МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по теме:
«Характеристика типов рынков»
дисциплина
УДВ 10. ЭКОНОМИКА
для профессии: 46.01.01 Секретарь
Дальнегорск, 2023 г.
Разработчик: Л.А.Шилло ‒ преподаватель дисциплин общеобразовательного цикла КГА ПОУ «ДИТК»
Методическая разработка по организации и проведению практического занятия разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины УДВ 10. ЭКОНОМИКА
Содержание практического занятия ориентировано на подготовку студентов к освоению программы подготовки специалистов среднего звена по профессии: 46.01.01 Секретарь
Рецензент: Яковцева Ольга Александровна
Аннотация
на методическую разработку
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по теме: «Характеристика типов рынков»
Дисциплина: «Экономика»
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей экономических дисциплин с целью методической поддержки в подготовке и проведению практического занятия по экономике.
Практическое занятие ‒ это форма организации учебного процесса, направленная на выработку у студентов практических умений для изучения последующих дисциплин (модулей) и для решения профессиональных задач.
Содержание практического занятия определяется перечнем профессиональных умений по учебной дисциплине, а также характеристикой профессиональной деятельности выпускников, требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы: анализ практических заданий, решение конкретных экономических заданий, расчет и анализ различных показателей.
Практические занятия помогают активизировать повторение усвоенного материала, закрепить приобретенные студентами умения и навыки, сделать изучение предмета привлекательным. Мотивационный характер занятия в виде выполнения практического занятия дает возможность студентам проверить свои знания, умения и навыки.
Рецензия на методическую разработку
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по теме:
«Характеристика типов рынков»
Дисциплина «Экономика»
В современном мире бурно развивающихся контактов и связей в различных общественных сферах знание экономики становится реальной необходимостью. Методическая разработка посвящена актуальному вопросу экономической направленности по теме: «Собственность и конкуренция». В данной теме рассматриваются: Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. Для закрепления материала студентами проводится практическое занятие: «Характеристика типов рынков».
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей экономических дисциплин с целью методической поддержки в подготовке и проведению практического занятия по экономике. При такой форме организации занятий происходит самоорганизация, самооценка студента, уделяется внимание формированию умений в решении профессиональных задач, организации индивидуального труда.
Данный материал является интересным и актуальным, т.к. практическое занятие – один из эффективных методов обучения. На занятии происходит максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ.
Рекомендуется использовать данную разработку преподавателям экономических дисциплин для проведения занятий в группах студентов, обучающихся по профессии: 46.01.01 Секретарь.
Рецензент: ____________________ /Яковцева О.А./
Содержание
Аннотация………………………………………………………………….3
Рецензия……………………………………………………………………4
Введение…………………………………………………………………...6
1. Значимость и цели практических занятий ………………..……….....7
2. Методические рекомендации по организации и проведению
практического занятия …………………………………………………………. 9
2.1 Цели занятия…………………………………………………………...9
2.2 Планируемые результаты обучения…. ……………………………10
2.3 План занятия……….…………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………….25
Список использованных и рекомендуемых источников………………25
Введение
В ФГОС нового поколения четко обозначена задача подготовки компетентного специалиста, что требует введения нового подхода к организации обучения. Преподаватель колледжа должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии при организации и проведении аудиторной работы, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса.
Таким образом, преподавателю колледжа необходимо овладевать современными формами и технологиями проведения занятий: тренингами, кейсами, играми, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами, потому что именно они развивают профессиональные и общекультурные компетенции студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки. Одновременно, подготовка компетентного специалиста требует такой реорганизации учебного процесса, которая обеспечивает достаточную долю самостоятельной работы студентов при выполнении ими практических работ.
Новые дидактические подходы к освоению учебного материала должны создать среду для актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызвать потребность в самопознании и самообучении.
Значимость и цели практических занятий
Практическое занятие − форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом. Кроме того, они развивают научное мышление, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
Цель практических занятий − углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, в обобщенной форме и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Она должна быть ясна не только педагогу, но и студентам.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений − профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам.
