СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа кружка Юный исследователь на 5 лет

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательная программа "Юный исследователь" предназначена педагогам дополнительного образования(для работы с учащимися 5-9 класса)

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа кружка Юный исследователь на 5 лет»



Управление образования Администрации г. Ижевска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Устиновского района г. Ижевска



СОГЛАСОВАНО


Протокол методического

совета МБОУ ДОД ЦДТ

№________

от «___»__________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ ДОД ЦДТ

_____________ Т.В.Лобанова

Приказ № ___

от «__»_______2015 г.






Образовательная программа

объединения «Индивидуальная исследовательская деятельность»

на базе МБОУ СОШ №16



Составитель:

Горынцева Ольга Михайловна

Педагог дополнительного образования


Возраст детей: 11-16 лет

Срок реализации: 5 лет










Ижевск 2015





Содержание


1. Пояснительная записка 3


2. Учебно-тематическое планирование 6


2.1. Учебно-тематическое планирование: 1 год обучения 6


2.2. Учебно-тематическое планирование: 2 год обучения 7


2.3. Учебно-тематическое планирование: 3 год обучения 8


2.4 Учебно-тематическое планирование: 4 год обучения 9


2.5Учебно-тематическое планирование: 5 год обучения 10


3.1 Содержание 1 года обучения 11


3.2 Содержание 2 года обучения 12


3.3 Содержание 3 года обучения 13

3.4 Содержание 4 года обучения 14


3.5 Содержание 5 года обучения 15

4. Учебно-методический комплекс 16


5. Список литературы 17

1. Пояснительная записка


Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов об­разования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуаль­ным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоя­тельного движения в информационных полях, формирования у обучаю­щегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, са­моопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспита­ние подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно об­думывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффек­тивно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образова­тельных учреждений методов и технологий на основе проектной и ис­следовательской деятельности обучающихся.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понима­ется такая форма организации учебно-воспитательной работы, кото­рая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях нау­ки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановку проблемы,

  • ознакомление с литературой по данной проблематике,

  • овладение методикой исследования,

  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

  • выводы.

Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность осу­ществляется в виде исследовательской работы. Исследовательская ра­бота возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.

Учебно-исследовательская деятельность способствует:

  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;

  • развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных про­грамм;

  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

  • освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

  • формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;

  • становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;

  • обучению информационным технологиям и работе со средства­ми коммуникации;

  • формированию развивающей образовательной среды для ре­бенка;

  • профессиональному самоопределению детей;

  • получению предпрофессиональной подготовки;

  • содержательной организации свободного времени детей;

  • формированию научно-педагогического сообщества детей, пе­дагогов, ученых и специалистов, реализующих различные прог­раммы учебно-исследовательской деятельности.


Данная программа составлена на основе образовательной программы «Школа исследователей» проекта «Исследователь нового века» ЦДТ Устиновского района г. Ижевска. Особенностью программы является, то, что она реализуется на основе интеграции потенциалов общего и дополнительного образования. По уровню освоения – профессионально-ориентированная. По направленности – культурологическая и естественно-научная. По форме организации содержания и педагогического процесса деятельности – комплексная.

Теоретической основой программы являются труды отечественных педагогов и психологов Савенкова А.И. , Леонтовича А.В. и Поддъякова А.Н..

Цель программы: Преобразование интеллектуального потенциала школьников в процесс саморазвития, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Для достижения цели данной программы решаются следующие задачи:

  • Развитие познавательных потребностей и способностей школьника.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.

  • Обучение оформлению исследовательской работы, а также основным правилам составления доклада, реферата, оформления стенда, презентации.

  • Формирование и развитие умения и навыков исследовательского поиска.

  • Формирование начальных навыков поиска и обработки информации.

  • Формирование навыков публичного выступления

  • Формирование навыков саморегуляции в ситуации учебной публичной защиты.


Программа «Исследовательская деятельность школьника» рассчитана на 5 лет обучения

1 год обучения 144 часа (36 учебных недель по 4 часа в неделю)

2 год обучения 216 часов (36 учебных недель по 6 часа в неделю)

3 год обучения 216 часов (36 учебных недель по 6 часа в неделю)

4 год обучения 216 часов (36 учебных недель по 6 часа в неделю)

5 год обучения 216 часов (36 учебных часов по 6 часов в неделю)


Учащиеся из разных классов образуют разновозрастное объединение. Осуществляется индивидуальное консультирование учителей и учащихся с научными сотрудниками УдГУ и ИжГТУ, ИжСХА. Исследовательская практика подразумевает самостоятельное проведение собственной исследовательской работы под руководством педагога школы и научного консультанта. Обучающиеся участвуют в 2-х образовательных сессиях «Школы исследователей».

Обучение имеет концентрический принцип построения и представляет собой единую систему последовательно развивающихся «по спирали» взаимосвязанных тем и разделов. Каждая новая концентра вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая их на новом уровне сложности.

