ОБУДО «Областной центр развития творчества детей и юношества»
ПРОЕКТ
«Здравствуй, осень!»
Подготовила: пдо
Верехова Л.Г.
2022 г.
Наименование проекта: «Здравствуй, осень!»
Форма инновационного образовательного проекта: методические рекомендации
Тема: Создание благоприятных условий, направленных на социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие обучающихся дошкольного возраста.
сроки реализации проекта: сентябрь-октябрь 2022 уч. г.
инициатор проекта – пдо учебного отдел ОБУДО «ОЦРТДиЮ»
Участники проекта: обучающиеся, родители, педагоги.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Актуальность проекта состоит в создании условий для воспитания детей дошкольного возраста.
Ведущая идея - создание образовательной среды, направленной на развитие способностей и теоретического потенциала учащихся в области экологической культуры, а также духовное, творческое и эстетическое развитие личности.
Цель: Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи:
Систематизировать знания детей по теме «Осень» (природные изменения, «дары осени», труд людей).
Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
Продолжить знакомство с миром природы, используя разные приемы и ситуации, вызвать устойчивый интерес к природе.
Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
Развивать связную речь.
Развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение.
Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать рассказы, стихотворения о природе.
Воспитывать моральные качества: доброта, чуткость.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Пополнить развивающую среду по теме проекта.
Повысить уровень экологической культуры детей и родителей.
Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Формы:
беседы
образовательная деятельность
творческие конкурсы
чтение художественной литературы
рассматривание иллюстраций
консультации для родителей
Методы:
словесные
наглядные: рассматривание, показ
практические: продуктивная деятельность
Условия реализации:
интерес детей и родителей;
материальное обеспечение проекта;
методические разработки
Основные фазы жизненного цикла проекта
1 фаза. Инициация проекта
№ | Этапы реализации 1-й фазы проекта | Сроки | Ответственные |
1 | Проблемный анализ. | сентябрь | ПДО Социально-педагогический отдел |
2 | Принятие решения о разработке и реализации проекта | сентябрь | ПДО Социально-педагогический отдел |
2 фаза. Разработка проекта
№ | Этапы реализации 2-й фазы проекта | Сроки | Ответственные |
1 | Составление плана работы. Сбор методической и художественной литературы по теме. Мониторинг уровня знаний. | сентябрь | ПДО Социально-педагогический отдел |
2 | Оценка реальности проекта, внесение необходимых корректив | сентябрь | ПДО |
3 фаза. Реализация проекта
№ | Этапы реализации 3-й фазы проекта | Сроки | Ответственные |
1 | Разработка проекта | сентябрь | Верехова Л.Г. |
| Разработка методических материалов, рекомендаций по теме Подготовка атрибутов для проведения мероприятий. Подбор материала и создание презентаций к мероприятиям | октябрь | Верехова Л.Г. |
2 | Организация образовательной деятельности на темы: - «Осенние странички» в рамках реализации образовательного блока «Риторика» программы для детей 6-7 лет. Составление рассказов об осени; - «Мир вокруг нас. Сезонные изменения в природе» в рамках реализации образовательного блока «Основы экологии» программы для детей 6-7 лет. Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»; учить подбирать слова-действия к названиям растений и птиц; слова-признаки к объектам живой и неживой природы в осенний сезон. | Сентябрь-октябрь | Верехова Л.Г. |
3 | Познавательное развитие (ознакомление с миром природы с использованием ИКТ) «Времена года» | Сентябрь-октябрь | Верехова Л.Г. |
4 | Беседа об осени. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев. | Сентябрь-октябрь | Верехова Л.Г. |
5 | Пластилинография. Создание работ «Кленовый букет». Расширять знания детей о разновидностях деревьев; учить создавать красивый образ осеннего дерева. | октябрь | Верехова Л.Г. |
6 | Чтение художественной литературы. Пословицы, поговорки, загадки об осени А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» А. Плещеев «Скучная картина» в рамках образовательной программы Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. | сентябрь | Верехова Л.Г. |
7 | Просмотр презентаций «Времена года». «Природные явления в разные времена года» | сентябрь | Верехова Л.Г. |
8 | Совместная деятельность родителей и детей. Прогулки в осеннем парке, сбор листьев для гербария. Подготовка материалов для осенних творческих работ | октябрь | Родители, дети |
9 | Создание творческих работ в рамках реализации образовательного блока «Страна Фантазия» | октябрь | Верехова Л.Г. обучающиеся родители |
10 | Участие в онлайн-конкурсе «Здравствуй, осень золотая» Номинации: «Стихотворение об осени», «Осенний рисунок». | октябрь | Верехова Л.Г. |
11 | Выставка «Здравствуй, осень!» | октябрь | Верехова Л.Г. |
12 | Награждение победителей конкурса | октябрь | Верехова Л.Г. |
14 | Текущий мониторинг реализации проекта | | Верехова Л.Г. |
4 фаза. Завершение проекта
№ | Этапы реализации 4-й фазы проекта | Сроки | Ответственные |
1 | Итоговый мониторинг результатов проекта, оценка их эффективности | октябрь | Верехова Л.Г. Бутова О.И. |
2 | Содержательный отчет по реализации проекта Оформление мини – выставки детского творчества | октябрь | Верехова Л.Г. |
3 | Решение о завершении проекта | октябрь | Верехова Л.Г. |
Необходимое ресурсное обеспечение при применении проекта
Материально-техническое: аудио- , видеоаппаратура, мультимедийная аппаратура, оргтехника, канцтовары, видеоролики, слайды, презентации.
