СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об эволюции и человеке

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Об эволюции и человеке»

 Об эволюции и человеке

Об эволюции и человеке

Знания детей… Как мы и говорили – дети знают немало. Но не обо всем! Теория эволюции – явное исключение. Знания о теории эволюции и ее законах – небытовые. У нас почти нет шансов, что дети ясно понимают: Что именно сделал Дарвин? Что было до него? Меняется ли теория эволюции? Как? Как соотносится научные и религиозные взгляды? Есть ли у теории эволюции проблемы? Как отвечает на эти вопросы наука? Верны ли ходульные представления об эволюции? Идет ли развитие человечества по эволюционным законам? В чем идет, в чем – нет?

Знания детей…

Как мы и говорили – дети знают немало. Но не обо всем! Теория эволюции – явное исключение.

Знания о теории эволюции и ее законах – небытовые.

У нас почти нет шансов, что дети ясно понимают:

  • Что именно сделал Дарвин? Что было до него?
  • Меняется ли теория эволюции? Как?
  • Как соотносится научные и религиозные взгляды?
  • Есть ли у теории эволюции проблемы?
  • Как отвечает на эти вопросы наука?
  • Верны ли ходульные представления об эволюции?
  • Идет ли развитие человечества по эволюционным законам? В чем идет, в чем – нет?
Есть ли жизнь на Марсе? В этом году совершил эксперимент. При знакомстве с 5-ым классом, задал этот вопрос. Каково было мое изумление, когда большая часть детей ответили утвердительно! Это значит, что американские фильмы сделали свое дело. В уме у детей существует параллельная реальность, которой они верят больше, чем любой науке, любому учебнику, любому учителю! Поэтому сегодня будем говорить о теории эволюции совсем не так, как в учебнике. Попробуем начать с другой стороны.

Есть ли жизнь на Марсе?

В этом году совершил эксперимент.

При знакомстве с 5-ым классом, задал этот вопрос.

Каково было мое изумление, когда большая часть детей ответили утвердительно!

Это значит, что американские фильмы сделали свое дело.

В уме у детей существует параллельная реальность, которой они верят больше, чем любой науке, любому учебнику, любому учителю!

Поэтому сегодня будем говорить о теории эволюции совсем не так, как в учебнике.

Попробуем начать с другой стороны.

Ошибки бытового сознания

Ошибки бытового сознания

0сновные ошибки, мифы об эволюции? Петя эволюционирует… Человек мутировал и приобрел сверхспособности… Изменение – это Эволюция… Выживают сильнейшие… Теория эволюции = Эволюция… Эволюция доказана… (или доказывает…) Если кто-то из Вас напишет (или скажет) что-нибудь подобное – то Вы получите «2» без права исправления!

0сновные ошибки, мифы об эволюции?

  • Петя эволюционирует…
  • Человек мутировал и приобрел сверхспособности…
  • Изменение – это Эволюция…
  • Выживают сильнейшие…
  • Теория эволюции = Эволюция…
  • Эволюция доказана… (или доказывает…)

Если кто-то из Вас напишет (или скажет) что-нибудь подобное – то Вы получите «2» без права исправления!

1. Все ли, что очевидно, истинно?   2. Есть ли мода в науке?   3. логика устройства мира соответствует логике нашего разума?

1. Все ли, что очевидно, истинно? 2. Есть ли мода в науке? 3. логика устройства мира соответствует логике нашего разума?

О выживании сильнейших Ч. Дарвин совершил свое великое открытие в капиталистической Англии середины XIX в (борьбы миллионов рабочих-чартистов против угольных олигархов, войн Британии против своих колоний – сипаев, буров и т.д.). Судя по тому, как общество (а не только наука, где в разных странах дарвинизм принимался по разному) приняли его взгляды, он задел какой-то важный для времени нерв. Выживание сильнейших, конкуренция, борьба за ресурсы были интуитивно понятны всем (после «перестройки» СССР мы это также очень хорошо понимаем). Если какая-то вещь самоочевидна – верна ли она? Попробую показать, что это не так. Мир не подчиняется человеческой логике, хотя мы и можем его познавать (возможно, правда, не до конца). С этим связано многообразие эволюционных идей во все времена.

О выживании сильнейших

Ч. Дарвин совершил свое великое открытие в капиталистической Англии середины XIX в (борьбы миллионов рабочих-чартистов против угольных олигархов, войн Британии против своих колоний – сипаев, буров и т.д.).

Судя по тому, как общество (а не только наука, где в разных странах дарвинизм принимался по разному) приняли его взгляды, он задел какой-то важный для времени нерв.

Выживание сильнейших, конкуренция, борьба за ресурсы были интуитивно понятны всем (после «перестройки» СССР мы это также очень хорошо понимаем).

Если какая-то вещь самоочевидна – верна ли она?

Попробую показать, что это не так.

Мир не подчиняется человеческой логике, хотя мы и можем его познавать (возможно, правда, не до конца).

С этим связано многообразие эволюционных идей во все времена.

Строматолиты глазами микробиолога В морях рядом с Австралией встречаются полосатые каменные «подушки». Эти полосы – слои бактерий. Ученые с удивлением обнаружили, что это целые биосистемы. Возраст их – миллиарды лет. Самое удивительное – эти биосистемы устроены на других принципах, чем все современные. Если это так – это значит, что древние экосистемы Земли были совсем другими, чем сейчас.

Строматолиты глазами микробиолога

В морях рядом с Австралией встречаются полосатые каменные «подушки».

Эти полосы – слои бактерий.

Ученые с удивлением обнаружили, что это целые биосистемы. Возраст их – миллиарды лет.

Самое удивительное – эти биосистемы устроены на других принципах, чем все современные.

Если это так – это значит, что древние экосистемы Земли были совсем другими, чем сейчас.

А В чем уникальность этих экосистем?   Б   В   Г Каждый слой бактерий (все они разные!) в них делает свое дело . А – используют вещества из океана. Б – питаются тем, что образуют А. В – тем, что дают им Б. Г – заканчивают дело. Интересно, что в принципе каждая из бактерий могла бы делать все САМА ! Но они живут совместно, помогая друг другу. Что поразило ученых? Мы впервые в жизни увидели экосистему без ХИЩНИЧЕСТВА и КОНКУРЕНЦИИ!!!

А

В чем уникальность этих экосистем?

Б

В

Г

  • Каждый слой бактерий (все они разные!) в них делает свое дело .
  • А – используют вещества из океана.
  • Б – питаются тем, что образуют А.
  • В – тем, что дают им Б.
  • Г – заканчивают дело.
  • Интересно, что в принципе каждая из бактерий могла бы делать все САМА !
  • Но они живут совместно, помогая друг другу.
  • Что поразило ученых?
  • Мы впервые в жизни увидели экосистему

без ХИЩНИЧЕСТВА и КОНКУРЕНЦИИ!!!

Это исключение или правило? Посмотрим на особенности жизни бактерий. Давно известно, что все бактерии «не задумываясь» дарят свои гены чужакам. Так, они передают чужим клеткам иных видов свои достижения (гены устойчивости к антибиотикам, например) Это было известно давно – но оставалось без объяснения. Действительно, как можно помогать чужим клеткам, заведомым конкурентам? Но это не ошибка – а один из законов прокариотического мира – « делись и живи в мире с другими клетками ». С появлением многоклеточных хищников мир навсегда поменялся – но эти бактерии не вымерли, а до сих пор живут по «старым правилам» . Для нас такую жизнь трудно себе даже вообразить !

