СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта учителя русского языка  литературы. Представлены методы работы на уроках русского языка  литературы.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта»

Администрация ЗАТО пос. Видяево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Видяево»

(МБОУ СОШ ЗАТО Видяево)












Обобщение педагогического опыта по теме

«Системно-деятельностный подход как основа современного урока русского языка и литературы»









Петушкова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории











Видяево

2017

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА




Ф.И.О.


Петушкова Татьяна Ивановна


Дата рождения

15.08.1964

Занимаемая должность,

Дата назначения

Учитель русского языка и литературы 1.09.1997

Сведения об образовании

Высшее. Стерлитамакский Государственный педагогический институт(филологический факультет), 30.06.1990

Квалификация по диплому

Учитель русского языка и литературы

Общий стаж работы

35 лет

Педагогический стаж

20 лет

Стаж работы в занимаемой должности, в том числе в данном учреждении

20 лет,

в том числе в данном учреждении 3 года


Квалификационная категория

первая квалификационная категория по должности «учитель», дата присвоения 27. 03. 2014 года











«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции».

В.А.Сухомлинский.

Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей. В настоящее время система образования ориентирована на воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи, то есть быть конкурентноспособным. В связи с этим одной из приоритетных задач современного образования становится переход от накопления знаний к развитию личности, совершенствованию ее индивидуальных способностей.

В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности.


Актуальность проблемы

Выбор темы определен, прежде всего, тем, что изменения, протекающие в системе образования, требуют новые подходы к его содержанию. Также вижу актуальность в формировании ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения.

Считаю, что системно-деятельностный подход способствует развитию устной и письменной речи, так как в процессе обучения есть возможность использовать различные формы работы: индивидуальные и групповые.

Кроме того, данный опыт связан с работой в классах, обучавшихся в начальной школе по федеральным государственным стандартам. Традиционные методы и средства обучения недостаточно эффективны, а системно-деятельностный подход позволяет преодолеть затруднения, возникающие в процессе обучения.



Новизна опыта


Новизна опыта заключается в развитии творческих способностей учащихся путем организации работы с творческой тетрадью, использованием накопленных знаний и открытием новых.


Теоретическая база опыта

Знакомясь с многочисленными педагогическими технологиями и применяя их на практике, с течением времени поняла, что больше всего меня привлекает системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепций Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина. Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина. Она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний, позволяет сосредоточить внимание учащихся на главной цели обучения, связывая конкретные вопросы с более общими, что приводит к решению проблемы и созданию творческих индивидуальных работ. Но, как известно, используя только одну технологию, можно что-то упустить в образовательном и воспитательном процессе. Чтобы избежать этого, я использую элементы и других технологий, в частности, технологии критического мышления, элементы системы К. Н. Ильина «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека», которая ориентирует на следующее:

  • нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение;

  • преподавание литературы как искусства.


Проблема

Спад интереса к изучению русского языка, к чтению, ведет к снижению общего уровня устной и письменной речи.

Цель:

использование разных приемов и форм в системно-деятельностном подходе как средство развития устной и письменной речи учащихся.

Задачи:

  • создавать учащимся условия для выполнения проблемно- поисковой работы;

  • формировать речеведческие компетенции;

  • формировать общеучебные навыки; (подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемым на основе приобретенных знаний и жизненного опыта).

  • развивать навыки творческой и исследовательской деятельности повысить мотивацию учащихся в процессе обучения.


Предполагаемый результат

Работа с текстом разного уровня на уроках русского языка и литературы. Создание текста разных типов и стилей, умение аргументировать.

Содержание работы

Концепция федерального государственного общего стандарта, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, предусматривает формирование универсальные учебные действия (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), и определяет систему требований к уроку:

  1. Актуализация опорных знаний.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  3. Целеполагание.

  4. Включение в систему знаний и повторение.

  5. Рефлексия.

6.Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.

Задача учителя - основываясь на федеральный государственный общеобразовательный стандарт, построить урок таким образом, чтобы ученики пытались самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. Данная задача успешно реализуется через системно-деятельностный подход, используя разные методические приемы.

