СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об организации работы по патриотическому воспитанию с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в соответствии с фгос: из опыта работы классного руководителя

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье автор рассматривает вопрос об организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями, показывает основные формы и принципы воспитательной работы в учебное и вне учебное время. Автор акцентирует внимание на задачах патриотического воспитания и результатах их выполнения. Автор не только показывает теоретические основания для возможностей работы по патриотическому воспитанию среди школьников с интеллектуальными нарушениями, но и основывается на своем многолетнем опыте работы классного руководителя и преподавателя биологии.

Просмотр содержимого документа
«Об организации работы по патриотическому воспитанию с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в соответствии с фгос: из опыта работы классного руководителя»

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Локтионова Е. А, учитель Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Loktionova E. A., teacher of the Regional State General Educational Institution "Kursk School for Children with Disabilities"



Аннотация: В статье автор рассматривает вопрос об организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями, показывает основные формы и принципы воспитательной работы в учебное и вне учебное время. Автор акцентирует внимание на задачах патриотического воспитания и результатах их выполнения. Автор не только показывает теоретические основания для возможностей работы по патриотическому воспитанию среди школьников с интеллектуальными нарушениями, но и основывается на своем многолетнем опыте работы классного руководителя и преподавателя биологии.

Abstract: The article reveals the topic of educational patriotic work with students with intellectual disabilities, the main forms and principles of educational work with students in educational and extracurricular time. The tasks of patriotic education of each of the presented forms and the result of their implementation are analyzed. The author of the article not only shows the theoretical foundations for the possibilities of patriotic work among schoolchildren with disabilities, but also relies on his many years of experience as a teacher, class teacher and teacher.

Keywords: patriotic education, education of students with intellectual disabilities, forms and methods of pedagogical work with students with mental retardation, patriotic traditions and symbols, patriotic education in biology lessons.

Патриотизм – это одна из наиболее значимых ценностей, которая присуща всем сферам жизни нашего общества и государства. В настоящее время перед школой стоит очень важная задача – задача патриотического воспитания обучающихся. Патриотизм – важная составляющая воспитательного процесса в образовании, в том числе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Воспитать патриота, гражданина значит обеспечить само существование государства России в условиях жесточайших вызовов современности. Только патриот и гражданин будут заботиться о безопасности и процветании своей страны, о развитии общества, сохранении семьи, воспитании своих детей.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и это любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы ч его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Государственная Дума России в 2021 г. приняла в первом чтении законопроект о воспитании подрастающего поколения, основанном на патриотизме и других традиционных ценностях россиян. «Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество», – отметил председатель Госдумы В.В. Володин [1].

На патриотическое воспитание направлен Федеральный проект «Патриотическое воспитание 2021 гг.». Он также обеспечивает комплексную программу по патриотическому воспитанию в образовательных организациях [2]. В этом проекте одна из важнейших ролей отводится педагогу и педагогическому коллективу в целом. Государственная программа России «Развитие образования на 2018-2025 годы» предусматривает долгосрочные мероприятия в сфере образования, определяет создание условий для успешной социализации молодежи, включает в себя патриотическое воспитание[3]. Патриотизм – это чувство гордости за свое Отечество, это сформировавшаяся позиция верности своей стране, своему народу. Патриотическое воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями также актуально, как и патриотическое воспитание в любой другой общеобразовательной организации. О работе по патриотическому воспитанию имеется большое количество литературы и методических разработок педагогов. Патриотическое воспитание имеет и свои особенности, на которые влияют региональные условия, место расположения школы, ее близость к памятникам истории и культуры, значимость региональной истории для всероссийской памяти. В своей статье мы приведем примеры и покажем результаты патриотического воспитания на основе многолетнего опыта своей работы как педагога, учителя биологии и классного руководителя.

Следует отметить, что воспитательные задачи, стоящие перед педагогом, всегда неразрывно связаны с образовательными задачами. Работа по патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий и проведение внеклассной и внеурочной работы. Даже в ходе преподавания естественных дисциплин, таких как биология, учитель имеет огромные возможности для проведения такой работы. В настоящее время имеются сотни разработок по теме патриотического воспитания на уроках биологии в разных классах. В поисках решения этой задачи педагог имеет свой опыт работы. Патриотизм включает чувство гордости за свою малую родину, то есть край, город, где ты родился и вырос, за свои местные природные достопримечательности. Поэтому мы на уроках с включением проблем в экологию всегда останавливаемся на природе родного края, подчеркивая ее уникальность, раскрывая хрупкое экологическое равновесие, уязвимость, ответственность каждого человека за сохранение природы, желание сберечь природное наследие: растительный покров, флору и фауну нашего соловьиного края. На уроках по естествознанию мы затрагиваем темы об особо охраняемых природных заповедниках Курской области, обязательно рассказываем и используем материалы Красной Книги. Всегда говорим об охране растительного и животного мира. Таким образом, мы приобщаем обучающихся с интеллектуальными нарушениями к культурным и духовным ценностям российского общества, подходим дифференцировано к каждому обучающемуся. На каждом уроке говорим о любви к природе, к родной земле, формируем желание сохранять ее и беречь.

