МБОУ «Пригородная СОШ»
Урок географии на тему:
«Обобщающий урок по теме «Литосфера»»
6 класс
Учитель: Чугунова С.А.
Ульяновск 2018
Содержание
1.
Организация класса, постановка учебной задачи: повторение знаний по теме «Литосфера» 3
Задание 1 4
Задание 2 4
Задание 3 5
Задание 4 6
Задание 5 6
Задание 6 8
Задание 7 9
2. Подводятся итоги урока, выставляются оценки. 9
- Организация класса, постановка учебной задачи: повторение знаний по теме «Литосфера».
Учитель: Есть на все в программе мера
Наша тема «Литосфера»
Завершилась, как не жаль,
И теперь зовет нас вдаль
«Гидросфера» - оболочка,
Только рано ставить точку:
Звенья о земной коре
Пригодятся детворе.
Нынче вам на удивленье
Игровое представленье!
Раз игра, то есть Затейник.
Я сегодня – Коробейник
У меня «товар» по теме,
На «покупку» будет время.
В лотке, оформленом картинками по теме, лежат вопросы, которые учитель будет использовать на уроке. Они написаны на карточках с изображением минералов.
Задание 1
Учитель: Все готовы отвечать?
Ну с чего бы нам начать?
Объясните, для примера,
Что такое литосфера?
Чем же сложена она?
Вам коллекция дана.
Назовите, что известно
А еще нам интересно,
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?
Ученики определяют названия образцов горных пород и минералов, объясняют их происхождение. Можно давать экспонаты не только из школьной коллекции, но и новые образцы. Это вызовет большую заинтересованность детей. Уместно спросить, в чем разница между минералом и горной породой.
Задание 2
На столе несколько окаменелостей с отпечатками древних растений. Вывешиваются картины гор.
Учитель: Посмотрите на картины:
Горы это иль равнины?
А какие суперсилы
Их в движение превратили ?
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Вам расставить их по росту?
С помощью карты ученики называют горы, объясняют, как пользоваться шкалой высот, и называют принцип деления гор по высоте.
Учитель: А теперь, друзья, сравним
По высотам вид равнин:
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.
Ученики называют основные низменные равнины, возвышенности и плоскогорья.
Задание 3
Учитель: Посмотрите: здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то.
Может, верное решенье
Нам подскажет их строенье.
По макету ученики определяют, что это вулкан, рассказывают о строении вулканических гор.
Учитель: А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Кто на дне «бывал не раз»,
Дайте образный рассказ.
Задание 4
Учитель: Я даю координаты
На каких материках
Гор вершины в облаках.
Учитель пишет на доске координаты:
620 с. ш., 1500 з. д. (Мак-Кинли);
310 ю. ш., 1700 з. д. (Аконкагуа);
30 ю. ш., 380 в. д. (Килиманджаро);
290 с. ш., 870 в. д. (Джомолунгма);
770 ю. ш., 1700 в. д. (Эльбрус).
На доске даны координаты гор на разных материках, чтобы ученики еще раз поупражнялись в определении местонахождения.
Задание 5
Учитель: А теперь словарь по теме.
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Вы говорите лишь ответы.
Разминка:
1 ряд: От дождей, текучих вод
Он растет из года в год
Он полей равнинных враг,
Как зовут его?
(Овраг)
2 ряд: Чтоб узнать глубины вод
Что применим?
(Эхолот)
3 ряд: По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка.
(Барханы)
1 ряд: Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня
Какие горы Этна? Гекла? –
Еще вопрос вам от меня.
(Вулканы)
2 ряд: Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья
В соседях с ним живет вулкан,
Фонтан вам тот известен?
(Гейзер)
3 ряд: Города горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
(Гранит)
Задание 6
Учитель: Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.
Заранее написать на доске слова (см. ниже). Ученики должны найти группу слов, которые характеризуют какие-то понятия, и определить лишнее слово.
Ядро, мантия, впадина, земная кора.
Вершина, дюны, барханы, овраг.
Подошва, склон, вершина, отмель.
Литосфера, гидросфера, холм, атмосфера.
Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
Низменность, перевал, гребень, хребет.
Задание 7
Игра – соревнование «Восхождение на гору»
На двух склонах гор показаны остановки. Два ученика получают карточки с пятью вопросами, на которые они должны ответить. Если ответы верные, ученик продвигает свой флажок к вершине. Выигрывает тот, кто первый возложит флажок к вершине.
Ответы дают по очереди. В случае неверного ответа на следующий пункт продвигаться нельзя.
Лучше всего таким образом проверять знания карты.
Перед началом игры учитель говорит слова:
Восхождение на гору
Только тем ребятам в пору,
Кто объект найдет на карте
В путь! Счастливого вам старта!
- Подводятся итоги урока, выставляются оценки.