СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обновлние контрольно- оценочных процедур на уроках географии в условиях ФГОС"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Обновлние контрольно- оценочных процедур на уроках географии в условиях ФГОС"»

Тема: Основы законодательства Российской Федерации

в области образования


План лекции:

1. Образование как приоритетное направление государственной политики РФ.

2. Стратегическая цель государственной политики в области образования.

3. Основные направления модернизации образования, отраженные в программах развития российского образования.

4. Стратегическая цель государственной политики в области образования.

5. Основные нормативные акты в области образования: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ: цели, задачи, особенности.


1. Образование как приоритетное направление государственной политики РФ

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики, общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Для этого необходима широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств (СНГ), образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

Каковы социальные требования к системе российского образования? На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества, общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов − человеческих, информационных, материальных, финансовых.


2. Стратегическая цель государственной политики в области образования.

Стратегическая цель государственной политики в области образования, как отмечено в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире. Новым и значимым акцентом государственной политики, том числе в сфере образования, является введение понятие «инновационное развитие экономики». Система образования должна быть модернизирована в соответствии с потребностями общества. Исходя из этой логики, в процессе модернизации системы образования необходимо переосмыслить образовательную теорию и практику, отечественную образовательную традицию, образовательную парадигму, уточнить цели, задачи и механизмы их реализации.

Реализация этой цели применительно к системам общего среднего, основного и дополнительного профессионального педагогического образования, как зафиксировано в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями.

Для решения этой задачи необходимо осуществить ряд практических мер:

– расширить использования современных образовательных технологий, что обеспечит расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении общих сроков обучения;

– модернизировать систему образовательных стандартов общего и профессионального образования, с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

– внедрить механизмы оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных организаций и постоянно действующей системы общественного мониторинга;

– обеспечить возможности для обучения студентов и учащихся на основе индивидуальных образовательных траекторий путем внедрения модульных образовательных программ;

– обеспечить участие общественности в управлении образовательными учреждениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы);

– привлечь объединений работодателей к участию в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;

– перейти к нормативному подушевому бюджетному финансированию образовательных организаций;

– развить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров.

Вторая – совершенствование структуры образовательной системы России в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

– обеспечить полномасштабный переход к уровневому высшему образованию (бакалавр-магистр);

– предоставить поддержу университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития;

– расширить масштабы исследовательской и инновационной деятельности в вузах;

– распространить практику реализации региональных комплексных проектов модернизации общего образования на всю территорию страны;

– развить профильное обучение на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки обучающихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей;

– привлечь ведущие университеты России к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования;

– сформировать механизмы конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающих формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения;

– развить систему дополнительного образования школьников, включая расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми.

Третья – обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

– создать при университетах подготовительные отделения, финансируемых из федерального бюджета, доступных в первую очередь для граждан, проходивших военную службу по контракту;

– сформировать и развить механизмы дистанционного образования в организациях высшего и дополнительного образования;

– сформировать систему работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, создать систему интернатов для талантливой молодежи, обеспечить проведение летних научных лагерей и школ, развить систему конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.

Четвертая − создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

– сформировать образовательную инфраструктуру, позволяющую человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации;

– создать открытый национальный депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в том числе сетевых;

– содействовать формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования;

– содействовать повышению мотивации граждан к получению новых квалификаций;

– повысить эффективность механизмов ресурсного обеспечения программ непрерывного образования;

Подчеркнем, что решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.


3. Основные направления модернизации образования РФ

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х − начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения.

Главная задача российской образовательной политики сегодня − обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования − это политическая и общенациональная задача. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в комплексном, всестороннем обновлении всех звеньев образовательной системы, всех сфер общественной деятельности, в соответствии с требованиями современной жизни, требованиями инновационного развития страны.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

− обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

− достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального и дополнительного образования;

− формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

− повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

− развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений: обучающегося, педагога, родителя, образовательной организации.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.


4. Государство и образование. Приоритеты образовательной политики

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия:

− для бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

− равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

− получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Базовое звено образования − общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания − формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье.