1 год обучения – вводятся основные понятия по каждому разделу.

2 год обучения – отрабатываются умения по каждому разделу, необходимые для осуществления исследовательской работы.

3 год обучения - закрепляются умения и знания по каждому разделу, необходимые для осуществления исследовательской работы.

4 год обучения - получение специальных знаний, необходимых для проведения самостоятельных исследований.

5 год обучения -получение специальных знаний, необходимых для проведения самостоятельных исследований.


В программу входят 7 разделов:

  1. познавательные стратегии, особенности мышления

  2. поиск и обработка информации

  3. технология исследовательской деятельности

  4. исследовательская практика

  5. оформление исследовательских работ

  6. азы публичного выступления

  7. вариативная часть


Вариативная часть предназначена для участия детей в конференциях, конкурсах с исследовательскими работами на разных уровнях. Если учащиеся не принимают участие в выше указанных мероприятиях, то с ними планируются занятия для развития личности, а также они участвуют в воспитательных мероприятиях программы «Исследователь нового века».


Ожидаемые результаты


  1. В ходе освоения программы возрастет познавательная потребность учащихся. Судить об этом можно по отношению ребенка к процессу познания и росту успешности в учебной деятельности (дипломы, грамоты, портфолио).

  2. Учащиеся освоят правила работы с источниками научной и публицистической информации. Они будут уметь:

    • Искать информацию в различных источниках (периодике, литературе, сети Интернет).

    • Анализировать содержание материала (выделять главное, компилировать информацию и структурировать ее).

  1. В ходе предусмотренных программой занятий дети получат специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных исследований. Они будут знать:

  • Терминологию научно- исследовательской работы (НИР).

  • Этапы НИР. Порядок проведение научного исследования.

  • Методы и методики проведения исследований.

  • Виды отчетности по НИР и правила их оформления.

  1. Учащиеся приобретут умения:

  • Оформления результатов исследовательской деятельности в виде доклада, статьи, реферата или НИР.

  • Наглядно представлять свою работу на стендовой или академической защите.

  1. У учащихся формируются умения и навыки, необходимые для самостоятельных исследований:

  • Выделять актуальную проблему будущего исследования.

  • Выбирать актуальную, нетривиальную тему для исследовательской работы.

  • Формулировать цель и задачи исследования.

  • Планировать и организовывать работу по проведению эксперимента.

  • Проводить наблюдения, корректировать эксперимент.

  • Анализировать результаты исследования.

  • Формулировать выводы по результатам проведённого исследования.

  1. Учащиеся овладеют навыками саморегуляции во время публичного выступления.


Отслеживание результативности:


  • Отслеживание результатов по этапам работы.

  • Диагностика в «Школе исследователей».

  • Участие в НПК разного уровня и результаты участия.

  • Выступление на классных часах и предметных месячниках.




2. Учебно-тематическое планирование

2.1 Учебно-тематическое планирование: 1 год обучения

п/п

Разделы и темы учебно-тематического плана

Количество часов


всего

теория

практика

Раздел 1. Познавательные стратегии, особенности мышления

1

Вводный инструктаж. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Тренинг креативного мышления.


2

1

1

Раздел 2. Поиск и обработка информации

2

Основные приемы работы с текстом.

2

1

1

3

Этапы и способы сбора информации. Понятия: источник, лите­ратура.

2

1

1

Раздел 3. Технология исследовательской деятельности

4

Знакомство с особенностями индивидуальной исследовательской деятельности учащихся в МБОУ СОШ № 71.

2

1

1

5

Выбор темы.

2

1

1

6

Планирование: Как составить индивидуальный план – карту.

2

1

1

7

Участие в I образовательной сессии «Школы исследователей».

4


4

8


Цель и задачи исследования. Примеры формулировок целей, задач.

2

1

1

9

Понятие «Гипотеза исследования». Примеры формулировок гипотезы.

2

1

1

10

Методы исследования.

2

1

1

11

Обоснование актуальности. Примеры формулировок актуальности исследования.

2

1

1

12

Организация сбора первичной информации. Правила работы в библиографическом отделе.

2

1

1

13

Что известно по выбранной теме исследования - литературный обзор.

2


2

14

Поиск источников литературы, отбор фактического материала.

2


2

15

Участие во II образовательной сессии «Школы исследователей»

4


4

Раздел 4. Исследовательская практика

16

Выполнение исследовательских или проектных работ

54


54

Раздел 5. Оформление исследовательских работ

17

Методология эксперимента. Иллюстрации (схемы, рисунки, графики, фотографии и т. д.).

2

1

1

18

Составление вопросов для респондентов.

2

1

1

19

Структура исследовательской работы.

2

1

1

20

Особенности оформления исследовательских работ. Составление таблиц, графиков, диаграмм.

2

1

1

21

Требования к описанию эксперимента.

2

1

1

22

Обработка результатов измерений и способы их представления.

2

1

1

23

Обоснование полученных результатов. Заключение. Требования к оформлению результатов.

