I.Организационный этап. Мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока. 1 мин. | Цель: Учитель: – У вас на столе лежат карточки, представьте, что это вы и закончите рисунок: Иду на урок - Весь реальный мир состоит из множества тел. Эти тела в любой момент времени взаимодействуют друг с другом на различных уровнях: химическом, физическом, информационном. Так, на уроках физики вы изучаете зависимость силы тока от сопротивления. Из жизни мы знаем о зависимости радиуса колеса и числа совершаемых им оборотов на определенном отрезке пути. Умение анализировать эти взаимодействия или зависимости сделает вас успешными в своей деятельности! Сегодня нам предстоит провести небольшое собственное исследование. Пусть оно не такое значимое, как открытия ученых. Ведь как сказал Пойа, «Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия». | Подготовка класса к работе Обозначают своё настроение |
II. Устная работа 5-6 мин III. Этап постановки целей и задач урока 5 мин | На рисунке изображен график функции на отрезке [- 3; 2]. 1) Найдите значение аргумента, при котором значение функции равно – 1. 2) Укажите наибольшее значение функции. 3) Укажите промежуток, в котором функция возрастает. В каком убывает? 4) Найдите область значений функции. 5) Укажите области определения следующих функций (слайд презентации проецируется на доску) y=x2+8, y=4x-1/5, y=2x, y=7-5x, y=2/x, y= 14x2, y= -10/x Цели этапа: организовать деятельность учащихся, в ходе которой возникает конфликтная ситуация, вызывающая затруднение в учебной деятельности. обозначить тему урока и цель. Разбейте указанные функции на группы. Сколько разных групп у вас получилось? Как называются следующие функции, заданные формулами? Известны вам их графики и свойства? 3. Почему последняя группа функций, где числитель k=2 и -10, а в знаменателе переменная х, вызвала затруднение? В чём проблема? (Незнакомы с данной функцией). 4. Какова цель урока? (Познакомиться с функцией y=1/x, ее свойствами и графиком.) Записываем число, классная работа и тему урока: “Функция y=1/x, ее свойства и график”. | Устно выполняют предложенные задания Классифицируют функции на группы Сравнивают полученный результат с результатами других Пытаются сформулировать цели и тему урока Записывают тему урока Мотивированы к новой учебной деятельности |
III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности 7 мин | - Предлагаю задачи для решения в парах по рядам: №1- 1 ряд, №2 – 2 ряд, №3 – 3 ряд. Задача № 1. Скорость пешехода V км/ч; t ч – время. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти 12 км. Выразить зависимость t от V. Задача № 2. Площадь прямоугольника 60 кв. см. Одна сторона прямоугольника а см, другая b см. Выразить зависимость b от а. Задача № 3. p руб. - цена товара, m - количество товара. Сколько товара можно купить на 500 руб? Выразить зависимость m от p. - А теперь проверьте парную работу. - Как называются переменные a, v, p? - Как называются переменные m, b, t? - Запишите каждую зависимость в виде функции? Что общего и в чем различие этих формул? - Составить функцию, которая является обобщением рассмотренных зависимостей. - Но что будет происходить с у, если х увеличить в 2 раза? А что произойдет с у, если х уменьшить в 2 раза? Аналогичная работа проводится с увеличением (уменьшением) в 4 раза. Определение. Функция, заданная формулой , где y-зависимая переменная, x-независимая переменная и k 0, называется обратной пропорциональностью. Детально рассмотрим эту зависимость с помощью графика на примере функции . Как построить график незнакомой нам функции? А как вы думаете, как будет называться график этой функции? Построение графика функции. Составить таблицу значений (взять значения аргумента с расчетом, чтобы положение графика определялось с достаточной полнотой). Отметить точки на координатной плоскости. Соединить точки линией. (Все учащиеся строят в тетради, один ученик на интерактивной доске) - Давайте перечислим свойства этой функции. (Учащиеся с помощью учителя перечисляют свойства построенной функции). - Как по вашему мнению, можно назвать такую зависимость переменных? | Работают по рядам в парах, отвечают на вопросы, пытаются выразить зависимость одной переменной от другой Сверяют с образцом на слайде 1 ряд 2 ряд 3 ряд Определяют зависимые и независимые переменные в функции Учащиеся с помощью учителя составляют формулу Обсуждают фронтально решение задачи. Учащиеся делают вывод из своих наблюдений. Вывод: при увеличении одной переменной в несколько раз вторая переменная уменьшается во столько же раз. И, наоборот, при уменьшении одной переменной в несколько раз вторая переменная увеличивается во столько же раз. Обратная пропорциональность. |
