СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Характеристика типов рынков», дисциплина УДВ 10. ЭКОНОМИКА

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации предназначены для  преподавателей экономических дисциплин с целью методической поддержки в подготовке и проведению  практического занятия по экономике.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Характеристика типов рынков», дисциплина УДВ 10. ЭКОНОМИКА»

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:

«Характеристика типов рынков»

дисциплина

УДВ 10. ЭКОНОМИКА

для профессии: 46.01.01 Секретарь

















Дальнегорск, 2023 г.







Разработчик: Л.А.Шилло ‒ преподаватель дисциплин общеобразовательного цикла КГА ПОУ «ДИТК»









Методическая разработка по организации и проведению практического занятия разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины УДВ 10. ЭКОНОМИКА



Содержание практического занятия ориентировано на подготовку студентов к освоению программы подготовки специалистов среднего звена по профессии: 46.01.01 Секретарь





Рецензент: Яковцева Ольга Александровна




















Аннотация

на методическую разработку

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по теме: «Характеристика типов рынков»

Дисциплина: «Экономика»



Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей экономических дисциплин с целью методической поддержки в подготовке и проведению практического занятия по экономике.

Практическое занятие ‒ это форма организации учебного процесса, направленная на выработку у студентов практических умений для изучения последующих дисциплин (модулей) и для решения профессиональных задач.

Содержание практического занятия определяется перечнем профессиональных умений по учебной дисциплине, а также характеристикой профессиональной деятельности выпускников, требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы: анализ практических заданий, решение конкретных экономических заданий, расчет и анализ различных показателей.

Практические занятия помогают активизировать повторение усвоенного материала, закрепить приобретенные студентами умения и навыки, сделать изучение предмета привлекательным. Мотивационный характер занятия в виде выполнения практического занятия дает возможность студентам проверить свои знания, умения и навыки.






Рецензия на методическую разработку

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:

«Характеристика типов рынков»

Дисциплина «Экономика»

В современном мире бурно развивающихся контактов и связей в различных общественных сферах знание экономики становится реальной необходимостью. Методическая разработка посвящена актуальному вопросу экономической направленности по теме: «Собственность и конкуренция». В данной теме рассматриваются: Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. Для закрепления материала студентами проводится практическое занятие: «Характеристика типов рынков».

Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей экономических дисциплин с целью методической поддержки в подготовке и проведению практического занятия по экономике. При такой форме организации занятий происходит самоорганизация, самооценка студента, уделяется внимание формированию умений в решении профессиональных задач, организации индивидуального труда.

Данный материал является интересным и актуальным, т.к. практическое занятие – один из эффективных методов обучения. На занятии происходит максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ.

Рекомендуется использовать данную разработку преподавателям экономических дисциплин для проведения занятий в группах студентов, обучающихся по профессии: 46.01.01 Секретарь.



Рецензент: ____________________ /Яковцева О.А./




Содержание



Аннотация………………………………………………………………….3

Рецензия……………………………………………………………………4

Введение…………………………………………………………………...6

1. Значимость и цели практических занятий ………………..……….....7

2. Методические рекомендации по организации и проведению

практического занятия …………………………………………………………. 9

2.1 Цели занятия…………………………………………………………...9

2.2 Планируемые результаты обучения…. ……………………………10

2.3 План занятия……….…………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………….25

Список использованных и рекомендуемых источников………………25

















Введение

В ФГОС нового поколения четко обозначена задача подготовки компетентного специалиста, что требует введения нового подхода к организации обучения. Преподаватель колледжа должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии при организации и проведении аудиторной работы, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса.

Таким образом, преподавателю колледжа необходимо овладевать современными формами и технологиями проведения занятий: тренингами, кейсами, играми, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами, потому что именно они развивают профессиональные и общекультурные компетенции студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки. Одновременно, подготовка компетентного специалиста требует такой реорганизации учебного процесса, которая обеспечивает достаточную долю самостоятельной работы студентов при выполнении ими практических работ.

Новые дидактические подходы к освоению учебного материала должны создать среду для актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызвать потребность в самопознании и самообучении.









  1. Значимость и цели практических занятий

Практическое занятие − форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом. Кроме того, они развивают научное мышление, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Цель практических занятий − углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, в обобщенной форме и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Она должна быть ясна не только педагогу, но и студентам.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений − профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам.