2

1

1

24

Как подготовить доклад?

2

1

1

25

Правила оформления стенда.

2

1

1

26

Как правильно делать презентации в Microsoft Power Point.

2

1

1

27

Выполнение презентации в Microsoft Power Point.

2

1

1

Раздел 6. Азы публичного выступления

28

Создай свой имидж.

2

1

1

29

Что говорить, чтобы тебя слышали?

2

1

1

30

Секреты эффективной подачи материалов.

2

1

1

31

Техника ответов на вопросы

2

1

1

Раздел 7. Вариативная часть

32

Представление исследовательских работ на конферен­циях

20


20

33

Участие в мероприятиях программы «Исследователь нового века»

6


6


Итого:

144

26

118


2.2 Учебно-тематическое планирование: 2-ой год обучения





п/п

Разделы и темы учебно-тематического плана

Количество часов


всего

теория

практ

Раздел 1. Познавательные стратегии, особенности мышления

1

Повторный инструктаж. Системное мышление учащихся.

3

1

2

Раздел 2. Поиск и обработка информации

2

Анализ информационных источников.

3

2

1

3

Поиск информации в сети Интернет.

3


3

Раздел 3. Технология исследовательской деятельности

4

Выбор темы

3

1

2

5

Обоснование актуальности выбранной темы.

3

1

2

6

Примеры формулировок актуальности исследования.

3


3

7

Составление цели, гипотезы и задач.

3

1

2

8

Составление цели, гипотезы, задач.

3


3

9

Планирование: Как, не торопясь успеть, все сделать.

3

1

2

10

Знакомство с Microsoft Power Point.

6

1

5

11

Поиск источников литературы. Организация сбора первичной информации. Поиск информации в Интернете. Достоверность (научность).

3

1

2

12

Правила проведения исследований.

3

1

2

13

Обработка результатов исследования.

3

1

2

14

Оформление результатов исследования.

3


3

15

Разновидности диаграмм, графиков. Правила выбора различных видов диаграмм, графиков.

3

1

2

16

Представление результатов в виде схем, таблиц, графиков.

3

1

2

17

Правила оформления диаграмм.

3

1

2

18

Правила оформления легенды и цветового решения.

3

1

2

Раздел 4. Исследовательская практика

19

Выполнение исследовательских, проектных, реферативны21 работ

87

17

70

Раздел 5. Оформление исследовательских работ

20

Как правильно выполнять презентации (Мультимедийную, стендовую). Анализ ошибок в структуре исследовательской работы.

6

2

4

21

Подготовка презентации проекта в Microsoft Power Point

3

1

2

22

Рекомендации по составлению тезисов, конспектов и докладов.

3

1

2

23

Дизайн стенда.

3

1

2

Раздел 6. Азы публичного выступления

24

Техника ответов на вопросы.

3

1

2

25

Анализ публичных выступлений.

6

2

4

26

Создай свой имидж.

3

1

2

Раздел 7. Вариативная часть

27

Представление проектных, исследовательских, реферативных работ на конферен­циях

27


27

28

Участие в мероприятиях программы «Исследователь нового века»

18


18


Итого:

216

42

174




2.3 Учебно-тематическое планирование: 3-ий год обучения











Кол-во часов






Название разделов и тем

Всего


Теория

Практика




Раздел 1. Познавательные стратегии, особенности мышления


1.1

Эффективные стратегии познания.

3

2

1



Раздел 2. Поиск и обработка информации




2.1

Работа в библиотеке: виды библиотечных каталогов, отделы публицистики

3

1

2


2.2

Правила библиографического описания и его составление Задание на дом: составление

библиографического списка литературы.

3

1

2


2.3

Виды рационального чтения специальной литературы

3

1

2


2.4

Конспектирование: виды конспектов

3

1

2


2.5

Структурирование собранного материала

Задание на дом: Подготовить анализ литературных источников по теме своего исследования

3

1

2


2.6

Значение литературных данных для научного исследования

3

1

2


Раздел 3. Технология исследовательской деятельности


3.1

Планирование.

Задание на дом: Составление индивидуального рабочего плана.

3

1

2


3.2

Отличительные черты научного исследования

Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И. Вернадского.

3

1

2


3.3











Фундаментальные и прикладные исследования. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты






3

3



3.4

Соотношение науки и истины. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории.

3

1

2


3.5

Трактовка данных статистической обработки (компьютерной).

3

1

2


3.6

Теоретические методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа

3

1

2


3.7

Эмпирические методы научного исследования. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок

6

2

4


3.8

Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования

12


12


3.9

Сбор первичной информации; Проведение своего исследования

18


18



Раздел 4. Исследовательская практика




4.1

Выполнение проектных, исследовательских, реферативных работ





45

1

44



Раздел 5. Оформление исследовательских работ




5.1

Экспертиза исследовательской работы.

3

-

3


5.2

Анализ текстового материала исследовательской работы

3

1

2



5.3

Анализ результатов эксперимента

3

1

2


5.4

Анализ стендов, мультимедийной презентации.

