СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта "Электронно-образовательные ресурсы на уроках истории как средство повышения эффективности"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Электронно-образовательные ресурсы на уроках истории как средство повышения эффективности"»

Обобщение опыта по теме:

«Электронные образовательные ресурсы на уроках истории как средство повышения эффективности»



СОДЕРЖАНИЕ





1. Информационная карта педагогического опыта …………………….. 3

2. Тема опыта ………………………………………………………………... 3

3. Условия возникновения, становления опыта ……………………….. 4

4. Актуальность опыта…………………………………………………….. 5

5. Ведущая педагогическая идея опыта…………………………………. 7

6. Диапазон опыта ………………………………………………………… 7

7. Новизна опыта……………………………………………………………. 8

8. Методологическая основа опыта……………………………………... 10

9. Технология педагогического опыта…………………………………. 11

10. Результативность………………………………………………………. 17

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………… 18
















2. Тема опыта «Электронные образовательные ресурсы на уроках истории как средство повышения эффективности»





































3. Условия возникновения, становления опыта

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации современное образование стало на совершенно новую ступень своего развития, на которой учитель стал не ведомым, а он шагает рядом со своим учеником, одновременно помогая ему в развитии и формировании личностных качеств. Исходя из этого, возникла острая необходимость в совершенствовании профессионального мастерства каждого учителя, в овладении новыми более современными педагогическими технологиями, среди которых ведущее место принадлежит информационным технологиям.

Сегодня уже ни один учитель не представляет свою работу без использования компьютера, Интернета, современных образовательных технологий. Педагоги активно делятся опытом своей работы с ЭОР,1 проводятся многочисленные конкурсы педагогического мастерства по применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.

Основная цель использования информационных технологий:

  • развитие способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования;

  • творческое развитие личности.

Электронными образовательными ресурсами называют «учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства».2

С появлением ЭОР в образовательном процессе произошло изменение его основного компонента – получения информации. Учащиеся теперь более охотно видят и исследуют в интерактивном режиме различные языковые явления русского языка, чем это происходило с использованием текстового описания исследуемого объекта. Кроме этого учитель получает возможность увеличить время для общения с учеником. Все это дает возможность для увеличения творческого компонента в практической деятельности учителя, потому что из обычного транслятора знаний он превращается действительным организатором совместной работы с обучающимися, тем самым активно способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями по учебному предмету, в том числе и по русскому языку. А это в свою очередь способствует повышению эффективности каждого учебного занятия.

Условиями реализации педагогического опыта стало:

  • понимание преимущества использования электронных образовательных ресурсов наряду со сложившимися традиционными средствами обучения для организации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка;

  • владение навыками анализа образовательного потенциала, критического и методического анализа образовательных возможностей ЭОР;

  • владение средствами ИКТ (ИКТ-компетентность);

  • понимание и предотвращение возможных рисков.

4. Актуальность опыта

Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера.

Джон Дьюи


Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов актуальны на каждом этапе обучения, в том числе и на уроке русского языка.

Использование ЭОР на уроках истории на всех ступенях обучения и воспитания дает возможность учителю перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному способу, при этом каждый ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Все это в конечном итоге способствует не только осознанному, но и более эффективному усвоению знаний по русскому языку каждым учащимся.

Работа с разнообразными компьютерными программами вызывает почти у всех учащихся повышенный интерес к самому учебному предмету, одновременно усиливая мотивацию обучения. Кроме этого использование компьютерных технологий с учетом возрастных особенностей учащихся дает возможность свободного доступа к большому количеству современной информации. Сочетание цвета, динамических моделей, мультипликации, звуковой речи, музыки расширяет возможности для предоставления необходимой учебной информации, кроме этого активизируются многие психические процессы, в первую очередь, такие как восприятие, внимание и память.

Использование ЭОР на уроках истории позволяет учителю:

  • разнообразить формы работы, как дома, так и на уроке;

  • активизировать не только деятельность учащихся, но и их внимание;

  • повышать творческий потенциал личности.

Построение разнообразных схем, таблиц, презентаций к уроку дает возможность учителю экономить время, при этом более эстетично оформить иллюстрационный или рабочий материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его разнообразнее, динамичнее и эффективнее.

Электронные образовательные ресурсы – это мощное средство обучения, способное значительно повысить его эффективность и результативность.