- Лови ошибку.

- Умение отвечать на вопросы.

- Реставратор.

- Проблемная задача.

- Проблемная ситуация.

- Проблемно-поисковый.


В своей практике часто сталкиваюсь с ситуацией, когда учащиеся, владея теоретическими знаниями, испытывают трудности в применении их на практике. С целью отработки навыка грамотного письма использую прием

«лови ошибку». Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками, или отрывок из творческой работы, написанной учеником. Например.

Мы сидели у костра и наблюдали пробуждение природы. Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную матовую дымку.

Находят ошибку, характеризуют и исправляют. В данном тексте ошибка заключается в неправильном употреблении причастного оборота. Это грамматическая ошибка. (Вся природа, точно прикрытая вуалью, пряталась за прозрачную матовую дымку.)

Благодаря данному приему, учащиеся осознают свои возможности в учении, адекватно рассуждают о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Побуждая учащихся к аналитическим действиям, использую прием «умение отвечать на вопросы» и прошу ответить:

- Почему допустили ошибку?

- В чем твоя ошибка?

-Почему дал неправильный ответ?

- На что следует обратить внимание?

Умение отвечать на вопросы - жизненно важный вид речевого общения, который проявляется в различных ситуациях. Используя этот прием, создаю ситуацию успеха для слабых учеников. Отвечая на вопрос, они аргументируют, выражают свои мысли, видят ошибки и исправляют их, используют имеющиеся знания – все это повышает мотивацию к процессу обучения.

Тема «Текст» является ключевой в школьной программе русского языка. Работая над основными речеведческими понятиями этой темы, учащиеся поэтапно осваивают все элементы комплексного анализа текста. Особенно актуальны уроки развития речи в условиях подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту в части 2 предполагает демонстрацию учащимися компетентности в областях лингвистической (понятие сочинения-рассуждения дается на уроках русского языка), литературной (для доказательства собственной позиции по предложенной проблеме выпускник должен привести не менее двух аргументов, один из которых берется из художественной литературы). Работая с текстом, использую прием «реставратор».

«Реставратор» - это прием, который осуществим на этапе самостоятельного творческого использования сформированных умений и навыков: навык работы с текстом, навык работы в группах, умение использовать знания, полученные на предыдущих уроках. Формируются личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия. Восстановить текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный», ученик сможет, прочитав или прослушав текст (познавательные учебные действия), осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи (регулятивные учебные действия). Обучающиеся осознают возникающие трудности, ищут пути преодоления. Варианты заданий : исправить орфографические и пунктуационные ошибки, восстановить текст, устранить повторы слов, восстановить правильный порядок предложений, восстановить текст, вставив необходимые причастия и деепричастия

«Проблемный вопрос»

Готовясь к уроку, постоянно задаю себе вопрос: «Как построить урок, чтобы побудить учащихся к мыслительному процессу, зажечь в них «искру познания»? Моя практика показала, что новый материал вызывает больший интерес, если его изложение начать с проблемного вопроса. Тем самым создается познавательная ситуация, в решении которой вовлекаются ученики. Проблемный вопрос, с которого возможно начать изложение нового материала, должен вызвать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать.

Например, на уроке русского языка в 5 классе, при изучении безударной гласной в корне слова, задаю такой вопрос: «Почему слово «капуста» не имеет пары?»

трАва - трАвы;

пОля - пОле;

кАпуста

Задание: объяснить орфограмму в корне слова.

Учащиеся объясняют, что проверочные слова трАвы, пОле – проверочные.

-Подберите проверочное слово к слову «капуста».

К слову «капуста» не могут подобрать проверочное слово.

Учащиеся формулируют проблему: какую гласную писать и почему.

-Что можно предпринять?

Они предлагают способы решения проблемы: спросить у учителя, у родителей, посмотреть в словаре.

Словарь – это фиксация слов, следовательно, именно там можно найти решение данной проблемы.

Ученики мыслят, используют имеющиеся знания, слушают, высказывают, то есть выполняют личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия.


