Образовательная деятельность по ФЭМП для детей старшей группы с ЗПР «В гости к Пчелёнку» .
Образовательная область: познание.
Цель: развитие мышления дошкольников с ЗПР через дидактические игры математического содержания.
Задачи:
1. Упражнять в умении использовать схемы при выполнении задания.
2. Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
3. Воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Формы организации: подгрупповая.
Оборудование: блоки Дьенеша, игры В.В. Воскобовича «Геоборд», «Волшебный квадрат» (двухцветный) по количеству детей, игра сортировка с ведерками, аудиозаписи, герой - Пчелёнок - мягкая игрушка, улей.
Предварительная работа: игровая деятельность с использованием блоков Дьенеша, игр Воскобовича, рассматривание иллюстраций насекомых, чтение сказок «Лунтик», «Муха-Цокотуха», и познавательной литературы, обследование квадрата, конструирование различных предметов из геометрических фигур.
Словарная работа: нектар, соты, улей.
Ход НОД:
1. (Дети образуют круг).
- Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Вы готовы?
Для этого нужно произнести волшебные слова:
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Повертелись, покружились
И в лесу мы очутились.
Дети выполняют движения за воспитателем, в соответствии со словами из песни: поочерёдно протягивают одну ладонь, потом другую, улыбаются; поворачиваются вокруг себя в одну сторону, затем в другую.
(На экране цветочная полянка.)
- Вот мы с вами и оказались на полянке. Интересно, кто нас к себе пригласил? Мы узнаем, если отгадаем загадку:
Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск и мед,
Людям всем она мила,
А зовут ее .....? (пчела).
(в руках у воспитателя появляется игровой персонаж — Пчелёнок). Ребята, кто к нам пожаловал? (жужжание пчелы - аудиозапись)
(Предполагаемые ответы детей.)
2. Пчелёнок: - Здравствуйте, ребята
- Ты куда спешишь, пчела ?
- Извините, ждут дела!
Каждый маленький цветочек
Ждёт меня с утра до ночи,
Сладкий мёд, полезный
Он от всех болезней. (О. Конаева)
Пчелёнок: Ребята, вы знаете, из какой я мульт-сказки? (Предположения детей). Очень хорошо, что вы пришли ко мне. Я так люблю играть. А вы? Предлагаю вам пройти к столам, на которых лежит волшебная игра (блоки Дьенеша + тетради) Помогите мне по образцу сложить цветы из фигур.
(У каждого ребенка лист с изображением цветов. Дети выполняют задание, на столе образуется цветочная поляна. )
Пчелёнок: Какие вы молодцы, теперь я смогу собрать нектар с разных цветов! Смотрите, как его здесь много, ведь мы - пчёлы собираем нектар до захода солнца. Летом у всех насекомых немало забот - работа кипит везде. (в лапках у пчелки появляется корзинка с шариками трех цветов - красного, желтого, синего)
Воспитатель: Посмотрите, сколько нектара принес Пчелёнок к своему домику, но прежде чем он попадет в соты, шарики нужно разложить по ведеркам соответствующего цвета.
Игра "Сортировка". Детям нужно разложить шарики по ведеркам соответствующего цвета. (красный, желтый, синий). Дети раскладывают шарики ножницами-зажимами из набора
Пчелёнок: Ребята, вы знаете, как называется домик, в котором живут пчелы? (домик пчёл называется улей). Давайте сделаем домики: девочки с красной крышей, а мальчики - с зеленой. Для игры используются четырехцветные квадраты Воскобовича.
( Дети проходят за столы, делают домики, загибая стороны квадрата.)
Пчелёнок: Как вы мне здорово помогли, а теперь пора отдохнуть.
Физминутка «Трудолюбивая пчёлка».
Пчёлка трудится весь день,
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосёт,
За день много соберёт.
Унесет нектар тот в улей,
И назад вернётся пулей.
В сотах утрамбует мёд,
Скоро ведь зима придёт.
Будет пчёлкам, чем питаться.
Надо летом им стараться.
(Под музыку дети выполняют соответствующие движения.)
3. Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько мёда получилось у наших трудолюбивых пчёлок, нужно обязательно сохранить его на зиму. Для этого нам понадобятся бочёнки. Я предлагаю построить их, используя геоборд.
(На доске - схема построения с использованием геоборда. Дети выполняют задание с помощью резиночек, опираясь на образец.)
Пчелёнок: Собирать с цветов нектар,
В том пчелиный редкий дар.
«Придет зима. На окнах лед,
А на столе душистый мед». В. Сибирцев
Ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями, я теперь точно всё запомню. А пока солнце не скрылось за горизонтом - мне пора в улей. Но мы ещё ждем вас в гости зимой, полакомиться мёдом.
Воспитатель: Нам тоже пора с вами возвращаться в детский сад. Сейчас мы произнесём волшебные слова, и окажемся в группе.
Крутись, вертись,
В нашей группе очутись.
(Дети вместе с воспитателем произносят слова, выполняя движения.)
- Вот мы и приземлились в своей группе. Наше путешествие было интересным и познавательным. Давайте с вами вспомним наше путешествие.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
- Кто нас там встретил?
- Какие задания Пчелёнка мы выполняли?