Правильно организованные практические занятия ориентированы на решение следующих задач: − обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретических знаний по дисциплине (предмету); − формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности; − развитие умений наблюдать и объяснять изучаемые явления; − выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Состав и содержание практических занятий направлено на реализацию требований Государственных образовательных стандартов. Дисциплины, по которым планируются практические занятия и их объемы, определяются учебным планом. Перечень тем практических занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины. План практических занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. При разработке содержания практических занятий учитывается, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

На практических занятиях учащиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе производственной практики. Методика практического занятия может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности педагога. Между лекцией и практическим занятием планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций или другой литературы и подготовку к практическому занятию.

При проведении практических занятий должное внимание следует уделять развитию и закреплению навыков в выполнении практических задач; выбору рационального метода выполнения задач с помощью стандартного набора средств; задачам прикладного характера, связанным с будущей работой выпускников по специальности.

В заключительной части педагог должен подвести итоги занятия, отметив положительные и отрицательные стороны, студентов достигших высоких результатов в процессе занятия и ориентировать студентов на следующее практическое занятие.

2 Методические рекомендации по организации и проведению практического занятия

Тип занятия: урок применения знаний, умений и навыков.

Вид урока: практическое занятие.

Формируемые умения и навыки (деятельность студента):

- формировать интеллектуальные умения ‒ аналитические, связанные с необходимостью анализировать процессы, состояния и др.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практического занятия обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике.

Основные методы, применяемые на занятии:

- по источникам информации: практический;

- по степени взаимодействия: самостоятельная работа;

- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий.

Межпредметные связи: право, основы общественных наук.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Место проведения занятия: кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Экономики организации. Экономической теории. Экономики и менеджмента.

2.1 Цели и задачи занятия:

Цели занятия:

а) образовательная

- стимулировать познавательный интерес студентов к изучению дисциплины «Экономика»;

- обобщить и закрепить знания по теме: «Собственность и конкуренция»;

- интегрировать знания из различных дисциплин для изучения темы;

б) воспитательная

- подготовить студентов к практической деятельности;

в) развивающая

- способствовать развитию у студентов навыков самообразования, логического мышления; создать дополнительную мотивацию деятельности для развития потребности в приобретении знаний;

г) методическая

- показать методику проведения практического занятия.

Задачи:

1.Сформулировать важнейшие понятия по теме.

2.Привести примеры классификации рынка.

3.Определить способы конкурентной борьбы.

4.Провести анализ структур рынка.


2.2 Планируемые результаты обучения:

личностные:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

• метапредметные:

− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

• предметные:

− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.

2.3 План занятия.

I. Организационный момент. Время: 2 мин.

Проверка готовности аудитории. Проверка отсутствующих.

II. Основная часть:

  1. Постановка цели занятия и мотивация учебной деятельности студентов. Время: 13 мин.

Сообщение темы, постановка целей; повторение теоретических знаний, необходимых для решения заданий.

Выдача задания.

Краткие теоретические сведения по теме практической работы

Рыночная экономика ‒ это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка.

Рыночная экономика ‒ это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Рыночная экономика основана на принципах предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночного ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.); ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

Классификация рынков

  • По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

    • Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

    • Рынок ценных бумаг;

    • Рынок труда (рынок рабочей силы);

    • Рынок и валюты;

    • Рынок информации;

    • Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

  • По товарным группам:

    • Рынки товаров производственного назначения;

    • Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);

    • Рынки сырья и материалов.

  • По географическому положению:

    • Местные (локальные) рынки;

    • Региональные рынки;

    • Национальный рынок;

    • Мировой рынок.

  • По субъектам или их группам:

    • Рынок покупателей;

    • Рынок продавцов;

    • Рынок государственных учреждений;

    • Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

  • По степени ограничения конкуренции:

    • Монопольный рынок;

    • Олигопольный рынок;

    • Рынок монополистической конкуренции;

    • Рынок совершенной конкуренции.

  • По уровню насыщения:

    • Равновесный рынок;

    • Дефицитный рынок;

    • Избыточный рынок.

  • По степени зрелости:

    • Неразвитый рынок;

    • Развитый рынок;

    • Формирующийся рынок.

  • По соответствию законодательству:

    • Легальный (официальный) рынок;

    • Нелегальный, или теневой, рынок («черный» и «серый»).

