СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ТЕМА: «Достижение результата в работе как фактор мотивации занятий в классе баяна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ТЕМА: «Достижение результата в работе как фактор мотивации занятий в классе баяна»»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФОКИНО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ М.П.МУСОРГСКОГО ГОРОДА ФОКИНО»








Методический доклад


ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


ТЕМА: «Достижение результата в работе как фактор мотивации занятий в классе баяна»





Автор: Ивлева Галина Александровна,

преподаватель по классу баяна

ДШИ г.Фокино.












г. Фокино

АННОТАЦИЯ


Данный методический доклад предназначен для педагогов ДШИ и направлен на их профессиональное совершенствование.

Работа освещает проблему создания эффективной системы работы, поиску новых подходов, методов к начальному обучению игре на баяне детей, которых мы принимаем по предпрофессиональной программе с 6,6 лет. Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в переходе на восьмилетнее обучение детей по дополнительной предпрофессиональной программе «Народные инструменты.

В методическом докладе говориться о подборе репертуара как важнейшем факторе в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке, об использовании в работе апробированного сборника О. Шплатовой «Первая ступенька»

Основной целью данной методической разработки является передача собственного опыта работы с маленькими детьми.

У данной работы есть последователи- коллеги, которые перенимают мой опыт, активно используя его отдельные элементы.











ВВЕДЕНИЕ


Цель: обобщить и проанализировать собственный опыт работы с детьми детей, которых мы принимаем по предпрофессиональной программе с 6,6 лет. Поделиться этим опытом с преподавателями школы, побудив их к творческой деятельности

Задачи:

  • мотивация занятий музыкой в начальный период обучения;

  • создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала;

  • создание ситуации успеха для обучающегося;

  • создание условий для выявления и реализации его потенциальных способностей на начальном этапе обучения и развития;

  • обучение педагогического состава школы инновационным технологиям;

Методы:
 - обеспечивать самостоятельность в учении;

 - развивать методы исследовательской работы;

 - развивать творческое начало;

 - поощрять и стимулировать выдвижение новых идей;



















Развитие интереса к музыке – является необходимым компонентом начального обучения. Ребенок, проводящий все свободное время за компьютером – это реальность сегодняшнего времени. Ребенок, который с интересом занимается на том или ином инструменте - мечта каждого педагога и его родителей. Для реализации этой мечты педагогу надо приложить все свои знания и педагогическое мастерство.

С переходом на восьмилетнее обучение детей по дополнительной предпрофессиональной программе «Народные инструменты», в классе баяна и аккордеона в детских музыкальных школах и школах искусств у преподавателей возникло много проблем. С одной стороны расширились возможности развития исполнительского мастерства, репертуарного плана, а с другой стороны возрастные особенности определяют новые формы и методы работы с такими детьми. Современные дети этого возраста чаще всего обладают неустойчивой психикой, они нервозны, напичканы избыточной информацией, которая не способствует творческому развитию ребенка.

Педагогами на протяжении 8-9 лет, на индивидуальных занятиях учитывая индивидуальные особенности ученика, используя разнообразные приемы, методы, формы работы, формируется личность ребенка, ведь музыкальное воспитание это развитие самых разнообразных психических, интеллектуальных, духовных и физических качеств ребенка.

В своем методическом докладе я хочу затронуть тему начального обучения игре на баяне детей, которых мы принимаем по предпрофессиональной программе с 6,6 лет, и поделиться своим опытом работы.

В педагогических пособиях, школах и самоучителях игры на баяне описывается посадка ученика, постановка инструмента, постановка рук. А также общие методические советы или рекомендации для обучения игре на инструменте. Но очень мало говорится или совсем нет материала о том, как научить ребенка игре на инструменте с учетом его возрастных особенностей, а именно маленьких детей.

И если у пианистов и скрипачей давно уже разработаны методики работы с начинающими, и массовое обучение пяти-шестилетних детей воспринимается как норма, то обучение на баяне меленьких детей такого возраста долго считалось нецелесообразным.

Баян и аккордеон – это сложные для освоения детьми инструменты. Поэтому обучение на этих инструментах в своё время начиналось с 8-9 лет. В этом возрасте дети более развиты физически, и обучение могло начинаться одновременно с изучения нотной грамоты и игры на инструменте.

