СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опытом по теме: "Кляксография..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опытом по теме: "Кляксография..»

МАДОУ «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»







Обобщенный опыт работы

Серой Оксаны Петровны

Воспитателя высшей квалификационной категории

На тему: «Использование кляксографии, как средства развития творческого воображения»















Г.Кувандык, 2024 год.



На тему: «Использование кляксографии, как средства развития творческого воображения»

Основная идея: Ведущей педагогической идеей моего опыта стала педагогика сотрудничества и сотворчества. Важное место в ней занимают отношения «педагог-воспитанник».



Содержание:

1.Сведения об авторе __________________ стр2

2.Условия становления опыта____________ стр2

3.Теоретическая база опыта______________ стр2-3

4.Актуальность и перспектива опыта______ стр4-6

5.Новизна опыта_______________________ стр7

6.Технология опыта____________________ стр7-11

7.Результативность_____________________ стр10-12

8.Приложения _________________________стр12























1.Сведения об авторе. Серая Оксана Петровна, воспитатель. Образование: среднее - специальное, ГАПОУ «Педагогический Колледж» г. Орска. Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста по специальности «Дошкольное образование».

Стаж педагогической работы: 33 года, в должности воспитатель.

2. Условия становления опыта. Прошла обучение ВШДА по дополнительной профессиональной программе «Содержание и технологии деятельности педагога дошкольной организации в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО» (72 часа) –г.Екатеринбург, 2024; Выставляла на персональный сайт «Мультиурок» консультации на тему : «Живая клякса», « Кляксография -развиваем воображение ребенка» -Свидетельство, 2024 г. ; Конспекты по нетрадиционной технике рисования: «Волшебная ракушка» -2022 г; «Ветка рябины в вазе» -2023 г.; Приняла участие в конкурсе МАДОУ на тему «Развитие межполушарных связей (игры,пособия)-2023 г; ВШДА участие в конкурсе «С днем защитника Отечества!» (кляксография «Салют»)- Благодарственное письмо , 2024 г.

3. Теоретическая база опыта. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. «В основе моей работы лежит определение понятия творческое воображение. Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. Оно проникает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. Результат творческого воображения может быть материализован», формулировал Л.С. Выготский. «Исследованием развития творчества детей занимались в разное время многие ученые, педагоги и психологи»: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. Труды данных ученых показали, что «творческое воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. Помимо этого, оно способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность развивающей и образовательной деятельности в дошкольных учреждениях». В психолого-педагогической литературе рассматривается развитие воображения дошкольников в традиционной изобразительной деятельности, что можно найти в трудах С.Л. Киселевой, Т.С. Комаровой и многих других известных педагогов-исследователей.



Литература.

1.Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М., 2014 128 с. 2.Брушлинский А. В. Воображение и творчество. Научное творчество. М. : Просвещение, 2014. 204 с.

3.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2011. 400 с.

4.Детская психология / под редакцией Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. Минск : Университетское, 2014. 421 с.

5.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 2003.

6.Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 2014. № 3.

7.Ильина М. В. Развитие невербального воображения. М. : Книголюб, 2014. 3

8. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М. : Педагогика, 2014.

9.Киселева С. Л. Развитие воображения дошкольников 3-7 лет в изобразительной деятельности. ВЕНТАНА – ГРАФ, 2016. 201 с.

10. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, планирования, конспекты занятий. М. : Сфера, 2006. 198 с.

11.Корнева Д. Д. Кляксография. Рисуем кляксы // Международный образовательный портал Maam.ru.

12.Кудейко М. В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров. Мозырь, 2007. 120 с.

13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа. Москва, 2008. 211 с. 49

14.Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада // Дошкольное воспитание. 2014. № 11. С. 10–17.

15. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб. : Каро, 2014. 218 с

16.Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют. М. : Просвещение, 2014.

17.Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Ярославль: Нюанс, 2016.

18. Погодина С. А. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. № 10. С. 3–8.

19. Резерв успеха – творчество / под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, Х. Клейна. М. : Педагогика, 2014.

20. Репина Т. А. Развитие воображения // Психология детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1964.

21.Розет И. М. Психология фантазии. М. : Атриум, 2011.

22.Фатеева А.А.Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития,2007.

23.Цапаева Е. В. Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2018. №2 (43). С. 21–28.

24.Цквитария Т.А.Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.-М.: Сфера,2011.

25.Чукмарева М. Н. Нетрадиционная техника рисования - кляксография.

Интернет – ресурсы.