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования:

− разработаны и уже введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования и вариативные учебные планы, позволяющие учитывать особенности регионов и возможности образовательных организаций;

− планируется проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных организациях;

е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи;

− введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступениобразования с образовательными организациями начального общего, среднего общего и высшего профессионального образования;

− усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся: экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков,

− улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения,

− обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;

− обеспечение знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;

− введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы;

− создание в системе профессиональной ориентации условий для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии;

− отработка различных механизмов реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования);

− организация на селе системы «школьный автобус»;

− совершенствование системы дистанционного образования;

− разработка нормативно-правовой базы для развития общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;

− обеспечение государственной поддержки для одаренных детей;

− создание независимой от органов управления образованием государственной системы оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности и др.

Особое место в системе образовательного законодательства, как отмечалось выше, занимает Национальная доктрина образования в Российской Федерации – документ, выступающий, наряду с Конституцией РФ, политико-правовой основой правового регулирования российской системы образования. В то же время вновь подчеркнем, что политическая, и поэтому в какой-то мере, декларативная составляющая этого документа, занимает значительно больший удельный вес, чем собственно правовое его содержание. Более того, правовое значение Национальной доктрины, оказывается отнюдь не то, какое она должна иметь в системе образовательного законодательства.

Разработка проекта Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации до 2025 г. началась в 1998 г. Проект разрабатывался рабочей группой, состоявшей из представителей Комитета Совет Федерации по вопросам образования, здравоохранения и экологии, Комитета Государственной Думы по науке и образованию, Минобразования России, Российской академии образования. В январе 2000 г. проект Национальной доктрины был одобрен Всероссийским совещанием работников образования, на котором единодушно были признаны:

− необходимость определения четкой государственной политики относительно формирования будущего нации,

− важность развития интеллектуального, творческого потенциала общества,

− возможность эффективного участия образования в восстановлении статуса России как великой державы.

В феврале 2000 г. проект был одобрен на заседании Правительства РФ, а в октябре утвержден его постановлением № 751 от 04 октября 2000 г.

Обратим внимание на некоторые моменты, касающихся политического и правового статуса Национальной доктрины образования.

Прежде всего, это историческое значение доктрины. Ведь впервые в России постсоветского периода определена стратегия развития образования на ближайшие четверть века, задан вектор развития российского общества в контексте развития образования не только и не просто как ведущего социального института, но одной из самой значимых социальных сил новой, информационной эпохи, эпохи, в которой знание становится едва ли не главной движущей силой цивилизации.

К таким стратегическим целям в доктрине, в частности, отнесены:

− создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

− укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

− кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующийся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

− утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Исключительно большое значение имеет определение в доктрине соответствующих названным целям главных задач, стоящих перед системой российского образования. В круг этих задач входят обязанности системы образования обеспечить:

− историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

− воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

− формирование культуры мира и межличностных отношений;

− разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

− формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

− формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

− организацию образовательной деятельности с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

− непрерывность образования в течение всей жизни человека;

— многообразие типов и видов образовательных организаций и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

− преемственность уровней и ступеней образования;

− создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

− академическую мобильность обучающихся;

− развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

− подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

− воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

− противодействие негативным социальным процессам;

− экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Национальная доктрина показывает, что они действительно являются логичным и достойным отражением ответа современного российского государства и общества вызову времени. Особого внимания заслуживают, безусловно, положения о государственных гарантиях гражданам на получение образования и об изменении подходов к качеству образования. Доктрина, определяя единые цели воспитания и обучения, определяет и необходимые условия для сохранения единства образовательного пространства, возрождения и формирования современной демократической государственности России, что крайне важно для нашей многонациональной страны. Документ, тем самым, несет собой общегосударственной идеи, лежащей в основе содержания образования и направленной на возрождение духовности и нравственности населения, формирование современного научного мировоззрения, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений.

