СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Атмосфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с соответствии с ФГОС по учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой 2017 года.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Атмосфера"»

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Атмосфера»

по УМК: 1.География. Начальный курс: 6 класс.Т.П.Герасимова. Н.П.неклюкова-М.:Дрофа. 2013.-c.159..

2. Географический атлас. 6 класс.

Цель - обобщение и систематизация знаний по теме"Атмосфера"

Задачи:


  • Образовательная - определить уровень знания основных понятий, терминов, определений; элементов погоды и климата, приборов и способов изучения атмосферы; обобщить материал как систему знаний об атмосфере;

  • Развивающая - определи ть слепень пространственного мышления; уровень умения выполнять практические задания по характеристике элементов погоды с использованием данных календаря; выявлять причинно-следственные связи образования ветра, облаков, атмосферных осадков; определить уровень понимания значения атмосферы для жизни и деятельности людей; развивать коммуникативные навыки;

  • Воспитательная - помочь осознать значимость географической культуры, эстетического восприятия природных явлений через литературные произведения, музыку; культуру общения.

Тип урока: Обобщение, систематизация и проверка знаний.


Форма урока: урок - путешествие.








ФОУД

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.


Оборудо

мультимедиа проектор, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный

ванне

материал (основы

для графика, карточки

с заданиями), листь


самооценки.



Планиру емые

Предметные:

Мета предметные:

Личностные:

результа

- определять

Регулятивные - работать по плану.

- овладение

ты

уровень знаний

осуществлять самооценку.

географическими


основных понятий и терминов по

самоконтроль, коррекцию.

знаниями и умениями их применять в


теме;

Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество, выражать

различных жизненных ситуациях;


- определять

свои мысли, аргументировать свою

личностное.


уровень знаний

точку зрения; слушать и понимать

п рофесс и о н ал ь н ое


основных элементов огоды


погоды




речь других.

с а м о о п релен и е:


и климата.

Познавательные - самостоятельно

- осознание


приборов и

выделять и формулировать цель:

значимости


способов изучения

формулировать проблему; выбирать

географической


атмосферы.

наиболее эффективный способ решения; создавать алгоритм деятельности.









































































































































1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: Наш урок мне хотелось бы начать с легенды.

"Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. "Скажи мне.- спроеил юноша - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом, учился у великих людей. Как же гак. что и у тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.

(Учитель рисует круги на доске). “Твои знания - э го маленький круг, а мои - большой. Но всё. что осталось вне этих кругов - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".

Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить, что мы знаем, а что нам ещё неведомо?

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

IjJjUM

  • Ребята, сколько на Земле океанов? (4 - Тихий, Индийский, Атлантический, Северный

  • Ледовитый).

СаЛ

- Ребята, есть ещё на Земле 5 океан, но только он особенный называется? (Атмосфера).

воздушный. Как он

Сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие в этот воздушный океан. Чтобы наше (урок) путешествие вам запомнилось, было увлекательным, вы должны показать свои знания, умения и навыки по теме «Атмосфера», которую мы изучали на протяжении нескольких последних уроков. ,

Вам придётся побывать на следующих станциях: метеорологическая, практическая, ветреная, краеведческая. На партах у каждого лежал маршрутные листы с названиями станций: после выполнения заданий на каждой станции вы должны оценить свои знания по баллам (по количеству выполненных правильных ответов) - после моего разъяснения. Маршрутные листы подпиши те и в конце путешествия сдадите мне вместе с выполненными заданиями на с танции практическая.

III. Актуализация знаний

Стихо творение «Атмосфера» прочи таем коллективноВндшеш группа ребят).

1.НИКИТА. Чем мы дышим, кто нам скажет Воздух виден или нет?

Что вокруг планеты нашей?

Мы на все дадим ответ.

2. АЛЕКСЕИ: Хоть летают в космос люди,

Сколько maim! Не сосчитать!