Это исключение или правило?

  • Посмотрим на особенности жизни бактерий.
  • Давно известно, что все бактерии «не задумываясь» дарят свои гены чужакам. Так, они передают чужим клеткам иных видов свои достижения (гены устойчивости к антибиотикам, например)
  • Это было известно давно – но оставалось без объяснения.
  • Действительно, как можно помогать чужим клеткам, заведомым конкурентам?
  • Но это не ошибка – а один из законов прокариотического мира – « делись и живи в мире с другими клетками ».
  • С появлением многоклеточных хищников мир навсегда поменялся – но эти бактерии не вымерли, а до сих пор живут по «старым правилам» .

Для нас такую жизнь трудно себе даже вообразить !

Разуму не так просто понимать реальность, как она есть Принцип актуализма в исторических науках работает плохо. В пределе он не работает вовсе. Мир, отделенный от нас временем и пространством не может быть познан исходя из современной людской логики. Все это является важнейшим пределом исторических наук - наук о меняющемся мире (а биология – историческая наука)…

Разуму не так просто понимать реальность, как она есть

  • Принцип актуализма в исторических науках работает плохо.
  • В пределе он не работает вовсе.
  • Мир, отделенный от нас временем и пространством не может быть познан исходя из современной людской логики.
  • Все это является важнейшим пределом исторических наук - наук о меняющемся мире (а биология – историческая наука)…
Итак: Все ли, что очевидно, истинно? Нет. Есть ли мода в науке? Да, она связана с духом времени. Может ли быть, что то, что всем интуитивно понятно, в действительности неверно? Интуитивно понятно то, что соответствует духу времени. Он невидим для современников, поэтому общество столетиями может «не замечать» своих ошибок.

Итак:

  • Все ли, что очевидно, истинно?
  • Нет.
  • Есть ли мода в науке?
  • Да, она связана с духом времени.
  • Может ли быть, что то, что всем интуитивно понятно, в действительности неверно?
  • Интуитивно понятно то, что соответствует духу времени. Он невидим для современников, поэтому общество столетиями может «не замечать» своих ошибок.
Кроме отношений «хищник-жертва» и конкуренции надо преподавать много чего еще… Мир полон сложных взаимодействий. Например, дубы сообщают друг другу о нападении дубового шелкопряда (возможно с помощью микоризы как посредника). Каждая особь находится в глубоких, неразрывных отношениях симбиоза с сотнями других видов: микрофлорой, опылителями, разрушителями, азотфиксаторами, собственными митохондриями и хлоропластами и т.д. В целях образования и воспитания детей необходимо сознательно работать над их образом мира , потому что сам собой, увы, мир будет воспринят неадекватно, не как сложная реальности, а очень схематично ( мегалодон, ά-хищник, ά-самец, эгоизм, вытеснение ). Образ же человеческой истории и вовсе иной, не сообразный эволюционным законам.

Кроме отношений «хищник-жертва» и конкуренции надо преподавать много чего еще…

Мир полон сложных взаимодействий.

Например, дубы сообщают друг другу о нападении дубового шелкопряда (возможно с помощью микоризы как посредника).

  • Каждая особь находится в глубоких, неразрывных отношениях симбиоза с сотнями других видов: микрофлорой, опылителями, разрушителями, азотфиксаторами, собственными митохондриями и хлоропластами и т.д.

В целях образования и воспитания детей необходимо сознательно работать над их образом мира , потому что сам собой, увы, мир будет воспринят неадекватно, не как сложная реальности, а очень схематично ( мегалодон, ά-хищник, ά-самец, эгоизм, вытеснение ).

Образ же человеческой истории и вовсе иной, не сообразный эволюционным законам.

Главы из Школьной биологии

Главы из Школьной биологии

Жан Батист Ламарк (1744-1829)  Ламарк стал первым биологом , попытавшегося создать целостную теорию эволюцию живого мира – «ламаркизм». Споры о ней идут до сих пор. Предложил дихотомический ключ в определителе растений – «Лиса лиса», «Человек разумный». Издал 7 томов: «Естественная история беспозвоночных», предложил 10 классов (8 новых), описал все новые роды и виды. Ввел термин биология . Основной труд «Философия зоологии» в 1809. Умер слепым в бедности и безвестности, могила была срыта, а ее местоположение неизвестно…

Жан Батист Ламарк (1744-1829)

  • Ламарк стал первым биологом , попытавшегося создать целостную теорию эволюцию живого мира – «ламаркизм».
  • Споры о ней идут до сих пор.
  • Предложил дихотомический ключ в определителе растений – «Лиса лиса», «Человек разумный».
  • Издал 7 томов: «Естественная история беспозвоночных», предложил 10 классов (8 новых), описал все новые роды и виды.
  • Ввел термин биология .
  • Основной труд «Философия зоологии» в 1809.
  • Умер слепым в бедности и безвестности, могила была срыта, а ее местоположение неизвестно…
Ламаркизм Ж-Б. Ламарк в качестве механизма эволюции привел принцип «упражения или неупражнения органов» и наследственная передача ( с этим принципом был согласен и Ч. Дарвин ). Он считал, что есть два направления эволюции . Усложнение организации . Группы организмов можно выстроить в

Ламаркизм

Ж-Б. Ламарк в качестве механизма эволюции привел принцип «упражения или неупражнения органов» и наследственная передача ( с этим принципом был согласен и Ч. Дарвин ).

Он считал, что есть два направления эволюции .

  • Усложнение организации . Группы организмов можно выстроить в "лестницу существ", установить их "градацию" от простого к сложному. Все организмы стремятся к совершенству .
  • Организмы  приспосабливаются к среде обитания , приспособление к новым условиям приводит к тому, что одни виды превращаются в другие.

Движущие силы:

  • окружающая среда,
  • ответ на нее организма («потребности» и их удовлетворение),
  • стремление к совершенству.
В чем разница с идеями Ч. Дарвина? Дарвинизм – особи не передают потомкам свои «наработки» , а эволюция идет за счет изменения генофонда популяции (Суммы особей). Ламаркизм – особи передают потомкам свои «наработки» . Эволюция накапливает онтогенетические изменения. В чем Ламарк не прав? 20 в - гены в онтогенезе не меняются! (генетика) 21 в – эпигенетика: геном существа меняется, и он ПЕРЕДАЕТ эти изменения потомкам Получается, что Ламарк предвидел на 150 лет вперед! Учебник же рисует Ламарка недальновидным и неразумным биологом…

В чем разница с идеями Ч. Дарвина?