Правильно организованные практические занятия ориентированы на решение следующих задач: − обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретических знаний по дисциплине (предмету); − формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности; − развитие умений наблюдать и объяснять изучаемые явления; − выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Состав и содержание практических занятий направлено на реализацию требований Государственных образовательных стандартов. Дисциплины, по которым планируются практические занятия и их объемы, определяются учебным планом. Перечень тем практических занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины. План практических занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. При разработке содержания практических занятий учитывается, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
На практических занятиях учащиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе производственной практики. Методика практического занятия может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности педагога. Между лекцией и практическим занятием планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций или другой литературы и подготовку к практическому занятию.
При проведении практических занятий должное внимание следует уделять развитию и закреплению навыков в выполнении практических задач; выбору рационального метода выполнения задач с помощью стандартного набора средств; задачам прикладного характера, связанным с будущей работой выпускников по специальности.
В заключительной части педагог должен подвести итоги занятия, отметив положительные и отрицательные стороны, студентов достигших высоких результатов в процессе занятия и ориентировать студентов на следующее практическое занятие.
2 Методические рекомендации по организации и проведению практического занятия
Тип занятия: урок применения знаний, умений и навыков.
Вид урока: практическое занятие.
Формируемые умения и навыки (деятельность студента):
- формировать интеллектуальные умения ‒ аналитические, связанные с необходимостью анализировать процессы, состояния и др.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практического занятия обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике.
Основные методы, применяемые на занятии:
- по источникам информации: практический;
- по степени взаимодействия: самостоятельная работа;
- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий.
Межпредметные связи: право, основы общественных наук.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
Место проведения занятия: кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Экономики организации. Экономической теории. Экономики и менеджмента.
2.1 Цели и задачи занятия:
Цели занятия:
а) образовательная
- стимулировать познавательный интерес студентов к изучению дисциплины «Экономика»;
- обобщить и закрепить знания по теме: «Собственность и конкуренция»;
- интегрировать знания из различных дисциплин для изучения темы;
б) воспитательная
- подготовить студентов к практической деятельности;
в) развивающая
- способствовать развитию у студентов навыков самообразования, логического мышления; создать дополнительную мотивацию деятельности для развития потребности в приобретении знаний;
г) методическая
- показать методику проведения практического занятия.
Задачи:
1.Сформулировать важнейшие понятия по теме.
2.Привести примеры классификации рынка.
3.Определить способы конкурентной борьбы.
4.Провести анализ структур рынка.
2.2 Планируемые результаты обучения:
• личностные:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;
• метапредметные:
− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
• предметные:
− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.
2.3 План занятия.
I. Организационный момент. Время: 2 мин.
Проверка готовности аудитории. Проверка отсутствующих.
II. Основная часть:
Постановка цели занятия и мотивация учебной деятельности студентов. Время: 13 мин.
Сообщение темы, постановка целей; повторение теоретических знаний, необходимых для решения заданий.
Выдача задания.
Краткие теоретические сведения по теме практической работы
Рыночная экономика ‒ это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка.
Рыночная экономика ‒ это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка.
Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Рыночная экономика основана на принципах предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночного ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.); ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность;
Классификация рынков
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
Рынок ценных бумаг;
Рынок труда (рынок рабочей силы);
Рынок и валюты;
Рынок информации;
Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
По товарным группам:
Рынки товаров производственного назначения;
Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);
Рынки сырья и материалов.
По географическому положению:
По субъектам или их группам:
Рынок покупателей;
Рынок продавцов;
Рынок государственных учреждений;
Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
Неразвитый рынок;
Развитый рынок;
Формирующийся рынок.
По соответствию законодательству:
Легальный (официальный) рынок;
Нелегальный, или теневой, рынок («черный» и «серый»).
По характеру продаж:
Оптовый рынок;
Розничный рынок.
Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
По отраслевому признаку:
В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:
Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическую форму движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
Функциями рынка являются: информационная, регулирующая, санирующая, посредническая, ценообразующая.
