СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок в 7 классе по ОБЖ "Чрезвычайные ситуации природного характера"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение   знаний  учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок в 7 классе по ОБЖ "Чрезвычайные ситуации природного характера"»







Обобщающий урок ОБЖ

в 7 классе по теме



«Чрезвычайные ситуации природного характера».



Банникова П.В.- учитель ОБЖ

1 Пересыпкинского филиала

МБОУ 2 Гавриловской сош















Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Задачи:

1.Образовательные: Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера», изученных на предыдущих уроках.

2. Развивающие: Развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера;

3. Воспитательные: Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

. Оргмомент. Целеполагание.

Всё первое полугодие вы узнавали, какие природные ЧС существуют ,каковы их особенности, в чем заключается защита населения от поражающих факторов данных явлений.

Цель сегодняшнего урока : Обобщить и проверить знания по данной теме.

Человек не может устоять перед силами при­роды, но мы должны знать о причинах их возникновения, последствиях, как правильно себя вести, чтобы не попасть в беду.

. Обобщение и систематизация изученного материала.

  1. Повторение основных понятий.

–Давайте вспомним, что же такое ЧС? ( ситуация, опасная для жизни и здоровья ).

–А что такое ЧС природного характера? ( обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате возникновения опасного природного явления, которая может повлечь или повлекла гибель людей, ущерб здоровью и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.)

- Что является источником возникновения природных ЧС? (стихийное бедствие или опасное природное явление)

- что отнесёте к данной группе? ( ……….).

- Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимодействии: одно из них может повлечь за собой другое – извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями. Некоторые из них часто возникают в результате невсегда разумной деятельности человека – лесные и торфяные пожары).

  1. Работа по презентации.

- Поработаем с доской.


- Перед вами фотографии различных чрезвычайных ситуаций природного характера


1 вопрос – Какую ЧС можно отнести к биологическим? (1)
2 вопрос – Источником возникновения какой ЧС в большинстве случаев являются подводные землетрясения? (4)
3 вопрос – В результате какой ЧС время от времени вырывается магма? (2)
4 вопрос – Назовите ЧС метеорологического происхождения? (6)
5 вопрос – Скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести. О какой ЧС идет речь? (5)

6 вопрос – Сила, интенсивность какой ЧС оценивается в баллах по шкале Меркали? (1)
(Слайд 3).

7 вопрос – Последствия какой ЧС изображены на данном слайде? (1)
(Слайд 4).

8вопрос – Перед вами последовательность действия при угрозе возникновения урагана. Найдите ошибку в данной цепочке. (1,2)

(Слайд 5)
9 вопрос – В лесу разыгрался пожар. Мальчик спасается от пожара. Укажи его ошибки. (1,4)

(Слайд 6)
10 вопрос – Перед вами правила безопасного поведения во время землетрясения. Найдите ошибку в данной цепочке. (4)

(Слайд 7)
11 вопрос – Перед вами алгоритм действия при внезапном возникновении урагана, бури, смерча. Найдите ошибки в действиях мальчика. (0)

- Молодцы!


. Проверка домашнего задания.

(Творческая работа в группах).

Дома вы должны были повторить весь изученный материал по учебнику. Проведём творческую работу: Марина и Данил решают кроссворд, и отгадывают ключевое слово, относящееся к одному из природных явлений. Остальные в тестовой форме определить действия населения и их очерёдность при возникновении той или иной ЧС природного характера.

- О каких явлениях шла речь в кроссворде? 1-гроза, 2-оползень, 3-смерч, 4-сель, 5-наводнение, 6-шторм, 7-ураган, 8-буря, 9-опасность, 10-оповещение, 11-цунами, 12-паника, 13-безопасность. Ключевое слово – землетрясение.

- Сверим порядок выполнения действий на случай ЧС: ( на обратной стороне доски).

1 – б, в, д, е, з.

2 – б, г.

3 – з, е, г, в.

4 – г, б, в, а.

5- г, б, д, з.

V. Проверка усвоения знаний. Игра «Счастливый случай».


Вот мы и подошли к самому интересному моменту урока – игре….. Она состоит из 3 туров и финала. В каждом туре на выбор командам предлагается 4 темы, внутри каждой темы вопросы оцениваются 5, 10, 15 и 20 баллов. Каждый участник по очереди называет тему и цену вопроса. Я вывожу на экран вопрос и зачитываю его. Для обсуждения вопроса командам дается 30 секунд. Итак, мы начинаем!


«Словарик»

Метеорологические ЧС

5 Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превы­шает 32 м/с (ураган)

10 Сильный электрический разряд между обла­ками и землей (молния)

15 Атмосферный вихрь, возникающий в грозо­вом облаке и распространяющийся до поверхнос­ти земли, воды в виде гигантского рукава-хобота (смерч)

20 Перенос больших количеств пыли или песка сильным ветром, сопровождающийся ухудшением видимости, вырыванием верхнего слоя почвы вместе с семенами и молодыми растениями, засыпанием посевов и транспортных магистралей (пыльная буря)


Геофизические ЧС

5 Как называются зоны, где были или ожида­ются землетрясения (сейсмические)

10 Область возникновения подземного удара (очаг землетрясения)

15 Раскаленная жидкая или очень вязкая масса, изливаю­щаяся на поверхность Земли при извержениях вулканов (лава)

20 Условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением. (магнитуда)


Геологические ЧС

5 Быстро, внезапно возникающее движение снега или льда вниз по крутым склонам гор (снежная лавина)

10 Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород. Их скатывание, дробление на крутых и обрывистых склонах (обвал)

15 Как называется горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (сель)

20 Какова основная причина образования оползней (вода, просочившаяся по трещинам и порам вглубь пород и ведущая там разрушительную работу)