  • Дарвинизм – особи не передают потомкам свои «наработки» , а эволюция идет за счет изменения генофонда популяции (Суммы особей).
  • Ламаркизм – особи передают потомкам свои «наработки» . Эволюция накапливает онтогенетические изменения.
  • В чем Ламарк не прав?
  • 20 в - гены в онтогенезе не меняются! (генетика)
  • 21 в – эпигенетика: геном существа меняется, и он ПЕРЕДАЕТ эти изменения потомкам
  • Получается, что Ламарк предвидел на 150 лет вперед! Учебник же рисует Ламарка недальновидным и неразумным биологом…
Есть ли подтверждения идеям Ламарка? Есть, и немало, и довольно давно. Организм действительно «запоминает» действие среды, и может передать это в череде поколений. Например, если у мухи отрезать щетинки, они будут вырастать у ее детей? Вопрос кажется смехотворным! Но великий генетик Добржанский еще в 1930-х показал, что после 28 поколений эксперимента мухи «воспроизводят» отсутствие щетинок, как-то закрепляя его в генотипе!!! Сейчас эти факты изучает новая наука, ЭПИГЕНЕТИКА. Гены модифицируются в течении жизни, ими управляют регуляторы и т.д. Эпигенетика – наука 21 века, ее законы еще только открываются…

Есть ли подтверждения идеям Ламарка?

Есть, и немало, и довольно давно.

Организм действительно «запоминает» действие среды, и может передать это в череде поколений.

Например, если у мухи отрезать щетинки, они будут вырастать у ее детей?

  • Вопрос кажется смехотворным!
  • Но великий генетик Добржанский еще в 1930-х показал, что после 28 поколений эксперимента мухи «воспроизводят» отсутствие щетинок, как-то закрепляя его в генотипе!!!
  • Сейчас эти факты изучает новая наука, ЭПИГЕНЕТИКА.
  • Гены модифицируются в течении жизни, ими управляют регуляторы и т.д.
  • Эпигенетика – наука 21 века, ее законы еще только открываются…
Цитоплазматическая наследственность Некоторые признаки передаются не через гены! Как и почему? Например, они могут быть записаны в ДНК пластид и митохондрий, а также проявляться через белки и РНК, накопленных в яйцеклетках матерью. Эти признаки передаются не от отца, а от матери. Так, 150 - 200 тыс лет назад, в Южной Африке жила «митохондриальная Ева», передавшая всем современным людям одну и ту же хромосому митохондрий.

Цитоплазматическая наследственность

Некоторые признаки передаются не

через гены! Как и почему?

Например, они могут быть записаны в ДНК пластид и митохондрий, а также проявляться через белки и РНК, накопленных в яйцеклетках матерью.

Эти признаки передаются не от отца, а от матери.

Так, 150 - 200 тыс лет назад, в Южной Африке жила «митохондриальная Ева», передавшая всем современным людям одну и ту же хромосому митохондрий.

Теория происхождения видов путем естественного отбора Ч.Дарвина На слух – все положения просты и понятны сами собой. Однако, воспроизвести их как целое  трудно, но нужно. Отдельные идеи «старше» Дарвина. Но в виде целостной системы они произвели сокрушительное действие на научный мир и общество. Хотя теория Ч.Дарвина была принята неоднозначно, с помощью нее объяснить всю сумму биологических знаний было тяжело, однако за полтора века сама она прошла длинный путь эволюции и ныне называется синтетической теорией эволюции.

Теория происхождения видов путем естественного отбора Ч.Дарвина

На слух – все положения просты и понятны сами собой.

Однако, воспроизвести их как целое трудно, но нужно.

Отдельные идеи «старше» Дарвина. Но в виде целостной системы они произвели сокрушительное действие на научный мир и общество.

Хотя теория Ч.Дарвина была принята неоднозначно, с помощью нее объяснить всю сумму биологических знаний было тяжело, однако за полтора века сама она прошла длинный путь эволюции и ныне называется синтетической теорией эволюции.

Идеи Ч. Дарвина и СТЭ (синтетическая теория эволюции) Ч. ДАРВИН СТЭ (6 американцев) 2 половина XIX Середина XX В центре – организм (голубь, собака), признаки, приспособление к окружающей среде. В природе есть «естественный подбор», половой отбор, ламаркизм… Заслуга : вскрыл механизм естественного отбора Проблема : не знал, на чем записана наследственность. Сузил представление об эволюции до конкуренции и борьбы. В центре – гены, их варианты и признаки. Отбор генов, генетические механизмы. В природе есть только приспособительный отбор генов. Заслуга : соединили идеи Отбора с генетикой популяций. Проблема : перевели разговор в узкую область, многое ушло из рассмотрения (потеряли другие уровни, кроме генетики популяций).

Идеи Ч. Дарвина и СТЭ (синтетическая теория эволюции)

Ч. ДАРВИН

СТЭ (6 американцев)

2 половина XIX

Середина XX

  • В центре – организм (голубь, собака), признаки, приспособление к окружающей среде.
  • В природе есть «естественный подбор», половой отбор, ламаркизм…
  • Заслуга : вскрыл механизм естественного отбора
  • Проблема : не знал, на чем записана наследственность. Сузил представление об эволюции до конкуренции и борьбы.
  • В центре – гены, их варианты и признаки. Отбор генов, генетические механизмы.
  • В природе есть только приспособительный отбор генов.
  • Заслуга : соединили идеи Отбора с генетикой популяций.
  • Проблема : перевели разговор в узкую область, многое ушло из рассмотрения (потеряли другие уровни, кроме генетики популяций).
Чарльз Дарвин ( 1809 - 1882 ) Величайший биолог 19 в., вместе с Альфредом Уоллесом выдвинул теорию естественного отбора. Юношей он совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль», в тропиках и на Галапагосских островах наблюдал огромное разнообразие схожих видов разных существ. Больше 20 лет после этого он собирал факты эволюции животных. Его книга «Происхождения видов путем естественного отбора» стала наиболее значимой биологической книгой столетия.

Чарльз Дарвин ( 1809 - 1882 )

Величайший биолог 19 в., вместе с Альфредом Уоллесом выдвинул теорию естественного отбора.

Юношей он совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль», в тропиках и на Галапагосских островах наблюдал огромное разнообразие схожих видов разных существ.

Больше 20 лет после этого он собирал факты эволюции животных. Его книга «Происхождения видов путем естественного отбора» стала наиболее значимой биологической книгой столетия.

1. Скорость размножения Насколько быстро живые существа могут размножиться? Живые существа способны размножаться очень быстро. Если бактерия в благоприятной среде делится каждые 20 мин, то ее потомство через 36 ч дает массу, покрывающую всю Земля сплошным слоем толщиной 30 см, а еще через 2 ч толщина этого слоя достигнет 20 м! Почему бактерии никогда не делятся так быстро? Потому что количество пищи для любого живого существа сильно ограничено . Поэтому ни одно живое существо не может долго расти с максимальной скоростью.

1. Скорость размножения

Насколько быстро живые существа могут размножиться?

Живые существа способны размножаться очень быстро.

Если бактерия в благоприятной среде делится каждые 20 мин, то ее потомство через 36 ч дает массу, покрывающую всю Земля сплошным слоем толщиной 30 см, а еще через 2 ч толщина этого слоя достигнет 20 м!

Почему бактерии никогда не делятся так быстро?

Потому что количество пищи для любого живого существа сильно ограничено .

Поэтому ни одно живое существо не может долго расти с максимальной скоростью.

