СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образовательная роль народной игрушки в художественном воспитании"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем докладе я рассказываю о своем педагогическом опыте художественного воспитания детей и подростков путем приобщения их к культуре посредством декоративно-прикладного искусства. О важности народного искусства в деле воспитания одухотворенной личности, укорененной в родной культуре.

Просмотр содержимого документа
«"Образовательная роль народной игрушки в художественном воспитании"»

«Образовательная роль народной игрушки в деле художественного воспитания».

Киселева Т. А.



МАУДО «Черняховская художественная школа имени Марии Тенишевой.



Россия.



В своем докладе я рассказываю о своем педагогическом опыте художественного воспитания детей и подростков путем приобщения их к культуре посредством декоративно-прикладного искусства. О важности народного искусства в деле воспитания одухотворенной личности, укорененной в родной культуре.



«Экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды-задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы.

Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни.»

Д. И. Лихачев

Работая в черняховской художественной школе 20 лет, я на наблюдаю проблему оторванности от родной культуры детей и подростков и опасность потери связи со своими корнями , тем более ,что Калининградская область имеет свой статус некой более европейской культурной нивы .И не всегда привнесенные семена псевдо культур на благо экологии чудного острова. Зачастую это плевлы засоряющие и заглушающие здоровые и добрые ростки. Поэтому сегодня. как никогда, я понимаю тревогу, которую бьют по поводу сохранения экологии души; как никогда становится актуальным приобщение детей к народной культуре, как сокровищнице высших духовных ценностей, оно имеет мощное воспитательное значение в деле становления одухотворенного человека-созидателя, сохраняющего традиционные ценности и при этом готового к диалогу с другими культурами.

Я сама являюсь носителем этого «кода» русской культуры, поскольку получила классическое художественное образование и прошла большую «школу народной керамики», которую мне дала переемственность мастерства из рук в руки от старейших мастеров и ведущих художников промысла. Проработав 10 лет на промысле Скопинской керамики художником – гончаром, я погрузилась в изучение ремесла глубинно: постигая свойства глины, изучая традиции славного и неповторимого скопинского искусства. Я открыла для себя мир народной игрушки. Сначала своей промысловой, к тому времени только начинавшей возрождаться, благодаря интересу и энтузиазму тогда молодых художников, в команде которых я смогла узнать счастье радостного коллективного творчества, добившись в пластике малой скульптуры (как еще называют искусствоведы игрушку) больших познаний и признания со стороны искусствоведов и собратьев по ремеслу. Посещая фестивали, выставки, коими богата стала в 90 годы художественная жизнь России. Усилиями искусствоведов и теоретиков искусства поднимаемая проблема по сохранению народной пластики и привлечению современных художников и мастеров стала активно разрешаться. Многие мастера, художники откликнулись на этот призыв ведь забыть исконное свое не так просто. Началась работа по просвещению и исполнителей и зрителя. Популяризации этого вида декоративно -прикладного искусства способствовали и выставки, где игрушка вносила свое яркое и мажорное звучание и фестивали , ставшие творческими лабораториями для мастеров .Я увидела многообразие и богатство русской игрушки. Мне повезло общаться и участвовать в мастер-классах уникальных, замечательных мастеров и возможность перенять опыт не только технических приемов, но и уловить самую суть пластических основ русской народной игрушки. Со своим «багажом» опыта я оказалась волей судьбы в Калининградской области.

Черняховская художественная школа не случайно носит имя Марии Тенишевой. Это была великая подвижница, просветительница, меценат, сама серьезная работница в искусстве. Внесла огромный вклад в развитие русской культуры, знала и любила народное искусство и понимала его роль в национальном самосознании …Много трудов положила она для сохранения промыслов: мастерские и школу для своих крестьян, создавала музейные коллекции, отдавая все любимому отечеству на благо просвещения и духовного обогащения. Для сохранения культурной памяти, одной из важнейших основ на которых зиждется духовная и материальная жизнь человека, вдохновленная личностью Тенишевой, Ольга Александровна Кошелева с командой единомышленников преподавателей, художников создает музей народных ремесел и привлекает к работе в школе специалистов в области декоративно-прикладного искусства: мастеров росписи по дереву, эмали, ткани, керамистов. Учебные предметы декоративно-прикладного характера, наряду с академическими дисциплинами развивают творческий потенциал ученика, способствуют эстетическому чувствованию и познанию, формирующее эстетическое отношение к искусству и миру в целом.