  • По характеру продаж:

    • Оптовый рынок;

    • Розничный рынок.

  • По характеру ассортимента товаров:

    • Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

    • Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

    • Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

    • Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

  • По отраслевому признаку:

    • Рынок автомобилей;

    • Рынок нефти;

    • Рынок компьютерной техники и т.д.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:

  • Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

  • Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

  • Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

  • Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

  • Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическую форму движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).


Функциями рынка являются: информационная, регулирующая, санирующая, посредническая, ценообразующая.

Структура рынка ‒ в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция ‒ экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и дифференцированные продукты.

Олигополия ‒ рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

Монополия ‒ рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт.


  1. Выполнение заданий студентами. Время: 70 мин.

Задания к практической работе.

Задание 1. Заполните таблицу, ответив на вопрос: «Кому в первую очередь нужен тот или иной вид рынка?»



Вид рынка

Государство

Предприятие

Предприниматель

Семья

Человек

Рынок средств

производства




Рынок услуг

Рынок продовольственных товаров




Рынок рабочей силы



Рынок кредитов

Рынок ценных бумаг



Решение:

Вид рынка

Государство

Предприятие

Предприниматель

Семья

Человек

Рынок средств

производст-

ва


+

+



Рынок услуг

+

+

+

+

+

Рынок продовольственных

товаров




+

+

Рынок рабочей силы

+

+

+



Рынок

кредитов

+

+

+

+

+

Рынок ценных бумаг

+

+

+

+

+

Задание 2. Приведите по 2 примера рынка

Вид рынка

Пример № 1

Пример № 2

Рынок товаров народного

потребления



Рынок услуг



Олигопольный рынок



Монопольный рынок



Легальный рынок



Нелегальный

рынок



Задание 3. Тестовые задания


1.Для рынка совершенной конкуренции характерно, что:

а) фирмы осуществляют неценовую конкуренцию;

б) фирмы не имеют собственной политики в области установления цен;

в) фирмы производят дифференцированную продукцию/



2. Наилучший пример чистой монополии ‒ это:

а) булочная рядом с вашим домом;

б) производитель пива;

в) единственная авиалиния между вашим городом и столицей страны;

г) фермер, выращивающий картофель.


3.Олигополистическая взаимозависимость означает, что:

а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;

б) все фирмы производят одну и ту же продукцию;

в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;

г) каждая фирма несет убытки из-за неустойчивости рыночных цен.


4. Цены в рыночной экономике …

а) стабильны;

б) регулируются государством;

в) зависят от спроса и предложения.


5.Определите, в каком из нижеперечисленных вариантов типы структур рынка расположены последовательно от наиболее конкурентного к наименее конкурентному:

а) совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция, монополия;

б) монополия, совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция;

в) совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.


6. Можно утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его общая прибыль:

а) уменьшится;

б) увеличится;

в) не изменится.


7. Определите, когда монополистическая конкуренция имеет место:

а) множество фирм продают однородную продукцию;

б) монополисты конкурируют друг с другом;

в) только несколько фирм производят данный товар.


8. Единственная структура на рынке, не способная влиять на цены – это…

а) чистая монополия;

б) олигополия;

в) монополистическая конкуренция;

г) чистая конкуренция.


9.Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция;

2) со­во­куп­ный спрос;

3) ры­ноч­ная эко­но­ми­ка;

4) рав­но­вес­ная цена;

5) эко­но­ми­че­ская сво­бо­да.


10.Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «кон­ку­рен­ция».

1) мо­но­по­лия;

2) мо­ноп­со­ния;

3) ко­опе­ра­тив;

4) оли­го­по­лия;

5) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция;

6) кор­по­ра­ция.


11. В го­ро­де N со­то­вую связь предо­став­ля­ет толь­ко одна ком­па­ния. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны (несколько правильных ответов)

1) рынок средств про­из­вод­ства; 

2) мо­но­по­лия;

3) мест­ный рынок;

4) рынок услуг;

5) оли­го­по­ли­сти­че­ский рынок;

6) фон­до­вый рынок.