2 . Поэтому виды и особи вступают в Борьбу за существование (БЗС) БЗС неизбежна, поскольку количество еды ограничено. Бывает межвидовая и внутривидовая борьба. Чем ближе виды – тем обычно сильнее конкуренция за ресурсы. Внутривидовая борьба – самая жесткая. Особи одного вида неизбежно конкурируют за все – за гнезда, за территорию охоты, за еду, за самку и самца. Эта борьба обычно не носит агрессивного характера, хотя половой отбор часто приводит к «вооруженным столкновениям» между самцами.

2 . Поэтому виды и особи вступают в Борьбу за существование (БЗС)

БЗС неизбежна, поскольку количество еды ограничено.

Бывает межвидовая и внутривидовая борьба.

Чем ближе виды – тем обычно сильнее конкуренция за ресурсы.

Внутривидовая борьба – самая жесткая.

Особи одного вида неизбежно конкурируют за все – за гнезда, за территорию охоты, за еду, за самку и самца.

Эта борьба обычно не носит агрессивного характера, хотя половой отбор часто приводит к «вооруженным столкновениям» между самцами.

3. Наследственность и изменчивость 1 . Живые существа похожи на своих родителей. Это наследственность . 2. Но они и отличаются от них в каждом поколении. У них появляется нечто новое – это изменчивость . Для всех живых существ характерна одновременно и наследственность , и изменчивость .

3. Наследственность и изменчивость

1 . Живые существа похожи на своих родителей.

Это наследственность .

2. Но они и отличаются от них в каждом поколении. У них появляется нечто новое – это изменчивость .

Для всех живых существ характерна одновременно и наследственность , и изменчивость .

4. Выживание наиболее приспособленных Из-за борьбы за существование в каждом поколении происходит 1. вымирание наименее приспособленных, и 2. выживание и размножение наиболее приспособленных. Величина стрелки показывает количество потомков. Наиболее приспособленные приспособленные наименее приспособленные

4. Выживание наиболее приспособленных

Из-за борьбы за существование в каждом поколении происходит

1. вымирание наименее приспособленных, и

2. выживание и размножение наиболее приспособленных.

Величина стрелки показывает количество потомков.

Наиболее приспособленные

приспособленные

наименее приспособленные

4. Выживание наиболее приспособл енных В итоге, в каждом следующем поколении, доля наиболее приспособленных растет – а доля наименее приспособленных – падает. Что будет, когда наименее приспособленные исчезнут. И останутся только наиболее приспособленные? Среди них выделятся еще более приспособленные! Наиболее приспособленные приспособленные наименее приспособленные

4. Выживание наиболее приспособл енных

В итоге, в каждом следующем поколении,

доля наиболее приспособленных растет – а доля наименее приспособленных – падает.

Что будет, когда наименее приспособленные исчезнут.

И останутся только наиболее приспособленные?

Среди них выделятся еще более приспособленные!

Наиболее приспособленные

приспособленные

наименее приспособленные

Естественный отбор Эта идея получила название «Естественный отбор». Еще раз её суть: 1. живые существа могут размножаться с большой скоростью 2. ресурсы ограничены 3. о рганизмы вступают в борьбу за существование 4. живые существа неодинаково приспособлены и способны передавать свою приспособленность своим потомкам 5. наиболее приспособленные избирательно выживают и размножаются, а наименее приспособленные избирательно вымирают и оставляют наименьшее количество потомков 6. с тепень приспособленности ее членов из поколения в поколения меняется , а значит: популяция направленно изменяется

Естественный отбор

Эта идея получила название «Естественный отбор». Еще раз её суть:

1. живые существа могут размножаться с большой скоростью

2. ресурсы ограничены

3. о рганизмы вступают в борьбу за существование

4. живые существа неодинаково приспособлены и способны передавать свою приспособленность своим потомкам

5. наиболее приспособленные избирательно выживают и размножаются, а наименее приспособленные избирательно вымирают и оставляют наименьшее количество потомков

6. с тепень приспособленности ее членов из поколения в поколения меняется , а значит:

популяция направленно изменяется

 Идеи Ч. Дарвина   Движущими силами эволюции считал изменчивость , наследственность и естественный отбор . Под действием среды возникает изменчивость — определенная и неопределенная:  определенная - под влиянием среды все особи изменяются сходным образом ( модификационная ); неопределенная - индивидуальна, изменения происходят в самых различных направлениях ( мутационная )    3) Механизм наследования благоприобретенных свойств - теория пангенезиса: микро-частицы (геммулы), перемещаясь по кровотоку ото всех частей тела к половым клеткам, приносят в гаметы информацию об изменениях в строении организма, произошедших за время жизни родительской особи.

Идеи Ч. Дарвина

  • Движущими силами эволюции считал изменчивость , наследственность и естественный отбор .
  • Под действием среды возникает изменчивость — определенная и неопределенная:
  • определенная - под влиянием среды все особи изменяются сходным образом ( модификационная );
  • неопределенная - индивидуальна, изменения происходят в самых различных направлениях ( мутационная )   

3) Механизм наследования благоприобретенных свойств - теория пангенезиса: микро-частицы (геммулы), перемещаясь по кровотоку ото всех частей тела к половым клеткам, приносят в гаметы информацию об изменениях в строении организма, произошедших за время жизни родительской особи.

Доказательства эволюции Наличие эволюции – хорошо подтвержденная идея. Но какая она? Идея, что дарвиновский отбор – единственная годная модель, видимо, неверна. Приводимые «доказательства» - обычно косвенные , скорее подтверждения . 1. Палеонтологические – наличие многочисленных «переходных звеньев» между группами – сочетающих мозаику признаков обеих групп.

Доказательства эволюции

Наличие эволюции – хорошо подтвержденная идея. Но какая она?

Идея, что дарвиновский отбор – единственная годная модель, видимо, неверна.

Приводимые «доказательства» - обычно косвенные , скорее подтверждения .

1. Палеонтологические – наличие многочисленных «переходных звеньев» между группами – сочетающих мозаику признаков обеих групп.

Проблема слова «ДОКАЗАНО» Кажется, только ученые знают, что наука ничего не доказывает, а только подтверждает или опровергает. Если факты ложатся в теорию – они ее «подтверждают», но не доказывают. Если факты не ложатся в теорию – они ее в этой форме опровергают. Но даже миллион фактов гипотезу строго «доказать» не могут! Гипотеза Гипотеза Теория 1 Теория 2 Но нет (и не может быть) никакой уверенности, что не будет найден опровергающий факт! 3 1 4 5 2 6

Проблема слова «ДОКАЗАНО»

  • Кажется, только ученые знают, что наука ничего не доказывает, а только подтверждает или опровергает.
  • Если факты ложатся в теорию – они ее «подтверждают», но не доказывают.
  • Если факты не ложатся в теорию – они ее в этой форме опровергают.
  • Но даже миллион фактов гипотезу строго «доказать» не могут!
  • Гипотеза
  • Гипотеза
  • Теория 1
  • Теория 2

Но нет (и не может быть) никакой

уверенности, что не будет найден

опровергающий факт!

3

1

4

5

2

6

Если говорить нестрого, то известно очень много переходных звеньев Одна из новых схем, иллюстрирующих схему перехода от рыб к амфибиям. Особое внимание уделено происхождению конечностей.

