МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛО ЛОМОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема проекта: Совершенствование спортивно- оздоровительных услуг
в общеобразовательных учреждениях
(на примере МОБУ СОШ с.Ломовка)
Проект подготовила:
Учитель МОБУ СОШ с. Ломовка
Косарева Виктория Петровна
Стаж работы 12 лет
Категория высшая
Ломовка – 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.......................................................................................................
1.1 Характеристика спортивно-оздоровительных услуг………………………..
1.2 Роль спортивно-оздоровительных услуг в образовательных учреждениях.
1.3 Особенности организации спортивно-оздоровительных услуг в образовательных учреждениях …..........................................................................
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МОБУ СОШ С.ЛОМОВКА
2.1 Общая характеристика МОБУ СОШ с. ЛОМОВКА ……………………..
2.2. Спортивная работа в МОБУ СОШ с. Ломовка …………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта: В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребенка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.
Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направление усилий по сохранению и укреплению здоровья. Культурный человек не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени. Свою долю ответственности за здоровье учащихся несет система образования. Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом не маловажную роль.
Внеклассная физкультурно–оздоровительная работа и спортивно – массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решений зависит от правильного, четкого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие (директор ОУ, завуч- руководитель методического объединения, классные руководители, медицинский работник, родители, совет комитета физкультуры, попечительский совет школы).
Только совместная работа всех звеньев управления школы дает возможность грамотно и целесообразно организовывать спортивно – массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.
Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья. Ведется совместная работа учителей физкультуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся занимающихся спортом, проводится анкетирование учащихся.
Цель анкетирования выявить наиболее популярные виды спорта, а так же интерес школьников в изучении предмета. С помощью анкетных данных выявляем группы риска учащихся с малоподвижным образом жизни.
В анкету входят вопросы:
1. Занимаетесь ли вы спортом? Каким?
2. Занимаются ли родители с тобой физической культурой?
3. Что бы ты хотел дополнить к уроку физической культуры?
Анкетные данные помогли выявить классы с наибольшим риском. Где ребенок предоставлен сам себе. Его досуг не организован. Данную проблему обсуждаем на педагогических советах, с классными руководителями. Даем рекомендации на общешкольных собраниях, приглашаем медицинских работников, тренеров спортивной школы, с целью ознакомления родителей и детей со здоровьем сберегающими технологиями.
Задачи учебного предмета физическая культура: формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно–оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить три основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счет 3 уроков физической культуры крайне сложно, а порой невозможно.
Поэтому мы используем резервы физкультурно–оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно–спортивную работу. Осуществляем это с учреждениями дополнительного образования –
МАУ ДО центр туризма г.Белорецк, МАУ ДО СШОР Белорецкого района.
Оздоровительная роль достигается:
- организацией учебного процесса с учетом состояния здоровья школьников;
- обеспечение гигиенических условий;
- предупреждение травматизма;
Внеклассные спортивно – массовые мероприятия включают в себя такие соревнования как:
− декада физической культуры , конкурс рисунков о спорте и ЗОЖ, конкурс меткий стрелок, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, «Веселые старты», шашки, настольный теннис.
− Дни здоровья и спорта
− « А, ну-ка, парни!»
− «Безопасное колесо»
В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой, проектной деятельности, подготовки к экзаменам.
Наша школа стабильно входит в число лидеров районных соревнований по различным видам спорта. В организации и проведении дней здоровья и районных физкультурно-оздоровительных мероприятий вовлекается весь педагогический коллектив школы. Такие мероприятия проводятся в каждой четверти и в каникулярное время, что позволяет охватить спортивными соревнованиями всех учащихся.
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры ) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.
Объект исследования – образовательное учреждение
Предмет исследования – процесс совершенствования спортивно-оздоровительных услуг в образовательных учреждениях.