В отличие от проблемного вопроса, ответ на проблемную задачу не может быть дан без базовых знаний поэтому процесс ответа на проблемную задачу, помимо активизации деятельности учащихся, является средством актуализации и контроля знаний учащихся.

«Проблемная задача» - это серия проблемных вопросов, которые трансформируют проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы их решения. Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация, проблемная задача, модель поисков решения, решение.

На уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Возвратное местоимение», ученикам предлагаю определить морфологические признаки местоимения. Учащиеся пытаются изменить возвратное местоимение по числам – не получается, пытаются изменить по родам – не получается, пытаются изменить по падежам: просклоняли, но затрудняются в определении формы именительного падежа. Проблема - просклонять надо, но не получается определить форму именительного падежа. Делают попытки, подбирают разные формы – не получается, кто-то из учеников приходит к выводу: «Нет формы именительного падежа». Учащиеся делают вывод: возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа. Ученики мыслят, анализируют, делают вывод, то есть, формируются личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия.

Проблемно-поисковый


Творческая тетрадь

Творчество А.С.Пушкина изучается каждый год, и в целях систематизации полученной информации в 5 классе ребятам было предложено создать тематическую тетрадь - «Пушкинскую тетрадь» - тетрадь-копилку. На обложке тетради портрет А.С.Пушкина, а каждая глава сопровождается рисунками. В эту тетрадь были собраны высказывания о поэте, поэтические строки А.С.Пушкина о временах года, о роли частей речи в стихотворении. При выполнении такой работы учащиеся следуют инструкции, контролируют себя – это регулятивные учебные действия; читают, слушают товарищей, формулируют свое мнение – коммуникативные учебные действия; личностные – реализуют творческий потенциал (это и творчество ученика, и систематизация материала, и развитие речи, и речеведческая компетентность).

Результат этой работы - тематическая тетрадь, которая может использоваться на уроках русского языка и литературы.

1.Богатейший языковой материал для работы на уроках русского языка.

2.Художественный материал для написания творческих работ.

3.Тематическая тетрадь – копилка, которая может пополняться до 11класса.

При изучении творчества Антуана Сент-Экзюпери (читали рассказ «Маленький принц»), обратив внимание на яркость языка, изобилие афоризмов, решили создать цитатник. В процессе работы ученики читали, выписывали, систематизировали, анализировали, потом использовали при выполнении творческой работы.

Проектирование на будущее: «Лермонтовская тетрадь» , «Тургеневсквя тетрадь», «Бунинская тетрадь» и т.п.

Таким образом, ученик на уроках развивает и совершенствует коммуникативные компетенции, лингвистические, культуроведческие.



Результативность опыта


Проводя анализ деятельности и результативности учащихся, могу сказать, что используя разные приемы системно-деятельностного подхода могус уверенностью сказать, что положительная динамика есть и она выражена в отношении обучающихся к процессу. Ученики принимают активное участие волимпиадах, исследовательских работах, в создании проектов. Например, при изучении творчества С.Экзюпери предложили создать творческую тетрадь цитат.

Также было замечено, на уроках повысился уровень эмоционального комфорта. Даже те ребята, которые всегда старались оставаться в тени, вступают в диалог, спорят, доказывают свою точку зрения.

Мониторинг качества знаний показывает положительную динамику.







Предмет

Русский язык

Литература

Учебный год

Класс

Качество знаний

Класс

Качество знаний

2014-2015

26 %

48 %

58 %

88 %



83 %

2015-2016

27 %

60 %

71 %

92 %

2016-2017

46 %



26 %


61%

58 %


100 %




Положительная динамика:


Положительную динамику вижу в желании учеников вести беседу на уроках литературы. Повысили качество по литературе: 7б – 4ученика; по русскому языку – 2ученика. В 7в классе повысили качество по литературе - 7 учеников, по русскому языку -3 ученика.