Если говорить нестрого, то известно очень много переходных звеньев

Одна из новых схем, иллюстрирующих схему перехода от рыб к амфибиям.

Особое внимание уделено происхождению конечностей.

Палеонтологические. Эти буквы – виды.  Предположим, нам известны А и И.  В учебнике напишут, что И произошел от А.  Так ли это? И Справа – схема из учебника . Слева – реальная картина . От кого же произошел «И»? В итоге – мы всегда слишком мало знаем, чтобы утверждать, что древо этих видов ясно «доказано». И Е Д Ж Г В З J Б А А

Палеонтологические. Эти буквы – виды. Предположим, нам известны А и И. В учебнике напишут, что И произошел от А. Так ли это?

  • И
  • Справа – схема из учебника .
  • Слева – реальная картина .
  • От кого же произошел «И»?
  • В итоге – мы всегда слишком мало знаем, чтобы утверждать, что древо этих видов ясно «доказано».
  • И
  • Е
  • Д
  • Ж
  • Г
  • В
  • З
  • J
  • Б
  • А
  • А
Проблемы дарвинизма Не претендуя на полноту мы последовательно разберем несколько проблем Дарвинизма. Можно ли сказать, что дарвинизм не «работает»? Нет, он работает, и работает всегда (наверное). Проблема в том, что работает не только он один!

Проблемы дарвинизма

Не претендуя на полноту мы последовательно разберем несколько проблем Дарвинизма.

Можно ли сказать, что дарвинизм не «работает»?

Нет, он работает, и работает всегда (наверное).

Проблема в том, что работает не только он один!

Дарвинизм – как гравитация  - Гравитация действует на земные предметы? - Да! - Всегда? - Да! - Она действует одна? Ей можно все объяснять? - Конечно нет! Работу мозга и переваривание пищи, размножение и фотосинтез с ее помощью не объяснить! Так и дарвинизм – он работает, но работает не один, и часто не в нем вообще (видимо) дело!

Дарвинизм – как гравитация 

- Гравитация действует на земные предметы?

- Да!

- Всегда?

- Да!

- Она действует одна? Ей можно все объяснять?

- Конечно нет! Работу мозга и переваривание пищи, размножение и фотосинтез с ее помощью не объяснить!

Так и дарвинизм – он работает, но работает не один, и часто не в нем вообще (видимо) дело!

Сбылись ли предсказания теории Ч. Дарвина?  (ведь сила теории – в ее прогнозах!) Изменчивость есть по любому признаку и она весьма велика. Это оказалось не совсем так – и не по всем, и часто не велика. Эволюция –медленный, постепенный процесс. Это тоже не так: ключевые явления могут возникать очень быстро (теория прерывистого равновесия). Эволюция не направлена, и может идти в каждой группе в любую сторону. Эволюция в истории выглядит строго направленной, идущей в неслучайные стороны (совсем не в любые!) неслучайным образом (ортогенез). Виды образуются путем постепенного расхождения. Открыты другие пути видообразование: полиплоидия, слияние ( химеры ), скачком ( макромутация , педоморфоз ).

Сбылись ли предсказания теории Ч. Дарвина? (ведь сила теории – в ее прогнозах!)

  • Изменчивость есть по любому признаку и она весьма велика.

Это оказалось не совсем так – и не по всем, и часто не велика.

  • Эволюция –медленный, постепенный процесс.

Это тоже не так: ключевые явления могут возникать очень быстро (теория прерывистого равновесия).

  • Эволюция не направлена, и может идти в каждой группе в любую сторону.

Эволюция в истории выглядит строго направленной, идущей в неслучайные стороны (совсем не в любые!) неслучайным образом (ортогенез).

  • Виды образуются путем постепенного расхождения.

Открыты другие пути видообразование: полиплоидия, слияние ( химеры ), скачком ( макромутация , педоморфоз ).

Проблемы дарвинизма Когда Ч. Дарвин опубликовал свою знаменитую книгу «Происхождение видов путем Естественного Отбора», против нее выдвинули множество аргументов, на многие из которых нет ответа до сих пор. Главная проблема - в самой формулировке теории: «выживание наиболее приспособленных». Кто выживает? – наиболее приспособленые . Кто приспособлен ? – тот, кто выживает (и избирательно оставляет больше потомства). Нельзя объяснять 1 через 2, а 2 через 1! Получается порочный круг, из которого нет выхода… Никто не может объяснить приспособленность строго! Приспособленность – кажется интуитивно понятной: дельфин – к плаванию, птица – к полету, крот – к рытью. Но предсказать заранее приспособленность не удается!  Нельзя предсказать (заранее с помощью одной теории), кто и что окажется приспособленнее…

Проблемы дарвинизма

Когда Ч. Дарвин опубликовал свою знаменитую книгу «Происхождение видов путем Естественного Отбора», против нее выдвинули множество аргументов, на многие из которых нет ответа до сих пор.

Главная проблема - в самой формулировке теории: «выживание наиболее приспособленных».

Кто выживает? – наиболее приспособленые .

Кто приспособлен ? – тот, кто выживает (и избирательно оставляет больше потомства).

Нельзя объяснять 1 через 2, а 2 через 1!

Получается порочный круг, из которого нет выхода…

Никто не может объяснить приспособленность строго!

Приспособленность – кажется интуитивно понятной: дельфин – к плаванию, птица – к полету, крот – к рытью.

Но предсказать заранее приспособленность не удается! Нельзя предсказать (заранее с помощью одной теории), кто и что окажется приспособленнее…

Приспособленность и вымирание Почему динозавры вымерли? – Они оказались не приспособлены Это ложь, потому что среди них были уникальные по сложности, разнообразию, уму, приспособленности группы (стайные, умные, теплокровные, живородящие). Их вытеснили Это тоже не так, поскольку на смену хищным и травоядным гигантам, водным и воздушным группам никто не пришел… Их место пустовало десятки млн лет. Они были приспособлены – но исчезли. А какие-нибудь лягушки дали 6600 видов! Опоссумы – не вымирают – хотя и живут в окружении крыс, ястребов и лис! А существование жирафа или бабочек, цветков орхидеи, красота пения птиц – курьез. Марсианин никогда бы их не предвидел!

Приспособленность и вымирание

Почему динозавры вымерли? – Они оказались не приспособлены

Это ложь, потому что среди них были уникальные по сложности, разнообразию, уму, приспособленности группы (стайные, умные, теплокровные, живородящие).

Их вытеснили

Это тоже не так, поскольку на смену хищным и травоядным гигантам, водным и воздушным группам никто не пришел… Их место пустовало десятки млн лет.

Они были приспособлены – но исчезли.

А какие-нибудь лягушки дали 6600 видов! Опоссумы – не вымирают – хотя и живут в окружении крыс, ястребов и лис!

А существование жирафа или бабочек, цветков орхидеи, красота пения птиц – курьез. Марсианин никогда бы их не предвидел!

«Наука объясняет и предсказывает…»  Прогнозы - на примере машин Можем ли мы заранее предсказать скорость машины по ее облику? Опыт и знание физики говорят «в целом ДА».

