СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», средства их создания (портрет, художественная деталь, речь)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», средства их создания (портрет, художественная деталь, речь)»

Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», средства их создания (портрет, художественная деталь, речь)

Цель — формировать компетентности: предметные (навыки определения роли и значение образов помещиков и чиновников в раскрытии авторского замысла поэмы М. В. Гоголя «Мертвые души»; навыки литературного анализа; эстетический вкус); ключевые (умения учиться: навыки оценки культурных явлений; коммуникативную: навыки эффективной работы в паре и малой группе, лидерские способности; информационную: умение критически обрабатывать информацию; общекультурную: стремление обогатить свой кругозор; читательскую активность).

Тип урока: урок освоения новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Оборудование: текст поэмы "Мертвые души", иллюстрации к произведению (презентация)

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Блиц опрос

• Кто такой Чичиков? Что вы о нем узнали?

• Какой была его цель приезда в губернский город N.?

• Кого из помещиков Чичиков навещает первым?

• Как Чичиков находит общий язык с помещиками, у которых разные характеры?

• Скольких помещиков посетил Чичиков?

• Кто находится в центре системы образов в поэме?

III. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель. В конце 1836 г. Гоголь пишет В. А. Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Если я сделаю это произведение так, как его осуществить, то... какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь появится в нем!". Николай Васильевич стремился показать все стороны российской жизни, а не только отрицательные, как это было в первых редакциях. Этот замысел в полной мере не был воплощен, однако созданные им характеры являются вполне четкими и выразительными. О них мы сегодня и поговорим.

IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Вступительное слово учителя

— Гоголь, бесспорно, внес огромный вклад в развитие культуры. Писателя не стало, но его произведения не потеряли своего значения. Черты персонажей, которых изобразил Гоголь, можно заметить и в наших современниках. Гоголь помогает нам видеть отрицательное значение этих черт, учит понимать их вред, противостоять им.

2. Ролевая игра " перевоплощение "(запись в тетради)

• Запишите в тетради самое существенное из выступлений одноклассников.

Примечание. «Перевоплощение» — разновидность ролевой игры. Ученикам, получившим опережающее задание, предлагают представить себя в роли определенного литературного героя. Они по очереди занимают место перед классом и говорят от имени героев (от первого лица), которых представляют, отстаивая «свою» точку зрения и объясняя ее. Одноклассники и учитель могут задавать им вопросы, на которые спикеры должны отвечать с позиций своих героев.

Инструкция для учеников-актеров.

Представляя литературный образ, следует:

а) назвать имя, особенности внешности, социальное положение, черты характера, эмоциональное состояние; отметить отношение автора к персонажу;

б) отметить авторские средства воспроизведения художественного образа, существенное в характере героя; Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. 

в) определить место героя в литературном произведении; выявить типичные черты в большем или меньшем кругу людей (реальных лиц);

г) передать в образе-персонажа человека определенного времени и социального положения; оценить характер героя с учетом авторского отношения к нему, с точки зрения современности; пытаться объяснить мотивы его поведения и поступков.

Ожидаемые ответы

■ Манилов: беспомощный помещик; бесхозяйственный и небрежный; беззаботный; наивный; инфантильный наблюдатель; взяточники, воры, казнокрады — все для него чрезвычайно достойные люди; лишенный живых человеческих желаний; это мертвая душа, человек «так себе, ни то ни се», «рыцарь пустоты». Мысли Манилова хаотичны, оторваны от реальности: начав об одном, он перепрыгивает на второе, третье, в конце концов окончательно теряя мнение. Он не способен думать о настоящем, принимать важные решения, все пытается обернуть в изысканные словесные формулы — и действие, и время, и смысл. В описании героя преобладающей деталью является тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению. Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка. Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.



■ Коробочка: мелочная скряга; аккуратная, упрямая, подозрительная; «дубинноголова» Коробочка — воплощение тех традиций, которые сложились у мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство; она — представитель России на грани умирания, и она лишена жизни, поскольку направлена не в будущее, а в прошлое. Внутренний мир Коробочки отражен в ее хозяйстве. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь воплощает застывший мир героини. Об этом свидетельствуют и часы, шипит, и «устаревшие» портреты на стенах. Она имеет характер: неистово торгуется с Чичиковым, пока не вытягивает из него обещание купить еще что-то, кроме душ. Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

■ Ноздрев: безответственный расточитель; молодцеватый 35-летний " Говорун, кутила, лихач». Ноздрёв непрерывно врет, задирается со всеми; очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без всякой цели; поведение персонажа обусловлено его господствующей чертой: «скоростью и живостью характера», то есть стремительностью, что граничит с беспамятством. Ноздрев ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. Безграничная ложь Ноздрева - это обратная сторона русского характера, которой он наделен уж слишком. Ноздрев не окончательно пуст, просто его безудержная энергия не находит должного применения и поэтому превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

С Ноздрева в поэме начинается череда персонажей, сохранивших в себе что-то живое. В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.