Результаты участия в олимпиаде, научно-практической конференции


Учебный год

Предмет

Русский язык

Литература

2014-2015

Федорова Дарья, (5 класс-призер),

Бубнова Алиса, (5 класс – призер),

Науменко Алиса, (5 класс- призер)





Школьная научно-практическая конференция учащихся:

Гаврилова Ирина, 6 класс – призер

Черкасов Данил,

5 класс – 2 место,

Иванова Виктория

5 класс – 3 место.

Смирнова Екатерина

6 класс – призер,

Чуб Виктория

6 класс – 2 место.




2015-2016

Муталапов Арсен, 6 класс- призер.

Перминова Мария (6класс- призер)

Науменко Алиса

участие,

Боголюбова Анна, участие.

Исхаков Руслан, участие,

Игнатенко Роман, участие,

Курыдкашин Александр участие. Школьная научно-практическая конференция учащихся:

Гаврилова Ирина, 7 класс – 3 место.

Науменко Алиса, 6 класс – 3 место.




2016-2017

Сущик Мария (5 класс – 2 место)

Боголюбова Анна, 7 класс – участие,

Легчанов Семен, 7 класс – участие,



Боголюбова Анна, 7 класс – участие,

Царева Ксения, 7 класс – участие.








Взаимодействие с партнерами, родителями


ГОД

МЕРОПРИЯТИЕ

ПАРТНЕР

1

2014

Народные посиделки. «Русские народные игры»

Гаврилова Д.И., и 1кл.(учитель начальных класссов)

2

2015

Конкурс чтецов. «О любви к родному краю»

А.Н.Фролова.

(школьная библиотека)

3

2015

Акция «Елочка, живи!»

А.Н.Фролова. (школьная библиотека)

4

2016

Викторина. «Что за прелесть эти сказки!»

А.Н.Фролова. «школьная библиотека»

5

2016

Акция. «Здоровые ножки»

Г.А.Антипова.

(медик)

Результаты участия

в научно-практической конференции


Учебный год

Наименование

Участник

Уровень

Результат

2014-2015

Научно-практическая конференция МБОУ СОШ ЗАТО Видяево

Гаврилова Ирина Владимировна

Школьный

Муниципальный

Призер

Участие

2015-2016

Научно-практическая конференция МБОУ СОШ ЗАТО Видяево

Гаврилова Ирина Владимировна

Науменко Алиса

Школьный

Муниципальный

Областной

Призер

Призер

Участие

Школьный

Муниципальный

Призер

Участие


Муниципальный форум «Шаг в будущее»

Гаврилова Ирина Владимировна


Муниципальный


Призер



2016-2017

IV Малая научная конференция «Я –исследователь»


Гаврилова Ирина Владимировна



Всероссийский


Участие

Научно-практическая конференция МБОУ СОШ ЗАТО Видяево

Гаврилова Ирина Владимировна

Школьный

Муниципальный

Призер

Участие



Взаимодействие с партнерами


Работать без активного взаимодействия с коллегами, думаю, невозможно. Методическая помощь опытных педагогов в процессе работы необходима. Тесное сотрудничество с учителем физики высшей категории Л.С.Ермиловой. С заместителем директора по учебно-воспитательной работе Т.Н.Дощечко консультация в составлении учебных рабочих программ, методической разработке уроков. Сотрудничаю с учителем русского языка и литературы В.Н.Кайряк. Очень важно в этой связи взаимопосещение уроков, активное участие в работе педагогических совещаний, посещение семинаров, видеоконференций, вебинаров, совместное проведение внеклассных мероприятий. Тесное сотрудничество с А.Н.Фроловой, Г.А.Антиповой. У молодых педагогов тоже есть чему поучиться, поэтому сотрудничаю с А.Е.Переродовой. С учителями начальных классов, особенно с Д.И.Гавриловой в рамках преемственности.

Работать с детьми нельзя без тесной связи с родителями учащихся. Считаю, что хороший результат работы достигается только совместными усилиями.













Приложение 1


Верблюд и Муравей.

Шефствавал по пискам Вирблют. Вдрук аказался на ево пути Муравей. Виерблют не глядя наступил на неВо и пАшОл далше.