Необходимость и обязательность использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) сегодня уже почти ни у кого не вызывает сомнения, потому что:

  • позволяют учителю эффективно организовать разные формы работы на уроке: индивидуальную, групповую и самостоятельную;

  • способствуют постоянному совершенствованию практических умений и навыков всех учащихся;

  • позволяют при необходимости индивидуализировать сам процесс обучения;

  • повышают общий интерес к урокам русского языка;

  • активизируют познавательную деятельность учащихся;

  • развивают творческий потенциал учащихся;

  • делают урок современным, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Электронные образовательные ресурсы имеют универсальный характер, потому что их можно использовать на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала;

  • при закреплении полученных знаний;

  • при повторении;

  • при организации контроля знаний, умений и навыков.

5. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея данного опыта - определение путей повышения эффективности уроков русского языка через электронные образовательные ресурсы.

Основная цель работы по данной теме – разработка и апробация материалов и использование электронных образовательных ресурсов как ведущего способа повышения эффективности уроков русского языка.

6. Диапазон опыта

Опыт тесным образом связан с современным образовательным процессом, но охватывает только урочную систему, поэтому диапазоном опыта является система «урок истории». Это дает возможность поделиться опытом работы по данному направлению с коллегами школы, других учреждений образования.

7. Новизна опыта

Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет повысить качество обучения, создать новые средств повышения качества знаний, более эффективно взаимодействовать учителю и учащемуся. По мнению многих специалистов, использование электронных образовательных средств позволяет повысить эффективность учебных занятий на 20,0 -30,0 %. Кроме этого процесс организации обучения школьников с использование электронных образовательных средств позволяет, с одной стороны, сделать обучения интересным, а с другой стороны, сделать его увлекательным и эффектным, разнообразным по форме. Именно в этом случае как никогда решается проблема наглядности обучения, расширение возможностей визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:

  • предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа;

  • осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;

  • контроль результатов обучения и продвижения в учении;

  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

К ним можно отнести энциклопедии и справочники, тематические коллекции и библиотеки, путеводители, образовательные комплексы, репетиторы и тренажеры, развивающие игры, выполненные в электронном виде.

С включением электронных образовательных ресурсов в учебный процесс в полной мере решается вопрос индивидуализации обучения. Это происходит за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, зачастую самостоятельно, при этом используя наиболее удобные способы восприятия информации, что обычно вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы. Происходит раскрепощение ученика при ответе на поставленные вопросы, потому что, работая с компьютером, фиксируются не только результаты работы, но происходит корректная реакция на допущенные ошибки. Ученик имеет возможность самостоятельно исправить допущенные в процессе выполнения ошибки, постоянно корректировать свою учебную деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего происходит совершенствование навыков самоконтроля, что всегда важно при определении эффективности проведенного урока.

Для многих учителей, очевидно, что средства ИКТ, в том числе и ЭОР, – это надежный помощник и эффективное средство преподавания различных школьных предметов и проведения внеклассной деятельности.

Специфику профессиональной деятельности учителя русского языка в условиях ИКТ - насыщенной среды составляет то, что он первым адаптирует школьника к новой для него среде и первым показывает назначение и преимущества ЭОР не только как средства игры, но и как средства учебной деятельности.

Таким образом, учитель истории и обществознания, используя ЭОР на своих уроках, формирует у учащихся следующие компетенции:

  • языковая компетенция- ученик расширяет знания по предмету;

  • коммуникативная (речевая) компетенция - учащиеся получают возможность развивать способность и умение пользоваться языковыми единицами;

  • читательская компетенция - в процессе выполнения различных творческих заданий с использованием ЭОР, проектов учащимся приходится изучать количество литературных источников,

  • исследовательская компетенция – учащиеся учатся наблюдать, сопоставлять, проводить эксперимент и т.д.,

  • информационная компетенция - хорошая возможность овладеть современными информационными технологиями;

  • автономизационная компетенция - способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию.

Данное обстоятельство представляется для меня особенно важным, потому что именно оно в сочетании с другими педагогическими технологиями поможет повысить эффективность каждого урока. Русского языка.

II. Методологическая основа опыта

Методологическую основу данного опыта составляют следующие концепции:

  • государственная концепция и стратегия модернизации образования;

  • психологическая теория деятельности, изложенная в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и др.;

  • психологическая концепция учебной деятельности, представленная В.В. Давыдовым, Д.Б, Элькониным и др.;

  • психологические концепции усвоения знаний и способов деятельности (П.Я. Гальперин);

  • концепция деятельностного подхода в обучении (Л.М. Фридман, И.С. Якиманская и др.);

  • концепция информационного подхода к обучению (В.П. Беспалько, Л.М. Фридман, Н.Ф. Талызина и др.);

  • концепция технологического подхода к обучению (В.П. Беспалько, И.С. Якиманская и др.).