■ Собакевич: скупой и упрямый хозяин; куркуль; прочно связан с образом денег, расчета и хозяйственности. Он очень прямой и откровенный человек, в то же время настоящий предприниматель. Главное для него — сделка, деньги, остальное — второстепенное. Чичиков взглянув на него искоса, когда они проходили в столовую отметил: «Медведь! Совершенный медведь!” Собакевич мастерски отстаивает свою позицию, отлично торгуется, не брезгуя мошенничеством (даже подсовывает Чичикову «женскую душу» — Елизавету Воробей). Все вещи, окружающие его, отражают душевное состояние героя. Дом Собакевича лишен «ненужных» архитектурных творений. жильё его крепостных также не имеет лишних украшений. В доме Собакевича есть только картины, где изображены древнегреческие герои, да и те местами похожи на хозяина. Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

■ Плюшкин: скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения; «прореха на человечестве»; олицетворяет полное омертвение человеческой души; в его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, разрушенной скупостью. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке. Его состояние в определенной степени можно оправдать несчастливой судьбой: когда-то Плюшкин был зажиточным хозяином, бережно воспитывал детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем: он стал подозрительным и скупым. Проблемы с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, младшая умерла) окончательно разорили душу Плюшкина — «волчий голод скупости овладел им». Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Компаративный анализ образов героев литературного произведения

• Укажите черты, общие для всех помещиков.

Ожидаемый ответ

1. Большинство помещиков имеют дворянское происхождение.

2. Обогащаются с помощью труда крепостных, торговли.

3. В их жизни деньги — главное мерило значимости в обществе, смысл их жизни. Хотя большинство даже не задумывается над тем, каким образом лучше всего применить это состояние.

4. К людям отношение разное: от подозрения с ненавистью — к притворной вежливости ради собственной выгоды.

5. Отношения между помещиками складываются по-разному. При необходимости могут улыбаться друг другу, а то и оклеветать кого-то. Крепостные с пониманием относятся к прихотям своих господ.

6. Истинная цель жизни давно потеряна. У помещиков мертвые души. Они не понимают, ради чего живут.

• Чем Чичиков отличается от них?

Ожидаемый ответ

1. Происхождение героя темное и скромное. родители были дворянами или принадлежали к древнему роду, не очень состоятельные.

2. Собственным умом и трудом, приспосабливаясь и лицемеря, проявляя незаурядное терпение и самоотречение, прибегая к различным махинациям и подхалимству.

3. Имеет в жизни единственную цель.

4. Люди — лишь средство для достижения цели. никаких чувств и переживаний. легко вводит окружающих в заблуждение.

5. Помещики захвачены им, он затмил им ум: для него открыты все двери. Но в жизни Чичикова встречаются люди (о них не говорится), которые видят его изнутри. Тогда в его жизни случаются трагедии (увольнение, разоблачение и др.).

6. Основная цель — делать деньги.

  • А есть ли сходство между Чичиковым и помещиками?

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

Помещик, его отличительная черта

Как эта черта проявляется у Чичикова

Манилов – слащавость, приторность, неопределённость

Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях

Коробочка – мелочная скаредность

В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться

Собакевич – грубая прижимистость и цинизм

Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”

Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик



VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

1. Завершающее слово учителя

— Поэма называется «Мертвые души» потому, что в ней описываются похождения чиновника Чичикова, который скупал мертвые души, то есть уже умерших крепостных. В поэме подробно описана жизнь помещиков-крепостников, представителей мира «мертвых душ», которые тормозили экономическое и общественное развитие России. Гоголь ярко показывает различные типы помещиков, которые по-разному относятся к своей собственности: одни жадно собирают каждую копейку, другие безрассудно проматывают все состояние за несколько дней. Но характерным для всех помещиков является то, что они, как паразиты, сидят на шее народа и питаются его трудом. Все они живут только для себя, не задумываясь ни о счастье народа, ни о благе государства.

2. Интерактивный прием «Микрофон»

• Завершите предложение: «Среди помещиков меня поразил (поразила)...".

3. Интерактивный прием «Одной фразой...»

* Одной фразой по очереди подбейте итог урока.

VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Для всех: написать эссе на тему «Чичиков — герой нашего времени?»;

перечитать главы поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», посвященные чиновникам города N.;

найти в произведении лирические отступления.

Опережающий (индивидуальное; 2 ученика): подготовить сообщение об изображение чиновников в поэме «Мертвые души» вообще и в «Повести о капитане Копейкина» в частности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!