3

1

2


5.5

Разбор типового отчета по НИР

3

1

2


5.6

Критерии оценки

3

1

2



Раздел 6. Азы публичного выступления



6.1

Доклад в вопросах и ответах.

3

-

3


6.2

Презентация презентации.

3

1

2


6.3

Имидж делового человека.

3

1

2


6.4

Основы ораторского искусства.

3

-

3


6.5

Критерии оценки

3

1

2


6.6

Деловое общение.

3

-

3


6.7

Рекомендации по составлению докладов. Задание на дом: Подготовка доклада





6

1

5








6.8

Составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями. Практическое занятие: составление рецензии к реферату. Задание на дом: Редактирование тезисов

6

1

5


6.9

Подготовка публичного выступления

9

1

8


Раздел 7. Вариативная часть


7.1

Представление проектных, исследовательских, реферативных работ на конферен­циях

24




































24


7.2

Участие в мероприятиях программы «Исследователь нового века»

15


15



Итого:

216

30

186





2.4 Учебно-тематическое планирование: 4-ый год обучения

3




Кол-во часов







Разделы и темы учебно - тематического плана

Всего

Теория

Практика




Раздел 1. Познавательные стратегии и особенности мышления 12 5 7


1

Повторный инструктаж по ПБ и ОТ

3

3

-


2

Современное понимание смысла исследовательской деятельности

3

1

2


3

Описание логики исследования с использованием научной терми­нологии

3

1

2


4

Мыследеятельностные элементы проектной и исследовательской деятельности

3


3





Раздел 2. Поиск и обработка информации 21 6 15




5.

Контекстный поиск информации, в гипертек­сте, в Интернет.

3

1

2


6.

Контекстный поиск информации в Интернете.

3

1

2


7


Структурирование информации на компьютере


3

-

3


8

Прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск (работа на компьютере)


6

2

4


9

Подготовка письменного отчета о проделанной работе.


6

2

4


Раздел 3. Технология исследовательской деятельности 33 9 24


10

Фундаментальные и прикладные исследования.

3

-

3


11

Генерирование новых идей.


3

-

3


12

Факты и их интерпретация. Критерий истины. Трактовка данных статистической обработки (компьютерной).

9

3

6


13

Соотношение науки и истины. Доказательства. Научные теории.

6

2

4


14

Теоретические методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа.

6

2

4


15

Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды.

3

1

2


16

Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода. экспертных оценок

3

1

2



Раздел 4. Исследовательская практика 57 15 42




17

Выбор темы исследования.

3

1

2


18

Гипотеза и проблема исследования

3

1

2


19

Анализ методов исследования

3

1

2


20

Выбор метода исследования, согласно выбранной темы

3

1

2


21

Экскурсия в области филологии

3

-

3


22

Экскурсия в области русского языка

3

-

3


23

Изучение говоров в Удмуртской Республике



3

-

3


24

Встречи, беседы со специалистами в области филологии.

3

-

3


25

Встречи, беседы со специалистами в языкознании.

3

-

3


26

Встречи, беседы со специалистами в области этимологии.

3

-

3


27

Апробация метода исследования. Проведение опытов, наблюдений.

6

-

6


28

Систематизация собранного материала.

6

2

4


30

Обработка результатов исследования .

3

1

2


31

Обоснование полученных результатов. Выводы.

6

2

4


32

Компьютерные технологии в исследованиях.

6

2

4



Раздел 5. Оформление исследовательских работ 9 3 6




33

Экспертиза исследовательской работы.

3

1

2


34

Анализ стендов.

3

1

2


35

Анализ мультимедийной презентации.

3

1

2



Раздел 6. Азы публичного выступления 24 8 16




36

Подготовка тезисов, согласно принятым требованиям.

6

2

4



37

Составлению тезисов, конспектов и докладов.

6

2

4



38

Подготовка публичного выступления

6

2

4



39

Рефлексия защиты исследовательской работы

6

2

4



Раздел 7. Вариативная часть 60 60


40

Защита проектных, исследовательских, реферативных работ

12


12



41

Экскурсии

18


18



42

Участие в НПК исследовательских работ


12



12



43

Участие в работе 1 сессии школы исследователей

6


6



44

Участие в работе 2 сессии « Школы исследователей»

6

-

6




Итого:

216

46

170








2.5 Учебно-тематическое планирование: 5-ый год обучения

3




Кол-во часов






Разделы и темы учебно - тематического плана

Всего

Теория

Практика




Раздел 1. Познавательные стратегии и особенности мышления 12 5 7



Повторный инструктаж по ПБ и ОТ

3

3

-



Современное понимание смысла исследовательской деятельности

3

1

2



Описание логики исследования с использованием научной терми­нологии

3

1

2



Мыследеятельностные элементы проектной и исследовательской деятельности

3


3






Раздел 2. Поиск и обработка информации 21 6 15





Контекстный поиск информации, в гипертек­сте, в Интернет.

