СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образные возможности освещения в портрете

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чрезвычайно важным моментом в созда­нии выразительного портрета является освещение.

Просмотр содержимого документа
«Образные возможности освещения в портрете»

Иваниченко О.В.

Предмет изобразительное искусство

Класс 6

Урок № 25

Дата 16.03.2020

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Общая тема: Вглядываясь в человека. Портрет.

Тема урока: Образные возможности освещения в портрете

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность, вырабатывают свои мировоззренческие осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют их, осознают свои интересы и цели.

Метапредметные: научаться соблюдать нормы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели, корректировать свое мнение.

Предметные: научаться воспринимать изменения образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение ее восприятия при естественном освещении, знакомятся с образными возможностями освещения в портрете.

Оборудование: альбом, карандаши, краски, кисти, баночки для воды, репродукции картин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Зачем нам нужно электричество?

И кто придумал фонари?

Ведь у людей есть свет магический,

Зажгись, весь мир, гори!

Что за магический свет? О чем говорит поэт? Свет человеческой души! Этот свет можно почувствовать, но как же его увидеть?

Художники помогают нам увидеть свет человеческой души и используют они для этого образные возможности освещения: свет солнца и луны, свет электрический и от свечи, то есть источники искусственного и естественного освещения.

Попробуем разобраться, как же освещение влияет на живописное изображение.

2. Объяснение нового материала

Мастера портретного жанра для создания образа человека всегда используют возможности освещения. Как же меняется образ человека при разном освещении? Освещение, наиболее раскрывающее человека – это боковое освещение.

Боковой свет выявляет форму, её объём, а также глубину пространства. Вот почему образ модели при боковом освещении предстаёт перед зрителем наиболее полно.

Если расположить источник света перед моделью и светить ей в лицо, то форма головы станет более плоской, на светлом абрисе лица будут выделяться только глаза и губы. Такое освещение создаёт в большинстве случаев спокойный, светлый образ. При этом уменьшается глубина пространства.

Ещё один вариант освещения – это когда источник света находится сзади модели. В этом случае мы будем видеть её силуэт, а лицо её будет погружено в тень. При этом портрет приобретает некую таинственность, потому что все черты и формы при этом смягчаются.

При освещении лица модели резким светом снизу можно заметить некоторое искажение лица из-за чего оно будет выглядеть тревожным. Таким образом, с помощью освещения меняется восприятие, и происходят разные превращения образа человека.

Источник света может быть искусственным или естественным (солнечным). Решение художника о характере освещения является главным средством выразительности при создании художественных образов.

Наряду с освещением не менее важное значение для создания образа в портрете, имеет цвет. Как Вы, вероятно, знаете, художники используют цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для того, чтобы создать определённое настроение. Это относится и к портретным изображениям, потому что звучание цвета раскрывает образ человека.

Работа с картинами «Девочка с персиками» Серова В.А. и «Дама в голубом» Борисова-Мусатова В. Э.

Боковое освещение (освещение «свет сбоку») - освещение, наиболее раскрывающее человека. Боковой свет выявляет форму, её объём, а также глубину пространства. Образ модели при боковом освещении предстаёт перед зрителем наиболее полно.

Освещение «по свету» - освещение, когда источник света находится перед моделью и светить ей в лицо. При освещении «по свету» форма головы становится более плоской, на светлом абрисе лица выделяются только глаза и губы. Такое освещение создаёт в большинстве случаев спокойный, светлый образ. При этом уменьшается глубина пространства.

Освещение «против света» - освещение, когда источник света находится сзади модели. При таком освещении видно только силуэт модели, а лицо её будет погружено в тень. Портрет приобретает некую таинственность, потому что все черты и формы при этом смягчаются.

Физкультминутка.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнить наброски с изображением головы человека в различном освещении.

Во время практической работы, учитель делает целевые обходы:

1.контроль организации рабочего места»

2.контроль правильности выполнения приемов работы;

3.оказание помощи учащимся

4.контроль объема и качества выполненной работы.

4. Закрепление пройденного материала

Свет – освещённый участок поверхности.
Тень (собственная тень) – наиболее слабо освещённый элемент поверхности.
Полутень - это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и тенью.
Рефлекс - отсвет света на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает свет от окружающих объектов.
Падающая тень – тень, падающая от конкретного предмета.
Блик – самая освещённая часть предмета.
Светотень позволяет передать изображаемый предмет объемным, окруженным световоздушной средой. Свет организует изображение, помогая выявить свойства того или иного предмета внутри картины, отразить прозрачность стекла, блеск драгоценных камней и фактур тканей.

Учитель предлагает работу с карточками, где изображены различные портреты с различным освещением лица человека. Необходимо определить виды освещения по источникам света.
- Опишите то, что вы чувствуете, глядя на портрет, его освещение лица?
- Какое освещение можно назвать мягким или резким?

5. Итог. Рефлексия.

Выставка работ учащихся.

Что нового узнали на уроке?

Что было сложным?

Довольны ли вы своей работой?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!