Однако Национальная доктрина образования пока еще не заняла предназначенного ей подлинного места в государственной образовательной политике. Тому имеется ряд причин. Главная из них состоит в том, что правовой статус этого уникального и исключительно важного документа не отвечает его политико-правовому смыслу и назначению. Статус доктрины явно и необоснованно занижен, поскольку она утверждена подзаконным актом – Постановлением Правительства Российской Федерации. Но как ни был бы высок авторитет этого высшего федерального органа исполнительной власти и издаваемых им нормативно-правовых актов, эти акты все же не являются законодательными актами. А ведь Национальная доктрина должна иметь статус именно законодательного акта, что обеспечило бы решение многих злободневных вопросов, в том числе те, которые связаны с чрезмерной и не всегда продуманной практикой внесения поправок в действующее образовательное законодательство и проведением столь же не всегда продуманных образовательных «реформ», с чем мы и столкнулись в последнее время.


5. Роль региональных органов власти в модернизации образования

Регионы играют значительную роль в инновационном развитии образования, поскольку:

− реальная реформа не может ограничиваться единой программой действий по всей России в целом. Она не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходить из одинакового набора задач, средств, темпов ее осуществления;

− успешное проведение реформы возможно только при сочетании разнообразия конкретных подходов в отдельных регионах и единых принципов реформы;

− чрезвычайно большое значение имеет образовательное законотворчество субъектов Федерации, которое является как фактором обогащения общефедерального законодательства об образовании, так и действенным инструментом развития образования в регионах.

Сегодня, когда основы федерального и регионального законодательства во всех сферах общественной жизни приведены в соответствие, образовательное законотворчество регионов призвано решать три основные задачи:

1. Восполнение пробелов законодательства применительно к образовательным потребностям регионов в пределах установленного разграничения полномочий;

2. Экономическая и социальная поддержка образовательных систем регионов и отдельных образовательных организаций;

3. Опережающая постановка и решение задач инновационного развития образования в регионах.

Только при активном участии регионов в реформе образования, возможно, увидеть, поддержать и распространить наиболее ценные содержательные инициативы лучших учителей школ, преподавателей вузов. Только такие инициативы позволят сделать реформы реально инновационными, поднять качество образования на новый уровень.

Стратегическая цель государственной политики в области образования − повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.


6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

273-ФЗ: цели, задачи, особенности

Принятие 29 декабря 2012 года нового основополагающего нормативного правового акта в сфере образования − Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации (далее – ФЗ) − определило начало нового этапа развития российского образования.

ФЗ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании в Российской Федерации» уже не мог в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования. Все очевиднее становился разрыв между потребностями образовательной практики и её законодательным обеспечением. Неоднократное обновление законодательства в области образования привело к неустойчивости норм федерального законодательства. Законодательство в сфере образования нуждалось в систематизации и модернизации. Требовалось принятие единого законодательного акта, который бы системно закрепил основы правового регулирования системы образования в РФ.

Новый закон сохранил базовые принципы и нормы, закрепленные прежним Законом 1992 года: государственные гарантии реализации прав в сфере образования, право выбора образовательной организации и получение образования в соответствии со склонностями и потребностями; обучение на разном языке; государственно-общественный характер управления образованием; правовые гарантии обеспечения доступности и качества образования и др.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования системы образования.

Главные цели ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

− создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;

− расширение образовательных возможностей граждан;

− комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционального более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

− обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и её законодательных основ.

Основные особенности ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

1. ФЗ в большей мере регулирует содержание образования, в том числе устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, и более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений.

2. ФЗ вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Он вводит четкие определения терминов и понятий «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика» др.

3. ФЗ меняет термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

4. В соответствии с ФЗ образование подразделяется на:

− общее образование;

− профессиональное образование;

− дополнительное образование;

− профессиональное обучение.

Общее и профессиональное реализуются по нескольким уровням.

Общее образование включает в себя:

1. Дошкольное образование.

2. Начальное общее.

3. Основное общее.

4. Среднее общее образование.

Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования.

Профессиональное образование также будет реализовываться по четырём уровням:

− среднее профессиональное образование;

− высшее образование − бакалавриат;

− высшее образование − специалист, магистратура;

− высшее образование − подготовка кадров высшей квалификации.

ФЗ отменяет понятие «начальное профессиональное образование». Среднее профессиональное становится общедоступным.