3

1

2



Контекстный поиск информации в Интернете.

3

1

2



Структурирование информации на компьютере


3

-

3



Прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск (работа на компьютере)


6

2

4



Подготовка письменного отчета о проделанной работе.


6

2

4


Раздел 3. Технология исследовательской деятельности 33 9 24



Фундаментальные и прикладные исследования.

3

-

3



Генерирование новых идей.


3

-

3



Факты и их интерпретация. Критерий истины. Трактовка данных статистической обработки (компьютерной).

9

3

6



Соотношение науки и истины. Доказательства. Научные теории.

6

2

4



Теоретические методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа.

6

2

4



Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды.

3

1

2



Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода. экспертных оценок

3

1

2



Раздел 4. Исследовательская практика 57 15 42





Выбор темы исследования.

3

1

2



Гипотеза и проблема исследования

3

1

2



Анализ методов исследования

3

1

2



Выбор метода исследования, согласно выбранной темы

3

1

2



Экскурсия в области языкознания

3

-

3



Экскурсия в области литературоведения

3

-

3



Изучение говоров северных и южных удмуртов



3

-

3



Встречи, беседы со специалистами в области филологии.

3

-

3



Встречи, беседы со специалистами в литературоведениии.

3

-

3



Встречи, беседы со специалистами в области языкознания.

3

-

3



Апробация метода исследования. Проведение опытов, наблюдений.

6

-

6



Систематизация собранного материала.

6

2

4



Обработка результатов исследования .

3

1

2



Обоснование полученных результатов. Выводы.

6

2

4



Компьютерные технологии в исследованиях.

6

2

4



Раздел 5. Оформление исследовательских работ 9 3 6





Экспертиза исследовательской работы.

3

1

2



Анализ стендов.

3

1

2



Анализ мультимедийной презентации.

3

1

2



Раздел 6. Азы публичного выступления 24 8 16





Подготовка тезисов, согласно принятым требованиям.

6

2

4




Составлению тезисов, конспектов и докладов.

6

2

4




Подготовка публичного выступления

6

2

4




Рефлексия защиты исследовательской работы

6

2

4



Раздел 7. Вариативная часть 60 60



Защита проектных, исследовательских, реферативных работ

12


12




Экскурсии

18


18




Участие в НПК исследовательских работ


12



12




Участие в работе 1 сессии школы исследователей

6


6




Участие в работе 2 сессии « Школы исследователей»

6

-

6




Итого:

216

46

170
























3.1 Содержание 1 года обучения

Раздел 1. Познавательные стратегии, особенности мышления

Теория: Исследовательский тип мышления. Виды мышления: диалектическое, системное, функциональное, синергетическое, логическое. Понятие креативности, диагностика креативности.

Практика: Тренинг креативного мышления (упражнения на развитие креативности).

Раздел 2. Поиск и обработка информации

Теория: Этапы сбора информации. Поиск информации в библиотеке. Виды каталогов, правила пользования каталогами. Правила работы в архивах.

Практика: Основные приемы работы с текстом. Выделение главной мысли, составление плана, составление блок- схемы, придание стилистических особенностей тексту.

Раздел 3. Технология исследовательской деятельности

Теория: Структура исследовательской работы. Понятийный аппарат исследовательской деятельности: наука, исследование, познание, творчество, проблема исследования, тема исследования, объект и предмет исследования, метод исследования, гипотеза и т.п. Логическая структура исследовательской работы. Планирование: Как составить индивидуальный план - карту. Эффективность планирования. Выбор темы исследования. Отличие исследовательской и проектной деятельности. Типология исследовательских работ. Понятие метода. Индуктивный подход: анализ, сравнение, синтез, моделирование, обобщение. Научные методы: наблюдение, эксперимент, измерение.

Практика: Тренинг на развитие умения видеть проблему Упражнения на формулирование цели, задач, гипотезы. Планирование исследовательской работы на четверть. Приемы, помогающие выбрать тему исследования. Выбор методов исследования.

Раздел 4. Исследовательская практика (проходит в межсессионный период)

Практика: Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов под руководством педагога и при помощи научного консультанта.

Раздел 5. Оформление исследовательских работ

Теория: Требования к оформлению текста работы. Правила подготовки текста доклада. Рекомендации по формированию разделов, изложению мыслей. Требования к компьютерной верстке. Содержание стенда. Графическое отображение информации. Композиция стенда. Цветовое решение. Требования к шрифтам. Техники прикрепления материала. Требования к оформлению презентации.

