СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен опытом"Развитие естественнонаучной грамотности у учащихся 5-9 классов на уроках биологии, химии, географии с использованием банка заданий платформы РЭШ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете по организации работы педагогов на платформе РЭШ

Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом"Развитие естественнонаучной грамотности у учащихся 5-9 классов на уроках биологии, химии, географии с использованием банка заданий платформы РЭШ"»

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, ХИМИИ, ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКА ЗАДАНИЙ ПЛАТФОРМЫ РЭШ  (из опыта работы).  Анализ результатов выполнения  диагностических работ по оценке естественно-научной грамотности  учащихся 7-9 классов.  Тютикова Юлия Николаевна, учитель биологии и географии, руководитель районного МО учителей естественнонаучного цикла

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, ХИМИИ, ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКА ЗАДАНИЙ ПЛАТФОРМЫ РЭШ (из опыта работы). Анализ результатов выполнения диагностических работ по оценке естественно-научной грамотности учащихся 7-9 классов.

Тютикова Юлия Николаевна, учитель биологии и географии, руководитель районного МО учителей естественнонаучного цикла

В целях реализации Плана мероприятий Министерства образования Тамбовской области, мероприятий  отдела образования Кирсановского района по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2023/2024 учебный год в общеобразовательных организациях организована работа по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся с использованием электронного банка заданий на платформе «Российской электронной школы» (РЭШ), https://fg.resh.edu.ru/.
  • В целях реализации Плана мероприятий Министерства образования Тамбовской области, мероприятий отдела образования Кирсановского района по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2023/2024 учебный год в общеобразовательных организациях организована работа по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся с использованием электронного банка заданий на платформе «Российской электронной школы» (РЭШ), https://fg.resh.edu.ru/.
Компоненты естественнонаучной грамотности   « Общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов. Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Компоненты естественнонаучной грамотности

  • « Общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.
  • Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
 Умения для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учащихся   использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях; выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание; выявлять особенности естественнонаучного исследования; делать выводы на основе полученных данных; формулировать ответ в понятной для всех форме. уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления; уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации; понимать методы научных исследований; выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

Умения для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учащихся

  • использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
  • выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
  • выявлять особенности естественнонаучного исследования;
  • делать выводы на основе полученных данных;
  • формулировать ответ в понятной для всех форме.
  • уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
  • уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;
  • понимать методы научных исследований;
  • выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
Материалы, которые используют учителя в своей практике:   «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности». https://fg.resh.edu.ru/ (Инновационный проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности»). Ресурсы сайта Института стратегии развития образования Российской академии образования - «Мониторинг формирования функциональной грамотности». http://skiv.instrao.ru / Сайт федерального института педагогических измерений https:// fipi.ru  Сборники эталонных заданий «Естественнонаучная грамотность». (Издательство «Просвещение»)

Материалы, которые используют учителя в своей практике:

  • «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности». https://fg.resh.edu.ru/ (Инновационный проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности»).
  • Ресурсы сайта Института стратегии развития образования Российской академии образования - «Мониторинг формирования функциональной грамотности». http://skiv.instrao.ru /
  • Сайт федерального института педагогических измерений https:// fipi.ru
  • Сборники эталонных заданий «Естественнонаучная грамотность». (Издательство «Просвещение»)
Этапы урока, где используются материалы из банка заданий   на этапе мотивации для создания проблемной ситуации на этапе «открытия нового знания»  на этапе закрепления  как часть домашней работы , когда вместе с обычными заданиями дают задания из банка.

Этапы урока, где используются материалы из банка заданий

  • на этапе мотивации для создания проблемной ситуации
  • на этапе «открытия нового знания»
  • на этапе закрепления
  • как часть домашней работы , когда вместе с обычными заданиями дают задания из банка.
Минусы использования банка заданий на уроке Маленький банк заданий, не совпадающий с рабочими программами по предметам; Банк заданий РЭШ предполагает использование заданий в электронном виде, в школе нет технической возможности это реализовать массово.  Кроме того, РЭШ не дает возможности учителю ознакомиться с текстом задания до его планирования (просмотр только ключей проверки). Требует регистрации и подключения всех обучающихся к этой платформе; Все задания объемные, рассчитаны на 40 минут работы, что требует выделения отдельного урока (а это не предусмотрено рабочими программами ).

Минусы использования банка заданий на уроке

  • Маленький банк заданий, не совпадающий с рабочими программами по предметам;
  • Банк заданий РЭШ предполагает использование заданий в электронном виде, в школе нет технической возможности это реализовать массово.
  • Кроме того, РЭШ не дает возможности учителю ознакомиться с текстом задания до его планирования (просмотр только ключей проверки).
  • Требует регистрации и подключения всех обучающихся к этой платформе;
  • Все задания объемные, рассчитаны на 40 минут работы, что требует выделения отдельного урока (а это не предусмотрено рабочими программами ).
Анализ диагностических работ по функциональной грамотности

Анализ диагностических работ по функциональной грамотности

По компетентностным областям задания распределены следующим образом: Анализ заданий диагностической работы

По компетентностным областям задания распределены следующим образом:

Анализ заданий диагностической работы

Типы заданий   С выбором одного верного ответа С выбором нескольких верных ответов С развернутым ответом На установление соответствия На установление последовательности Комплексное задание с выбором ответа и объяснением

Типы заданий

  • С выбором одного верного ответа
  • С выбором нескольких верных ответов
  • С развернутым ответом
  • На установление соответствия
  • На установление последовательности
  • Комплексное задание с выбором ответа и объяснением
Анализ результатов выполнения диагностической работы

Анализ результатов выполнения диагностической работы

Анализ результатов выполнения диагностической работы

Анализ результатов выполнения диагностической работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Причины не очень высоких результатов по направлениям функциональной грамотности у большинства обучающихся могут быть связаны с новизной формата и содержанием задач, а также недостаточным опытом выполнения заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности.  При выполнении предложенных заданий обучающиеся столкнулись с трудностями при выполнении диагностики, то работа по формированию функциональной грамотности должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована и проводиться системно каждым учителем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Причины не очень высоких результатов по направлениям функциональной грамотности у большинства обучающихся могут быть связаны с новизной формата и содержанием задач, а также недостаточным опытом выполнения заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности.
  • При выполнении предложенных заданий обучающиеся столкнулись с трудностями при выполнении диагностики, то работа по формированию функциональной грамотности должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована и проводиться системно каждым учителем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!