Мы л к' сегодня с вами будем А тмосферу повторять.

3. ДМИТРИИ: А тмосферу составляют Очень разные слои,

С высотой, кто не знает,

Изменяются они.




культуры.




1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: Наш урок мне хотелось бы начать с легенды.


"Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. "Скажи мне.- спроеил юноша - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом, учился у великих людей. Как же гак. что и у тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.

(Учитель рисует круги на доске). “Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но всё. что осталось вне этих кругов - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".

Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить, что мы знаем, а что нам ещё неведомо?


II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА




  • Ребята, сколько на Земле океанов? (4 - Тихий, Индийский, Атлантический, Северный

  • Ледовитый).


Слайд 1- Ребята, есть ещё на Земле 5 океан, но только он особенный-воздушный. Как он называется ? (Атмосфера).






Слайд 2 Сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие в этот воздушный океан. Чтобы наше (урок) путешествие вам запомнилось, было увлекательным, вы должны показать свои знания, умения и навыки по теме «Атмосфера», которую мы изучали на протяжении нескольких последних уроков. ,


III. Актуализация знаний

Стихотворение «Атмосфера» прочитаем коллективно (читает группа ребят).

1.НИКИТА. Чем мы дышим, кто нам скажет Воздух виден или нет?

Что вокруг планеты нашей?

Мы на все дадим ответ.

2. АЛЕКСЕЙ: Хоть летают в космос люди,

Сколько maйн! Не сосчитать!

Мы ж сегодня с вами будем Атмосферу повторять.

3. ДМИТРИИ: Атмосферу составляют Очень разные слои,

С высотой, кто не знает,

Изменяются они.


Вам придётся побывать на следующих станциях: метеорологическая, ветреная, краеведческая, практическая. На партах у каждого лежат маршрутные листы с названиями станций: после выполнения заданий на каждой станции вы должны оценить свои знания по баллам (по количеству выполненных правильных ответов) - после моего разъяснения. Маршрутные листы подпишите и в конце путешествия сдадите мне вместе с выполненными заданиями на станции практическая.

































4 ДАША: Слой снегов,дождей, ветров
Тропос- значит он живой
Тропосферы первый спой. Есть здесь все, но в большей мере -
Кислород, азот, озон В малых долях - йод и гелий, Водород, неон, радон.

  1. КАТЯ: Выше в небе стратосфера
    Очень даже важный слой

  2. КСЕНИЯ. А за ним ионосфера
    (и термосфера)

Этот слой совсем иной: Слой ионного влияния, Метеоров и комет
Слой полярного сиянья, Спутников, еще ракет.

7. КАТЯ Экзосфера! Мы в полете! Новый слой должны узнать И летим на звездолёте Тайны мира открывать.

УЧИТЕЛЬ. Чтоб к друг другу во Вселенной Мы могли потом летать, Я скажу вам, несомненно, Атмосферу надо знать.

Слайд 3 УЧИТЕЛЬ Ребята, давайте построим схему «Строение атмосферы». (Девочки выходят к доске, прикрепляют таблички с названиями слоев).

УЧИТЕЛЬ - А какой самый важный слой?

УЧИТЕЛЬ - Почему? (Что он представляет собой?)

УЧИТЕЛЬ - Чем эти слои отличаются друг от друга?










- УЧИТЕЛЬ Ребята, для чего нужна Атмосфера?

Значение Атмосферы:

1. Рассеивает солнечные лучи: не дает сильно нагреться поверхности Земли днём, охладиться ночью (одеяло удерживает тепло).

2. Броня планеты (сотни метеоритов небесных тел, камней не долетают до Земли, сгорая в Атмосфере, особенно это хорошо видно в летнюю звёздную ночь). В народе их называют «падающими звёздами». (Луна, например, испытывает настоящую метеоритную «бомбёжку»).

3. Образуются облака, ветер...., по явлениям, происходящим в ней, предвещают погоду.