Практика: Оформление НИР: введение, основная часть, выводы, приложения, список литературы. Оформление стенда. Составление презентации. Упражнения по компьютерной верстке презентации

Раздел 6. Азы публичного выступления

Теория: Секреты эффективной подачи материала. Понятие имиджа. Типология фигур. Уверенное поведение в ситуации публичного выступления. Внешние проявления уверенности. Установки уверенного человека

Практика: тренинг «Как говорить, что бы тебя слышали». Постановка голоса, позы, жестов. Приемы мнемотехники. Тренинг: Как развить уверенность в себе. Упражнения на формирование уверенности

Раздел 7. Вариативная часть

Вариативная часть предназначена для участия детей в конференциях, конкурсах с исследовательскими работами на разных уровнях. Если учащиеся не принимают участие в выше указанных мероприятиях, то с ними планируются занятия для развития личности, а также они участвуют в мероприятиях программы «Исследователь нового века».





3.2 Содержание 2 года обучения


Раздел 1. Познавательные стратегии, особенности мышления

Теория: Понятие – система. Характеристики сложных систем, преимущества системного подхода.

Практика: Тренинг системного мышления.

Раздел 2. Поиск и обработка информации

Теория: Поиск информации в сети Интернет. Поисковые системы в Интернете. Анализ информационных источников. Математические методы обработки информации. Среднее значение. Графики, диаграммы, таблицы.

Практика: Тренинг поиска информации по заданной теме в сети Интернет. Отработка умений выделять главное, сопоставление разных взглядов на вопрос, варианты выражения собственной точки зрения. Трактовка данных статистической обработки.

Раздел 3. Технология исследовательской деятельности

Теория: Соответствие цели, гипотезы и задач. Планирование: как, не торопясь успеть, все сделать.

Практика: Упражнение на выявления логической структуры исследовательской работы. Целеполагание. Планирование личностных изменений.

Раздел 4. Исследовательская практика. (Проходит в межсессионный период)

Практика: Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов под руководством педагога и при помощи научного консультанта.

Раздел 5. Оформление исследовательских работ

Теория: Виды оформления исследовательских работ: доклад, конспект, тезисы, статья, реферат, научно-исследовательская работа. Правила подготовки текста доклада. Дизайн стенда. Идеи оригинального оформления стенда. Мультимедийная презентация: отбор материала, цветовое решение.

Практика: Закрепление знаний о правилах оформления стенда и мультимедийной презентации. Анимация.

Раздел 6. Азы публичного выступления

Теория: Типология вопросов. Техника ответов на вопросы. Анализ публичных выступлений. Создай свой имидж. Техники эффективного общения. Формирование навыков аргументации.

Правила обратной связи. Адекватное восприятие критики.


Практика: Тренинг на развитие навыков умения задавать вопросы. Видеотренинг: разбор с психологом видеозаписей с конференции. Тренинг по созданию имиджа. Упражнение на знакомство, установление контакта невербальным и вербальным способами. Приемы саморегуляции.

Раздел 7. Вариативная часть

Вариативная часть предназначена для участия детей в конференциях, конкурсах с исследовательскими работами на разных уровнях. Если учащиеся не принимают участие в выше указанных мероприятиях, то с ними планируются занятия для развития личности, а также они участвуют в мероприятиях программы «Исследователь нового века».






3. 3 Содержание 3 года обучения


Раздел 1. Познавательные стратегии, особенности мышления

Теория: Эффективные стратегии познания.

Практика: Тренинг познавательных стратегий

Раздел 2. Поиск и обработка информации


Теория: Правила библиографического описания и его составление. Виды рационального чтения специальной литературы. Конспектирование: виды конспектов. Значение литературных данных для научного исследования.

Практика: Работа в библиотеке: виды библиотечных каталогов, отделы публицистики

Составление библиографического списка литературы. Анализ литературных источников по теме своего исследования. Структурирование собранного материала.

Раздел 3. Технология исследовательской деятельности

Теория: Отличительные черты научного исследования

Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И. Вернадского. Фундаментальные и прикладные исследования. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Соотношение науки и истины. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории. Теоретические методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Эмпирические методы научного исследования. Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Статические и динамические модели.

Практика: Составление индивидуального рабочего плана своего исследования. Выбор методов исследования. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Трактовка данных статистической обработки (компьютерной). Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок

Раздел 4. Исследовательская практика

Практика: Проведение учащимися самостоятельных исследований под руководством педагога. Сбор первичной информации; Проведение своего исследования. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования. Обработка полученных результатов исследования.

Раздел 5. Оформление исследовательских работ

Теория: Экспертиза исследовательской работы. Критерии оценки оформления исследовательских, реферативных и проектных работ. Правила оформления стенда и мультимедийной презентации, критерии их оценок.

Практика: Анализ текстового материала исследовательской работы. Анализ результатов эксперимента. Анализ стендов, мультимедийной презентации. Разбор типового отчета по НИР.

Раздел 6. Азы публичного выступления

Теория: Имидж делового человека. Основы ораторского искусства. Критерии оценки выступления. Техника делового общения. Рекомендации по составлению докладов. Подготовка публичного выступления.

Практика: Доклад в вопросах и ответах. Презентация презентации Составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями. Редактирование тезисов.