12.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об от­ли­чи­тель­ных чер­тах ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны (несколько правильных ответов)

1) го­су­дар­ство осу­ществ­ля­ет цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов;

2) цены на то­ва­ры и услу­ги опре­де­ля­ют­ся со­от­но­ше­ни­ем спро­са и пред­ло­же­ния;

3) про­из­во­ди­те­ли то­ва­ров и услуг кон­ку­ри­ру­ют за спрос по­тре­би­те­лей;

4) каж­дый впра­ве сво­бод­но рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми и иму­ще­ством для пред­при­ни­ма­тель­ской и иной не за­прещённой за­ко­ном эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти.


13.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ха­рак­те­ре ры­ноч­ных от­но­ше­ний и видах рын­ков и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) мо­но­по­ли­за­ция рынка ведет к сни­же­нию цен на то­ва­ры и услу­ги;

2) рынок совершенной кон­ку­рен­ции от­ли­ча­ет лег­кий вход на него для пред­при­я­тий и легкий выход;

3) ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции свой­ствен­на кон­ку­рен­ция по­тре­би­те­лей;

4) в усло­ви­ях оли­го­по­лии воз­мо­жен кон­троль за ценой при тай­ном сго­во­ре.


14.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об усло­ви­ях воз­ник­но­ве­ния ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ре­гу­ляр­ность об­ме­на;

2) пе­ре­ход к пар­ла­мент­ской де­мо­кра­тии;

3) рас­про­стра­не­ние на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния;

4) углуб­ле­ние об­ще­ствен­но­го раз­де­ле­ния труда;

5) по­яв­ле­ние норм права.


15. Рынок спор­тив­ной одеж­ды об­ла­сти Z поделён между че­тырь­мя круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми-опе­ра­то­ра­ми, дру­гие про­из­во­ди­те­ли не пред­став­ле­ны. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рынок услуг;

2) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция;

3)ре­ги­о­наль­ный рынок;

4)рынок то­ва­ров;

5) ры­ноч­ный де­фи­цит.


16.В стра­не В толь­ко три фар­ма­ко­ло­ги­че­ских ком­па­нии, вы­пус­ка­ю­щие ле­кар­ствен­ные пре­па­ра­ты, поль­зу­ю­щи­е­ся спро­сом у боль­ных. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) рынок то­ва­ров и услуг;

2) фон­до­вая биржа;

3) мо­но­по­лия;

4) на­ци­о­наль­ный рынок;

5) ми­ро­вой рынок.


Решение

1.Для рынка совершенной конкуренции характерно, что:

а) фирмы осуществляют неценовую конкуренцию;

б) фирмы не имеют собственной политики в области установления цен;

в) фирмы производят дифференцированную продукцию/


2. Наилучший пример чистой монополии ‒ это:

а) булочная рядом с вашим домом;

б) производитель пива;

в) единственная авиалиния между вашим городом и столицей страны;

г) фермер, выращивающий картофель.



3.Олигополистическая взаимозависимость означает, что:

а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;

б) все фирмы производят одну и ту же продукцию;

в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;

г) каждая фирма несет убытки из-за неустойчивости рыночных цен.



4. Цены в рыночной экономике …

а) стабильны;

б) регулируются государством;

в) зависят от спроса и предложения.



5.Определите, в каком из нижеперечисленных вариантов типы структур рынка расположены последовательно от наиболее конкурентного к наименее конкурентному:

а) совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция, монополия;

б) монополия, совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция;

в) совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.



6. Можно утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его общая прибыль:

а) уменьшится;

б) увеличится;

в) не изменится.



7. Определите, когда монополистическая конкуренция имеет место:

а) множество фирм продают однородную продукцию;

б) монополисты конкурируют друг с другом;

в) только несколько фирм производят данный товар.



8. Единственная структура на рынке, не способная влиять на цены – это…

а) чистая монополия;

б) олигополия;

в) монополистическая конкуренция;

г) чистая конкуренция.



9.Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция;

2) со­во­куп­ный спрос;

3) ры­ноч­ная эко­но­ми­ка;

4) рав­но­вес­ная цена;

5) эко­но­ми­че­ская сво­бо­да.



10.Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «кон­ку­рен­ция».

1) мо­но­по­лия;

2) мо­ноп­со­ния;

3) ко­опе­ра­тив;

4) оли­го­по­лия;

5) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция;

6) кор­по­ра­ция.