4. Атмосфера- это жизнь, кислород, содержащийся в Атмосфере, необходим для двиэ/сения.

5. Озоновый слой - экран защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений, большая доза которых губительна для организмов.

УЧИТЕЛЬ С высотой изменяется состав, давление, влажность воздуха. Благодаря этому атмосфера имеет слоистое строение.

1) 'Тропосфера- эго нижний слой атмосферы. Она содержит 80% всего атмосферного воздуха. 90% водяного пара. Именно в ней содержатся облака и выпадают осадки. Верхняя граница тропосферы - 18 км на экваторе и 8-10 км на полюсах.

2) Стратосфера - это слой атмосферы, лежащий над тропосферой на высоте 50-55 км. Воздух холодный и разряжен. Облаков почти не образуется, т.к. мало водяного пара.

3) Верхние слои атмосферы.

УЧИТЕЛЬ: ‘'Верхние слои атмосферы делятся ещё на 3 слоя. Из стихотворения стало ясно, как называются слои верхней части атмосферы?

Слайд 3 . "В верхних слоях атмосферы выделяют три слоя: мезосфера, термосфера, экзосфера.

Мезосфера средняя часть атмосферной оболочки Земли. Находится на высоте 50-80 км. Температура здесь падает от т 10 до - 80 градусов. Термосфера расположена на высоте от 80 до 500 км. Здесь температура быстро нарастает с высотой от *500 о о 1500 градусов. В этом слое сгорают космические аппараты в результате трения об атмосферу.

Экзосфера - самая высокая часть атмосферы. Расположена на высоте от 500-8000 км. Температура +2200 градусов. Эту сферу называют земной короной. Отсюда водород и гелий рассеиваются в мелепланетное пространство. Здесь проходят орбиты спутников, наблюдающих за погодой ".

УЧИТЕЛЬ: Человечество интересовалось воздушным океаном очень давно, но только 300- 400 лет назад были изобретены первые приборы для изучения атмосферы. Сегодня изучение атмосферы Земли ведётся иод руководством Всемирной метеорологической организации (ВМО). Для наблюдения за состоянием Атмосферы создана сеть наземных метеорологических станций, оборудованных различными приборами.

УЧИТЕЛЬ - Ребята, с какими приборами мы познакомились на уроках? Перечислите их. пожалуйста. (1) Термометр 2} Барометр 3) Флюгер 4) Анемометр 5) Снегомерная рейка 6) Осадкомер (божбемер) 7) Гигрометр)

-А теперь давайте вспомним, для чего нужны эти приборы метеорологам на станциях:

Слайд 4. Составьте правильные пары



1. Термометр

2. Барометр

3. Гигрометр

4. Осадкомер

5. Флюгер

а) количество осадков

б) температура воздуха

в) направление и сила ветра

г) атмосферное давление

д) влажность воздуха

Слайд 5 Ответ: 1 -б. 2-т. 3-д. 4-а. 5-в .

Термометр - прибор для определения температуры воздуха. Состоит из тонкой стеклянной трубочки, заполненной жидкостью (ртуть, покрашенный спирт), и шкалы. Действие его основано на свойстве жидкостей при нагревании- расширяться, а при охлаждении-сжиматься.

Барометр - прибор для определения давления воздуха. Флюгер - прибор для определения направления ветра (воздуха) Анемометр - прибор для измерения V (скорости) ветра. Снегомерная рейка - прибор для измерения h (высота) снежного покрова. Осадкомер (дождемер) - прибор для измерения кол-ва выпавших осадков на Землю. Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха. Гигрографы - приборы - самописцы, (влажности воздуха)

-Для чего необходимы метеорологические приборы. (Чтобы предсказать погоду) -Можно ли предсказать погоду без приборов?(да) -Как?( для этого нужно хорошо знать приметы погоды).

-Проведем небольшой аукцион - кто больше примет знает. (Учащиеся называют приметы, которые знают.)