IV. Этап анализа полученных результатов. 5 мин V.Углубление в тему (работа с учебником и с рабочей тетрадью) | - Как построить график незнакомой нам функции? Построение графика функции. 1.Составить таблицу значений Нам сначала удобнее проводить вычисления, придавая аргументу положительные значения, а затем - только отрицательные. 2.Отметить точки на координатной плоскости. 3.Соединить точки линией. Историческая справка. Полученная кривая называется гиперболой, что в переводе с греческого означает «прохожу через что-либо» и с течением времени получило второе смысловое значение «преувеличение». Одним из первых, кто начал изучать эту кривую, был ученик знаменитого Платона, древнегреческий математик Менехм в IV в. до н. э., но так и не сумел ее полностью изучить. А вот полностью исследовал свойства гиперболы и дал ей название крупнейший геометр древности Апполоний Пергский в III в. до н. э. Гипербола состоит из двух веток. - Давайте перечислим свойства этой функции (свойства функции появляются на слайде презентации). Физкультминутка. Почти 90% всей информации человек воспринимает глазами. Если устают глаза, с снижается наше внимание и активность. Да- вайте перед следующей задачей дадим отдых глазам и себе. | Все учащиеся строят в тетради, один ученик на интерактивной доске Учащиеся с помощью учителя перечисляют свойства построенной функции |
Физкультминутка | 1. Закройте глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскройте их, расслабив мышцы. Повторите 3-4 раза. 2. Посмотрите на переносицу и задержите взор. Затем посмотрите вдаль. Повторите 3-4 раза. 3. Медленно наклоняйте голову: вперед – влево – вправо - назад. Повторите 3-4 раза. 4. Встаньте. Сделайте глубокий вздох- руки поднимите вверх, и медленный выдох- опустите руки. Садимся. - А как вы думаете, если мы возьмем отрицательное число k, что произойдет с расположением графика в системе координат? Исследовательская работа в группах. Задание. Построить график функции и описать свойства на раздаточных листах. - Что произошло с графиком функции, при изменении коэффициента? - А теперь откроем учебники и сравним полученный нами график с тем, что нам предлагает учебник? - Вернёмся к графикам, которые вы получили. На какие две группы можно разделить эти графики, чем отличаются эти группы? (Эти группы располагаются в разных четвертях) - От чего зависит расположение графиков? | Выполняют упражнения для отдыха глаз Делают предположения Выполняют задания в группах, после выполнения один из учеников 1 группы презентует график функции, один из учеников 2 группы - свойства на доске. Сверяют с образцом Обобщают результаты исследования и делают вывод: расположение графика зависит от знака коэффициента обратной пропорциональности Если k0, то ветви гиперболы располагаются в 1 и 3 четвертях, функция убывает; если k |
VI. Этап первичной проверки понимания изученного. 10 мин | Цель этапа: зафиксировать изученный материал во внешней речи и письменно. Учитель: Давайте мы с Вами закрепим изученный материал. Самостоятельная работа в трех вариантах (дифференцированная по степени сложности): I вариант - облегченный, II – средней трудности, III - повышенной. Карточка 1 Постройте график обратной пропорциональности y= - 6/x с помощью таблицы x | - 6 | - 4 | - 3 | - 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | y | + 1 | +1,5 | + 2 | + 3 | - 6 | - 3 | - 2 | - 1,5 | - 1 | Карточка 2 Постройте график обратной пропорциональности y=16/x, предварительно заполнив таблицу x | - 8 | - 4 | - 2 | - 1 | 1 | 2 | 4 | 8 | y | | | | | | | | | Карточка 3 Постройте таблицу некоторых значений функции y=10/x и ее график. - Работы проверяются по эталону. Ошибки исправляются, анализируются, выясняется их причина. | Цель: Закрепить изученный материал. Деятельность: Выполняют работу на компьютерах |
VI. Итоги урока. Рефлексия. 4 мин | Цель этапа: - оценить собственную деятельность на уроке; - поблагодарить друг друга за урок; - зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; - обсудить и записать домашнее задание. Учитель: - Какие вопросы вы задали бы друг другу по новой теме урока? Что является графиком функции y=k/x. В каких координатных четвертях расположен график функции? Какова область определения функции? Какими свойствами обладает график функции обратной пропорциональной зависимости? Из чего состоит гипербола? 1. – Укажите, какие из функций являются обратной пропорциональностью? ; ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) . 2. Перечислите свойства функции а) и в). Домашнее задание: § 2.4, прочитать, № 105,106,107 | Цель: Оценить собственную деятельность на уроке. Деятельность: Отвечают на вопросы учителя. |