Цель проекта - выявление способов совершенствования спортивно-оздоровительных услуг в образовательных учреждениях
В соответствии с целью были определены следующие задачи проекта:
- изучить теоретические аспекты совершенствования спортивно-оздоровительных услуг в ОУ, выявить проблемы аспекты совершенствования спортивно-оздоровительных услуг в ОУ на современном этапе;
- дать определение понятия совершенствования спортивно-оздоровительных услуг в ОУ, охарактеризовать его виды;
- оценить состояние проблемы совершенствования спортивно-оздоровительных услуг в школе;
- разработать и модель совершенствования спортивно-оздоровительных услуг в ОУ на основе реализации выделенных организационно-управленческих условий и провести ее апробацию в школе.
Экспериментальная база исследования: МОБУ СОШ с. Ломовка,Республика Башкортостан, Белорецкий район, ул. Ленина, д. 38
В эксперименте приняли участие 125 детей, 35 учителей, 4 тренера. Исследование проводилось в три этапа с 2021 по 2023 год. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись соответствующие методы исследования.
На первом этапе использовались следующие основные методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, моделирование), эмпирические (наблюдение, тестирование, беседы, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент), методы математической статистики.
На данном этапе осуществлялось изучение литературы, обобщение и систематизация информации по проблеме организации спортивно-оздоровительных услуг в образовательных учреждениях. Это позволило сформулировать исходные позиции исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе создавалась программа по совершенствованию туристского кружка «Спортивный туризм» и спортивной секции «Баскетбол в школе» в МОБУ СОШ с.Ломовка и проводилась их частичная апробация (методы, используемые на данном этапе: моделирование, проектирование, эксперимент, сбор эмпирических данных).
На третьем этапе анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты.
Анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты.
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1 Характеристика спортивно-оздоровительных услуг
Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка. В последнее время медики, педагоги бьют тревогу: у нынешних школьников активнее, чем у их сверстников в прошлые годы, проявляются нарушения осанки, они больше страдают от плоскостопия и других заболеваний двигательной системы. Одна из причин - недостаточная мышечная нагрузка. Дети ведут малоподвижный образ жизни: сначала сидят на уроках, потом - над домашними заданиями, а вечером - у компьютера, а в школах практически все спортивные кружки работают сегодня бесплатно - труд педагогов дополнительного образования оплачивает департамент. Бывшие учителя физкультуры, массово уходившие в последние годы в охрану, теперь возвращаются обратно: ведение спортивных секций после уроков обеспечивает им существенную прибавку к жалованью. Ведь чтобы детский спорт стал действительно массовым - он должен быть общедоступен. [В.Ю. Давыдов; Г.Н. Попова, 2003]
Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15-20 лет во многих странах «спортом для всех». Президент ассоциации «Спорт для всех» А.В. Царик подчеркивал, что физическая культура - стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной степени охватывает собой понятие и явление здорового образа жизни. Он же признавал, что процесс формирования физической культуры тесно связан с такими объективными факторами образа жизни, как экономика и наличие свободного времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных занятий.
Б.Н. Рогатин, президент Международной конфедерации спортивных организаций, подчеркивает, что человек, систематически занимающийся спортом, в 2-3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15-20% более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов, на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общественная деятельность, учеба Он же сформулировал следующий тезис: физическая культура как феномен культуры не может быть сведена к природным явлениям, к физическим качествам человека, свойствам его организма и биологическим системам жизнеобеспечения, телесность человека является базисной характеристикой человека, но его духовность, интеллект неотделимы от человека и его физической культуры [Г.В. Жулина, 2006].
Все сказанное выше позволяет заключить, что активная роль физической культуры в реализации ЗОЖ несводима к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека.
Но физкультура в школе не ограничивается одними лишь уроками физкультуры. Физкультура в школе - это так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Они необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением в средних классах. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя совершенно напрасно пренебрегают физкультминутками, ведь потратив пару минут на снятие напряжения, они получили бы большую результативность работы в итоге.
Физкультура в школе обязательно сопровождается медицинскими осмотрами. Цель медосмотров - оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения.