Информационно-методическое: тематическая база по проблеме, мультимедийные ресурсы, ресурсы Интернет-сети.
Кадровое: педагогические работники.
Нормативно-правовое: план работы социально-педагогического отдела.
Технология реализации инновационного проекта
1. Формирование мотивации субъектов образовательного проекта
№ | Субъекты реализации | Содержание деятельности (формы, методы) | Сроки выполне- ния | Ответствен-ные |
1 | Обучающиеся объединений предшкольной подготовки, родители | Информирование о предстоящей работе над проектом | сентябрь | Верехова Л.Г. |
2 | Обучающиеся объединений предшкольной подготовки, родители | Подбор соответствующего материала, отбор форм и методов работы по реализации проекта | сентябрь | Верехова Л.Г. |
2. Формирование теоретико-методологической компетенции участников образовательного проекта
№ | Субъекты реализации | Содержание деятельности (формы, методы) | Сроки выполне- ния | Ответствен-ные |
1 | Обучающиеся ШРР | План реализации проекта | сентябрь | Социально-педагогичес-кий отдел |
2 | Обучающиеся ШРР | Разработка и апробация новых методов и форм работы в рамках реализации проекта | Сентябрь-октябрь | ПДО |
6 | Обучающиеся ШРР | -Мониторинг эффективности деятельности по результатам проекта - Обобщение результатов проекта в форме образовательных продуктов | октябрь | Социально-педагогический отдел |
3. Оценка результативности реализации образовательного проекта и удовлетворённости участников результатами
№ | Субъекты реализации | Содержание деятельности (формы, методы) | Сроки выполне- ния | Ответствен-ные |
1 | Обучающиеся ШРР | - беседы, - наблюдение за эмоциональным состоянием участников, родителей по итогам каждого мероприятия | В течение всего периода | Социально-педагогиче-ский отдел |
Субъекты реализации проекта
Субъектами реализации проекта выступают:
педагоги дополнительного образования объединений предшкольной подготовки. Основной целью работы станет интеграция всех видов деятельности обучающихся, направленная на решение поставленных задач.
В качестве субъектов реализации проекта также рассматриваются обучающиеся объединений.
Одной из групп субъектов могут выступать родители обучающихся. Их задачей станет не только поддержка ребёнка и педагога в реализации проекта, но и распространение идеи проекта по выявлению и поддержке творческого и образовательного интереса детей в домашней среде и собственные взаимоотношения с ребенком.
Сотрудничество
В ходе реализации проекта предполагается сотрудничество с родителями и всеми заинтересованными сторонами.
Ожидаемый результат: для детей:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Осуществление в объединении образовательного процесса по обозначенной теме.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов).
- Развитие детского творчества.
- Желание участвовать в продуктивной деятельности.
- Удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с природой.
- В процессе знакомства стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они станут более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появится желание самостоятельно заняться творчеством.
- Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научатся получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, станут более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.
для родителей:
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве.
для педагогов:
внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов, способствующих формированию у детей знаний о явлениях природы в осенний период,
создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие познавательной активности, любознательности детей,
оптимизация процесса сотрудничества с родителями.
Теоретической и практической значимостью проекта (продуктная оформленность) можно считать следующее:
будут разработаны методические материалы, которые могут быть включены в любую программу творческих объединений обучающихся дошкольного возраста.
Выводы: В процессе реализации проекта созданы необходимые условия для формирования у детей целостного представления о явлениях природы в осенний период,
обучающиеся получат новые знания, станут более любознательны, раскроются творческие способности детей, познавательная активность,
свои впечатления, полученные эмоции, дети воплотят в различных видах деятельности: играх, образовательной деятельности, наблюдениях, практической деятельности,
благодаря проекту пополнится словарный запас детей, дети получат возможность больше общаться со своими сверстниками,
родители получат возможность осознать доминирующую роль семейного воспитания в воспитании у детей начала основ экологической культуры.
Востребованность инновационного образовательного продукта
Эти материалы смогут применять педагоги дополнительного образования, учреждения дополнительного образования.