А.С.Пушкин
Медный всадник
Тема урока
- Образы Петра и Петербурга в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»
Нам предстоит выявить, что нового привнес А.С.Пушкин в осмысление темы
- «Человек и история»,
- «Личность и эпоха»,
- «Человек и власть».
- Мы займемся исследованием, т.е. глубоким изучением обозначенной проблемы через анализ текста
Создание поэмы
- Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 г. Полностью эта «петербургская повесть» не была разрешена Николаем I к печати, и лишь ее начало Пушкин напечатал в "Библиотеке для чтения", под названием: "Петербург. Отрывок из поэмы".
В стихотворении «Стансы» у Пушкина есть строки
- То академик, то герой,
- То мореплаватель, то плотник,
- Он всеобъемлющей душой
- На троне вечный был работник
- А каким предстает перед нами Петр в поэме «Полтава» и «Медный всадник»?
- Петр Великий принадлежал к числу любимейших героев Пушкина. Он внимательно изучал его жизнь, посвящал ему восторженные строфы, вводил как действующее лицо в свои произведения.
- Пушкин всегда видел в нём и крайнее проявление самовластия, деспотизма.
На берегу пустынных волн Стоял он , дум великих полн, И вдаль глядел
- И думал он:
- Отсель грозить мы будем шведу,
- Здесь будет город заложен
- Назло надменному соседу.
- Природой здесь нам суждено
- В Европу прорубить окно
- . Чтобы окончательно сделать своего героя чистым воплощением самодержавия, чтобы и во внешнем облике отличить его от живых людей, Пушкин переносит действие своей повести на сто лет вперед ("Прошло сто лет...") и заменяет самого Петра – его памятником, "горделивым истуканом".
Открытие памятника Петру i
Транспортировка «Гром-камня»
Это был первый конный памятник русскому царю
- Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770.
- Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло.
- Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев.
- Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году.
Сравните, как представлен образ Петра Первого в поэмах «Полтава»и «Медный всадник»
Образ Петра Первого в поэме «Полтава»
Образ Петра Первого в поэме «Медный всадник»
Петр Первый в поэме «Полтава»
Петр Первый в поэме «Медный всадник»
1 отрывок «Петр перед началом боя»
«толпой любимцев окруженный»,
«его глаза сияют », « лик его ужасен »,
«он прекрасен », «он весь как божия гроза »
2 отрывок «Пир Петра»
«и горд, и ясен», «пир его прекрасен»,
«он угощает своих вождей, вождей чужих»,
«славных пленников ласкает»
«стоял он , дум великих полн»,
«И думал он : отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу»
« кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне», «Всадник Медный с тяжелым топотом скакал»
В "Медном Всаднике" мощь и самовластие императора доведены до крайних пределов .
- О, мощный властелин Судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?
Даже сам поэт, охвачен страхом перед сверхчеловеческой мощью и неколебимостью:
- Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!
- Пушкин позаботился, чтобы второй его герой, "бедный, бедный… Евгений", был полной ему противоположностью. Это ничтожный коломенский чиновник, который «где-то служит».
Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. В то время из гостей домой Пришел Евгений молодой....
Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной.
- «Народ зрит божий гнев и казни ждет.// Увы! все гибнет...»
Нева взбунтовалась
- И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен.
C реди этого всеобщего смятения есть один, кто остается спокоен. Это «Медный всадник», державец полумира, чудотворный строитель этого города:
- C реди этого всеобщего смятения есть один, кто остается спокоен. Это «Медный всадник», державец полумира, чудотворный строитель этого города:
В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою, Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне .
Случай сделал так, что они остались наедине, двое на пустой площади, над водой, "завоевавшей все вокруг
- Вдруг на Евгения находит некоторое прозрение: в "кумире" он внезапно признает виновника своих несчастий.
- "Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!"
И "кумир" не может с тем же презрением отнестись к угрозам "бедного безумца". Его лицо возгорается гневом, он покидает свое место и гонится за бедным Евгением.
- И он по площади пустой Бежит и слышит за собой --Как будто грома грохотанье --Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой.
«Медный всадник» преследует его, чтобы заставить смириться, забыть все, что мелькнуло в его уме в тот час, когда "прояснились в нем страшно мысли":
- И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне;
- И во всю ночь, безумец бедный Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал.
Медный Всадник достигает своей цели: Евгений смиряется. Второй мятеж побежден, как и первый.
Итак,«гиганту
действительн
«нет дела
до гибели
неведомых».
- Как после буйства Невы "в порядок прежний все вошло", Евгений снова стал ничтожнейшим из ничтожных, и весною его труп, труп бродяги, рыбаки похоронили на пустынном острове "ради бога".
Задание . Найдите и запишите все упоминания о Петре I в тексте поэмы
- Он
- кумир на бронзовом коне
- властелин судьбы
- державец полумира
- горделивый истукан
- грозный царь
- Всадник Медный
Задание . Определите значение слов по словарю В.И.Даля
- «кумир»,
- «властелин»,
- «истукан»
В.В.Даль
- Властитель, властелин – владелец, владетель, кто держит власть, право и силу над чем, кто повелевает, управляет, владеет.
- Истукан (истюкать, изсечь тюкая) – статуя, изваянный образ, изображение, болван, идол, кумир, языческий божок круглой работы, не плоской резьбы.
- Кумир – изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван.// Предмет бестолковой любви, слепой привязанности.
Сравните описание Петербурга во вступлении к поэме и первой части поэмы «Медный всадник».
Город во Вступлении
Город в 1 части
- Прошло сто лет, и юный град,
- Полнощных стран краса и диво,
- Из тьмы лесов, из топи блат
- Вознесся пышно, горделиво
Набережная Невы
- По оживлённым берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен…
Ее оград узор чугунный
- и светла
- Адмиралтейская игла
- И перед младшею столицей Померкла старая Москва
Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом.
Петербург во Вступлении
Петербург в первой части поэмы
«Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид»
«Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом»
Петербург
Город дворцов
и башен
Город
великолепный
Город
страшный
Город нищеты
и трущоб
Образ города
- Задание : выпишите из текста все упоминания о Петербурге .
Образ города
- Город
- юный град (краса и диво)
- младшая столица
- Петра творенье
- град Петров
- омраченный Петроград
- Петрополь
Имена города
- В 1914 году Санкт-Петербург переименовали в Петроград.
- С 1918 года Санкт-Петербург лишился столичного статуса,
- с 1924 года город стал называться Ленинградом
- Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов:
- два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние),
- два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»),
- две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу),
- два Петербурга («Петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца).
- В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности.
- «Медный всадник» это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости»
Задание. Попробуйте определить авторскую позицию.
- На чьей стороне — бедного Евгения или "державца полумира" Петра Великого — создатель поэмы?