Физкультура в школе имеет и свои проблемы. Среди них можно назвать проблему физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии психического и физического здоровья. Таких детей часто просто освобождают от занятий, а ведь ослабленные дети еще в больше степени нуждаются в благотворном влиянии физкультуры на организм.
В целом, дети, старшего школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно - сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.
Наряду с этими данными в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста [Е.В. Демидова, 2009].
Поэтому следует отметить еще раз, что занятия физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов [П.К. Дуркин; М.П. Лебедева, 2002].
1.2 Роль спортивно-оздоровительных услуг в образовательных учреждениях
Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять.
Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений.
В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.
Также на состояние здоровья человека влияет экологическая обстановка в месте его проживания, качества питания и наличия благоприятных природных условий. В районе с экологическими проблемами поддержание здоровья носит первостепенный характер.
Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным Росстата первичная заболеваемость детей в России с 1990 по 2015 г. выросла практически по всем классам болезней (кроме инфекционных болезней и болезней нервной системы). Первичная заболеваемость от новообразований увеличилась в 4,6 раза, от врожденных аномалий – в 4,1 раза, от болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани – в 4 раза, от болезней системы кровообращения – в 3,8 раза и т. д. За последние 10 лет количество здоровых детей снизилось до 10-12%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения! Неутешительными остаются показатели, характеризующие заболеваемость детей подросткового возраста, особенно в 15-17 лет.
Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 - 15 % зависит от здравоохранения (Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков, 1992).
Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы (1998), в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы (Трещева О.Л., 2001).
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и ЗОЖ всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании ЗОЖ занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ (Павлова И.В., 1999).
В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере, как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.
Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной (1989) и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др. Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов.
1.3 Особенности организации спортивно-оздоровительных услуг в образовательных учреждениях
Школа, являясь образовательным учреждением дополнительного образования детей спортивной направленности, призвана способствовать формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей учащихся, достижению уровня спортивных результатов.
В школе культивируются только виды спорта, включенные в государственную программу физического воспитания населения.
Исходя из специфики видов спорта, целей этапов спортивной подготовки в школе реализуются основные образовательные программы дополнительного образования по лицензируемым направлениям (видам спорта):
образовательная программа для спортивно-оздоровительных групп (возраст занимающихся 10-15 лет);
- образовательные программы по видам спорта (возраст устанавливается для конкретного вида спорта), включающие этапы спортивной подготовки:
этап начальной подготовки (НП);
учебно-тренировочный этап (УТ);
-этап спортивного совершенствования (СС).
Образовательные программы самостоятельно разрабатывается тренерами-преподавателями отделений по видам спорта совместно с отделом методического обеспечения и отделом учебно-спортивной работы с учетом требований государственных стандартов, принимаются на педагогическом совете школы и утверждается директором.
В спортивно-оздоровительные группы зачисляются все желающие заниматься физической культурой в возрасте от 10 до 15 лет, не имеющие соответствующих медицинских противопоказаний;
На этап начальной подготовки зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний, в соответствии с минимальным возрастом, установленным для вида спорта* (*допускается зачисление детей, младше установленного возраста, на основании заключения врача территориальной поликлиники или врача по спортивной медицине соответствующего учреждения здравоохранения).
Перечислим основные необходимые составляющие системы физкультурно-оздоровительной работы:
• создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей и реализации двигательных потребностей ребенка;
• медицинский контроль и медико-педагогический контроль;
• включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
• специально организованная работа по физическому воспитанию, её адаптация с учетом уровня физического и психомоторного развития, особенностей двигательной сферы и состояния здоровья детей;
• спортивно-оздоровительная деятельность: физкультурные досуги (1 раз в месяц до 40 мин), дни здоровья, спортивные праздники (зимний и летний до 1 часа), соревнования;
• формирование представлений о здоровом образе жизни;
• включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.
