СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме «Звуковые явления».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний по теме "Звуковые явления".

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Звуковые явления».»

Повторительно - обобщающий урок по теме «Звуковые явления».



Цели: повторить, обобщить и систематизировать представления о механических колебаниях и волнах, звуке и его параметрах; углубить представления о звуке; контроль знаний и умений учащихся по теме «Звуковые явления».

Планируемые результаты

Предметные : Участвуют в обсуждении вопросов по темам: колебательное, волновое движение, звук.

Метапредметные:

Познавательные: учащиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: учащиеся осознанно определяют уровень усвоения учебного материала

Коммуникативные: учащиеся умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

Личностные: осознание важности физического знания.



Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Актуализация опорных знаний.

Вступительное слово учителя.

Цель урока: повторить, закрепить и обобщить знания по теме «Звуковые явления»

Записать тему урока

Мир звуков так многообразен,

Богат, красив, разнообразен,

Но всех нас мучает вопрос

Откуда звуки возникают,

Что слух наш всюду

услаждают?

Пора задуматься всерьез.

Сегодня, ребята, мы совершим с вами познавательное и увлекательное путешествие в страну звуковых явлений.

Когда путешественник собирается в дорогу, он берет с собой багаж. Мы тоже должны собрать багаж знаний, без которых нам трудно будет ориентироваться в стране звуков.

(Работа с интерактивной доской)

На доске записаны физические величины и их условные обозначения. Нужно их соотнести между собой.

(выходит 1 участник и выполняет задание на соответствие ),



Смещение Т

Амплитуда х

Период А

Частота ν

Скорость волны λ

Длина волны v







Необходимо составить формулы.

Т =

ν =

λ =

v=



(выходит 2 участник и составляет формулы).

Итак, в путь! Прежде, чем попасть в страну звуков, необходимо преодолеть лабиринт определений, понятий и законов по теме «Звуковые явления».

Учитель объясняет правила работы с карточками лото.

  1. Решение задач.

Чтобы не отстать в пути, необходимо уметь рассчитывать путь, скорость и время пути. У вас на столах находятся карточки с тремя задачами.

Первый ряд находит путь, второй – скорость, третий – время.

Задача1. (1 ряд ). Какой путь пройдет маятник за 8 с, если частота его колебаний 0,5 Гц, а амплитуда 0,3 м?

Задача 2. (2 ряд). Рыболов заметил, что за 5 с поплавок совершил на волнах 10 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волн 1 м. Какова скорость распространения волн?

Задача 3. (3 ряд) Скорость звука в воздухе 340 м/с. Через какое время человек услышит эхо, если преграда находится от него на расстоянии 170 м?

( Учащиеся решают задач ( 4 мин.). 3 учащихся показывают решение на доске.)

Звучит спокойная музыка.

  1. Звук - это интересно!

Слово учителя. Итак, мы входим в царство звуков. Звуки окружают нас повсюду. Мы общаемся с помощью звуков.

Что такое голос? Голосом называют звуки, производимые голосовым аппаратом и служащие для общения между людьми. Как устроен голосовой аппарат?

(Учащийся у доски, по схеме на слайде, объясняет строение голосового аппарата человека)

Несмотря на то, что голосовой аппарат у всех людей устроен одинаково, Каждый человек имеет индивидуальное звучание голоса. Чем это обусловлено? (Характеристиками звука)

Пределы частот для звуков человеческого голоса составляют 64 Гц (нижняя басовая нота) и 1300 Гц (верхняя сопрановая нота). Посмотрите, на диаграмме представлена шкала голосовых диапазонов.

Послушаем, как звучат различные голоса. (Звучат отрывки из вокальных произведений в исполнении известных оперных певцов, обладавших разными типами певческих голосов:

– «Соловей» А. А. Алябьева в исполнении В. В. Барсовой (колоратурное сопрано);

– романс П. П. Булахова «Не пробуждай воспоминаний» в исполнении Н. А. Обуховой (меццо-сопрано);

– песенка герцога из оперы Дж. Верди «Риголетто» в исполнении И. С. Козловского (лирический тенор);

– ария Гремина из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении М. О. Рейзена (бас).

Сейчас прозвучали голоса выдающихся русских певцов XX в.: Валерии Барсовой, Марка Рейзена, Ивана Козловского и Надежды Обуховой.



Чем же различаются голоса певцов, пение которых мы только что слышали?

Ответ учащихся (высотой)

Но как мы отличаем голоса людей с одинаковой высотой звука? Что отличает звучание даже одной и той же ноты в исполнении различных музыкальных инструментов или голоса?

Учащиеся предлагают свои ответы на эти вопросы.

Правильно. Человеческие голоса отличаются индивидуальной окраской, которую определяет тембр звука.

Еще одной характеристикой звука является громкость

(опыт с камертоном и шариком) Учащиеся объясняют причину различной громкости, в зависимости от амплитуды колебаний.

Громкий звук может оказывать различное воздействие на организм человека Сообщение учащихся

  1. Закрепление. Викторина. Учащиеся выполняют интерактивный тест Звуковые явления в форме викторины.

  2. Вывод:

Мы обобщили и систематизировали знания о звуковых явлениях.

Познакомились с интеграцией физического явления – звуковых колебаний с науками: биологией, медициной, экологией, музыкой.

Сфера применения звука обширна, а сам звук многогранен.


  1. Рефлексия. «Маятник настроения»

. Справа на картинке - хмурый день, тучи, дождь. Справа - солнце, безоблачное небо. В зависимости от того,  «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.

Было понятно

Было интересно

Узнал новое

Активно участвовал.

Было скучно

Было неинтересно

Было очень трудно

Ничего не понял

Закончить урок я хочу словами писателя



  • Всё запечатлено в звуках. Прошлое человека, его настоящее и будущее. Тому, кто не умеет слушать, невнятны советы, которые жизнь дает нам ежеминутно. Лишь тот, кто слышит шум бытия, может принять верное решение.

Пауло Коэльо

  1. Итоги урока

Домашнее задание Тренировочный тест Звуковые явления в Рабочих тетрадях по вариантам (стр.124,126).


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!