«Наука объясняет и предсказывает…» Прогнозы - на примере машин

  • Можем ли мы заранее предсказать скорость машины по ее облику?
  • Опыт и знание физики говорят «в целом ДА».
А теперь – приспособленность.  Проверим, можем ли мы догадаться, кто из зверей более приспособлен? Если нет – то разговор о приспособленности для нас – просто способ бегства от проблем ( болтовня ) , констатация факта : вымер – не приспособлен, выжил – приспособлен .  Предсказать же реальность мы практически не в силах! А это значит, что разговор о приспособленности - «не научный» ( теории в науке должны иметь предсказательную силу ).

А теперь – приспособленность. Проверим, можем ли мы догадаться, кто из зверей более приспособлен?

Если нет – то разговор о приспособленности для нас – просто способ бегства от проблем ( болтовня ) , констатация факта : вымер – не приспособлен, выжил – приспособлен . Предсказать же реальность мы практически не в силах! А это значит, что разговор о приспособленности - «не научный» ( теории в науке должны иметь предсказательную силу ).

  Лиса и «Рыжая собака» Лиса обыкновенная стремительно расширяет ареал, а красный волк – « Редкий вид псовых, находящийся под угрозой исчезновения».

Лиса и «Рыжая собака»

  • Лиса обыкновенная стремительно расширяет ареал, а красный волк – « Редкий вид псовых, находящийся под угрозой исчезновения».
Какие идеи кроме дарвинизма есть? Ламаркизм Теория прерывистого равновесия Сальтационизм  (неотения, геномные мутации…) Полиплоидия Химерическое видообразование Ортогенез

Какие идеи кроме дарвинизма есть?

  • Ламаркизм
  • Теория прерывистого равновесия
  • Сальтационизм (неотения, геномные мутации…)
  • Полиплоидия
  • Химерическое видообразование
  • Ортогенез
2. Дарвинизм и теория прерывистого равновесия В 1972 г. Стефан Гулд выдвинул идею, что эволюция идет с разной скоростью в разные моменты времени. Момент видообразования (особенно если идет макроэволюционный скачок) довольно быстр. После этого вид меняется мало, эволюция замедляется – и так до нового видообразования. Объяснить эти взгляды СТЭ может, но все же это не классический дарвинизм (как минимум)…

2. Дарвинизм и теория прерывистого равновесия

  • В 1972 г. Стефан Гулд выдвинул идею, что эволюция идет с разной скоростью в разные моменты времени.
  • Момент видообразования (особенно если идет макроэволюционный скачок) довольно быстр.
  • После этого вид меняется мало, эволюция замедляется – и так до нового видообразования.
  • Объяснить эти взгляды СТЭ может, но все же это не классический дарвинизм (как минимум)…
3. Дарвинизм и сальтационизм (макромутации) Возможно, что виды (и даже крупные группы) могут возникать посредством макромутаций, почти молниеносно. С дарвинизмом это согласуется еще хуже, чем идея прерывистого равновесия. Обычно мутации вредны или нейтральны. Как же получается, что новая группа может получиться не путем отбора? Такие примеры есть.

3. Дарвинизм и сальтационизм (макромутации)

Возможно, что виды (и даже крупные группы) могут возникать посредством макромутаций, почти молниеносно.

С дарвинизмом это согласуется еще хуже, чем идея прерывистого равновесия.

Обычно мутации вредны или нейтральны.

Как же получается, что новая группа может получиться не путем отбора?

Такие примеры есть.

Время Пример 1: Развитие с резким изменением, Метаморфозом Если развитие протекает с полным метаморфозом, то личинка непохожа на взрослое . Она может жить в другой среде, питаться другим кормом. Метаморфоз – обычное явление для червей, рыб, амфибий, насекомых, растений. Если личинка становится самостоятельной – это называется педаморфоз (неотения). Педаморфоз может произойти путем макромутации!

Время

Пример 1: Развитие с резким изменением, Метаморфозом

  • Если развитие протекает с полным метаморфозом, то личинка непохожа на взрослое .
  • Она может жить в другой среде, питаться другим кормом.
  • Метаморфоз – обычное явление для червей, рыб, амфибий, насекомых, растений.
  • Если личинка становится самостоятельной – это называется педаморфоз (неотения).
  • Педаморфоз может произойти путем макромутации!
Неотения оказывается иногда путем к спасению/процветанию целых групп Хвостатая амфибия и ее личинка

Неотения оказывается иногда путем к спасению/процветанию целых групп

  • Хвостатая амфибия и ее личинка
Кто старше? Голосемянные или покрытосемянные? И кто от кого (вероятно  ) произошел? Все древние растения – кусты или деревья. Если (голосемянные) деревья старше – откуда появилась трава? Ответ поразителен – трава – измельчавшие деревья! Трава вторична ( неотения )! Не трава стала большой и древянистой, а деревья отказались от древесины. Голосемянные - исключительно древесные формы

Кто старше? Голосемянные или покрытосемянные? И кто от кого (вероятно  ) произошел?

  • Все древние растения – кусты или деревья.
  • Если (голосемянные) деревья старше – откуда появилась трава?
  • Ответ поразителен – трава – измельчавшие деревья!
  • Трава вторична ( неотения )!
  • Не трава стала большой и древянистой, а деревья отказались от древесины.

Голосемянные - исключительно древесные формы

Пример №2. Размер геномов Из схемы следует несколько интересных законов. Законы макрогенетики еще совершенно неизвестны!!! По вертикали – логарифм количества нуклеотидов в геноме.

Пример №2. Размер геномов

Из схемы следует несколько интересных законов.

  • Законы макрогенетики еще совершенно неизвестны!!!

По вертикали – логарифм количества нуклеотидов в геноме.

Какие выводы следуют из сравнительной геномики? Размеры геномов – плохо коррелируют с морфологией . При возникновении некоторых групп, видимо, геномы сильно уменьшались ! Не это ли - «макромутации»?! Человек внутри «своих» не имеет ничего выдающегося! Наоборот , у нас небольшой геном ! Значит, наша сложность мозга и поведения не прямо коррелирует с числом генов (правда, возможно, что гены те же, а регуляторы «лучше» подогнаны или «к другому подогнаны»). Но в любом случае, связь не прямая, а сложная. История разных уровней сложности внутри вида (ген, орган, организм, поведение, стая, биоценоз) не соответствуют друг другу (аргумент против «генетического детерминизма» - «гены определяют все»). Некоторые группы развиваются прежде всего за счет умножения геномов – полиплоидности (прежде всего Цветковые), а также за счет слияния видов (образования химер – они же)!

Какие выводы следуют из сравнительной геномики?

  • Размеры геномов – плохо коррелируют с морфологией .
  • При возникновении некоторых групп, видимо, геномы сильно уменьшались ! Не это ли - «макромутации»?!
  • Человек внутри «своих» не имеет ничего выдающегося! Наоборот , у нас небольшой геном !
  • Значит, наша сложность мозга и поведения не прямо коррелирует с числом генов (правда, возможно, что гены те же, а регуляторы «лучше» подогнаны или «к другому подогнаны»). Но в любом случае, связь не прямая, а сложная.
  • История разных уровней сложности внутри вида (ген, орган, организм, поведение, стая, биоценоз) не соответствуют друг другу (аргумент против «генетического детерминизма» - «гены определяют все»).
  • Некоторые группы развиваются прежде всего за счет умножения геномов – полиплоидности (прежде всего Цветковые), а также за счет слияния видов (образования химер – они же)!
4. Возникновение видов путем полиплоидии! Если для животных это редкость – то для растений и одноклеточных – совершенно обычное дело! Считается, что более половины видов покрытосемянных образовались таким способом!!! Это еще один не дарвиновский механизм эволюции.