Создание специальных условий для развития и оздоровления детей включает:
разработку гибкого режима дня, который позволял бы учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года и др.;
введение в режим дня и во время проведения занятий специальных моментов, предотвращающих нервно-психическую перегрузку детей (гимнастика, релаксация, смена видов деятельности и др.);
реализацию плана оздоровительных мероприятий: соблюдение режима дня, утренний прием на улице, прогулки в любую погоду, соблюдение воздушного режима, витаминизация, облегченная форма одежды, специально организованные занятия на улице;
создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
В организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работе решающее значение имеет рациональное планирование учебно-тренировочных занятий. Документы планирования разрабатываются на основе учебной программы и программам по видам спорта. Различают перспективное (многолетнее и на один год), текущее и оперативное планирование.
В спортивной секции тренировочный план на один год делится на три периода: подготовительный, соревновательный (основной) и переходный (заключительный или восстановительный).
Большое значение в физическом воспитании молодежи, и в частности, учеников имеет организация и проведение спортивных соревнований, как один из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы.
Ученические спортивные соревнования являются органическим продолжением и важнейшей составной частью учебного процесса по физическому воспитанию, а также формой зачета.
Следует отметить, что проводимые в соответствии с научными требованиями соревнования должны быть одним из способов вовлечения народных масс в физическую культуру и выявления достижений в ней как индивидуальных, так и особенно достижений коллективов физкультурных.
Спортивные соревнования - это целая система мероприятий по физическому воспитанию, в ходе подготовки и проведения которых создаются чрезвычайно благоприятные условия для воспитательной работы с учениками в целях развития у них чувства коллективизма, дисциплин, честности, ответственности, самообладания, воли к победе и других важных морально-волевых и нравственных человеческих черт.
Спортивные соревнования являются важной формой учебно-спортивной работы, продолжением учебно-тренировочного процесса.
Во время соревнования осуществляется совершенствование общей физической и специальной спортивно-технической подготовленности учеников, улучшения их техники и тактики.
В то же время соревнования - наиболее эффективное средство проверки качества учебно-тренировочной работы отдельных спортивных организации и педагогического мастерства преподавателей-тренеров и тренеров и общественных инструкторов. Это своего рода общественный отчет о работе по тому или иному виду спорта.
По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.
Стремление людей к здоровому образу жизни ведет к развитию соответствующих услуг, в том числе физкультурно-оздоровительных.
Физкультурно-оздоровительная услуга-деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.
Спортивная услуга- деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в достижении спортивных результатов.
Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются не только средством поддержания и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и вредных привычек, но и важным фактором предупреждения асоциального и противоправного поведения молодежи, и в частности, распространения наркомании.
Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить три основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счет 3 уроков физической культуры крайне сложно, а порой невозможно.
Поэтому мы используем резервы физкультурно–оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно–спортивную работу. Осуществляем это с учреждениями дополнительного образования – спортивная школа г. Белорецк и Центр туризма г.Белорецк.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МОБУ СОШ С.ЛОМОВКА
2.1 Общая характеристика МОБУ СОШ с. ЛОМОВКА
Школа МОБУ СОШ с. Ломовка относится к средним общеобразовательным школам и известна так же, как Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа с. Ломовка Муниципального Района Белорецкий Район Республики Башкортостан.
С 18 октября 2022года школьный спортивный клуб «Ломовские ястребы» зарегистрирован во всероссийском перечне (реестре) школьных спортивных клубов (свидетельство).
Место нахождения Учреждения:
Юридический адрес: Респ. Башкортостан, Белорецкий р-н, село Ломовка, ул. Ленина, д. 38
Контактные телефоны: +7(347) 927-44-41
Директор: Камалов Эдуард Ринатович
Адрес электронной почты: [email protected]
Сайт: https://schoollomovka.02edu.ru/sveden/
Режим работы: Пятидневная учебная неделя, средняя наполняемость классов - 14 человек, продолжительность перемен – 10-20 минут.
