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать,
А потом они в тетради
Будут буковки писать.
+ нейрогимнастика
Задание (письменно)
- Согласуйте имена существительные с именами прилагательными.
К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной.
Задание «Найди пару»
«Волшебные конфеты»
Задание: В тексте вставить пропущенные имена прилагательные.
Давным – давно в Великом Новгороде жили (…………….) и (…………..) люди. Все дома в городе были необыкновенно (……………..). В этом городе делали (……………..) конфеты доброты. Жители города очень любили эти (……………….) конфеты.
А за городом, на (……………..) горе у реки, в (………………) замке жил (………….) колдун. Через свое (………………….) зеркало он смотрел на город, на его (…………) жителей и злился,
Подведение итогов
– О чем мы говорили на нашем занятии?
– Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?
–Подберите прилагательные к словам «урок», «перемена», «ученики».
3