Раздел 7. Вариативная часть

Вариативная часть предназначена для участия детей в конференциях, конкурсах с исследовательскими работами на разных уровнях. Если учащиеся не принимают участие в выше указанных мероприятиях, то с ними планируются занятия для развития личности, а также они участвуют в мероприятиях программы «Исследователь нового века».



3.4 Содержание 4 года обучения

Раздел 1. Познавательные стратегии, особенности мышления

Теория: Эффективные стратегии познания.

Практика: Тренинг познавательных стратегий

Раздел 2. Поиск и обработка информации

Теория: Информационные ресурсы. Значение литературных данных для научного исследования. Структурирование собранного материала.

Практика: Анализ литературных источников по теме своего исследования. Генерализация и структурирование материала.

Раздел 3. Технология исследовательской деятельности

Теория: Отличительные черты научного исследования. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Фундаментальные и прикладные исследования. Объяснительное и описательное в науке. Соотношение науки и истины. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории. Теоретические методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Эмпирические методы научного исследования.

Практика: Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Трактовка данных статистической обработки (компьютерной). Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок.

Раздел 4. Исследовательская практика

Практика: Проведение учащимися самостоятельных исследований под руководством педагога. Выбор темы и ее актуализация. Составление введения. Проектирование исследования. Сбор информации и её анализ по данной проблематике; выбор методики, овладения ею. Работа над основной частью исследования: материал и методики, описание места и условий исследования; сбор собственного материала, его анализ и обобщение. Выводы.

Раздел 5. Оформление исследовательских работ

Теория: Экспертиза исследовательской работы: очная и заочная. Критерии оценки оформления исследовательских. Требования к оформлению стенда и мультимедийной презентации, критерии их оценки.

Практика: Анализ текстового материала исследовательской работы. Написание рецензии. Анализ результатов эксперимента. Анализ стендов, мультимедийной презентации. Оформление исследовательской работы, стенда и презентации.

Раздел 6. Азы публичного выступления

Теория: Подготовка публичного выступления: имидж делового человека; основы ораторского искусства; критерии оценки выступления.

Практика: Анализ публичного выступления по листу наблюдения. Составление доклада. Рефлексия по итогам защиты исследовательской работы.

Раздел 7. Вариативная часть

Вариативная часть предназначена для участия детей в конференциях, конкурсах с исследовательскими работами на разных уровнях. Если учащиеся не принимают участие в выше указанных мероприятиях, то с ними планируются занятия для развития личности, а также они участвуют в мероприятиях программы «Исследователь нового века».





3.5 Содержание 5 года обучения

Раздел 1. Познавательные стратегии, особенности мышления

Теория: Эффективные стратегии познания.

Практика: Тренинг познавательных стратегий

Раздел 2. Поиск и обработка информации

Теория: Информационные ресурсы. Значение литературных данных для научного исследования. Структурирование собранного материала.

Практика: Анализ литературных источников по теме своего исследования. Генерализация и структурирование материала.

Раздел 3. Технология исследовательской деятельности

Теория: Отличительные черты научного исследования. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Объяснительное и описательное в науке. Соотношение науки и истины. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории. Теоретические методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Эмпирические методы научного исследования.

Практика: Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Трактовка данных статистической обработки (компьютерной). Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок.

Раздел 4. Исследовательская практика

Практика: Проведение учащимися самостоятельных исследований под руководством педагога. Выбор темы и ее актуализация. Составление введения. Проектирование исследования. Сбор информации и её анализ по данной проблематике; выбор методики, овладения ею. Работа над основной частью исследования: материал и методики, описание места и условий исследования; сбор собственного материала, его анализ и обобщение. Выводы.

Раздел 5. Оформление исследовательских работ

Теория: Экспертиза исследовательской работы: очная и заочная. Критерии оценки оформления исследовательских. Требования к оформлению стенда и мультимедийной презентации, критерии их оценки.

Практика: Анализ текстового материала исследовательской работы. Написание рецензии. Анализ результатов эксперимента. Анализ стендов, мультимедийной презентации. Оформление исследовательской работы, стенда и презентации.

Раздел 6. Азы публичного выступления

Теория: Подготовка публичного выступления: имидж делового человека; основы ораторского искусства; критерии оценки выступления.

Практика: Анализ публичного выступления по листу наблюдения. Составление доклада. Рефлексия по итогам защиты исследовательской работы.

Раздел 7. Вариативная часть

Вариативная часть предназначена для участия детей в конференциях, конкурсах с исследовательскими работами на разных уровнях. Если учащиеся не принимают участие в выше указанных мероприятиях, то с ними планируются занятия для развития личности, а также они участвуют в мероприятиях программы «Исследователь нового века».











4. Учебно-методический комплекс

Модуль 1: учебные и методические пособия.

    1. Раздаточные материалы: материалы для оформления стендов - рисунки, графики, таблицы.