Сменность: Учебные занятия в две смены
Форма обучения: Очная.
Дата создания образовательной организации. 1 сентября 1962 года.
Учредители образовательной организации. Администрация Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Материальная база школы: 2-х этажное здание, кабинеты цифровых и гуманитарных профилей «Точка роста», спортзал, столовая; кабинеты имеют всё необходимое для ведения учебно- воспитательного процесса на хорошем уровне. Компьютерный класс с выходом в интернет. Спортивная база позволяет проводить уроки физической культуры на высоком уровне. Во внеурочное время для учащихся открыты кружки разного направления.
Основной задачей школы является получение основного и общего (полного) среднего образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, с применением здоровьесберегающих технологий.
2.2. Спортивная работа в МОБУ СОШ с. Ломовка (Ссылки для подтверждения):
- участие в спортивных соревнованиях: по баскетболу, волейболу, лыжным гонкам, в легкоатлетических кроссах, по многоборью, троеборью (https://vk.com/wall-193537119_4234, https://vk.com/wall-193537119_4004 , https://vk.com/wall-193537119_3899; https://vk.com/wall-193537119_3876,https://vk.com/wall-193537119_4234, https://vk.com/wall-193537119_4216, https://vk.com/wall-193537119_4159, https://vk.com/wall-193537119_4138)
- участие в олимпиадах по физической культуре, Кубок Гагарина (школьный и муниципальный этапы) - (https://vk.com/wall-193537119_4086)
- Неделя здорового питания (https://vk.com/wall-193537119_3971, https://vk.com/wall-193537119_3809, https://vk.com/wall-193537119_4296, https://vk.com/wall-193537119_4269)
- шахматные и шашечные турниры (https://vk.com/wall-193537119_3994, https://vk.com/wall-209579634_8 )
- участие в Республиканском проекте «Здоровое поколение- сильный регион» (https://vk.com/wall-193537119_4201, https://vk.com/wall-193537119_4380, https://vk.com/wall-193537119_4320, https://vk.com/wall-193537119_4263)
- сдача норм ВФСК ГТО (https://vk.com/wall-193537119_4045 , https://vk.com/wall-193537119_4242, https://vk.com/wall-193537119_4138, https://vk.com/wall-193537119_4379, https://vk.com/wall-193537119_4302, https://vk.com/wall-193537119_4248, https://vk.com/wall-193537119_4242, https://vk.com/wall-193537119_4238, https://vk.com/wall-193537119_4237)
- Прогулки, экскурсии, походы (https://vk.com/wall-193537119_4398, https://vk.com/wall-193537119_4393, https://vk.com/wall-193537119_4364, https://vk.com/wall-193537119_4260, https://vk.com/wall-193537119_4258, https://vk.com/wall-193537119_4055, https://vk.com/wall-193537119_4053)
- туристические слеты
- Мобильный отряд "Школа безопасности" сетевое взаимодействие с МАУ ДО центр туризма г.Белорецк (
https://vk.com/wall-193537119_3982) - секция «Биатлон» сетевое взаимодействие с
МАУ ДО СШОР Белорецкого района
- спортивные секции в школе «Спортивный туризм», «Баскетбол в школе»
- военно-спортивная игра «Зарница» (https://vk.com/wall-193537119_4139, https://vk.com/wall-193537119_4202)
- участие педагогов в спортивных мероприятиях на муниципальном уровне (https://vk.com/wall-193537119_4305, https://vk.com/wall-193537119_4075 )
- флешмоб «Зарядка с чемпионом» ( https://vk.com/wall-193537119_4317)
- Веселые старты «Орлята России» (https://vk.com/wall-193537119_4127)
- классные часы «Разговор о важном» (https://vk.com/wall-193537119_4111, https://vk.com/wall-193537119_4110 )
- Дни здоровья (https://vk.com/wall-193537119_4293)
- участие в акции «Забег обещаний» (https://vk.com/wall-193537119_4056)
Рассматривая эту тему, я захотела узнать, как к спорту и физическим упражнениям относятся наши школьники. Для этого мы с классным руководителем Зиминой Светланой Николаевной провели анкетирование учащихся 2А класса. Было опрошено 20 человек. Полученные данные я представила в виде таблицы (ПриложениеА).