  1. Технология педагогического опыта

В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) и программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р) обозначены необходимых условий для развития в России цифровой экономики. Поэтому  в системе образования необходимо широко использовать информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы в соответствии с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.

В рамках  «Реализации проекта «Цифровая школа» в педагогической деятельности на уроках истории максимально эффективно используются цифровые образовательные платформы, онлайн-материалы и ресурсы Российской электронной школы.

Преимущества применением ЦОР в организации образовательногопроцесса очевидны:  возрастает положительная мотивация обучения, активизируется познавательная деятельность обучающихся, обеспечивается высокая степень дифференциации и индивидуализации обучения, развивается логическое и критическое мышление, воображение, самостоятельность.

Успешному развитию познавательной активности и самостоятельности лицеистов помогает проведения интегрированных уроков, организация проектно-исследовательской деятельности с использованием мультимедийных интерактивных технологий.

Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 30–50 %. Мультимедиа-программы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения.

С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества: 

- представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;

- с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;

- можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе.

Одним из наиболее актуальных средств обучения являются видеоуроки, позволяющие сделать учебные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Такой методический прием, как видео- обучение позволяет сделать учебный материал более наглядным и может являться важным инструментом для самостоятельной подготовки обучающихся. Также данный подход можно использовать как одну из форм дистанционного обучения.

Актуальность внедрения видеоуроков в обучение обуславливается следующим причинами: 

- при изучении учебного материала в формате видео обучающийся может регулировать процесс обучения, именно, пересматривать видеоматериал с необходимого места, приостанавливать просмотр, тем самым детально изучить непонятные (сложные) или особенно важные ему моменты;

- эффективность видеоуроков возрастает благодаря тому, что обучающийся воспринимает данный ему материал двумя органами чувств – зрение и слух, поэтому такой материал содержит большее количество информации, чем отдельно взятые текстовое изложение или аудио сопровождение (комментарии);

- изучение видеоуроков позволит обучающемуся увидеть теоретическую и практическую часть занятия, наблюдая при этом его реальный процесс, тем самым понять и закрепить продемонстрированный материал, а также оценить временные затраты при решении конкретной практической задачи;

- обучение может проходить в любое удобное время и место, создавая при этом у обучающегося чувство личного присутствия на занятии. 

Видеоуроки все больше и больше применяются в учебных целях, тем более что современные мультимедийные технологии позволяют создавать материал высокого качества.

Для создания видеоуроков используются технические и программные средства. К техническим средствам создания уроков относятся:

Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

Тестирующие программы (типа «Репетитор») обеспечивают строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся.

Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.

Введение новых ФГОС изменило методологию образования, перестроило учебно-воспитательный процесс. Развитие сетевого взаимодействия педагогов и родителей – это инновационный шаг, возможность работать в едином направлении не только в назначенном времени, но и в назначенном месте.

Цифровые ресурсы и материалы можно и нужно использовать в работе с родителями.

Информационное пространство взаимодействия «образовательное учреждение – родитель/законный представитель»:

- мессенджеры, блоги, сайты;

- продуктивное сотрудничество с родителями через  интерактивные опросы;

- медиапроектирование вместе с родителями. Родительские клубы как форма поддержки медиапроектирования с обучающимися.


Мне бы хотелось остановиться в первую очередь на тех электронных образовательных ресурсах, которые чаще используются мною на уроках русского языка, они также могут успешно использоваться и в работе других учителей.

Чаще всего в своей работе я использую мультимедийные презентации. Сфера их применения достаточно широкая: их можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении полученных знаний, и при выполнении индивидуальных или групповых творческих заданий, а также при проведении физкультминуток. В презентацию можно вставить всё, что учитель посчитает возможным: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. Мне кажется, что в сравнении с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

Использование презентаций разных видов позволяет учителю решать ряд образовательных задач:

  • лекционная презентация – это визуальные материалы, которые дают возможность иллюстрировать содержание учебных лекций, ученических докладов, выступлений учителя или обучающихся.

  • презентации - «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей, данная презентация допускает использование анимации, что создает максимальный эффект присутствия.