Выскачел Муравей из под писка сердита, атрихнулся абагнал Вирблюта и пагразил ему кулачком. Но высокамерный, вилекан спакойна прадалжавший свой путь, второй рас наступил на маленкова путника.

Тогда Муравей опять абагнал Вирблюда и взабрался на бамбук. Когда на трапе поивился Вирблют, Муравей атогнул тонкаю гипкую вирхушку бамбука и прецелевшись атпустил её.

Получив хлёский удар по гарбу Вирблют взвился ат боли. Он скасил гневный взглят на обидчика и вдруг увидил претаившивося в засади Льва. Вирблют вихрем умчался проч .

На другой день апят случайн оказался Муравей на пути Вирблюда. Мощные ноги велекана асторожна перишагнули черес коратышку. Обернулся Вирблют и подмигнуф дружелюбно кивнул Муравью. (По А. Иванову)

Примечание. Верблюд, Муравей, Лев используются в значении имён собственных.

Предлагаю восстановить текст, устранив повторы слов.

«Еда – людское зерцало».

В допетровской Руси стол зажиточного человека отличался большим разнообразием. Самой полезной и здоровой пищей считались  каши. Ели кашу овсяную, гречневую, пшенную. Каши ели с молоком, маслом, репой, изюмом и патокой. Традиционное блюдо русской кухни – большие и маленькие пироги. Пироги готовили с начинкой на все вкусы. Основная начинка – мясо, рыба, грибы, каша, лапша, горох, репа. Мясо ели редко. Достойное место среди продуктов занимала рыба. Рыбу ели вареной, вяленой, соленой, сушеной. Из Карелии везли лососину. С Волги везли осетров. В Подмосковье ловили судаков, карасей, щук, окуней, пескарей.

Не забывали и о лакомствах. Лакомства готовили из садовых и лесных фруктов и ягод. На зиму заготавливали пастилу из яблок. В яблоки добавляли корицу. Варили леваши. Леваши – это ягодный сок с медом или патокой. Из напитков предпочитали квас, морс, пиво, мед.

Ели сидя на лавках. Ели за деревянными столами. Столы были непокрытые. Скатертями  почти не пользовались. Многие кушанья ставили на стол в мисках. Из мисок ели деревянными ложками по 2-3 человека.

Восстановить правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст.

Карнавалы.

  1. Побывав в европейских странах, Петр I  прослышал там о карнавалах и праздничных шествиях, пожелав перенести в Россию их атрибуты и сценарии

  2. Эти шутовские церемонии напоминали кривое зеркало, в котором действительность отражалась в карикатурном виде.

  3. Петр I обратил внимание и на карнавальные процессии кораблей-колесниц.

  4. Ему особенно понравились карнавальные церемонии избрания шутовских иерархов церкви – епископов, архиепископов.

  5. Царь, любивший корабли и море, не преминул и в России устроить подобные шествия и представления, стремясь продемонстрировать морское могущество России.

  6. На их мачтах крепили плетеные корзины – «вороньи гнезда», где находились «впередсмотрящие», а на флагштоках развевались вымпелы.

  7. Петровские «корабли» представляли собой инженерные сооружения со специальной оснасткой и устройствами для пиротехнических эффектов.

  8. «Корабли» были поставлены на санные полозья.

  9. Чтобы полозья были не видны, «корабли» закрывались полотнищами голубой ткани, а на корме были подвешены якоря.

  10. Полозья тащили запряженные цугом лошади.

(Ответ: 1, 4, 2, 3, 5, 7, 6, 8, 10, 9.)


Предлагаю восстановить текст, вставив необходимые причастия и деепричастия.



Соды и гулянья.

Гулянье  в садах было излюбленным развлечением богатой публики. В саду купца Егора Ганина в Петербурге публика видела в саду не только любимые владельцем породы деревьев, разнообразные цветы, ( _______ ) Ганиным огурцы и картофель, но и гроты, фонтаны, пещеры, павильоны. В нем на свободе «паслись» ( _____ ) в натуральную величину звери. Другой затейник устраивал «патагонскую идиллию»: перед изумленной публикой водили хороводы полуодетые слуги хозяина, ( _____ ) в черную и коричневую краску, с перьями в волосах, ( _____ ) бусами. «Патагонцы» плясали, как умели, а хозяин гордо разъяснял присутствующим, что они, не ( _____ ) Петербурга, находятся среди дикарей Южной Америки.

