СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Родины в лирике М.А. Волошина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по лирике М.А. Волошина

Просмотр содержимого документа
«Образ Родины в лирике М.А. Волошина»

Тема: Образы Древней Руси в лирике М.А. Волошина.

Урок литературы в 11 классе.

Рябова Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №36» г. Казани.


Цели:

- определить мотивы обращения М.А. Волошина к искусству Древней Руси и истории этого времени;

- развивать навыки аналитического чтения;

- способствовать воспитанию чувство патриотизма.


Тип урока: изучение нового материала


Метод: частично-поисковый


I. Организационная часть


II. Видеозарисовка

(просмотр видеоролика о М.А. Волошине)

  • В чем уникальность творчества М.А. Волошина?


III. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

М.А. Волошин обращается к образам древнерусской литературы во время суровых испытаний, постигших Россию. Он был глубоко потрясен обрушившимися на страну трагедиями и стремился осмыслить происходящее сквозь призму истории. В статье «Россия распятая» он писал: «Каждый жест современности должен быть почувствован и понят в связи с действием переживаемого акта, а каждый акт – в связи с развитием всей трагедии… Для того, чтобы увидеть текущую современность в связи с общим течением истории, надо суметь отойти от нее на известное расстояние. Обычно оно дается временем. Но, чтобы найти соответствующую перспективную точку зрения теперь же – в текущий миг, поэт должен найти ее в своем миросозерцании о ходе и развитии мировой трагедии».

Во время революции, гражданской войны М.А. Волошин не поддерживал ни одну из борющихся сторон, не анализировал, кто прав, а кто виноват. Он оставался с Матерью, с Россией, которая должна одинаково жалеть своих сыновей. Поэт с глубоким беспокойством следит за событиями, происходящими в стране. Появляется ряд произведений, в которых М.А. Волошин выражает свое отношение к происходящему.


IV. Стадия осмысления.

1. Работа над стихотворением «Дметриус-император».

  • О чем стихотворение?

(Свое внимание М.А. Волошин останавливает на событиях XVII века – века «бунташного», Смутного времени и церковного раскола. Неслучайно его заинтересовал этот период истории. Он считал, что Россия стоит на пороге новой смуты.)

  • Стихотворение представляет исповедь Самозванца. Как вы думаете, почему именно этот образ заинтересовал поэта?

Учитель:

М.А Волошин считал, что в это страшное для России время «из могил стали вставать похороненные мертвецы; казалось бы навсегда отошедшие страшные лики по-новому осветились современностью». 15 января 1918 года поэт писал А.М. Петровой: «Мне, может быть, удастся выявить после и лики русских демонов, не только бесов. Пока у меня единый русский демон – Дмитрий-император. Он уже историческое выявление демонизма, в свое время распыленного тоже между двумя тысячами бесов («имя ему – легион»). Ведь Дмитрий вполне реален – так именно он должен был представляться тем его современникам, которые шли последовательно за всеми самозванцами».

  • Какова композиция стихотворения?

(Кольцевая. Оно начинается убиением царевича Дмитрия в Угличе и кончается смертью другого младенца, царевича Ивана – сына Марины Мнишек, повешенного у Серпуховских ворот в Москве. Круг истории замкнулся.)

Учитель:

В древнерусской литературе круг – символ вечности, повторяемости. Таким образом поэт связывает прошлое Руси XVI-XVII веков с новым временем. Он видит опасность в возрождении демонов, которые способны уничтожить все живое.

  • Назовите ведущий прием, к которому прибегает М.А. Волошин для изображения России?

(Поэт показывает, как стонет русская земля. Поэтому он часто прибегает к олицетворению:

Не видала Русь такого сраму!

……………………………….

И река от трупа отливала,

И земля меня не принимала.)

Учитель:

Влияние на поэта происходящих в России событий было настолько велико, что уже через три дня после создания «Дметриуса-императора» он пишет стихотворение «Стенькин суд». 25 декабря 1917 года М.А. Волошин писал А.М. Петровой: «Тема ультрасовременная. Мне хотелось святой Руси противопоставить Русь грешную и окаянную. Сейчас начинается настоящий Стенькин Суд. Самозванство, разбойничество – вот элементы всякой смуты».

2. Работа над стихотворением «Стенькин суд».

  • Какие события истории воспроизводит поэт?

(Поход на Царицын, Симбирск, Хвалынь, плавание на струге с пленной княжной, разорение помещиков, казнь Стеньки Разина)

  • Почему, на ваш взгляд, стихотворение заканчивается угрозой Стеньки вернуться судьей на «расправу на правую»?

(Как и в «Дметриусе-императоре», М.А. Волошин использовал теорию исторического круговорота. После развития одного цикла все вернется в первоначальное состояние и начнется новый виток:

Как, восставши из мертвых с мечом, -

Три угодника – с Гришкой Отрепьевым,

Да с Емелькой придем Пугачом.)

  • Работая над речью Стеньки, поэт использовал грамматические и лексические конструкции XVII века. Приведите примеры.

(Устаревшие слова «охальные», «шельмовали», «благолепье» и др.)

Учитель:

Через исповеди самозванца Дмитрия и разбойника Стеньки М.А. Волошин показал страшные лики русской истории. Русь в сознании поэта покрылась грехами. Он создает ряд произведений об образах святых: «Сказание об иноке Епифании», «Святой Серафим» и др. С этими светлыми образами он связывает надежду на будущее. В 1929 году он пишет стихотворение «Владимирская богоматерь».

3. Работа над стихотворением «Владимирская богоматерь».

Учитель:

М.А. Волошин впервые увидел икону весной 1924 года в Историческом музее в Москве. Вернувшись домой, он писал С.А. Есениной-Толстой: «Лишь два момента подлинной жизни … я пережил и унес с собой сюда: Лик Владимирской Богоматери и рукопись Аввакума».

  • Какие события истории поднимает поэт в стихотворении?

(Движение против икон, нашествие Батыя на Русь, перевоз иконы из Киева в суздальскую землю, нашествие на Русь Тимерлана).

  • Какие средства художественной выразительности использует М.А. Волошин при изображении Владимирской Богоматери?

(Умолчание (Неотступно требует… Немею – / Нет ни сил, ни слов на языке…), эпитеты («в чистых девичьих чертах»), метафоры («озера глаз»).

  • В какой строке стихотворения звучит мысль на возрождение России?

(«Верный страж и ревностный блюститель»)

Учитель:

Икона Владимирской Богоматери явила поэту «Светлый Лик Премудрости–Софии», который он воспринял как Лик самой России». Для него это спасительный образ, хранящий Россию в критические моменты истории, указующий «выход потаенный … сквозь тьму веков», в «часы народных бед». Поэт считал, что России суждено пережить муки унижения, но выйдет она из них новой и по-новому великой.


V. Рефлексия.

  • Какие открытия сделали сегодня на уроке?


VI. Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе: «К невидимому граду Китежу».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!