В настоящее время для детей требуется особая специфика обучения. Как правило, маленькие дети, поступившие в ДМШ, имеют слабые физические, а нередко и музыкальные данные. На начальном этапе обучения необходимо заинтересовать и увлечь ребенка занятием музыкой. У маленького, начинающего ученика результат не может быть плодом долгого ожидания. Мыслящий в конкретных понятиях, он нуждается в практическом результате сегодня, сейчас, иначе ему трудно понять, во имя чего он должен трудиться, и рабочий тонус резко снижается.

Для сохранения высокого рабочего тонуса, внимания на протяжении всего урока следует чередовать различные виды и формы работы – игру на инструменте, движение под музыку, занятие сольфеджио, рисование, пение, слушание музыки, игровые формы обучения, ансамблевую игру и т.д. Такое чередование поможет избежать быстрого утомления ребенка, поддержать его интерес к занятиям. Однотипная работа быстро утомляет ученика, а это на начальном этапе обучения губительно в любом его виде. Если из урока в урок звучат одни и те же требования, рекомендации, слова, восприятие учеником того, что говорит педагог, резко снижается. Живость, непосредственность общения педагога с учеником способствует созданию творческой атмосферы на уроке. Построение урока, применяемые педагогом методы, приемы и способы работы будут тогда эффективными, когда во всем этом будет соблюдаться принцип индивидуального подхода к каждому конкретному ученику. От этого будут зависеть объем и сложность осваиваемого материала, последовательность его изложения, характер подачи и т. д.

Задача для ученика на уроке должна быть доступной и четко сформулированной. Чтобы убедиться в ясности ее понимания учеником, педагог должен дать ему возможность попробовать ее выполнить тут же на уроке. Если попытка окажется неуспешной, нужно упростить задачу, либо заменить на другую (последнее практически исключается, если педагог не только тщательно продумывает методы, способы ее подачи, но и соотносит возможность ее решения с реальными силами конкретного ученика). Последовательность, темп, форма изложения материала, время его освоения должны постоянно корректироваться педагогом в зависимости от индивидуальности ученика.

На своих первых занятиях с учащимися 1 класса я понемногу сразу приступаю к освоению инструмента. Прекрасно, когда ребенок с первых уроков не только бы слушал музыку, но и сам мог играть. Удержать инструмент в течение всего урока, учитывая его вес, ребёнку тяжело. Для обучения я использую баян «Новинка», плюс этого баяна в том, что он легкий, его вес 5 кг, а вес маленького ребенка 6-7лет 26-30 кг. Мы знает, что в продаже сегодня много инструментов, разных по весу и для разного возраста, но инструменты дорогостоящие и не все родители могут их купить. Если инструмент подобран неправильно, то всякое первое «любопытство» заканчивается от усталости и напряжения. Поэтому инструмент должен обязательно соответствовать возрасту, росту и весу ребенка.

По моему мнению, инструмент должен находиться в центре внимания ребенка весь урок. Основные упражнения составляют «примерку» инструмента. Осваиваются правила устойчивой посадки; скольжение по грифу правой клавиатуры вверх и вниз со свободной кистью без ведения меха; используется воздушный клапан для упражнений на ведение меха («теплый ветерок» – медленное ведение меха, «холодный ветер»- активное, быстрое ведение меха). Но всё это занимает несколько минут урока.

У меня в классе постоянно находятся детские шумовые инструменты, и именно с них мы начинаем обучение. Доступность детских инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносит детям радость, удовольствие, создаёт предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных её проявлениях. Основная идея использования детских инструментов в классе баяна - это формирование и развитие творческой активности личности. Играть на музыкальных инструментах играя – именно такая форма наиболее приемлема для начального обучения. Когда ребёнок входит в класс, и на столе уже разложены: бубен, трещотки, треугольник, ложки, металлофон, у него загораются глаза. Я играю на инструменте, а ученик мне помогает, играя различные ритмические фигурации. После занятий он выходит из класса довольный тем, что уже «играл» на инструментах.