1.https://psycabi.net/testy/544-test-rorshakha-metodika-cherilnye-pyatna

2. https://www:maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-kljaksoterari-v-rabote-pedagoga-

Psihologa-zhivye-kljaksy.html

3.URL: https://www.maam.ru.- (дата обращения: 12.04.2023).

4.URL: http://ped-kopilka.ru (дата обращения: 02.04.2023).



4. Актуальность и перспектива опыта.

Актуальность выбранной темы с учетом возраста детей – средний дошкольный возраст. Именно в этом возрасте наиболее важно выявление особенностей развития творческого воображения и закономерностей его становления, так как именно в этот период, с точки зрения исследований выдающихся педагогов и психологов современности, закладываются основные предпосылки его дальнейшего жизненного развития. В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Но творческие способности возможно и нужно развивать как можно раньше. Единственный путь обучения творчеству детей дошкольного возраста – развитие в той или иной степени творческого воображения в различных видах деятельности . Подход к проблеме исследования основан на результатах исследований, проведенных под руководством А.В. Запорожца и других известных ученых, в которых было доказано, что освоение детьми разнообразных средств и видов деятельности приводит к развитию различных психических функций, в том числе и воображения, в частности – творческого воображения. В отечественной педагогике «многие авторы связывают генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие), а также с овладением дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: изобразительной, конструктивной, музыкальной», художественно-литературной.

Кляксография – это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения, это одна из нетрадиционных техник рисования. В нашей группе она вызвала небывалый интерес. Чем? Вы встречали детей, которые не любят разбрызгивать и размазывать грязь? Для детей это невероятное удовольствие. Кляксография позволяет использовать эту особенность детей в целях творческого развития. Герой рисунка – клякса. Капли краски, падая на лист, приобретают свои очертания. Кляксография – это способ творческого самовыражения, это всегда полет фантазии и неожиданные решения, это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причём не только интересно, но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле). Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема: «Использование кляксографии, как средства развития творческого воображения».

5.Новизна опыта.

Я решила развивать творчество посредством нетрадиционной техники – кляксографией, чтобы заинтересовать детей, развить их творческое воображение и помочь в самореализации.

Считаю, что у детей слабо выражено воображение т.к. современные дети зациклены на основе мультяшных фильмов. Сама кляксография — это терапевтический метод рисования. Он позволяет снять накопившиеся эмоции, помочь раскрыть себя.

6. Технология опыта.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. «Современные дети дошкольного возраста в большой степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность. Это – яркая черта маленьких граждан современности. Поэтому от педагога требуется поиск новых способов и методов для творческого развития ребенка». «Творческое воображение у детей дошкольного возраста имеет два источника. Первый – это игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия детей. Второй – практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения, экспериментирование». Поэтому я поставила следующие цели и задачи:

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (кляксографией), с целью развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Задачи:

-научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения: выдувание трубочкой;

-развивать творческие способности;

-способствовать развитию интереса к художественно- эстетической деятельности;

-воспитывать чувство прекрасного;

-повысить уровень мастерства педагогов.

-создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Нетрадиционная техника рисования кляксография, как ничто иное, объединяет в себе оба эти источника – игру и экспериментирование с изобразительными материалами. В настоящее время, на наш взгляд, сложилось определенное противоречие между необходимостью развития творческого воображения у дошкольников и недостаточной разработанностью в современной психолого-педагогической и методической литературе вопроса использования для достижения этой цели нетрадиционных техник рисования, в том числе – кляксографии, одного из способов развития творческого воображения детей в этом возрасте.

Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник, а именно «кляксографии».

У детей вызывает восторг превращение капель-клякс, которые растекаются по листу бумаги, и они дополняют в изображение. Эта техника не требует особых умений. С помощью воздуха и трубочки получаются забавные изображения, которые стимулируют мелкую моторику, развивают образное мышление. Использование дыхательных упражнений в процессе выдувания пузырьков развивает лёгкие детей и служит профилактикой заболеваний.

В своей работе я использую следующие игры на развитие творческого воображения, например:

1.«Что это такое?»

В игре может участвовать вся группа детей.

Дидактическая задача.

Научить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Материал.

Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Ход игры.

Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается. В дальнейшем можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.

Примечание. Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных.

2. «Волшебный мешочек»   

Цель: Развитие творческого мышления

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

3. «Что лишнее?»

Цель: Развитие творческого мышления

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

4. «Угадай»                            

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).

5. «Облака, белогривые лошадки»

Игра развивает творческое воображение, целостное восприятие.

 Как играть: понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его.

 Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.

 Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки...». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное?

