СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Областные особенности русского народного танца (Брянская область)»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Областные особенности русского народного танца (Брянская область)»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Унечская «Детская школа искусств»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Открытый урок

по учебному предмету: Народно-сценический танец

дополнительной общеразвивающей программы

в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»




Тема: «Областные особенности русского народного танца

(Брянская область)»














Подготовил : преподаватель

первой квалификационной

категории–Рубан А.Н.





Унеча, 2018




Пояснительная записка


Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу «Областные особенности русского танца (Брянская область)» разработана на основе рабочей программы учебного предмета «Народно-сценический танец» Рубан А.Н., с соответствием федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программ.

Данная методическая разработка адресована преподавателям хореографических дисциплин, для использования в качестве программы по народно-сценическому танцу при изучении темы: «Областные особенности русского народного танца» (Брянская область), учащихся  6 года обучения.

Методическая разработка занятия к программе «Народно-сценический танец» может быть использовано педагогами дополнительного образования хореографической направленности в своей практике.

Форма проведения: открытый урок


Продолжительность: 40 минут.


Формы работы:

*исследовательская деятельность;

*беседа;

*просмотр презентации и видеоматериала;

*выполнение практических заданий.


Формы контроля:

*практический показ экзерсиса у станка;

*практический показ экзерсиса на середине зала

*Оформление, оборудование:

*Урок проводится в зале, оборудованном зеркалами, хореографическим станком, баяном и техническими средствами: музыкальная колонка, ноутбук, экран, видеопроектор. Используется видеоматериал - презентация «Народный костюм Брянской области».


Аннотация

В данной методической разработке раскрывается процесс овладения учебным материалом по народно-сценическому танцу «Областные особенности русского танца» (Брянская область) по принципу «от простого к сложному». Это помогает сформировать у учащихся хореографических отделений ДШИ исполнительские навыки и освоить характер и манеру исполнения русского народного танца данного региона России.



Ход урока (освоения данной темы):

1. Организационный момент:

Преподаватель: Доброе утро, уважаемые гости: преподаватели, концертмейстеры и родители!

Мы вас приветствуем на нашем открытом уроке по предмету: «народно-сценический танец», дополнительная предпрофессиональная программа, год обучения учебного предмета – 3 год (6 класс).

Тема: «Областные особенности русского танца» (Брянская область).

Преподаватель: Рубан Антон Николаевич

Концертмейстер: Малашенко Николай Григорьевич


Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет страны в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности.

Истинная красота танца зависит не от количества движений и степени сложности, а от глубины и правдивости чувств и мыслей, выраженных понятным, убедительным, естественным танцевальным языком, независимо от того сложен он или прост.


2. Мотивация, постановка цели и задач урока:

Поклон.

Преподаватель: Целью урока - освоение основных принципов исполнения русского танца на основе областных особенностей танцев Брянской области.

ЗАДАЧИ:

1.Образовательные:

закрепить лексику изученного материала,

сформировать практические знания и умения движений русского народного танца.

2. Развивающие:

развить познавательный интерес к русскому народному танцу,

развить координацию движений, внимания, силы ног, выносливости, музыкальности,

развить эмоциональность и выразительность исполнения.

3. Воспитательные:

воспитать личностные качества: чувство патриотизма, национальной гордости, трудолюбия, чувство эмоциональной выразительности, художественного вкуса.


3. Основная часть:


Преподаватель: Урок по предмету народно-сценический танец по теме: «Областные особенности русского танца» (Брянская область) состоит из трех частей: экзерсис у станка, основные танцевальные элементы и комбинации на середине зала, танцевальный этюд. Последовательность частей урока, их содержание и динамика влияют на качество усвоения изучаемого материала.


I. Экзерсис у станка:

Полуприседания и глубокие приседания

2. Упражнение на развитие подвижности стопы

3. Маленькие броски ногой

4. «Каблучное» упражнение

5. Подготовка к «веревочке»

6. Дробное выстукивание

7. Большие броски работающей ноги

II. Экзерсис на середине зала:

Преподаватель: Отличительной особенностью Брянской области является пластика рук, сформировавшаяся под воздействием природных особенностей, обычаев и обрядов. Руки исполнителей двигаются во всех направлениях, «играют». Кисти могут выполнять любое круговое движение. Часто танец сопровождается прищелкиванием пальцев обеих рук одновременно или заменяются трещотками у женщин. Мужчины имитируют несение воды в ведрах, и отображают полет орла. Жесты задают и регулируют темп музыкального сопровождения. Интересны движения рук в парно-массовых танцах, особенно в момент вращения. 

Комбинация portde bras в характере Брянской области.

Преподаватель: дети, изучив областные особенности основных положения рук, попробуйте добавить работу рук в наши рабочие комбинации.

«Веревочка».

«Моталочка».