Огромный патриотический потенциал заложен также в символике родного края. Курский соловей, курский чернозем, антоновские яблоки – все это создает устойчивые образы родной Курской земли. В течение многих лет мною применяется еще одна технология, имеющая воспитательное значение: в процессе получения знаний по биологии обучающимся предлагается собрать гербарий из уличных трав и кустарников, узнать, какое это растение, составить рассказ о нем, рассказать, где оно растет. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями сами собирают маленький гербарий, рассказывают о растении, раскрывают его составляющие, учатся отличать одно растение от другого.

В систему воспитательных задач педагога входит обязательно формирование уважительного отношение к символам государства: флагу, гимну, а также датам государственной памяти, Дням Воинской славы. Как и другие обучающиеся, дети возлагают цветы к памятным доскам, обелискам героев. Ко всем важным государственным праздникам организуются классные тематические часы, происходит формирование традиций поведения в государственные праздники на улице, в классе, у памятника, в социуме, идет понимание и постепенное получение навыков становления гражданственности.

Так ежегодно в школе мной проводятся классные часы по теме Курской битвы: «Курская Дуга – коренной перелом Великой Отечественной войны», «Мы из Курска!», «Памятники Великой Отечественной войны в Курске», «Маленькие герои Курской битвы». «Я помню! Я – горжусь!». В течение нескольких лет мы проводили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Обучающиеся должны понимать происходящие события в стране, знать о Великой Отечественной войне, понимать значение Курской битвы. Необходимо фиксировать такие понятия, как «Курск – город воинской славы», «Курск - мой родной город», «мой родной край», город, которым нужно гордиться. Ребенок должен осознавать себя частью общества, быть сопричастным к его жизни, осознавать свое поведение и уважительно относиться к закону. Часто наши дети лишены коммуникативных возможностей, они плохо знают свой город, его историю, поэтому историко-культурный потенциал Курска и Курской области становится приоритетным в патриотическом воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Общие знания и понятия исторического прошлого страны не всегда в полной мере доступны детям с умственной отсталостью. Они приобретаются посредством и через возможности конкретного приобщения их к природному, историческому, культурному наследию Курской земли. Даже при сниженной способности к конкретизации и обобщению обучающиеся с интеллектуальными нарушениями имеют возможность прикоснуться, в полном смысле, непосредственно к прошедшим героическим событиям войны: принести цветы к памятнику К.К. Рокоссовскому, увидеть памятники и оружие Победы, гордиться своим городом и его прошлым, приобщиться к историко-культурным основам, почувствовать свою неразрывность связь со своей родиной[4].

Патриотическое, краеведческое, экологическое, гражданское направления помогают корректировать нарушения в эмоционально-волевой сфере. Нравственное воспитание развивает и корректирует нравственные чувства. Нравственные чувства личности – социально значимые качества гражданина.

Воспитательный процесс в школы для детей с нарушением интеллекта очень сложен. Обучающиеся значительно труднее включаются в нормы поведения общества. Интеллектуальный дефект препятствует нормативному поведению. Поведение ребенка часто напрямую зависит от качества воспитательной работы, в том числе патриотической. Но всегда результатом такой работы становится приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального опыта, появление уважительного отношения к героическому прошлому России, включение в общегражданские социальные практики, любовь к Отечеству, к своей малой родине, гордость и готовность к ее защите.

Литература

1. Закон Президента РФ о воспитательной составляющей образования https://news.rambler.ru/education/44547513-prinyat-zakon-prezidenta-rf-o-vospitatelnoy-sostavlyayuschey-obrazovaniya/

2. Федеральный проект патриотическое воспитание https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья /Министерство образования и науки Российской федерации. – М.: Просвещение, 217. – 404 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Министерство образования и науки Российской федерации. – М.: Просвещение, 2014
5. Черкасова П.А. Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ//Молодой ученый. – 2016. - №2. – С. 865-867.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!