4. Возникновение видов путем полиплоидии!

  • Если для животных это редкость – то для растений и одноклеточных – совершенно обычное дело!
  • Считается, что более половины видов покрытосемянных образовались таким способом!!!

Это еще один не дарвиновский механизм эволюции.

5. Лишайники, эукариоты и другие химеры Общеизвестные примеры химерных организмов заставляют нас принять еще один не дарвиновский механизм эволюции. При образовании крупных групп мы видим разные типы слияний одноклеточных с разными водорослями: красные, бурые, зеленые, глаукофитовые… Мы также знаем немало примеров химер среди высших растений.

5. Лишайники, эукариоты и другие химеры

  • Общеизвестные примеры химерных организмов заставляют нас принять еще один не дарвиновский механизм эволюции.
  • При образовании крупных групп мы видим разные типы слияний одноклеточных с разными водорослями: красные, бурые, зеленые, глаукофитовые…
  • Мы также знаем немало примеров химер среди высших растений.
6. Ортогенез – развитие идет по внутренним законам, отбор неважен Ортогенетики считают, что есть законы формы, и они не связаны с приспособлением! Ведь число семядолей , тип цветка , тип жилок для выживания, видимо, вообще не важны! Однако именно эти признаки отделяют семейства, порядки и классы между собой!

6. Ортогенез – развитие идет по внутренним законам, отбор неважен

  • Ортогенетики считают, что есть законы формы, и они не связаны с приспособлением!
  • Ведь число семядолей , тип цветка , тип жилок для выживания, видимо, вообще не важны!
  • Однако именно эти признаки отделяют семейства, порядки и классы между собой!
Фораминиферы, аммониты и наутилусы имеют сходные законы развития раковин – хотя это совсем разные группы!

Фораминиферы, аммониты и наутилусы имеют сходные законы развития раковин – хотя это совсем разные группы!

Ряды переходов листьев в эволюции растений.  Бросается в глаза, что эти переходы строго определенны и подчинены каким-то законам.  Надо очень постараться, чтобы объяснить дело приспособленностью и отбором

Ряды переходов листьев в эволюции растений. Бросается в глаза, что эти переходы строго определенны и подчинены каким-то законам. Надо очень постараться, чтобы объяснить дело приспособленностью и отбором

Близкие виды образуют сходные ряды изменчивости с такой правильностью, что зная их в пределах одного вида, можно предвидеть формы родственных родов и видов. Закон гомологических рядов

Близкие виды образуют сходные ряды изменчивости с такой правильностью, что зная их в пределах одного вида, можно предвидеть формы родственных родов и видов.

Закон гомологических рядов

Предположим, мы знаем такие растения. Что из этого следует? Жесткие щетинки овес Пятнистые листья пшеница + Зерна не осыпаются + ячмень Кустистые + + + + + + Из этого следует, что надо искать растения, которые заполнят пустые клеточки нашей таблицы! То есть Природа реализует все возможности для каждого из растений (или их можно получить экспериментально). Это похоже на таблицу Д.И. Менделеева! В дарвинизм это не ложится – это какой-то другой закон – закон формы. Приспособленность здесь, кажется, ни при чем.

Предположим, мы знаем такие растения. Что из этого следует?

Жесткие щетинки

овес

Пятнистые листья

пшеница

+

Зерна не осыпаются

+

ячмень

Кустистые

+

+

+

+

+

+

  • Из этого следует, что надо искать растения, которые заполнят пустые клеточки нашей таблицы!
  • То есть Природа реализует все возможности для каждого из растений (или их можно получить экспериментально).
  • Это похоже на таблицу Д.И. Менделеева!
  • В дарвинизм это не ложится – это какой-то другой закон – закон формы.
  • Приспособленность здесь, кажется, ни при чем.
Вавилов Николай Иванович (1887-1943) Великий русский ботаник, биогеограф, селекционер. Президент Всесоюзного Института Растениеводства и Географического общества, Института Генетики и т.д. Создал и разработал учение о центрах происхождения культурных растений . Организовал экспедиции почти по всему земному шару , выяснив центры происхождения культурных растений. Собрал крупнейшую в мире коллекцию семян растений . В итоге противостояния с Т.Д. Лысенко и советским руководством был репрессирован в 1940 г и погиб 26 января 1943 г…

Вавилов Николай Иванович (1887-1943)

  • Великий русский ботаник, биогеограф, селекционер.
  • Президент Всесоюзного Института Растениеводства и Географического общества, Института Генетики и т.д.
  • Создал и разработал учение о центрах происхождения культурных растений .
  • Организовал экспедиции почти по всему земному шару , выяснив центры происхождения культурных растений.
  • Собрал крупнейшую в мире коллекцию семян растений .
  • В итоге противостояния с Т.Д. Лысенко и советским руководством был репрессирован в 1940 г и погиб 26 января 1943 г…

Общественное признание

Н. И. Вавилов был избран:

Почётным членом : Лондонского королевского общества садоводов ( 1931Великобритания ); Испанского Королевского общества естественной истории ( 1929 ); Ботанического общества Америки (1942); Национальной Академии наук (англ.) русск.  в  Аллахабаде  (1942, Индия); Лондонского Линнеевского общества (1942, Великобритания); Британской ассоциации биологов (1929); Мексиканского агрономического общества (исп.)

Иностранным членом : Лондонского королевского общества ( 1942 , Великобритания);

Почётным доктором : Софийского государственного университета имени К. Охридского ( 1939Болгария ); Высшей школы земледелия (чешск.) русск.  в  Брно  (1939,  Чехословакия ); Чехословацкой академии наук (1936)

Членом-корреспондентом: Академии сельскохозяйственных наук Чехословакии (  1923 или 1929 или 1931); Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1929 или 1942)

Членом : Королевского общества Эдинбурга (1942, Великобритания); Аргентинской академии наук; Национального географического общества США (1942); Американского географического общества в Нью-Йорке (англ.) русск.  (1942, США); Королевского географического общества (1942, Великобритания); Международного совета экспертов при Римском международном аграрном институте

Креационизм – «теория»  творения – вненаучная, но, возможно, истинная идея Креационизм – это идея о том, что всё живое создано Творцом в едином акте Творения . Идеи эволюции и креационизма разнообразны. Но с 1920-х годов креационизмом называют идею американских протестантов, что все буквально виды или крупные группы произошли в начале времен одновременно и с тех пор не менялись . В таком виде эту идею принять нельзя. Сама же идея, что все произошло от Бога в Его едином акте – часть христианской веры, совместима с любыми научными теориями.Почему?

