О Т Ч Е Т
по результатам психодиагностического исследования
готовности обучающихся 9-х и 11-го классов
к государственной итоговой аттестации
В соответствии с приказом № 47-ОД от 15.02.2018 и планом работы психолого-педагогической службы МБОУ «СШ №9» в период с 19.02.2018 по 3.03.2018 педагогом-психологом школы были проведены диагностические мероприятия в учебных группах 9А, 9Б, 11А классов по выявлению уровня сформированности у обучающихся информационной, регулятивной и эмоциональной готовности к ГИА.
Гипотеза исследования: социально-психологическая готовность обучающихся к ГИА – это сложный многофакторный процесс, в ходе которого подросткам необходимо приобрести умения осуществлять ведущую деятельность в новых , отличных от обучения в МБОУ «СШ №9» условиях (другая школа, незнакомые преподаватели, ограниченные временные промежутки выполнения заданий и т.п.). Признаками успешной готовности будут являться не только удовлетворительное усвоение программного материала, но и стабильно положительное эмоциональное состояние в процессе ГИА.
Цели и задачи исследования:
определить уровень осведомленности обучающихся о процедурных вопросах сдачи ЕГЭ и ОГЭ;
выявить уровень самоорганизации и самоконтроля обучающихся;
выявить уровень экзаменационной тревожности в учебных группах;
выявить обучающихся «группы риска» ( с недостаточным уровнем психологической готовности к ГИА);
разработать систему психологической помощи обучающимся, классным руководителям, учителям-предметникам, специалистам, администрации.
Предмет исследования: эмоционально-мотивационная сфера личности подростков.
Объект исследования: обучающиеся учебных групп 9А, 9Б, 5В, 11А классов.
Оцениваемые УУД: регулятивные, личностные
Методы исследования: тестирование, статистический анализ
Описание методики исследования: анкета «Самооценка психологической готовности к ГИА» (модификация методики М. Ю. Чибисовой).
Название шкалы | Тестовые методики | Исследуемая функция | Фактор, влияющий на результат |
Психологическая готовность к ГИА | Анкета по методике М. Ю. Чибисовой | Наличие или отсутствие тревожных состояний, уровень информированности о процедуре ГИА, уровень саморегуляции | Субъективность обследуемых в оценке своего состояния |
Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ и ОГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета проводится для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности педагогов по подготовке обучающихся к ГИА.
Результаты исследования
В исследовании приняли участие 36 обучающихся 9-х классов и 14 обучающихся 11 класса, всего 50 человек.
Таблица 1
класс |
кол-во учащихся | Уровень осведомленности в процедурных вопросах ГИА |
Очень низкий | Низкий | Средний | Выше среднего | Высокий |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
9А | 17 | - | - | - | - | 1 | 6% | 3 | 18% | 13 | 76% |
9Б | 19 | - | - | - | - | 2 | 11% | 8 | 42% | 9 | 47% |
11А | 14 | - | - | - | - | 1 | 7% | 1 | 7% | 12 | 86% |
Всего | 50 | - | - | - | - | 4 | 8% | 12 | 24% | 34 | 68% |
Как видно из таблицы, большинство учащихся выпускных классов отмечают у себя высокий уровень информированности о процедурных сторонах ГИА – 68% среди всех опрошенных, наибольшее количество таких учеников в 11А и 9А классах (86% и 76% соответственно). Вместе с тем в каждой учебной группе есть учащиеся, которые отмечают средний, т.е. неполный объем информированности о процедуре ГИА -8% от числа всех опрошенных. Такие учащиеся могут столкнуться с проблемами в работе с КИМ, иметь недостаточную информированность о последовательности разных этапов ГИА, временных промежутках, которые отводятся на выполнение заданий, критериях оценивания экзаменационных работ и т.п. Наибольшее количество указанных учащихся в 9Б классе.