6. «Кто кем будет?»

Игра развивает творческое воображение и мышление

 Как играем: спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?.. Желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть — птенец, крокодил, змея, яичница... А может, сказочная птица, динозавр? Зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков.

 Закрепляем: в эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге...). Можно выбрать другой вариант игры «Кем был (чем был) раньше — цыпленок, дом (кирпич), яблоня (семечко)»?..

 Усложняем: в дальнейшем берите для игры качества предметов, их материал, их развитие, черты характера. Например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?.

7. «Составь дорожку»

Цель: формирование творческого мышления, фантазии, воображения, зрительного восприятия, индивидуальности, глазомера. Развивать усидчивость, аккуратность, терпение.

Материал: палочки Кюизенера, карточки с заданием.

8.  «Вместе весело играть»

Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.

Материал: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, карточки с заданиями, плоскостные изображения фигурок, коврограф, развивающие презентации «Мишка и мышка», «Домики» и т. д.

9. « Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» 

Цель:  учит называть действия словами, развивает творческое воображение, тренирует сообразительность.

 Как играем: взрослый показывает ребенку любое действие (пилит дрова, играет на дудочке, рисует и т. д.), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.

Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадываете. Если свои действия он будет сопровождать мимикой, еще лучше.

 Усложняем: можно показать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а затем моет посуду). В эту игру можно играть часто, она нравится детям. Играть можно во дворе и даже в очереди в поликлинике (ведь вы не издаете ни звука).

10. «Превращалка»

Необходимый инвентарь: палочка, брусочек, камешек, кубик, картонка и т.п. Предметы без четкого назначения.

Как играем: покажите палочку и спросите ребенка, чем она может быть? (Градусником для куклы, карандашом, ложкой.) Придумывайте вместе. Чем больше вариантов, тем лучше.

Закрепляем: задайте противоположный вопрос: «Какие предметы можно использовать вместо ложки для супа? Вместо машинки?».


Занятия, с применением «кляксографии» способствуют развитию у ребенка:

-Мелкой моторики пальцев рук;

-Тактильного восприятия, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- Координации;

- Сенсорного восприятия, глазомера;

- Логического воображения;

- Самовыражения;

-Волевых качеств (усидчивости, внимания, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);

- Художественных способностей и эстетического вкуса;

- Пространственной ориентировки на листе бумаги;

- Наблюдательности и эстетической отзывчивости.

Хочу отметить, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Со своими воспитанниками мы создавали рисунки используя технику кляксографии несколькими способами.

1 – Обычная. Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой или пипеткой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются красками, фломастерами, карандашами.

2 – С трубочкой. Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой или пипеткой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. По содержательной направленности детских работ я условно разделила детей на реалистов и фантазеров. Первые стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы, реальные события обыденной жизни людей, вторые - свои желания, мечты и грезы.

На первом занятии я помогла детям найти в кляксе образ. Потом все увлеклись. Обязательно в конце занятия провожу с детьми мини-выставку, где они демонстрируют свои работы, дают оценку своей и другим работам. Всегда применяемый мной метод поощрения создаёт ситуацию успеха у детей и развивает способность к анализу, а также воспитывает доброжелательное отношение к товарищам.

Также выявлены трудности при работе в технике «кляксографии» заключались в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

- подборе оборудования и материалов.


7. Результативность.

Несмотря на достаточно широкое использование педагогами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования», в том числе с использованием кляксографии, методов исследования уровня развития творческого воображения у дошкольников представлено недостаточно. Поэтому отслеживание уровня у воспитанников средней группы возможно только методом наблюдения. В результате наблюдения я сделала вывод, например: что, у Ани Р, Ангелины Ш, Дианы К, были трудности в передачи через рисунок свой замысел, умении называть свои работы; но проведя не только индивидуальную, групповую, а также предлагала домашнюю работу, у детей стало намного выразительнее появляться рисунок, они охотно и смело дополняют и используют различный материал (ложки, ватные палочки, тонкие и широкие кисти).

Вывод.

Преимущества данной техники в том, что фантазия ребенка ничем не ограничена. А вы можете узнать о нём много интересного и нового. Три года я занимаюсь с детьми кляксографией. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. В ходе занятий я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Для занятий я стараюсь приготовить красивые рисунки, фотографии, окунающие детей в разнообразие и волшебство клякс. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начинают чувствовать себя маленькими художниками. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, нетрадиционная техника рисования «кляксография» позволяет избежать копирования образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. В следующем году планирую продолжать начатую работу по данной теме.



8. Приложения.


















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!