Урок по литературному чтению в 3 классе .
Игра-конкурс по разделу « Собирай по ягодке - наберешь кузовок »
Цели урока : обобщить знания детей по пройденному разделу; обучать коллективному творчеству, развивать правильную связную речь, прививать любовь к родной литературе.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок .
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорите
И тихонечко сидите.
Учитель. Ребята, сегодня у нас в классе много гостей, которые пришли посмотреть на вас, посмотреть, как вы учитесь. Повернитесь и поприветствуйте, наших гостей. Теперь улыбнитесь соседу и пожелайте друг другу творческих успехов.
Я вижу, что у вас настроение хорошее. За окном – весна! Скоро лето, каникулы, вы будете отдыхать, путешествовать, веселиться, а пока нас ждет работа.
Ребята, почему для нас важны уроки литературного чтения ? (Учимся хорошо читать, пересказывать, рассуждать, пригодиться в будущем, понимать причины поступков главных героев, разбирает новые и непонятные слова).
-Сегодня у нас необычный урок , урок-конкурс , во время которого вы покажете, что узнали и чему научились на уроках литературного чтения . Для работы мы с вами разделились на 3 команды.
Мы закончили изучение большого раздела « Собирай по ягодке - наберешь кузовок ». Какие « ягодки » мы собирали в кузовок , изучая произведения данного раздела? (мудрые советы, полезные правила)
II. Конкурсы
1. Конкурс « Собери кузовок ». Домашнее задание.
- Вы должны были дома из прочитанных рассказов
выбрать важные мысли, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни. (Дети « собирают кузовок »)
2. Конкурс «Узнай рассказ»
Дети вытягивают карточки с отрывками из рассказов, читают их, вспоминают автора и название.
«Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной». (Б.В. Щедрин. « Собирай по ягодке - наберешь кузовок ».)
«Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда еще было далеко». (А.П. Платонов. «Еще мама».)
3 . Жил-был король когда-то,
При нём блоха жила.
Милей родного брата
Она ему была.
(Н.Н.Носов. «Федина задача».)
«Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие». (М.М. Зощенко. «Великие путешественники».)
«Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться». (М.М. Зощенко. «Золотые слова».)
«Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть». (А.П. Платонов. «Цветок на земле».)
3 . Конкурс «Составь пословицы и поговорки»
- Соберите пословицу, подумайте и скажите к какому рассказу она подходит.
А, не, плотник, топор, тешет. (Не топор тешет, а плотник. Рассказ Б.В. Шергина « Собирай по ягодке - наберешь кузовок ».)
Не, дурная, голова, дает, ногам, покоя. (Дурная голова ногам покоя не дает. М. Зощенко. «Великие путешественники».)
Нет, ищи, а, друга, береги, нашел. (Нет друга ищи, а нашел береги. В. Драгунский. «Друг детства».)
4. Конкурс «Писатель, я тебя знаю»
По описанию определить о каком писателе идет речь.
5. Конкурс « Интеллект карты»
Каждая группа дома должна была зашифровать один из рассказов с помощью различных условных знаков. Участники другой команды должны отгадать название рассказа и ответить на вопрос по тексту.
6. Конкурс «Исправь ошибки»
Каждая команда получает карточку. Вам нужно исправить ошибки в названиях и написать автора данного рассказа
Цветов в вазе __________________________________________________________
Великолепные путешественники __________________________________________
Федина проблема _______________________________________________________
Закадычный друг _______________________________________________________
7. Конкурс «Объясни значение выражения»
1)буквально пикнуть не дают; 2)заведёт туда, куда Макар телят не гнал; 3 )комар носа не подточит; 4)сидеть как на иголках; 5)кушать за двоих 6)работать тяп –ляп. | |
8. Конкурс «Дерево знаний»
В нашем классе выросло вот такое удивительное дерево. Не листочки на нем, а вопросы на нем. Сейчас мы проверим, как внимательно каждый из вас читал произведения данного раздела. Каждому достанется вопрос.
- Из чего была сделана бабушка Вани в рассказе Б.Шергина « Собирай по ягодке – наберёшь кузовок »?(Из песен сделана, из пословиц сложена)
- Назови главных героев рассказа А.П.Платонова «Цветок на земле» (Мальчик Афоня и дедушка Тит)
- Что прельщало Лёлю и Митю, из рассказа М.Зощенко «Золотые слова», когда они сидели за столом со взрослыми? (вкусная еда)
- Как Артем из рассказа А.П.Платонова «Еще мама» поранил ногу? (его укусил гусь, а он решил, что это орел)
-Что дал Митя Стёпке, из рассказа М.Зощенко «Великие путешественники», чтобы тот взял его в путешествие? (перочинный ножик)
- Сколько денег взяли с собой путешественники из рассказа М.Зощенко «Великие путешественники»? (три рубля)
- На покупку каких продуктов нужны были деньги путешественникам? (семечек и конфет)
- Что делал Степка, из рассказа М.Зощенко «Великие путешественники»,чтобы не сбиться с пути? (протягивал ноги в том направлении, в каком надо идти)
- Что попросил купить Дениска папу из рассказа В.Драгунского «Друг детства»? (боксерскую грушу)
III. Рефлексия.
- Чем заполнили свой кузовок , изучив этот раздел? Чему научились?
Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему?
Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать, смогли ли вы работать в группах.
Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса , с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
А еще я предлагаю оценить работу учителя на уроке .
Розовый – задания учителя были интересны, разнообразны. Мне всё было понятно и легко выполнять.
Голубой - задания учителя были интересны, но не всё было понятно и были трудности с выполнением.
Зеленый - задания учителя были не очень интересные. Мне не хотелось их выполнять.
Домашняя работа.
Принести детский журнал, который вы любите читать.