Таблица 2
класс |
кол-во учащихся | Уровень самоорганизации и самоконтроля в процессе ГИА |
Очень низкий | Низкий | Средний | Выше среднего | Высокий |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
9А | 17 | - | - | - | - | 3 | 16% | 6 | 32% | 8 | 52% |
9Б | 19 | - | - | - | - | 2 | 11% | 9 | 47% | 8 | 42% |
11А | 14 | - | - | - | - | 2 | 14% | 7 | 50% | 5 | 36% |
Всего | 50 | - | - | - | - | 7 | 14% | 22 | 44% | 21 | 42% |
Самооценка учащимися своего уровня самоорганизации и самоконтроля, необходимых в процессе ГИА продемонстрировала, что менее половины выпускников считают, что имеют высокий уровень сформированности этих качеств – 42% от общего числа опрошенных, наименьшее число учащихся с высоким уровнем регулятивных УУД – в 11А классе, наибольшее - в 9А. В этих же учебных группах определились учащиеся, которые отмечают средний, т.е. не вполне сформированный уровень самоорганизации. Всего среди опрошенных таких учащихся 14%. Учащиеся указанной категории опасаются, что не смогут правильно спланировать время выполнения заданий во время экзаменов, эффективно распределить интеллектуально-эмоциональные ресурсы, выбрать наиболее конструктивную стратегию деятельности в процессе ГИА. Кроме того, учащиеся также отметили, что не умеют выбирать наиболее рациональный способ выполнения экзаменационных заданий.
Таблица 3
класс |
кол-во учащихся | Уровень самооценки экзаменационной тревожности |
Очень низкий | Низкий | Средний | Выше среднего | Высокий |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
9А | 17 | - | - | 6 | 32% | 8 | 52% | 3 | 16% | - | - |
9Б | 19 | 2 | 10% | 4 | 21% | 9 | 47% | 3 | 16% | 1 | 5 % |
11А | 14 | 1 | 7% | 2 | 14% | 7 | 50% | 2 | 14% | 2 | 14% |
Всего | 50 | 3 | 6% | 12 | 24% | 24 | 48% | 8 | 16% | 3 | 6% |
Как известно, экзаменационная тревожность может носить как объективный характер (когда ученик осознает те или иные пробелы в знаниях и учебных умениях), так и субъективный (когда тревожность выступает в качестве устойчивой черты характера). Наличие умеренного, незначительного уровня тревожности в период подготовки к ГИА является положительным фактором, так как позволяет регулировать процесс подготовки и повышать уровень мотивации и личной ответственности за результативность ГИА. Как видно из таблицы 72% опрошенных учащихся имеют низкий и средний уровень экзаменационной тревожности. В то же время полное отсутствие тревожности может свидетельствовать либо о недостаточном осознании ответственности и важности предстоящего события ( в данном случае ГИА), либо о защитной реакции по типу отрицания, либо об абсолютной уверенности в своих силах. В учебных группах 9-х и 11 классов таких учащихся 6%. Наибольшего внимания, как правило, требуют учащиеся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности, таких выпускников выявлено 22%, причем наибольшее количество учеников с высоким уровнем тревожности в 11А классе. Наименьшее количество выпускников с повышенным уровнем тревожности в 9А классе.
Выводы по результатам исследования
Уровень психологической готовности выпускников 9А, 9Б и 11А классов к ГИА по фактору осведомленности в процедурных вопросах ГИА является высоким.
Большинство выпускников демонстрируют высокий уровень самоорганизации и самоконтроля необходимых в процессе ГИА.
У большинства выпускников выявлен оптимальный уровень экзаменационной тревожности, однако 22% учащихся демонстрируют высокие показатели по данному фактору.
Рекомендации по результатам исследования
Учителям-предметникам продолжить формирование у обучающихся необходимых регулятивных УУД, таких как умения по самоконтролю и самоорганизации в процессе работы с КИМ, умений по распределению времени, подбору наиболее рациональных способов выполнения заданий.
Педагогу-психологу организовать групповые и индивидуальные консультации для учащихся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности с целью выяснения объективности или субъективности переживаемых состояний, анализа индивидуально-характерологических особенностей, приводящих к формированию тревожных состояний, формирования адекватной самооценки и умений по саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Педагогу-психологу сорганизовать индивидуальные консультации для учителей-предметников и классных руководителей по вопросам профилактики экзаменационной тревожности у выпускников.
Педагогу-психологу совместно с классными руководителями организовать групповые и индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) учащихся по профилактике экзаменационной тревожности у обучающихся в семье с целью информирования о семейных факторах, провоцирующих формирование тревожных состояний, оказания адресной психологической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям) в период подготовки к ГИА.
Педагог-психолог: Е.Н.Ануфриева