ПРИМЕТЫ ПОГОДЫ



1

Солнце садится в тучу



2

Комары вьются тучами



3

Дождевые черви вылезают наружу



4

Паук быстро ткет паутину



5

Днем тепло, а ночью холодно



6

Солнце вечером зашло за тучи



7

На землю выпала обильная роса



8

Воробьи купаются в пыли



9

Дым костра стелется по земле



10

Кошка моется, лижет лапу





Дополнительный материал.

В течение XX века среднегодовая температура у поверхности темни увеличилась на 0,6° С.

За период с 1990 по 2100 годы температура у поверхности земли повысится на 1.5-1.8°С. а увеличение температуры на континентах к северу от экватора будет значительно выше.

В XXI веке средняя температура поверхности Земли может повыситься на величину от 1.1 до 6.4°С. К середине или концу столетия в Европе станет теплее примерно на 10° С. Начиная с конца 1960-х годов произошло уменьшение площади снежною покрова примерно на 10%. В Северном полушарии почти на 10-15% сократилась площадь морского льда в весенний и летний периоды. С конца лета и до начала осени толщина морского льда уменьшилась на 40%. Расчеты 2004 года показывали, что ледяное покрытие исчезнет лишь к 2100 году. В декабре прошлого года речь шла уже о паре десятилетий. В 2008 году максимальная летняя температура в Уорд Ханте (Ward Hunt Island, арктический остров в 2500 милях к северу от Оттавы. Канада) составляла 20°С, что на 15°С выше обычной температуры. Канада, выяснила, что влияние глобального потепления на Арктику настолько велико, что летний лед может исчезнуть уже к 2013 году. За последнее десятилетие сократилось 67% ледников в Гималаях и горах Тянь-Шаня. Под угрозой исчезновения - половина ледников Альп. В течение XX века средний уровень моря повысился на 0.1-0.2м. Вполне вероятно, что потепление приведет к повышению уровня моря еще примерно на 40 см. Концентрация углекислого газа в атмосфере в период с 1750 по 2000 годы увеличилась на 31%.

-О чем говорят эти данные? (Об изменении климата)

-А что такое климат?

Слайд 6 УЧИТЕЛЬ -Устали? Давайте немного развлечемся- поиграем в игру "Третий лишний"

Слайд 7 Все слова строки объединены какой-то логической связью, а одно выпадает. Почему? Вычеркните лишнее слово

1. Дождь, град, бриз (бриз -- ветер) 2. Барометр, муссон, гигрометр (муссон ветер) 3. Ливень, ветер, гроза (ветер)

УЧИТЕЛЬ: Отгадайте загадку

Без рук. без ног. А дерево гнет? УЧИТЕЛЬ Что это такое? (Правильно - ветер. )

УЧИТЕЛЬ Предлагаю провести физкультминутку

Ветер дует нам в лицо 3акачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише. Деревцо всё выше, выше.

УЧИТЕЛЬ Внимание вопрос: 1. Что называется Ветром? (Beтер - движение воздуха в горизонтальном направлении).

2. Назовите главную причину образования ветра. (Главная причина образования ветра -это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже.)

Слайд 8 Определите, в каком направлении будет дуть ветер и в каком случае он будет сильнее? а) 741 мм.Л - В 750 мм; б) 763 мм А - В 758 мм;

в) 754 мм А - Б 752 мм; г) 755 мм А - В 762 мм.

Слайд 9 Ответ: ( а) А Б; г) А

Слайд 10 3 задание. 1) Евразия Тихий океан 2) Евразия Тихий океан

Слайд 11 УЧИТЕЛЬ ? Определите, где показан летний муссон. (Ответ: Летний муссон показан в первом случае, так как в летнее время муссоны дуют с океана на материк.)

УЧИТЕЛЬ Ребята, а в нашей местности дуют муссоны?