  • презентации – «Тройное действие» - особенность данной презентации заключается в том, что на слайдах помимо визуальных материалов может быть использована текстовая информация, поясняющая содержимое слайда или расширяющая его. Это дает возможность включить одновременно три механизма восприятия. Первый механизм – это зрительно-образный, который связан с фотографиями, представленными на слайде. Второй механизм - слуховой, который связан с пониманием того, о чём говорит учитель; третий - дополнительный зрительный, он связан с одновременным чтением предлагаемого на слайде материала.

  • «Интерактивные презентации», которые наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся. Их можно использовать как на уроке, так и во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки, которые предлагает учитель, на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, дают возможность ученику использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового материала или самоконтроля результатов усвоения полученных знаний.

Еще одним средством электронных образовательных ресурсов являются анимации и иллюстрации. Эти ресурсы я чаще всего использую при объяснении нового материала: они наглядно демонстрируют предлагаемый для работы учебный материал, одновременно позволяют наблюдать различные языковые явления. Также эти ресурсы могут быть использованы для организации творческой работы, например, составить рассказ на основе предлагаемой картинки.

Использование во время урока мультипликации и анимации дает возможность разнообразить уроки, активизировать в процессе урока учащихся. Очень интересно звучит на уроке лекция, на которой используется мультимедиа проектор, когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем. В ходе лекции для пояснения используются различные звуки и анимация, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Все это помогает повысить эффективность, как деятельности учащихся, так и восприятия учебного материала.

На этапах повторения и закрепления учебного материала я очень часто использую интерактивные тесты. Это могут быть и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, которые содержатся на дисках. Преимущество электронных тестов заключается в их высокой степени интерактивности, которая проявляется через контроль уровня знаний, и в случае, когда необходимо вспомнить забытое правило.

Ещё одна разновидность электронных средств обучения – это электронные учебные пособия, которых сегодня уже много. Это репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся, ресурсы электронных библиотек и баз данных.

Актуальность и возможность активного использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика заключается в том, что:

  • во-первых, задания, которые предлагаются в программе, могут быть как тренажерными, так и контрольными;

  • во-вторых, есть хорошая возможность для повторения учебного материала и для ликвидации образовавшихся пробелов по конкретному разделу русского языка, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося;

  • в-третьих, эти программы предоставляют возможность познакомиться с примерами, которые иллюстрируют определенное или изучаемое языковое явление,

Положительное влияние оказывают ЭОР и в организации работы по эффективному выполнению домашнего задания. Если рассматривать традиционную систему обучения, то суть домашнего задания там сводится к запоминанию информации. Практический компонент домашнего задания обычно ограничен составлением текстов, анализом орфографических, пунктуационных и лексических заданий. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать домашнее задание по русскому языку полноценным.

Ни в коем случае нельзя рассматривать ЭОР только как новые, а значит практически единственные образовательные возможности. У учеников всегда есть возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку, при выполнении домашнего задания и самоподготовки. Но образовательный процесс с использованием ЭОР значительно изменяет самого школьника. Результаты положительных изменений выражены в учебных и личностных достижениях ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков, что значительно повышает эффективность каждого урока русского языка. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов.

  1. Результативность

Анализируя опыт работы по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках истории в 5 – 11 классах, можно вполне уверенно сказать, что положительный результат есть. Он проявляется через:

    • возможность проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, что в свою очередь способствует обеспечению положительной мотивации к обучению;

    • обеспечение высокой степени дифференциации обучения;

    • рациональную организацию учебного процесса в каждом классе; что способствует повышению эффективности каждого урока русского языка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: МПСИ, 2002 – 352 с.

  2. Смольникова И.А. Интеллектуальные ИТ-системы в образовании // 21 Международная конференция –выставка «ИТО-11», ч. V-М.: ВМиК МГУ, 2011 – С. 50-52

  3. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя – Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2003

  4. Белова Н.В. Электронные образовательные ресурсы на уроках в средней школе// русский язык в контексте межкультурной коммуникации – Самара, 2011

  5. Русский язык. Современные образовательные технологии – Волгоград «Учитель», 2014

  6. Малышкина Н.А, Использование ЦОР на уроках русского языка // Вопросы Интенет – образования, 2011

1 Беспалько В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: МПСИ, 2002 – 352 с.

2 Смольникова И.А. Интеллектуальные ИТ-системы в образовании // 21 Международная конференция –выставка «ИТО-11», ч. V-М.: ВМиК МГУ, 2011 – С. 50-52


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!