11. В го­ро­де N со­то­вую связь предо­став­ля­ет толь­ко одна ком­па­ния. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны (несколько правильных ответов)

1) рынок средств про­из­вод­ства; 

2) мо­но­по­лия;

3) мест­ный рынок;

4) рынок услуг;

5) оли­го­по­ли­сти­че­ский рынок;

6) фон­до­вый рынок.


12.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об от­ли­чи­тель­ных чер­тах ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны (несколько правильных ответов)

1) го­су­дар­ство осу­ществ­ля­ет цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов;

2) цены на то­ва­ры и услу­ги опре­де­ля­ют­ся со­от­но­ше­ни­ем спро­са и пред­ло­же­ния;

3) про­из­во­ди­те­ли то­ва­ров и услуг кон­ку­ри­ру­ют за спрос по­тре­би­те­лей;

4) каж­дый впра­ве сво­бод­но рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми и иму­ще­ством для пред­при­ни­ма­тель­ской и иной не за­прещённой за­ко­ном эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти.



13.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ха­рак­те­ре ры­ноч­ных от­но­ше­ний и видах рын­ков и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) мо­но­по­ли­за­ция рынка ведет к сни­же­нию цен на то­ва­ры и услу­ги;

2) рынок совершенной кон­ку­рен­ции от­ли­ча­ет лег­кий вход на него для пред­при­я­тий и легкий выход;

3) ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции свой­ствен­на кон­ку­рен­ция по­тре­би­те­лей;

4) в усло­ви­ях оли­го­по­лии воз­мо­жен кон­троль за ценой при тай­ном сго­во­ре.



14.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об усло­ви­ях воз­ник­но­ве­ния ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ре­гу­ляр­ность об­ме­на;

2) пе­ре­ход к пар­ла­мент­ской де­мо­кра­тии;

3) рас­про­стра­не­ние на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния;

4) углуб­ле­ние об­ще­ствен­но­го раз­де­ле­ния труда;

5) по­яв­ле­ние норм права.


15. Рынок спор­тив­ной одеж­ды об­ла­сти Z поделён между че­тырь­мя круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми-опе­ра­то­ра­ми, дру­гие про­из­во­ди­те­ли не пред­став­ле­ны. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рынок услуг;

2) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция;

3)ре­ги­о­наль­ный рынок;

4)рынок то­ва­ров;

5) ры­ноч­ный де­фи­цит.


16.В стра­не В толь­ко три фар­ма­ко­ло­ги­че­ских ком­па­нии, вы­пус­ка­ю­щие ле­кар­ствен­ные пре­па­ра­ты, поль­зу­ю­щи­е­ся спро­сом у боль­ных. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) рынок то­ва­ров и услуг;

2) фон­до­вая биржа;

3) мо­но­по­лия;

4) на­ци­о­наль­ный рынок;

5) ми­ро­вой рынок.


Задание 4. Найдите соответствие

1) Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.



1.Совершенная конкуренция.

2.Несовершенная конкуренция.

3. Монополия.

4. Олигополия.

5.Монополистическая конкуренция.

6. Барьеры вступления в отрасль.

А. Совокупность ограничений, препятствующих фирме производить определенный вид продукции.

Б. Тип рыночной структуры, при котором несколько фирм продают стандартный или дифференцированный продукт при ограниченных возможностях контроля над ценами, при наличии высоких рыночных барьеров и при существенных ограничениях доступа экономической информации.

B. Тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят и продают стандартизованную продукцию, отсутствуют рыночные барьеры вхождения в отрасль, имеется полный доступ к экономической информации и ни одна из фирм не в состоянии влиять на рыночную цену.

Г. Рыночные структуры, при которых в отрасли имеется одна, несколько или сравнительно большое число фирм, в той или иной степени осуществляющих контроль над ценами; структуры, при которых имеются барьеры для вхождения в отрасль, а также ограничения доступа к экономической информации.

Д. Тип рыночной структуры, предполагающий, что: единственная фирма производит и продает продукт; этот продукт является уникальным; фирма осуществляет полный контроль над ценой этого продукта; имеются очень высокие барьеры для вхождения в отрасль и сильно ограниченный доступ к экономической информации.

Е. Тип рыночной структуры, предполагающий, что в отрасли имеется относительно большое число фирм, производящих дифференцированную продукцию и осуществляющих частичный контроль над ценами, и что имеются низкие барьеры для вхождения в отрасль и небольшие ограничения для доступа к экономической информации.