    2. Информационно-справочные

  • Методы и методики по природопользованию (папки № 1 , № 2)

  • Методы и методики по историческому краеведению, этнографии (папка № 3)

  • Картотека приемов развития

    • Фантазии

    • Воображения

    • Исследовательского Мышления

  • Картотека заданий и упражнений для развития умения

    • видеть Проблемы

    • задавать Вопросы

    • выдвигать Гипотезы

    1. Дидактический материал:

  • Памятка «Компьютерное оформление НИР»,

  • Памятка «Правила оформления результатов ИР по экологии»

  • Памятка «Оформлению стенда»,

  • Памятка - алгоритм «Создание мультимедийной презентации»

  • Памятка «Схема исследовательской деятельности и научного эксперимента»,

  • Памятка «Структура исследовательской работы»

  • Памятка «Календарное планирование работы»,

  • Памятка «Подготовка публичного выступления»,

  • Памятка «Работа с текстом»

  • Карта индивидуального маршрута,

    1. Литература (отдельным списком)

Модуль 2: система средств обучения.

    1. Стенды учащихся с НПК «Исследователь нового века»,

    2. Фотографии стендов учащихся с НПК различного уровня,

    3. Плакаты «Типы мышления»

    4. Мультимедийные презентации для проведения занятий:

  • Научно-исследовательская деятельность

  • Этапы исследовательской деятельности

  • Цель и задачи исследования

  • Гипотеза исследования

  • Методы исследований

  • Структура исследовательской работы

  • Организация исследовательской деятельности

  • Презентация презентации

    1. Для реализации программы используется материально-техническая база ЦДТ и МОУ СОШ участников проекта «Исследователь нового века»:

  • Мультимедийное оборудование: проекторы, ноутбуки, экраны

  • Материально-техническая база МОУ СОШ №81, которая предоставляет помещения для проведения занятий «Школы исследователей» и компьютерный класс.

Модуль 3: система средств научной организации труда педагога и учащихся.

    1. Материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся: анкеты, карта индивидуального маршрута.

    2. Материалы психолого-педагогической диагностики: аналитические листы.

    3. Памятки для родителей по организации ИД, разработка родительского собрания по ИД.

    4. Справочный материал для работы с педагогами: памятка учителям младших классов.

    5. Картотека для вариативной части программы:

  • Игротека.

    1. Методические материалы для вариативной части программы:

  • Сценарии досуговых мероприятий

  • Сборник песен.

  • Сборник коллективных дел, мероприятий.

  • 100 творческих конкурсов, в т.ч.

  • 33 конкурса для среднего школьного возраста

  • 33 конкурса для старшеклассников

5. Список литературы

    1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика. Методическое пособие. Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников». М.: 2007. 23с.

    2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов н/Д: Фкникс, 2005.

    3. Громыко Ю. В, Громыко Н.В Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания.

    4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. 2004.

    5. Захарова О.А., Доронин Д.Ю. Этноэкология. Методическое помобие по проведению этноэкологических исследований. – М.:Леная страна, 2008. – 184 с.

    6. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост. Б.А.Татьянкин, О.Ю.Макаренков, Т.В.Иванникова, И.С.Мартынов, Л.В.Зуева./Под ред. Б.А.Татьянкина.М.: 5 за знания, 2007.

    7. Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал: 2002, № 1,2,4 - 2004, №1,2 - 2006. Москва.

    8. Карманчиков А.И. Диагностика и технологии развития у детей мышления различных типов: Методическое пособие. – М.: Педагогическая литература, 2008.

    9. Кожекина Т.В. Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы. М.: УЦ Перспектива, 2009.

    10. Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: сборник анкет с комментариями. Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников». М.: 2006. 44 с.

    11. Леонтович А.В. Организация и проведение ученических исследовательских конференций. Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников» М. 2007. 60 с.

    12. Леонтович А.В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2002.

    13. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2006.

    14. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение и познавательное развитие // Портал Исследовательской деятельности учащихся "Исследователь.ru": http://www.researcher.ru (раздел "Методика и программы", "Гуманитарное направление").

    15. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.- М. Народное образование. 2001.

    16. Савенков А.И.. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.:Сентябрь.2003.

    17. Савенков А.И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. Методическое пособие для школьных психологов. М.: Генезис. 2005. 203с.

    18. Савенков А.И. Путь в неизведанное: как развить свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. М.: Генезис. 2005. 95 с.

    19. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей. Серия «Психология детства: Практикум».Екатеринбург: У-Фактория. 2004. 208 с.

    20. Харитонов Н.П. Методические основы учебно - исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии. – М.: Лесная страна, 2008.

Электронные носители

    1. Элективный курс «Увлекательно об исследованиях» Методическое пособие. CD – диск. ЦДТ. 2006.

    2. ХIV всероссийские юношеские чтения имени В.И. Вернадского, Москва 2007 год Конференция. Сборник электронный НИР школьников на CD – диске.

    3. ХV всероссийские юношеские чтения имени В.И. Вернадского, Москва 2008 год Конференция. Сборник электронный НИР школьников на CD – диске.

    4. ХV всероссийские юношеские чтения имени В.И. Вернадского, Москва 2009 год



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!