МБОУ «Гапкинская СОШ»
Обобщающий урок русского языка
по теме:
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
3класс
УМК « Начальная школа XXI век»
Уч-ль:Коренева А.П.
2013год
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель урока:
Задачи:
Образовательная:.(формирование познавательных действий)
-уметь находить имена прилагательные в предложении и тексте,
-определять основные грамматические признаки: число, род, падеж
- классифицировать по видам ( качественные, относительные, притяжательные)
-употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи
Развивающая: (развитие коммуникативных личностных и регулятивных навыков)
развивать речь, мышление, внимание, память, любознательность, орфографическую зоркость и наблюдательность
выполнять умственные операции (анализ, синтез. классификация)
умения планировать, осуществлять и оценивать свои учебные действий в предметной, межпредметной и метопредметной областях
Воспитательная:
воспитывать любовь к русскому языку, интерес к художественной и научной литературе; бережное отношение к окружающему миру, чувство сотрудничества, культуры взаимоотношений на уроке и взаимопомощи.
Вид: урок – интеллектуальная игра «Умники и Умницы»
Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, ЭОР «Полезные уроки по русскому языку» видеозапись фрагмента « Заяц-русак», аудиозапись «Песенка о переменке» доп. источники информации толковый, орфографический словари, большая энциклопедия, раздаточный материал, карточки-помощи, смайлики для рефлексии.
Организационный момент
(Наш урок пройдет в форме интеллектуальной игры "Умники и Умницы» )
Актуализация темы и целей урока.
1РАЗМИНКА
Словарная работа
Комментированное письмо словарных слов:
классный, известные, русский. везде. гигантские
-Назовите лишнее слово? (везде -наречие)
-Классификация словарных слов (имена прилагательные ед.ч и мн.ч., удвоенная и непроизносимая согласная, 2 и 4 слога, слова с йодированными гласными)
2ТУР «Интеллектуальный марафон» (ЭОР «Полезные уроки. Русский язык 3 класс»)
Найди имена прилагательные
Найди имена прилагательные м.р.
ЗТУР
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание по клубам: просклоняйте имена прилагательные
Храбрые (мн.ч) смелая (ж.р.) отважный(м.р.)
Взаимопроверка работ уч-ся.(Слабоуспевающим уч-ся предлагается карточка -помощи)
-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?(слова-синонимы)
4ТУР
Работа в группах
1Выпиши имена прилагательные в краткой форме, женского рода, единственного числа.
Ласковы, ласкова, ласковая, наимудрейшая, мудрая, мудрее, мудра, аккуратная, аккуратен, аккуратна, внимательная, внимательна, внимателен, прекрасна, прекраснейшая, прекрасна, прекраснее.
2 группа
Распредели имена прилагательные в три столбика:
1) качественные;
2) относительные;
3) притяжательные.
Красивый, вишнёвый, медвежья (берлога), сильный, мартовский, тётин (плащ), деревенский, новый, рыбий (хвост).
3группа
Прочти предложения, найди все имена прилагательные и подчеркни их как члены предложения.
Русские народные сказки добры и поучительны.
Жираф – самое высокое животное.
ФИЗМИНУТКА
5ТУР.
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
-Прочтите название текста. Объясните значение слова «заяц-русак».(Работа с толковым словарем и большой энциклопедией) Чтение текста.
Заяц-русак.
Убежище зайца-русака может располагаться под большим кустом, в густой траве. В местах обитания, много его заячьих троп. На кормежку он выходит рано утром или в вечернее время суток. Заяц рад…. Вот так заяц-русак!
Работа в парах .Найдите в тексте качественные имена прилагательные. Выпишите их, определите число, род и падеж.
Об зайце-русаке писал и Лев Николаевич Толстой в своем рассказе «Зайцы», но а мы сейчас посмотрим небольшой видео –сюжет об этом млекопитающем
6ТУР
Творческая работа в группах
Продолжи предложение именами прилагательными
Наша школа…..
Наш класс….
Мои родители….
7ТУР
« Блиц –турнир»
1 Что такое имя прилагательное?
2 Продолжи фразу: имена прилагательные изменяются….…
3 Что обозначают качественные имена прилагательные?
_____________________________________________________________
1Каким членом предложения являются имена прилагательные?
2 Что обозначают относительные имена прилагательные?
3 Закончи фразу: имена прилагательные употребляются в том же роде, числе и падеже ….
________________________________________________________________
1.На какие вопросы отвечают притяжательные имена прилагательные?
2.Какие имена прилагательные могут иметь краткую форму?
3.Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи?
РЕФЛЕКСИЯ
ИТОГ УРОКА.