Креационизм – «теория» творения – вненаучная, но, возможно, истинная идея

  • Креационизм – это идея о том, что всё живое создано Творцом в едином акте Творения .
  • Идеи эволюции и креационизма разнообразны.
  • Но с 1920-х годов креационизмом называют идею американских протестантов, что все буквально виды или крупные группы произошли в начале времен одновременно и с тех пор не менялись .
  • В таком виде эту идею принять нельзя.
  • Сама же идея, что все произошло от Бога в Его едином акте – часть христианской веры, совместима с любыми научными теориями.Почему?
Разница подходов и интересов ученых и верующих Наука Религия Науку интересует механизм явлений («как это произошло») Наука ничего не говорит о целях и смыслах. В современной науке даже обсуждать цели - «ненаучно». Религии интересует цели и смыслы («каково значение», «В чем смысл?»). Религия ничего не говорит о механизмах. Обсуждать их – «не нужно», «неважно». Верующих же ученых всегда интересовало и то, и другое. И Ламарк, и Дарвин были христианами, так же как множество палеонтологов до сих пор – Тейяр-де-Шарден, А.А. Любищев, Л.С. Берг, С.В. Мейен, Н.Н. Воронцов, В.И. Назаров и т.д.

Разница подходов и интересов ученых и верующих

Наука

Религия

  • Науку интересует механизм явлений («как это произошло»)
  • Наука ничего не говорит о целях и смыслах. В современной науке даже обсуждать цели - «ненаучно».
  • Религии интересует цели и смыслы («каково значение», «В чем смысл?»).
  • Религия ничего не говорит о механизмах. Обсуждать их – «не нужно», «неважно».

Верующих же ученых всегда интересовало и то, и другое.

И Ламарк, и Дарвин были христианами, так же как множество палеонтологов до сих пор – Тейяр-де-Шарден, А.А. Любищев, Л.С. Берг, С.В. Мейен, Н.Н. Воронцов, В.И. Назаров и т.д.

Идиоадаптация – развитие «в старом русле», без большого прорыва Каждая группа при успехе образует «веер» близких по цвету, поведению, размеру и приспособлениям форм. Галапагосские (дарвиновские) вьюрки Африканские рыбки Цихлиды

Идиоадаптация – развитие «в старом русле», без большого прорыва

Каждая группа при успехе образует «веер» близких по цвету, поведению, размеру и приспособлениям форм.

Галапагосские (дарвиновские) вьюрки

Африканские рыбки Цихлиды

Дегенерация - упрощение Упрощение – это хорошо? Считается, что не очень. Однако целые громадные и очень успешные группы возникли путем упрощения: клещи, трава, паразитические организмы…

Дегенерация - упрощение

Упрощение – это хорошо?

Считается, что не очень.

Однако целые громадные и очень успешные группы возникли путем упрощения:

  • клещи,
  • трава,
  • паразитические организмы…
Правило конкурентного исключения В одной экологической нише может быть только один вид (в 1 месте и времени) Это значит, что далекие виды могут жить рядом . Пример: волк и медведь.  Близкие – будут серьезными конкурентами . Пример: тигр и леопард. Очень близкие – не могут жить вместе. Пример: тигр и лев.

Правило конкурентного исключения

В одной экологической нише может быть только один вид (в 1 месте и времени)

  • Это значит, что
  • далекие виды могут жить рядом . Пример: волк и медведь.

  • Близкие – будут серьезными конкурентами . Пример: тигр и леопард.
  • Очень близкиене могут жить вместе. Пример: тигр и лев.
Тайга Тайга Канады, Аляски, Сибири и Финляндии – очень сходна! Надо быть специалистом, чтобы понять, на каком ты материке! Это значит, что в тайге зверя каждого типа – по «1 шт»

Тайга

  • Тайга Канады, Аляски, Сибири и Финляндии – очень сходна!
  • Надо быть специалистом, чтобы понять, на каком ты материке!
  • Это значит, что в тайге зверя каждого типа – по «1 шт»
Белка, летяга, бурундук

Белка, летяга, бурундук

Может ли в лесу одновременно жить 25 разных видов белок? Причем в одном и том же лесу, в одно и то же время? Почему? Вопрос в том, все ли леса одинаковы, насколько они на самом деле являются одной нишей – или целым спектром ниш…

Может ли в лесу одновременно жить 25 разных видов белок?

  • Причем в одном и том же лесу, в одно и то же время?
  • Почему?
  • Вопрос в том, все ли леса одинаковы, насколько они на самом деле являются одной нишей – или целым спектром ниш…
Тропический лес Почему тропики так богаты? Судя по всему, тропический лес вмещает так много видов, потому что он: Старше (давно развился, разделился на ниши, они укрепились) Имеет стабильный климат (нет сильных колебаний температуры, влажности ). Ниши связаны не столько с абиотическими факторами ( ночь-день, влага-сухо, верх-низ ), сколько со взаимодействием с живых существ друг с другом ( там есть не только паразиты, но и паразиты-паразитов-паразитов = паразиты 3 порядка!!! )

Тропический лес

  • Почему тропики так богаты?
  • Судя по всему, тропический лес вмещает так много видов, потому что он:
  • Старше (давно развился, разделился на ниши, они укрепились)
  • Имеет стабильный климат (нет сильных колебаний температуры, влажности ).
  • Ниши связаны не столько с абиотическими факторами ( ночь-день, влага-сухо, верх-низ ), сколько со взаимодействием с живых существ друг с другом ( там есть не только паразиты, но и паразиты-паразитов-паразитов = паразиты 3 порядка!!! )
Особенности тропических экосистем Посмотрите на картинку и подписи справа и слева. Теперь вы все еще уверены, что в лесу не может быть одновременно много разных белок?

Особенности тропических экосистем

Посмотрите на картинку и подписи справа и слева. Теперь вы все еще уверены, что в лесу не может быть одновременно много разных белок?

«Планктонный парадокс» Как может быть, чтобы не в джунглях, а в капле воды могли одновременно устойчиво существовать десятки тысяч видов морских существ – пока никому не удалось объяснить…

«Планктонный парадокс»

Как может быть, чтобы не в джунглях, а в капле воды могли одновременно устойчиво существовать десятки тысяч видов морских существ – пока никому не удалось объяснить…

Задумаемся над вопросом: сколько сторон фенотипа естественный отбор может одновременно «собирать»? Ведь нельзя собирать стороны по очереди – ведь ты будешь портить другие стороны кубика! Оказывается, Отбор не может работать больше чем над 6 признаками в одно время. Но ведь организм состоит из тысяч и миллионов признаков! Как это возможно?! Это никому не известно…

Задумаемся над вопросом: сколько сторон фенотипа естественный отбор может одновременно «собирать»?

  • Ведь нельзя собирать стороны по очереди – ведь ты будешь портить другие стороны кубика!
  • Оказывается, Отбор не может работать больше чем над 6 признаками в одно время.
  • Но ведь организм состоит из тысяч и миллионов признаков! Как это возможно?!
  • Это никому не известно…
https:// scisne.net/ax/d1/1/shabanov_evolution/sh_01_02.gif https:// textimgs.s3.amazonaws.com/orgbehav/images/sm_c52aba9a649998db44093e7686739b50.jpg
  • https:// scisne.net/ax/d1/1/shabanov_evolution/sh_01_02.gif
  • https:// textimgs.s3.amazonaws.com/orgbehav/images/sm_c52aba9a649998db44093e7686739b50.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!