Структура рынка ‒ в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция ‒ экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и дифференцированные продукты.
Олигополия ‒ рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Монополия ‒ рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт.
Выполнение заданий студентами. Время: 70 мин.
Задания к практической работе.
Задание 1. Заполните таблицу, ответив на вопрос: «Кому в первую очередь нужен тот или иной вид рынка?»
Вид рынка | Государство | Предприятие | Предприниматель | Семья | Человек |
Рынок средств производства | | | | | |
Рынок услуг | | | | | |
Рынок продовольственных товаров | | | | | |
Рынок рабочей силы | | | | | |
Рынок кредитов | | | | | |
Рынок ценных бумаг | | | | | |
Решение:
Вид рынка | Государство | Предприятие | Предприниматель | Семья | Человек |
Рынок средств производст- ва | | + | + | | |
Рынок услуг | + | + | + | + | + |
Рынок продовольственных товаров | | | | + | + |
Рынок рабочей силы | + | + | + | | |
Рынок кредитов | + | + | + | + | + |
Рынок ценных бумаг | + | + | + | + | + |
Задание 2. Приведите по 2 примера рынка
Вид рынка | Пример № 1 | Пример № 2 |
Рынок товаров народного потребления | | |
Рынок услуг | | |
Олигопольный рынок | | |
Монопольный рынок | | |
Легальный рынок | | |
Нелегальный рынок | | |
Задание 3. Тестовые задания
1.Для рынка совершенной конкуренции характерно, что:
а) фирмы осуществляют неценовую конкуренцию;
б) фирмы не имеют собственной политики в области установления цен;
в) фирмы производят дифференцированную продукцию/
2. Наилучший пример чистой монополии ‒ это:
а) булочная рядом с вашим домом;
б) производитель пива;
в) единственная авиалиния между вашим городом и столицей страны;
г) фермер, выращивающий картофель.
3.Олигополистическая взаимозависимость означает, что:
а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;
б) все фирмы производят одну и ту же продукцию;
в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;
г) каждая фирма несет убытки из-за неустойчивости рыночных цен.
4. Цены в рыночной экономике …
а) стабильны;
б) регулируются государством;
в) зависят от спроса и предложения.
5.Определите, в каком из нижеперечисленных вариантов типы структур рынка расположены последовательно от наиболее конкурентного к наименее конкурентному:
а) совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция, монополия;
б) монополия, совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция;
в) совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
6. Можно утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его общая прибыль:
а) уменьшится;
б) увеличится;
в) не изменится.
7. Определите, когда монополистическая конкуренция имеет место:
а) множество фирм продают однородную продукцию;
б) монополисты конкурируют друг с другом;
в) только несколько фирм производят данный товар.
8. Единственная структура на рынке, не способная влиять на цены – это…
а) чистая монополия;
б) олигополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) чистая конкуренция.
9.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) совершенная конкуренция;
2) совокупный спрос;
3) рыночная экономика;
4) равновесная цена;
5) экономическая свобода.
10.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «конкуренция».
1) монополия;
2) монопсония;
3) кооператив;
4) олигополия;
5) совершенная конкуренция;
6) корпорация.
11. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны (несколько правильных ответов)
1) рынок средств производства;
2) монополия;
3) местный рынок;
4) рынок услуг;
5) олигополистический рынок;
6) фондовый рынок.
12.Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны (несколько правильных ответов)
1) государство осуществляет централизованное распределение ресурсов;
2) цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения;
3) производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей;
4) каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
13.Выберите верные суждения о характере рыночных отношений и видах рынков и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) монополизация рынка ведет к снижению цен на товары и услуги;
2) рынок совершенной конкуренции отличает легкий вход на него для предприятий и легкий выход;
3) рыночной конкуренции свойственна конкуренция потребителей;
4) в условиях олигополии возможен контроль за ценой при тайном сговоре.
14.Выберите верные суждения об условиях возникновения рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярность обмена;
2) переход к парламентской демократии;
3) распространение научного мировоззрения;
4) углубление общественного разделения труда;
5) появление норм права.
15. Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг;
2) совершенная конкуренция;
3)региональный рынок;
4)рынок товаров;
5) рыночный дефицит.
16.В стране В только три фармакологических компании, выпускающие лекарственные препараты, пользующиеся спросом у больных. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров и услуг;
2) фондовая биржа;
3) монополия;
4) национальный рынок;
5) мировой рынок.
Решение
1.Для рынка совершенной конкуренции характерно, что:
а) фирмы осуществляют неценовую конкуренцию;
б) фирмы не имеют собственной политики в области установления цен;
в) фирмы производят дифференцированную продукцию/
2. Наилучший пример чистой монополии ‒ это:
а) булочная рядом с вашим домом;
б) производитель пива;
в) единственная авиалиния между вашим городом и столицей страны;
г) фермер, выращивающий картофель.
3.Олигополистическая взаимозависимость означает, что:
а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;
б) все фирмы производят одну и ту же продукцию;
в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;
г) каждая фирма несет убытки из-за неустойчивости рыночных цен.
4. Цены в рыночной экономике …
а) стабильны;
б) регулируются государством;
в) зависят от спроса и предложения.
5.Определите, в каком из нижеперечисленных вариантов типы структур рынка расположены последовательно от наиболее конкурентного к наименее конкурентному:
а) совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция, монополия;
б) монополия, совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция;
в) совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
6. Можно утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его общая прибыль:
а) уменьшится;
б) увеличится;
в) не изменится.
7. Определите, когда монополистическая конкуренция имеет место:
а) множество фирм продают однородную продукцию;
б) монополисты конкурируют друг с другом;
в) только несколько фирм производят данный товар.
8. Единственная структура на рынке, не способная влиять на цены – это…
а) чистая монополия;
б) олигополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) чистая конкуренция.
9.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) совершенная конкуренция;
2) совокупный спрос;
3) рыночная экономика;
4) равновесная цена;
5) экономическая свобода.
10.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «конкуренция».
1) монополия;
2) монопсония;
3) кооператив;
4) олигополия;
5) совершенная конкуренция;
6) корпорация.
11. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны (несколько правильных ответов)
1) рынок средств производства;
2) монополия;
3) местный рынок;
4) рынок услуг;
5) олигополистический рынок;
6) фондовый рынок.
12.Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны (несколько правильных ответов)
1) государство осуществляет централизованное распределение ресурсов;
2) цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения;
3) производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей;
4) каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
13.Выберите верные суждения о характере рыночных отношений и видах рынков и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) монополизация рынка ведет к снижению цен на товары и услуги;
2) рынок совершенной конкуренции отличает легкий вход на него для предприятий и легкий выход;
3) рыночной конкуренции свойственна конкуренция потребителей;
4) в условиях олигополии возможен контроль за ценой при тайном сговоре.
14.Выберите верные суждения об условиях возникновения рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярность обмена;
2) переход к парламентской демократии;
3) распространение научного мировоззрения;
4) углубление общественного разделения труда;
5) появление норм права.
15. Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг;
2) совершенная конкуренция;
3)региональный рынок;
4)рынок товаров;
5) рыночный дефицит.
16.В стране В только три фармакологических компании, выпускающие лекарственные препараты, пользующиеся спросом у больных. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров и услуг;
2) фондовая биржа;
3) монополия;
4) национальный рынок;
5) мировой рынок.
Задание 4. Найдите соответствие
1) Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.