Решение


1

2

3

4

5

6

В

Г

Д

Б

Е

А



2) Каждому утверждению в левой колонке подберите продолжение из правой колонки таблицы:

А. Отсутствие входных барьеров на рынок характерно...

Б. Рынок, на котором несколько продавцов могут оказывать воздействие на цену продукции в отрасли, характерен...

В. Ситуация, когда назначаются разная цена на схожие товары, характерна для рынка ...

Г. Чем меньше заменителей имеет продукт, тем ближе конкуренция к ситуации, характерной...

  1. ... для олигополии

2. … для совершенной конкуренции

3. ... для монополии

4. ... монополистической конкуренции





Решение



А

Б

В

Г

2

1

4

3



3) Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ти­па­ми рын­ков и их при­зна­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­ЗНА­КИ

ТИПЫ РЫН­КОВ

A) кон­троль за ценой от­сут­ству­ет

Б) пред­став­ле­но мно­же­ство фирм

B) про­из­во­дит­ся уни­каль­ный про­дукт, не име­ю­щий хо­ро­ших за­ме­ни­те­лей

Г) су­ще­ству­ют пре­пят­ствия для вступ­ле­ния в рынок

1) мо­но­поль­ный

2) кон­ку­рент­ный

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Решение


А

Б

В

Г

2

2

1

1



Задание 5. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 «Самой боль­шой ры­ноч­ной вла­стью об­ла­да­ет ________(А). Это рынок, на ко­то­ром при­сут­ству­ет един­ствен­ный ________(Б) уни­каль­но­го про­дук­та. Такой рынок не вы­го­ден ________(В) с точки зре­ния ка­че­ства про­дук­ции, раз­но­об­ра­зия ________(Г), уров­ня цен. Чтобы не до­пу­стить об­ра­зо­ва­ния новых рын­ков та­ко­го типа,________(Д) про­во­дит ________(Е) по­ли­ти­ку».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же, един­ствен­ном числе. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 Спи­сок тер­ми­нов:

 1) ас­сор­ти­мент

2) по­ку­па­тель

3) про­да­вец

4) мо­но­по­лия

5) кон­ку­рен­ция

6) то­ва­ри­ще­ство

7) го­су­дар­ство

8) раз­но­об­раз­ный

9) ан­ти­мо­но­поль­ный

 В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е



Решение


A

Б

В

Г

Д

Е

4

3

2

1

7

9



Задание 6. Верны ли следующие утверждения (Да ‒ Нет)?

1. Свободный вход на монополизированный рынок невозможен.

2. Конкурентная фирма не может повлиять на рыночную цену.

3. Конкурентная фирма продает по рыночной цене столько, сколько захочет.

4. Обладание монополией всегда гарантирует прибыль.

7. При монополистической конкуренции легче основать новую фирму, чем при совершенной конкуренции.

8. На рынках совершенной конкуренции реклама ‒ пустое дело.

9. На рынках олигополии продукция совершенно однородна.

10.Только в условиях совершенной конкуренции фирмы могут контролировать цены на свою продукцию.

11.Монополия всегда назначает максимально высокую цену на свою продукцию.

12. Монополия может увеличить продажи, если назначит более низкие цены.

Решение



1. Свободный вход на монополизированный рынок невозможен (да)

2. Конкурентная фирма не может повлиять на рыночную цену (нет)

3. Конкурентная фирма продает по рыночной цене столько, сколько захочет (нет)

4. Обладание монополией всегда гарантирует прибыль (да)

7. При монополистической конкуренции легче основать новую фирму, чем при совершенной конкуренции (нет).

8. На рынках совершенной конкуренции реклама ‒ пустое дело (нет).

9. На рынках олигополии продукция совершенно однородна (нет).

10.Только в условиях совершенной конкуренции фирмы могут контролировать цены на свою продукцию (нет).

11.Монополия всегда назначает максимально высокую цену на свою продукцию (да).

12. Монополия может увеличить продажи, если назначит более низкие цены (да).



III. Заключительная часть:

Время: 5 мин.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Список использованных и рекомендуемых источников

1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей экономического профиля: учебник – 40е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – C.48, 49; С. 81-88.

2. Нуралиев С.У. Экономика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – С. 77-97.

3. http://soc.reshuege.ru/test?a=catlistwstat



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!