УЧИТЕЛЬ Давайте на карте России найдем место, где мы живем.

Вопросы:

1. В каком поясе освещенности мы живём? (северном ) 2. Какой океан оказывает большее влияние на климат нашей территории (Атлантический океан и Северный Ледовитый океан). 3. Как называется климат? (умеренно континентальный) 4. Какое направление ветра преобладает? (западное) 5. Назовите: - ср. зим. t и ср. лет. t (-8,8°С; +18,2°С) - среднегодовое количество осадков (500-60()мм. в год) - самый теплый месяц (июль) - самый холодный месяц (январь)

УЧИ ТЕЛЬ С помощью приборов получают данные. А на уроках мы с вами учились применять их для:

-построения графика годового хода t;, - решения задач, -построения «розы ветров»;

-построения диаграмм количества осадков по многолетним данным для разных пунктов.

Сейчас каждый из вас получит практическую работу(задания раздаются учащимся дифференцированно), задания написаны на карточках.

В маршрутных листах укажите № вашей карточки - выполняем быстро, правильно, разборчиво. Каждый из вас за правильное выполнение задания получит максимальный балл- 3б.

Слайд 12 1. Вычислите среднюю температуру воздуха по следующим данным: 1 час ночи: +9° С, 4 часа утра: + 8° С 7 часов утра: +-9° С 10 часов утра: +11°С 13 часов дня: +19°С 16 часов дня: 18°С 19 часов вечера + 12°С 22 часа вечера +10° С ( Сумму этих температур делим на число измерений: 96:8=12°С)

Слайд 13. 2. Используя имеющиеся данные наблюдения за погодой, постройте в тетради график годового изменения средних температур для нашей местности.

месяц

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

температура

-13

-17

-8

+3

+9

+14

+15

+16

+13

+3

-9

-16



Слайд 14 3. Высчитайте годовое количество осадков.

Месяц

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

Кол-во осадков

40

43

51

38

48

34

59

58

45

62

66

70

Ответ: (614 мм)

Слайд 15 4.задача на температурный градиент. Какова высота горы, если у её подножия температура воздуха -(+26° С),. а на вершине - (-10°С)?

Решение: 1) 26° - (-1011) = 36° 2) 36°: 6° = 6 (столько раз изменится t° воздуха) 3) 6х 1000 м = 6000 м

Слайд 16 5.задача на атмосферное давление. Лётчик поднялся на высоту 2 км. Какое атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.?

Решение: 1) 2км=2000м, 2000 м : 10 м= 200 мм.рт.ст. 2) 750 мм.рт.ст - 200 мм.рт.ст. = 550мм.рт.ст.

Слайд 17 6.По предложенным значениям постройте график розы ветров

С - 2 д.; СВ - 2д.; В - 2д.; ЮВ - 1 д.; Ю-4 д.; ЮЗ - 8 д.; З-5 д.; СЗ- 3 д..



Слайд 18 Домашнее задание (на выбор): (на доске)- сообщения о трех «подарках» , которые человек сам себе подарил (преподнес) в результате хозяйственной деятельности.

1) Озоновые дыры 2) Кислотные дожди 3) Парниковые эффекты

2) Предложить свои меры по охране воздуха. 3) Составить ребусы или кроссворд на тему «Атмосфера».



Слайд 19 Рефлексия. Подведение итогов. Коль суждено дышать нам воздухом одним. Давай те же мы все. навек объединимся. Давайте наши души сохраним. Тогда мы на Земле и сами сохранимся! (Н. Старшинов»)

-Какова роль атмосферы в жизни Земли? (Значение атмосферы для человека огромно. Людям нужен чистый воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы, и избежать экологической катастрофы.)

-Какие цели мы ставили в начале урока? -Достигли мы их? Все ли нам удалось? -Какие затруднения испытали? -Что помогло нам их преодолеть? - Где могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке? -Выскажите мысли об уроке.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!