5. Отдельные главы ФЗ посвящены регламентации правового положения обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников.

В частности, в ФЗ прописаны правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51), обязанности и ответственность педагогических работников, дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации (право педагогического работника повышать квалификацию не реже одного раза в три года) (ст.68 гл. 8, ст.47 − 49 гл. 5, ст. 99 гл. 13, ст. 105 гл. 14, ст.108 гл. 15 и др.).

6. Впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности (ст.5, 75, 77, 83 Закона), иностранным гражданам и лицам без гражданства и лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке (ст.36, 55, 70, 78, 105 и др.).

Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 5, 11, 43, 48, 55, 59, 60, 79, 99, 108).

7. В ФЗ закреплены современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения.

Впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные:

− модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст.13);

− сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. 16, 34, 98);

− использованию дистанционных технологий в образовательной деятельности (ст.13, 16, 91);

− обучению по интегрированным образовательным программам (ст.59, 67, 83, 84, 86);

− образовательным и информационным ресурсам в образовательной деятельности (ст.16-19).

8. Введены нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности частных (негосударственных) образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы (ст. 8, 99, 108).

9. В ФЗ уточнены термины о формах получения образования и форм обучения. С учетом международной практики, различающей понятие формального, неформального, информального образования, это образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования − ст.17).

Получение образования в организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Важно отметить, что экстерн не вошел в этот список.

В ФЗ экстернат рассматривается не как форма обучения, а как форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательных организациях, а также получения документа об образовании лицами, получившими образование вне образовательных организаций (ст. 34).

10. ФЗ ввел новое понятие: «организация, осуществляющая образовательную деятельность». К этой категории относятся не только образовательные организации (некоммерческие, осуществляющие лицензированную образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности), но и организации, осуществляющие обучение, то есть юридические лица, лицензированная образовательная деятельность которых не является основной.

Таким образом, ФЗ расширяет круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закрепляет правовые возможности доступа не образовательных организаций к образовательной деятельности (ст. 2).

11. Одной из новаций ФЗ является упорядочение типологии образовательных организаций: снято избыточное дробление на типы и виды, создававшие трудности при лицензировании и аккредитации.

12. ФЗ четко разделил полномочия органов власти в сфере образования (ст.108).

13. Глава 13 ФЗ посвящена экономической деятельности и финансовому обеспечению в сфере образования. Предусматривается, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себе затраты на оплату труда педагогических работников с учетом соотношения преподавательской и другой работы, а также с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников.

Заработная плата педагогических работников не может быть ниже уровня средней заработной платы в экономике соответствующего субъекта РФ.

14. ФЗ более полно раскрывает правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51). Изменения коснулись порядка назначения или избрания по руководящую должность.

Отменено предварительное согласование кандидатуры руководителя с учредителем. Руководитель, согласно ФЗ, может быть избран общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) с последующем утверждением учредителем. Он также может быть назначен учредителем, Президентом РФ, Правительством РФ (федеральных образовательных организаций).

Более подробно обозначены требования к кандидатам на должность руководителя.

Снят запрет на совмещение руководителей образовательных организаций с другими руководящими должностями, внутри или вне образовательных организаций.

В соответствии с ФЗ в последней его редакции руководители образовательных организаций получают права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников в.п. 3.5 ч 5 м 8 ст. 47 (право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, право на компенсацию расходов на оплату жилья, отопления и освещения для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Одновременно ФЗ закрепляет ответственность руководителя за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно − хозяйственной деятельностью образовательной организации. В ФЗ 1992 г. этого положения не было.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу с 01 сентября 2013 года.

Его реализация потребует глубокой и ответственной работы педагогических коллективов, и будет способствовать дальнейшему эволюционному развитию российского образования.


Интернет-ресурсы

1. Сайт Президента Российской Федерации [электронный ресурс], − режим доступа:

http://www.kremlin.ru/news/19825.

2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс], − режим доступа:

zakonrf.info

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [электронный ресурс], − режим доступа:

http://www.smolin.ru.

4. Государственная программа «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы» [электронный ресурс], − режим доступа:

http://www.mon.gov.ru.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!