Подготовила презентацию:
Учитель музыки
Алейникова О.П.
МАОУ СОШ №15
« Ты река, моя реченька. Ты река ль, моя реченька. Ты течёшь, не колыбнешься. Ты дитя ль, моё дитятко, Ты сидишь, не улыбнешься. Вы сестрицы, подруженьки, Для чего же мне радоватися. У нас коней то, полон двор, А гостей то полна горница. Ты река...»
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...
Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фолькло́р — народное творчество, чаще всего устное.
Музыкальный фольклор?
Музыкальный фольклор
(народная музыка) –
вокальное, инструментальное,
вокально-инструментальное и танцевальное творчество народа .
Обрядовый фольклор?
- календарный
- семейный
- окказиональный (случайный)
Один из самых красивых обрядов –
старинная русская свадьба.
на примере свадебного обряда
Познакомимся
в фольклоре и творчестве композиторов
с русскими народными традициями
Тема урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»
Матушка, матушка, что во поле пыльно? Сударыня матушка, что во поле пыльно? - Дитятко милое, кони разыгрались. - Матушка, матушка, на двор гости едут, Сударыня матушка, на двор гости едут! - Дитятко милое, не бойсь, не пугайся! - Матушка, матушка, на крылечко идут, Сударыня матушка, на крылечко идут! - Дитятко милое, я тебя не выдам! - Матушка, матушка, в нову горницу идут, Сударыня матушка, в нову горницу идут! - Дитятко милое, не бойсь, не пужайся! - Матушка, матушка, за столы садятся, Сударыня матушка, за столы садятся! - Дитятко милое, я тебя не выдам! - Матушка, матушка, образа снимают, Сударыня матушка… Меня благословляют… - Дитятко милое, Господь с тобою!
«Матушка. Что во поле
пыльно?»
М.Матвеев
10
10
Тема дочери
Взволнованное обращение дочери. Построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения.
Смятение, тревога.
Переживание, драматический накал чувств.
Песня звучит напряжённо, в миноре.
Тема матери
Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике).
Покорность смирение с безвыход-ной ситуацией.
Русская народная песня «Матушка, что во поле пыльно…»
Перед вами репродукция Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора». К теме неравных браков обращались многие художники, писатели.
П. А. Федотов
«Сватовство майора»
Рассмотрите героев. Охарактеризуйте их.
- Почему отец с радостью выдаёт дочь замуж?
- Почему дворянин женится на купеческой дочери?
- Как художник подчёркивает богатство и роскошь купеческого дома?
- Рассмотрите мелкие детали в картине.
Какова их роль? Что они подчёркивают, детализируют?
- Как художник относится к происходящему?
16
В. В. Пукирев
«Неравный брак»
16
Матушка, матушка, что во поле пыльно? Сударыня матушка, что во поле пыльно? - Дитятко милое, кони разыгрались. - Матушка, матушка, на двор гости едут, Сударыня матушка, на двор гости едут! - Дитятко милое, не бойсь, не пугайся! - Матушка, матушка, на крылечко идут, Сударыня матушка, на крылечко идут! - Дитятко милое, я тебя не выдам! - Матушка, матушка, в нову горницу идут, Сударыня матушка, в нову горницу идут! - Дитятко милое, не бойсь, не пужайся! - Матушка, матушка, за столы садятся, Сударыня матушка, за столы садятся! - Дитятко милое, я тебя не выдам! - Матушка, матушка, образа снимают, Сударыня матушка… Меня благословляют… - Дитятко милое, господь с тобою!
«Матушка. Что во поле
пыльно?»
М.Матвеев
16
Особую красоту народным свадебным песням придают сравнения:
- Река
- лебёдушка
- Утушка
- Ягодка
- Ясный сокол
Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского
Хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки
ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Опера «Иван Сусанин» М. Глинки
Опера «Хованщина» М. Мусоргского
Хор
«Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам»
Хор
«Плывёт, плывёт лебёдушка»
Музыка М. Глинки в духе народной песни
Народная песня, включённая в оперу
Домашнее задание
Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.
1. М.Мусоргский – «Хованщина» -венчальная песня 2. М.Глинка- «Иван Сусанин» - «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» 3.«Матушка, что во поле пыльно?»
Использованная литература:
Учебник по музыке 6 класс, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
Поурочные разработки по музыке 5-6 классы, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.