На уроках керамики, как вариативной части дисциплины «Скульптура», мы соприкасаемся с таким феноменом русского декоративно- прикладного искусства, как народная игрушка.

Народная игрушка-это пласт культуры, пронизанный связями с традицией,как зеркало отражающей духовный опыт поколений; народные представления о прекрасном, об эстетических и этических идеалах. Она глубинно связана с представлениями народа о человеке и его месте на земле, природе- как естественном фундаменте его жизни. Она несет послания тысячелетий, незримо держит связующую нить поколений, хранит светлое ощущение высшей гармонии.

Простота и чистота силуэта, смелая лепка, мягкий юмор заложенный в образах, находят эмоциональный отклик в детях, заряжают своей энергией и вдохновляют на активную творческую деятельность. Доступная техника исполнения в единстве с выразительными средствами позволяют каждому ребенку создавать качественные, оригинальные произведения в художественной пластике.

Приобщаясь к культурному опыту предшествующих поколений, делая этот опыт своим личным, мы ненавязчиво перенимаем ценности основополагающий смыслы которых: доброта, трудолюбие, коллективизм, что способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь. Потому что народное искусство - радостное искусство . Это созидание доброго и прекрасного, дающее и творцу и зрителю цельную гуманистическую картину мира, его универсальную художественную модель.

Но помимо духовного богатства, народная игрушка-это уникальные сложившиеся практические навыки в познании глины как материала. И здесь в лице преподавателя, перенявшего в свою очередь опыт от других мастеров-игрушечников, ведущих ремесло от первоисточника, дети принимают эстафету памяти, делая эти знания и умения своими и в этом случае эффект передачи знаний ,опыта усиливается многократно, поскольку в общение с ребенком вступает все человечество. Ученики вступают в сотворчество-универсальную форму совместной деятельности, целью которой выступает создание новой реальности в которой выражается отношение к окружающему миру, преломленное через отношение к себе и друг другу. В особенности актуально в наше время для детей, живущих в третьем тысячелетии, оторванных от природы и общения в коллективном созидательном деле, и уж тем более о народном искусстве не имеющим представления или очень поверхностное. Поскольку глина - уникальный природный материал по пластическим возможностям, сама ровесница Земли, и с человечеством «одной крови» ….

Технические приемы, овладевая которыми, мы развиваем умелость руки, осознанную моторику. Базовые, художественные навыки нескольких промыслов глиняной игрушки, к которым относятся: формовка из общего куска, вытягивание деталей, выглаживание, прописка по сырой глине стеком и штампиком, как способом декорирования, к которым относятся и завершающие образ последующие-глазуровка, роспись, молочение. Все это вкупе мы используем в своей практической творческой деятельности для создания рукотворной игрушки. Целью курса «Народная игрушка» является готовность и воплощение своей оригинальной, творчески переосмысленной пластики по мотивам народной игрушки.

Так у скопинской игрушки, смелой в лепке, мы учимся формовке из общего куска и вытягиванию частей - голова морда, лапы. Узнаем насколько выразительны жгутовые детали, налепы, прописка по сырой глине.

На примере Романовской закрепляем навыки изготовления «воздушной камеры» и узнаем новые способы декорирования и лепки птичьего образа.

Когда приступаем к лепке Абашевской игрушке, узнаем о способе лепки из составных частей и более сложной работе со жгутом (ведь рога у оленей и козлов такие крученые!).Совершенствуем технику налепов из жгутов и шариков.

Филимоновская учит нас лаконичному строгому силуэту, стилистике вытянутых форм.

Нашей задачей является прочувствовать характер каждой промысловой игрушки ее пластику, силуэт. Экскурс в историю промысла способствует более глубокому погружению в тему.

Накопив представление о народной игрушке, как об уникальном предмете культурной среды, мы готовимся свой накопленный опыт интегрировать в свободное творчество. Заключительным этапом и самым главным, ради чего мы и начали изучение традиционной промысловой игрушки - является создание своей авторской игрушки.

Сегодня народная игрушка станет подлинно целительным средством воспитания. Это прививка от беспамятства, привязка к корням, чтобы соответствовать типу своей культуры. На ее коренные традиции следует опираться, их следует развивать, приспосабливая к новым условиям жизни.



Список литературы:

Д.И. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»,

И.А. Лыкова «Азбука народной культуры»,

Г.Л. Дайн «Игрушка в культуре России»






«Барыни» по мотивам дымковской игрушки. Работы учащихся.





«Филимоновская Барыня». Работа учащегося.(по мотивам филимоновской игрушки)





Авторская игрушка.



Авторская игрушка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!