В результате получилась следующая картина: только 70% опрошенных делают утреннюю зарядку и посещают спортивные секции; 65% закаляют свой организм; 90% с удовольствием посещают уроки физкультуры. Однако нашлись среди одноклассников и те, кто не посещает ни одной секции, не делает зарядку по утрам, не любит уроки физкультуры и даже не ходит гулять.
14 человек в классе после уроков посещают спортивные секции. В основном, это плавание, каратэ, танцы, борьба. На вопрос о том, какие секции ребята хотели бы посещать, некоторые ответили, что хотели бы заниматься боксом, гимнастикой, посещать тренажерный зал. Интерес к спорту заметен, но есть и те, кого он совершенно не интересует и которые не хотели бы заниматься ничем.
Из следующей таблицы видно, сколько часов в неделю они посвящают занятиям спортом (Приложение Б).
Сравнив данные этой таблицы и сведения о посещении школьных занятий, было выявлено, что те, кто не посещает спортивные секции, пропустили с начала учебного года 40% учебных занятий, а те, кто занимается спортом – всего 8%.
Выводы и предложения:
1. Образовательная ценность учебно-тренировочного занятия: передача учащимся необходимые знания и умения.
2. На протяжении всего занятия отмечается эффективность обратной связи со всеми обучающимися секции. Обучающиеся активны. Они показали умение продуктивно работать, наблюдать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания, показывать свои физические способности на уроках, на соревнованиях, при сдаче нормативов. Также обучающиеся показали наличие навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Психологический климат на занятиях позитивный.
3. Недостатки на учебно-тренировочных занятиях: нет бассейна, нет возможности обучать плаванию; нет тренажеров, чтобы работать над определенными мышцами групп.
Список литературы
1. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. № 4868-1 (утратили силу) // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. №22. Ст. 784.
2. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
3.Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 895 «О Совете при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту».
4. Аристова Л. В. Совершенствование системы управления развитием физической культуры и спорта в России: Дис. канд. экон. наук. М., 2000.
5. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.
5. Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
6. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
7. Замятина Н.В. «Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Физическое воспитание в медицинских и фармацевтических вузах России»/. Замятина Н.В., Мандриков В.Б.; ВолГМУ 2010 - Лекция№1
8.История физической культуры и спорта: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.В. Столбова. М.: Физкультура и спорт, 1983.
9. История массового спорта.[Электронный ресурс]- URL: http://museumsport.ru
10. Каплин Е.В. Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации. [Электронный ресурс]-URL: http://www.rostovsport.ru
Приложение А
№ п/п | Вопрос | Кол-во человек «ДА» | % | Кол-во человек «НЕТ» | % |
1. | Делаешь ли ты по утрам зарядку? | 14 | 70 | 6 | 30 |
2. | Закаливаешь ли ты организм обтиранием или прохладным душем? | 13 | 65 | 7 | 35 |
3. | Умеешь ли ты ездить на велосипеде? | 18 | 90 | 2 | 10 |
4. | С удовольствием ли ты посещаешь уроки физкультуры? | 18 | 90 | 2 | 10 |
5. | Любишь ли ты гулять? | 19 | 95 | 1 | 5 |
6. | Посещаешь ли ты спортивные секции? | 14 | 70 | 6 | 30 |
Приложение Б
| Кол-во часов физ. культуры в неделю | Кол-во часов доп. спорт. занятий в неделю | Итого занятий спортом |
Посещают спортивные секции | 3 раза по 40 мин = 2 часа | 3 раза по 90 мин = 4ч 30мин | 6ч 30мин |
Не посещают спортивные секции | 3 раза по 40 мин = 2 часа | | 2 часа |