В XIX в. стало модно отправляться на прогулки в дворцовые сады и парки, за которыми ухаживали целые армии лесников и садовников: они стригли газоны, выращивали в теплицах цветы и высаживали их на клумбы, ( _____ ) к ( _____ ) рядом растениям; формировали кроны деревьев, ( _____ ), чтобы, например, корабельные сосны образовывали стволы, ( _____ ) гигантские подсвечники из трех или четырех отростков.

Для справок: сделанные, выкрашенные, увешанные, покидая, подбирая, растущим, добиваясь, напоминающие.













Приложение 2.

Статьи в газету «Вестник Видяево»



Символ жизни

Обычаю наряжать ёлку около двух тысяч лет. Для древних людей ель была священным деревом. Считалось, что в её ветвях обитают духи, которые способны отпугивать злых демонов, и люди украшали елеи различными плодами, украшениями. Такая традиция сохранилась до наших дней и мы наряжаем красавицу игрушками, гирляндами, мишурой. А еще вечнозеленая ель символизирует саму жизнь, и, срубая ее, мы уничтожаем саму жизнь.







Елочка, живи!

С приближением самого любимого праздника – Нового года – на прилавках магазинов появляются елочные игрушки, мишура, гирлянды, бусы для елки . Организуются елочные базары, где продают елки и сосны.

Но вот проходит праздник , мы наблюдаем грустную картину . Эти красавицы сиротливо выстроились у мусорных баков, Именно такое варварское отношение к природе, и приводит к различным природным катаклизмам, и хочется спросить:

Почему из магазина

Не несете елку в дом?

Так же ведь она красива,

И прослужит лет так сто…

Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет.

Комнату же можно украсить ветками, взятыми у елочки с нижних лапников, а затем из хвои приготовить отвар:

30 г хвои промыть в холодной воде, залить стаканом кипятка и кипятить в течение 20 минут на слабом огне в закрытой эмалированной посуде, добавив по вкусу сахар. Для повышения иммунитета необходимо принимать стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит больше витамина С, чем лимонный сок.

Сохраним деревце

Нет леса – Посади.

Мало леса – Не руби.

Много леса – Береги.

В нашей Мурманской области изобилием насаждений не похвалишься. Но Новый год приходит, и мы готовимся. Давайте попробуем встретить этот Новый год с искусственной елочкой. Ведь они бывают такие красивые, да и служат долго, и мусора от них не бывает. А для запаха квартиру можно украсить веточками или использовать эфирные масла: еловое, кедровое. апельсиновое. А мысль, что вы спасли жизнь елочке, пусть согреет вашу душу, да и нельзя забывать про наших пернатых, которые в зимнюю стужу спаслись в ветвях дерева от леденящего ветра.

И подумав в новогоднюю ночь о сохраненном нами деревце , улыбнемся этому миру и тихо скажем: «Живи, елочка!»





Приложение 3.











«ГАВ-ГАВ»

«МУМУ»

«БОЛЬШОЙ КОРОЛЬ»

«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

«СКАЗКА О ТОМ, КАК ДВА МИНИСТРА ОДНОГО ЧИНОВНИКА ЗАМОРИЛ»

«ПОВЕСТЬ О ТОМ , КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

«ЛЕТО! ПОМЕЩИК ПРИУНЫЛ…»

«ЗИМА! КРЕСТЬЯНИН ТОРЖЕСТВУЕТ…»

«СТОЮ ПОД ЗАБОРОМ У СВЕТЛИЦЫ СУХОЙ»

«СИЖУ ЗА РЕШЕТКОЙ В ТЕМНИЦЕ СЫРОЙ»



























Приложение 4

Качество знаний 5 «Б»

Качество знаний 5 «Б»













Качество знаний 5 «В»

Качество знаний 5 «В»















Русский язык

Литература
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!