Преподаватель: Поговорим о танцевальном искусстве Брянской области. Только ему свойственна лексика, приемы, манера и стиль исполнения сложившихся ярких и замысловатых «коленец», выразительных положений рук в сочетании с четким ритмом, источником появления которого может служить все, что окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество. Также на манеру и особенности исполнения движений большое влияние оказывает танцевальная культура соседних областей.

В районах, граничащие с Орловской областью, встречаются танцы, где активно работают плечи. В районах, граничащие с Калужской областью в танцах, исполняемых женщинами, можно увидеть покачивание бедер. В танцах, исполняемых в районах по соседству с Курской областью активно работают руки, а ноги выбивают самые различные ритмы и т.д. А также очень интересно сочетание музыкальных размеров на 2/4 и 3/4.

Основные элементы движений и учебно-танцевальные комбинации на материале Брянской области:

*«Ковырялочка» подряд одной ногой в продвижении (мужское движение);

Женская комбинация №1 (соскоки по VI позиции, подскоки с ударом одной ноги, вращения в plie на одной ноге);

*Хлопушки в ладоши с боковым ходом (мужское движение);

*Женская комбинация №2 (сочетание шагов через passe, припадания по I параллельной позиции, вращения - подскоки с ударом одной ноги);

*Переменный шаг с каблука (мужской характер);

*Женская комбинация №3 (сочетание шагов с выносом ноги вперед на ребро каблука и мелких переступаний на полупальцах);

*Шаг через passe с работой рук (мужской характер);

*Вращение - tour chaine (тур шене) с выносом ноги в сторону, сокращенное положение в голеностопном суставе (женский характер;

*Присядка по I позиции с открыванием ноги в воздух и разворотом на 180 на ребро каблука и на полупальцы;

*Женская комбинация №4 (двойная дробь в сочетании с шагом passe в повороте по кругу);

*Мужская комбинация №1 (сочетание переменных шагов, соскоков с ударами, со сдвоенными хлопками и ударами в присядке по VI позиции;

*Вращение – tour (тур) на одной ноге по I параллельной позиции с выносом ноги вперед, сокращенное положение вголеностопном суставе, с работой рук (женский характер);

*Присядка-разножка в стороны, на ребро каблука обеих ног.


Преподаватель: Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер. Чем мельче удары в дробях, тем замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Красота исполнения дробей - в их легкости.

В дробных выстукиваниях Брянской области интересен, так называемый, «пересек» - наложение одного ритма ног на другой. Все удары исполняются всей ступнёй. Особенность «пересека» заключалась в соединении двух разных ритмов. Количество пересекающих, т. е. накладывающих второй ритм, как правило, небольшое.

Основные дробные выстукивания в танцах Брянской области:

*Одинарная дробь;

*Двойная дробь;

*Двойная дробь с двойным притопом;

*Двойная дробь в сочетании с перескоком и притопом;

*Одинарная дробь в сочетании с «горошком» и соскоками (мужской характер);

*Двойная дробь с проскользом на одной ноге;

*Сбивочная дробь с соскоками по VI позиции в стороны.


Преподаватель: Не маловажную роль в изучении русского танца, данного региона России, играет изучение национального костюма, в котором отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни народа.

Учащимися была проведена исследовательская работа по изучению костюма Брянской области. Собранный материал лег в основу мультимедийной презентации «Народный костюм Брянской области». Данная презентация раскрывает яркий неповторимый колорит всего многообразия танцевальной культуры данного региона России.

Демонстрация мультимедийной презентации «Народный костюм Брянской области».


Преподаватель: Закрепляя изученный танцевальный материал, была поставлена этюдная работа - Брянская «Галя». Этюдная работа способствует развитию техники танца, музыкальности, пространственной координации и актёрской выразительности.

Танцы, бытующие на Брянщине, имеют большое разнообразие по композиционному построению – линейные, круговые, орнаментальные и игровые. Основным сопровождением их являются песни или только музыкальное сопровождение.

III. Танцевальный этюд на основе областных движений русского танца - Брянская «Галя».


4. Организационный момент:


Анализ результата урока


Преподаватель: Цели и задачи, поставленные в начале урока, успешно решены. Учащиеся продемонстрировали свои знания, умения и навыки пройденного материала и с интересом занимались частично-поисковой работой осваивая областные особенности в русском танце.


Домашнее задание.


Преподаватель: Отработка и дальнейшее совершенствование методики исполнения всех комбинаций, а также знать терминологию народного танца и грамотно выполнять движения у станка и на середине зала.


Поклон.


Используемая литература и интернет источники:


Климов А.А. Основы русского народного танца. М.:-1981.

Н.И. Заикин, Н.А. Заикина «Областные особенности русского народного танца» часть 2, 2004 г.

Ткаченко Т. Народные танцы. М., «Искусство», 1975. 

Устинова Т. Русский народный танец. М.. «Искусство». 1976. 

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003. 

Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие. - СПб: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. 












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!