Тема: Образы Древней Руси в лирике М.А. Волошина.
Урок литературы в 11 классе.
Рябова Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №36» г. Казани.
Цели:
- определить мотивы обращения М.А. Волошина к искусству Древней Руси и истории этого времени;
- развивать навыки аналитического чтения;
- способствовать воспитанию чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: частично-поисковый
I. Организационная часть
II. Видеозарисовка
(просмотр видеоролика о М.А. Волошине)
III. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
М.А. Волошин обращается к образам древнерусской литературы во время суровых испытаний, постигших Россию. Он был глубоко потрясен обрушившимися на страну трагедиями и стремился осмыслить происходящее сквозь призму истории. В статье «Россия распятая» он писал: «Каждый жест современности должен быть почувствован и понят в связи с действием переживаемого акта, а каждый акт – в связи с развитием всей трагедии… Для того, чтобы увидеть текущую современность в связи с общим течением истории, надо суметь отойти от нее на известное расстояние. Обычно оно дается временем. Но, чтобы найти соответствующую перспективную точку зрения теперь же – в текущий миг, поэт должен найти ее в своем миросозерцании о ходе и развитии мировой трагедии».
Во время революции, гражданской войны М.А. Волошин не поддерживал ни одну из борющихся сторон, не анализировал, кто прав, а кто виноват. Он оставался с Матерью, с Россией, которая должна одинаково жалеть своих сыновей. Поэт с глубоким беспокойством следит за событиями, происходящими в стране. Появляется ряд произведений, в которых М.А. Волошин выражает свое отношение к происходящему.
IV. Стадия осмысления.
1. Работа над стихотворением «Дметриус-император».
(Свое внимание М.А. Волошин останавливает на событиях XVII века – века «бунташного», Смутного времени и церковного раскола. Неслучайно его заинтересовал этот период истории. Он считал, что Россия стоит на пороге новой смуты.)
Стихотворение представляет исповедь Самозванца. Как вы думаете, почему именно этот образ заинтересовал поэта?
Учитель:
М.А Волошин считал, что в это страшное для России время «из могил стали вставать похороненные мертвецы; казалось бы навсегда отошедшие страшные лики по-новому осветились современностью». 15 января 1918 года поэт писал А.М. Петровой: «Мне, может быть, удастся выявить после и лики русских демонов, не только бесов. Пока у меня единый русский демон – Дмитрий-император. Он уже историческое выявление демонизма, в свое время распыленного тоже между двумя тысячами бесов («имя ему – легион»). Ведь Дмитрий вполне реален – так именно он должен был представляться тем его современникам, которые шли последовательно за всеми самозванцами».
(Кольцевая. Оно начинается убиением царевича Дмитрия в Угличе и кончается смертью другого младенца, царевича Ивана – сына Марины Мнишек, повешенного у Серпуховских ворот в Москве. Круг истории замкнулся.)
Учитель:
В древнерусской литературе круг – символ вечности, повторяемости. Таким образом поэт связывает прошлое Руси XVI-XVII веков с новым временем. Он видит опасность в возрождении демонов, которые способны уничтожить все живое.
Назовите ведущий прием, к которому прибегает М.А. Волошин для изображения России?
(Поэт показывает, как стонет русская земля. Поэтому он часто прибегает к олицетворению:
Не видала Русь такого сраму!
……………………………….
И река от трупа отливала,
И земля меня не принимала.)
Учитель:
Влияние на поэта происходящих в России событий было настолько велико, что уже через три дня после создания «Дметриуса-императора» он пишет стихотворение «Стенькин суд». 25 декабря 1917 года М.А. Волошин писал А.М. Петровой: «Тема ультрасовременная. Мне хотелось святой Руси противопоставить Русь грешную и окаянную. Сейчас начинается настоящий Стенькин Суд. Самозванство, разбойничество – вот элементы всякой смуты».
2. Работа над стихотворением «Стенькин суд».
(Поход на Царицын, Симбирск, Хвалынь, плавание на струге с пленной княжной, разорение помещиков, казнь Стеньки Разина)
Почему, на ваш взгляд, стихотворение заканчивается угрозой Стеньки вернуться судьей на «расправу на правую»?
(Как и в «Дметриусе-императоре», М.А. Волошин использовал теорию исторического круговорота. После развития одного цикла все вернется в первоначальное состояние и начнется новый виток:
Как, восставши из мертвых с мечом, -
Три угодника – с Гришкой Отрепьевым,
Да с Емелькой придем Пугачом.)
Работая над речью Стеньки, поэт использовал грамматические и лексические конструкции XVII века. Приведите примеры.
(Устаревшие слова «охальные», «шельмовали», «благолепье» и др.)
Учитель:
Через исповеди самозванца Дмитрия и разбойника Стеньки М.А. Волошин показал страшные лики русской истории. Русь в сознании поэта покрылась грехами. Он создает ряд произведений об образах святых: «Сказание об иноке Епифании», «Святой Серафим» и др. С этими светлыми образами он связывает надежду на будущее. В 1929 году он пишет стихотворение «Владимирская богоматерь».
3. Работа над стихотворением «Владимирская богоматерь».
Учитель:
М.А. Волошин впервые увидел икону весной 1924 года в Историческом музее в Москве. Вернувшись домой, он писал С.А. Есениной-Толстой: «Лишь два момента подлинной жизни … я пережил и унес с собой сюда: Лик Владимирской Богоматери и рукопись Аввакума».
(Движение против икон, нашествие Батыя на Русь, перевоз иконы из Киева в суздальскую землю, нашествие на Русь Тимерлана).
Какие средства художественной выразительности использует М.А. Волошин при изображении Владимирской Богоматери?
(Умолчание (Неотступно требует… Немею – / Нет ни сил, ни слов на языке…), эпитеты («в чистых девичьих чертах»), метафоры («озера глаз»).
(«Верный страж и ревностный блюститель»)
Учитель:
Икона Владимирской Богоматери явила поэту «Светлый Лик Премудрости–Софии», который он воспринял как Лик самой России». Для него это спасительный образ, хранящий Россию в критические моменты истории, указующий «выход потаенный … сквозь тьму веков», в «часы народных бед». Поэт считал, что России суждено пережить муки унижения, но выйдет она из них новой и по-новому великой.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение-эссе: «К невидимому граду Китежу».