1.Совершенная конкуренция. 2.Несовершенная конкуренция. 3. Монополия. 4. Олигополия. 5.Монополистическая конкуренция. 6. Барьеры вступления в отрасль. | А. Совокупность ограничений, препятствующих фирме производить определенный вид продукции. Б. Тип рыночной структуры, при котором несколько фирм продают стандартный или дифференцированный продукт при ограниченных возможностях контроля над ценами, при наличии высоких рыночных барьеров и при существенных ограничениях доступа экономической информации. B. Тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят и продают стандартизованную продукцию, отсутствуют рыночные барьеры вхождения в отрасль, имеется полный доступ к экономической информации и ни одна из фирм не в состоянии влиять на рыночную цену. Г. Рыночные структуры, при которых в отрасли имеется одна, несколько или сравнительно большое число фирм, в той или иной степени осуществляющих контроль над ценами; структуры, при которых имеются барьеры для вхождения в отрасль, а также ограничения доступа к экономической информации. Д. Тип рыночной структуры, предполагающий, что: единственная фирма производит и продает продукт; этот продукт является уникальным; фирма осуществляет полный контроль над ценой этого продукта; имеются очень высокие барьеры для вхождения в отрасль и сильно ограниченный доступ к экономической информации. Е. Тип рыночной структуры, предполагающий, что в отрасли имеется относительно большое число фирм, производящих дифференцированную продукцию и осуществляющих частичный контроль над ценами, и что имеются низкие барьеры для вхождения в отрасль и небольшие ограничения для доступа к экономической информации. |
Решение
2) Каждому утверждению в левой колонке подберите продолжение из правой колонки таблицы:
А. Отсутствие входных барьеров на рынок характерно... Б. Рынок, на котором несколько продавцов могут оказывать воздействие на цену продукции в отрасли, характерен... В. Ситуация, когда назначаются разная цена на схожие товары, характерна для рынка ... Г. Чем меньше заменителей имеет продукт, тем ближе конкуренция к ситуации, характерной... | ... для олигополии 2. … для совершенной конкуренции 3. ... для монополии 4. ... монополистической конкуренции |
Решение
3) Установите соответствие между типами рынков и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ РЫНКОВ |
A) контроль за ценой отсутствует Б) представлено множество фирм B) производится уникальный продукт, не имеющий хороших заменителей Г) существуют препятствия для вступления в рынок | 1) монопольный 2) конкурентный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Решение
Задание 5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д) проводит ________(Е) политику».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) ассортимент | 2) покупатель | 3) продавец |
4) монополия | 5) конкуренция | 6) товарищество |
7) государство | 8) разнообразный | 9) антимонопольный |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Решение
Задание 6. Верны ли следующие утверждения (Да ‒ Нет)?
1. Свободный вход на монополизированный рынок невозможен.
2. Конкурентная фирма не может повлиять на рыночную цену.
3. Конкурентная фирма продает по рыночной цене столько, сколько захочет.
4. Обладание монополией всегда гарантирует прибыль.
7. При монополистической конкуренции легче основать новую фирму, чем при совершенной конкуренции.
8. На рынках совершенной конкуренции реклама ‒ пустое дело.
9. На рынках олигополии продукция совершенно однородна.
10.Только в условиях совершенной конкуренции фирмы могут контролировать цены на свою продукцию.
11.Монополия всегда назначает максимально высокую цену на свою продукцию.
12. Монополия может увеличить продажи, если назначит более низкие цены.
Решение
1. Свободный вход на монополизированный рынок невозможен (да)
2. Конкурентная фирма не может повлиять на рыночную цену (нет)
3. Конкурентная фирма продает по рыночной цене столько, сколько захочет (нет)
4. Обладание монополией всегда гарантирует прибыль (да)
7. При монополистической конкуренции легче основать новую фирму, чем при совершенной конкуренции (нет).
8. На рынках совершенной конкуренции реклама ‒ пустое дело (нет).
9. На рынках олигополии продукция совершенно однородна (нет).
10.Только в условиях совершенной конкуренции фирмы могут контролировать цены на свою продукцию (нет).
11.Монополия всегда назначает максимально высокую цену на свою продукцию (да).
12. Монополия может увеличить продажи, если назначит более низкие цены (да).
III. Заключительная часть:
Время: 5 мин.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Список использованных и рекомендуемых источников
1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей экономического профиля: учебник – 40е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – C.48, 49; С. 81-88.
2. Нуралиев С.У. Экономика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – С. 77-97.
3. http://soc.reshuege.ru/test?a=catlistwstat