Гидрологические

5 Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов (цунами)

10 Территория, покрываемая водой в результа­те превышения притока воды по сравнению с пропускной способ­ностью русла. (Зона затопления)

15 Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в начале зимы в сужениях и излу­чинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него (зажор)

20 явление колебаний («трясения») толщи мор­ской воды, возникающее в результате подводного землетрясения над районом его эпицентра. Ощущается на судах, находящихся вблизи проекции эпицентра на поверхность моря, в виде колебаний корпуса корабля. (моретрясение)


Второй тур:

«Самое, самое»

Метрология

5 Понижение давления является признаком приближающейся непогоды, укажите, с помощью какого прибора мы можем это определить (барометр)

10 Известно, что сила ветра измеряется его ско­ростью. Назовите ученого, создавшего шкалу силы ветра (Бофорт)

15 По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (Меркали)

20 Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу (сейсмограф)


Страницы истории

5 Небольшой остров в Тирренском море, который древние римляне считали входом в ад и полагали, что владеет им бог огня и кузнечного ремесла? (Вулкано)

10 Извержение, какого вулкана наиболее известно в истории (Везувий)

15 В какой стране зафиксировано наибольшее число землетрясений? (Япония)

20 Какой город в России был полностью разрушен землетрясением? (Нефтегорск)


Искусство

5 Какое стихийное бедствие метеорологического характера довольно часто упоминается в стихах А.С. Пушкина (буря)

10 Какое стихийное бедствие описывается в Библии? (наводнение)

15 О каком стихийном бедствии говорится в произведении Николая Некрасов Дедушка Мазай и зайцы (наводнение)

20 Как называется картина-катастрофа художника Карла Петровича Брюллова, которую он в закончил 1833 году (“Последний день Помпеи”)


Стихия и человек

5 Главный российский спасатель (С. Шойгу)

10 Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча (пылесос)

15 За всю историю изучения этого стихийного бедствия лишь однажды исследователь Самарэс сумел заснять его на видеокамеру с самого близкого расстояния. Какое стихийное бедствие ему удалось заснять? (торнадо)

20 Назовите китайского философа создавшего в 132 году н.э. прибор, названный им «флюгером землетрясений», который мог зафиксировать колебания земной поверхности и направление их распространения. (Чанг Хенг)


Третий тур:


«SOS»

Особо опасно

5 Что является основным поражающим факто­ром при наводнении (вода)

10 Именно в их совместном дей­ствии заключается разрушительная сила урагана (ветра и воды)

15 С чем связано разрушающее действие смерча? (с действием стремительно вращающегося воздуха и резким вертикальным подъемом воздушных масс)

20 Что представляет самую большую опасность при извержении вулкана? (тучи пепла и газов ("палящая туча"))


Очевидец

Фотографии стихийных бедствий

Очевидцем, какой ЧС вы являетесь?

5 (цунами)

10 (наводнение)

15 (снежная лавина)

20 (оползень)


Спасатели

5 Оповещение об угрозе землетрясения застало вас на улице. Что вы будете делать? (занять место вдали от зданий и линий электропередач)

10 Назовите основной способ спасения людей при извержении вулканов. (эвакуация)

15 Сколько у вас есть времени от первых толч­ков землетрясения до последующих (15 – 20 с)

20 Где не опасно действие цунами? (в открытом океане)


Народная мудрость

5 Toт, кто стрижет волосы или ногти в тихую погоду, накличет… (шторм)

10 Если сороки садятся на верхушки деревьев — к морозу, на нижние ветки — к …(ветру)

15 Если клевер складывает свои листочки и склоняет головки, — это… (к ненастью)

20 В полдень лучи Солнца темнеют… (ожидай грозу)


Финал

Игроки по очереди называют тему, которую хотели бы убрать, затем на листках делают свои ставки.


Внимание!

Где находится Международная служба предупреждения о цунами? (В г.Гонолулу (Гавайские о-ва).


Атмосфера

Область пониженного давления в атмосфере это (циклон)


Вода, вода…

К какому виду относятся наводнения, которые наносят огромный материальный ущерб и приводят к гибели людей, охватывая громадные территории в пределах одной или нескольких речных систем, временно изменяются жизненный уклад населения. Повторяемость 100—200 лет. (катастрофические)



Изобретения

В каком конструкторском бюро в 1989 г. был разработан специальный тип бортового оборудования, которое позволило использовать известный транспортный самолет ИЛ-76 в пожарном варианте для тушения лесных пожаров. (конструкторское бюро им. Ильюшина)


Эпидемия

Пандемию этой болезни, пришедшей из Восточного Китая, в Европе называли «Черной смертью». (чума)


- На этом игра закончилась, посчитаем ваши баллы. Молодцы!


V. Рефлексия.

- Давайте вспомним, какова была цель нашего урока? ( Обобщить и проверить наши знания о ЧС природного характера).

-Достигнута ли она?

ПОМНИТЕ:

Ваши знания, умения и навыки –залог уверенности и эффективности действий в опасных ситуациях!

V. Оценки за урок. Домашнее задание.


Источники информации:

1. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл. [Текст]: Дидактические материалы.– М.: Дрофа; ДИК, 2000

2. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл. [Текст]: учебник для общеобразоват. Учреждений / А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова для 7 класса– Москва: «Просвещение»-2011 г.

3. Рабочую тетрадь: А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова для 7 класса – М.: «Просвещение» -2013г

4.Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности». Поурочные разработки 5-9 классы.

5.Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. – Библиотека элекитронных наглядных пособий. (670 Мб). – М.: Кирилл и мефодий, дрофа, Нью Медиа Дженерейшн. 2003. – 1 электрон. Диск (CD-ROM).


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!