Н.И. Чернышова
О.В. Артюх
МБОУ «Лицей № 2», г. Братск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.
Период обучения в школе - это значительная часть жизни ребёнка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат успешность в семейной и профессиональной жизни, конкурентоспособность и востребованность в обществе. Организация таких видов деятельности для педагогического коллектива представляет собой творческий процесс, когда первые результаты, полученные по итогам совместной деятельности обучающихся и учителей, дают направления модернизации ранее проведенных образовательных мероприятий и событий.
В нашем лицее созданы все условия для организации полноценной урочной и внеурочной деятельности, для расширения образовательного пространства через разновозрастное сотрудничество и образовательные события.
Образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм, которая переживается и осознается человеком как значимая (поворотная) в его собственном образовании, когда человек обретает новые знания, расширяет круг компетентностей, наращивает собственную субъективность, вынужден менять стереотипы действий. Ученик попадает в другое пространство (не свой класс), осмысливает другое содержание (не предмет), по-другому взаимодействует с участниками события (другие взрослые и дети). При этом каждый из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель!
В 2013 году при подготовке к проведению Недели науки (традиционное лицейское мероприятие, направленное на развитие исследовательских способностей обучающихся), в педагогическом коллективе возникла идея организации клуба с привлечением обучающихся разного возраста для решения одной многокомпонентной задачи (Таблица 1.)
Оценивая результаты первого опыта работы в разновозрастной группе, организаторы мероприятия констатировали некоторые аспекты проведения данного образовательного события:
- участники группы (ученики 7-го класса) на начальном этапе работы, испытав некоторое замешательство: ЧТО и КАК делать, сориентировались, наблюдая за старшими, и определили, какие задачи для решения выбрали старшеклассники, а какие задачи они смогут решить сами;
- все участники образовательного события проявили корректное владение ранее сформированными знаниями;
- все участники в процессе решения неформальной задачи смогли оценить свои знания в области географии, физики, литературы;
- все участники проявили умения формализовать поставленную нематематическую задачу.
- в ходе проведения образовательного события его организаторы смогли методом проб и ошибок найти оптимальный алгоритм выполнения детьми поставленных перед ними учителем задач для получения конечного продукта при условии сохранения мотивации.
Таблица 1
Характеристики мероприятия
Характеристика мероприятия | Опыт работы 2013 |
Организационные вопросы | Продолжительность образовательного события – 160 мин. Форма образовательного события – работа клуба любознательных. Возраст участников – 7 -11 класс. Тема мероприятия – «Маршрутом Ж. Верна» по роману «Пять недель на воздушном шаре» |
Педагогическая задача | Внедрение технологии разновозрастного обучения. |
Цель работы обучающихся (формулируется учителем) | - приобрести новые знания в различных предметных сферах: литературе, физике, географии, математики, черчении, моделировании; - приобрести опыт работы решения комплексной задачи, выходящей за рамки урочной деятельности; - приобрести опыт решения комплексной задачи в команде. |
Задание для работы обучающихся | 1.Составить краткую характеристику творчества Ж. Верна; - обратить внимание на особенность его творчества; - кратко передать сюжетную линию романа «Пять недель на воздушном шаре». 2.Дать характеристику воздушного шара как транспортного средства: принцип действия, управление, бытовые условия путешественников. 3.Рассчитать подъемную силу и размеры воздушного шара с гондолой для путешествия группы учащихся Лицея №2. 3.Изготовить модель воздушного шара и гондолы в масштабе. 4.Составить маршрут путешествия героев романа по физической карте. Предложить маршрут путешествия для группы учащихся на воздушном шаре. 5.Сформулировать ответ на поставленный вопрос: « Что в произведении Жуля Верна «Пять недель на воздушном шаре» является вымыслом, а что – достижением научной мысли и примером применения достижений промышленного производства». |
Результат работы обучающихся | 1. Макет воздушного шара, выполненный в масштабе 1: 50; 2. Траектория маршрута путешествия героев романа, применительно к современной географической физической карте. 3. Проект маршрута путешествия на современном воздушном шаре над территорией Иркутской области. 4. Опыт работы в коллективе единомышленников разного возраста. 5. Новые знания, приобретенные за рамками учебной программы и опыт применения этих знаний для получения готового продукта – способность к решению нестандартных задач. |
Результат работы педагогов | Осмысление принципов организации образовательных событий, ориентированных на приобретение учениками метапредметных знаний |
В 2015 году это модернизированное образовательное событие было проведено в рамках региональной стажировочной площадки при активном участии стажеров.
Образовательное событие носило неопределенный характер, как для организаторов, так и для участников, поскольку:
ученикам не объясняли, что надо делать, они были погружены в «экстремальные» условия благодаря не только содержанию, но и формату: когда группы формировались из обучающихся разных классов (7-11 класс) по жребию, в качестве их руководителей выступали новые «лица», решаемую задачу нельзя было отнести ни к одному из изучаемых предметов;
члены команды определяли примерные сроки выполнения задания (от 2 недель до нескольких месяцев)
цели-результаты определяли сами члены команды (Какую проблему мы хотим рассмотреть? Что хотим получить? Каким будет итоговый продукт - схема, карта, модель, стенгазета, сценарий?) (Таблица 2).