Так же как можно слышать и пересказывать сказки или интересные истории, так же можно, изучив все буквы, читать самому разные книги. И в музыке необходимо выучить нотную грамоту, чтобы исполнять красивые пьесы, которые понравятся друзьям и близким ученика. И это очень увлекательное занятие! Чтобы оно было таковым, я использую на уроках работу по карточкам, которые мы делаем совместно с учащимися. В карточках весь теоретический материал, который мы постепенно от урока к уроку изучаем. Записываем в нотную тетрадь и делаем яркие карточки из цветного картона. Для карточек у нас есть «домик», где они «живут», а жителей этого домика с каждым уроком становиться все больше и больше. Можно с карточками проводить много увлекательных игр .

И еще один важный момент, в начале обучения с детьми нужно играть в ансамбле уже с первых уроках, даже когда он играет по одной ноте. Играя на инструменте, преподаватель должен в нужный момент проследить за движениями ученика, за постановкой рук, ведением меха и помочь ему исправить неточности и ошибки при игре, поправить его. Обязательно на уроках подбадривать, хвалить ребенка. В этом заключается самая главная задача преподавателя на начальном этапе обучения - сделать его легким, доступным и постепенным. Подходить к каждому ребенку индивидуально, составить и продумать план обучения, учитывая все его возможности и способности.

Считаю, что подбор репертуара - важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке.

В настоящее время выпускается достаточно большое количество нотной и учебно-методической литературы для баяна, аккордеона. Как выбрать среди этого разнообразия предлагаемых сборников и методик то, что лучше всего подойдет для конкретного преподавателя ДШИ.

Я в своей работе апробировала сборник О. Шплатовой «Первая ступенька». Данный сборник используется в моей педагогической деятельности на протяжении нескольких лет.

На пьесках из сборника О.Шплатовой учащиеся приобретают первоначальные навыки игры на баяне и с удовольствием исполняют их на родительских собраниях, классных мероприятиях и концертах. Предлагаемый сборник предназначен для детей 6-8-летнего возраста, начинающих знакомство с музыкой и аккордеоном (баяном). Он красочно оформлен, с большим количеством соответствующих рисунков, которые дети могут раскрашивать, все отпечатано довольно большим шрифтом и хорошо зрительно воспринимается. Все пьесы со словами, что позволяет учащимся без особого труда играть на баяне и петь одновременно, они просты по мелодии и понятны по содержанию. В основном это любимые игрушки, среди которых добрый Бобик, веселая лошадка, задумчивый медведь и др. Рисунки и стихи эмоционально настраивают ребенка на исполняемое произведение. Материал выстроен по принципу от простого к сложному.

Раскрашивая картинки, ребенок выражает свое отношение к музыке на языке изобразительного искусства. При помощи стихов к песенкам он точнее представляет музыкальное содержание пьес. Все это поможет развить образное мышление, пробудить воображение.

Темп в продвижении каждого ученика зависит то его музыкальных данных. Преподавателю следует исходить из принципа постепенного усложнения заданий, ориентируясь на быстроту и качество усвоения ребенком учебного материала.

Перед учащимися не ставиться каких-либо сложных музыкальных задач. Трудности исполнения сведены к минимуму и адаптированы к возможностям маленьких детей. Важно на раннем этапе обучения заинтересовать детей, привить любовь к музыке - повышение мотивации к обучению.

Сборник О. Шплатовой «Первая ступенька - один из элементов составляющей комплексного развития юных музыкантов. «Первая ступенька» поможет обогатить и разнообразить учебный процесс.

Закончить свой методический доклад я хочу словами Г. Нейгауза, который в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» писал: «Учитель игры на любом инструменте, должен быть прежде всего учителем м у з ы к и, т.е. её разъяснителем и толкователем». К этому утверждению хочется добавить, что немаловажно и то, что учитель должен обладать даром воспитания личности ученика, уметь увлечь ребёнка в доступной для него игровой деятельности, расширить его музыкальной кругозор и духовный мир. Иногда, успех в работе зависит не только от рекомендуемых методов, а от умения познать внутренний мир ребёнка. Необходимо стремиться подключать все виды работы на уроке и вне урока, чтобы у детей формировалась увлеченность к обучению игре на выбранном инструменте, да и к музыке вообще. В современном мире надо бороться за духовный мир детей, развивая его во всех областях культуры, чтобы они изучали, понимали, дорожили культурой своего народа. Искусство игры на народных инструментах должно развиваться несмотря ни на что, ведь и именно в нем видится будущее культуры России, сохранения ее традиций, самобытности и уникальности.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!