Таблица 2
Характеристики мероприятия
Характеристика мероприятия | Опыт работы - 2015 |
Организационные вопросы | Продолжительность мероприятия – 40 мин. один раз в неделю, 8 недель. Форма образовательного события – работа клуба любознательных. Возраст участников – 7 -11 класс. Тема мероприятия – «Маршрутом Жюля Верна» по роману «Пять недель на воздушном шаре» |
Педагогическая задача | Реализация программы внеурочной деятельности Внедрение технологии разновозрастного обучения. |
Цель работы обучающихся | Различные варианты цели сформулированы участниками образовательного события |
Задание для обучающихся | 1.Найти взаимосвязь понятий:вымысел, литература, художественная литература, наука, научный труд, научное открытие, научная фантастика, творчество. 2. Сформулировать ответ на вопрос: «Что в произведении Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре» является вымыслом, а что - достижением научной мысли и примером применения достижений промышленного производства того времени ». 3.Найти форму «продукта», с помощью которой можно представить другим лицеистам результаты проведенных исследований. |
Результат работы обучающихся | 1.Приобретение опыта анализа разноаспектных понятий и их взаимосвязи в смысловом пространстве. 2. Приобретение опыта анализа совокупности решения комплекса более мелких задач для ответа на поставленный проблемный вопрос. 3. Приобретение опыта принятия коллективного решения о направлении дальнейшей деятельности группы. 4. Приобретение опыта планирования коллективной работы и определения индивидуального вклада в общее дело. 5. Приобретение опыта реализации принятых на себя обязательств. 6. Формирование метапредметных знаний в процессе решения выбранной проблемы. |
Результат работы педагогов | Осмысление принципов организации образовательных событий, ориентированных на приобретение учениками метапредметных знаний |
Участники данного образовательного события пытались найти взаимосвязь понятий: вымысел, литература, научная фантастика, наука, творчество.
Далее обсуждали проблемные вопросы, составляя примерный перечень задач, которые надо решить, чтобы ответить на вопрос: «Правда ли, что…?»:
- Жюль Верн никогда не принимал участия в путешествиях и все свои приключенческие романы он придумал за своим письменным столом, руководствуясь сообщениями газет о тех или иных научных открытиях;
- возможно ли пребывание человека на воздушном шаре в течение пяти недель (более месяца), какие должны быть созданы условия для этого;
- какова была реальная, для того времени, дальность полета воздушного шара, наполненного водородом;
как он управлялся, каковы возможности воздушного шара как транспортного средства того времени в сравнении с современными условиями воздухоплавания;
- насколько реален и логичен маршрут путешествия героев романа в соответствии с опубликованными географическими открытиями на момент выхода в свет романа?
В итоге, для разработки ребята выбрали следующие проблемы:
1-я группа: Возможно ли пребывание человека на воздушном шаре в течение пяти недель (более месяца), какие должны быть созданы условия для этого.
2-я группа: Насколько реален и логичен маршрут путешествия героев романа в соответствии с опубликованными географическими открытиями на момент выхода в свет романа.
Разработка конечного продукта, который все группы должны были показать другим лицеистам, осуществлялась в рамках внеурочной деятельности в течение второй четверти, для совместной работы были использованы вторая половина каждой субботы. При этом было важно, что образовательное событие формально закончилось, а в сознании участника остается очень долго, если ребенок понимал, зачем он пришел и что возьмет с собой.
Готовый продукт первой группы – это модель воздушного шара с гондолой в масштабе 1:100, список необходимых продуктов и вещей?
Готовым продуктом, выполненным участниками второй группы, стала географическая карта с нанесенным маршрутом путешествия, описание географических зон с их флорой и фауной.
В своих рефлексивных листах ребята отметили следующее:
- им было интересно работать в группе;
- они научились распределять обязанности и строго их выполнять;
- грамотное планирование обеспечивает системную работу и приводит к получению качественному продукту;
- убедились, что вымысел может стать источником научного открытия.
Таким образом, опыт проведения этого образовательного события наглядно демонстрирует возможность развития педагогического творчества, и внедрение ФГОС не кажется уже таким невозможным.
Смелее экспериментируйте! Ищите новые формы! Задавайте энергетику и мотивируйте учеников!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы. Павлова И.С. учитель русского языка и литературы Макаровской основной общеобразовательной школа Рыбинского МР Ярославской области. www.dissercat.com/.../obuchenie-v-raznovozrastnykh-gruppakh- uchashchikhsya-selskoi-malochislennoi-shkoly
Урок по физике 7 кл Воздухоплавание. Учитель Кириллова Т. Л., МОУ ООШ №12, с. Тереховка Надеждинский районskypeline.ru/uchebnoe-posobie/urok-po-fizike-7-kl