СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О Т Ч Е Т по результатам психодиагностического исследования готовности обучающихся 9-х и 11-го классов к государственной итоговой аттестации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - аналитический отчет по результату проведения диагностических мероприятий в учебных группах 9А, 9Б, 11А классов по выявлению уровня сформированности у обучающихся информационной, регулятивной и эмоциональной готовности  к ГИА.

Просмотр содержимого документа
«О Т Ч Е Т по результатам психодиагностического исследования готовности обучающихся 9-х и 11-го классов к государственной итоговой аттестации»

О Т Ч Е Т

по результатам психодиагностического исследования

готовности обучающихся 9-х и 11-го классов

к государственной итоговой аттестации


В соответствии с приказом № 47-ОД от 15.02.2018 и планом работы психолого-педагогической службы МБОУ «СШ №9» в период с 19.02.2018 по 3.03.2018 педагогом-психологом школы были проведены диагностические мероприятия в учебных группах 9А, 9Б, 11А классов по выявлению уровня сформированности у обучающихся информационной, регулятивной и эмоциональной готовности к ГИА.

Гипотеза исследования: социально-психологическая готовность обучающихся к ГИА – это сложный многофакторный процесс, в ходе которого подросткам необходимо приобрести умения осуществлять ведущую деятельность в новых , отличных от обучения в МБОУ «СШ №9» условиях (другая школа, незнакомые преподаватели, ограниченные временные промежутки выполнения заданий и т.п.). Признаками успешной готовности будут являться не только удовлетворительное усвоение программного материала, но и стабильно положительное эмоциональное состояние в процессе ГИА.

Цели и задачи исследования:

  1. определить уровень осведомленности обучающихся о процедурных вопросах сдачи ЕГЭ и ОГЭ;

  2. выявить уровень самоорганизации и самоконтроля обучающихся;

  3. выявить уровень экзаменационной тревожности в учебных группах;

  4. выявить обучающихся «группы риска» ( с недостаточным уровнем психологической готовности к ГИА);

  5. разработать систему психологической помощи обучающимся, классным руководителям, учителям-предметникам, специалистам, администрации.

Предмет исследования: эмоционально-мотивационная сфера личности подростков.

Объект исследования: обучающиеся учебных групп 9А, 9Б, 5В, 11А классов.

Оцениваемые УУД: регулятивные, личностные

Методы исследования: тестирование, статистический анализ

Описание методики исследования: анкета «Самооценка психологической готовности к ГИА» (модификация методики М. Ю. Чибисовой).



Название шкалы

Тестовые

методики

Исследуемая функция

Фактор, влияющий

на результат


Психологическая готовность к ГИА


Анкета по методике

М. Ю. Чибисовой

Наличие или отсутствие

тревожных состояний,

уровень информированности о

процедуре ГИА, уровень

саморегуляции

Субъективность

обследуемых в

оценке своего

состояния


Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ и ОГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета проводится для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности педагогов по подготовке обучающихся к ГИА.

Результаты исследования

В исследовании приняли участие 36 обучающихся 9-х классов и 14 обучающихся 11 класса, всего 50 человек.

Таблица 1



класс



кол-во

учащихся

Уровень осведомленности в процедурных вопросах ГИА

Очень низкий

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

17

-

-

-

-

1

6%

3

18%

13

76%

19

-

-

-

-

2

11%

8

42%

9

47%

11А

14

-

-

-

-

1

7%

1

7%

12

86%

Всего

50

-

-

-

-

4

8%

12

24%

34

68%

Как видно из таблицы, большинство учащихся выпускных классов отмечают у себя высокий уровень информированности о процедурных сторонах ГИА – 68% среди всех опрошенных, наибольшее количество таких учеников в 11А и 9А классах (86% и 76% соответственно). Вместе с тем в каждой учебной группе есть учащиеся, которые отмечают средний, т.е. неполный объем информированности о процедуре ГИА -8% от числа всех опрошенных. Такие учащиеся могут столкнуться с проблемами в работе с КИМ, иметь недостаточную информированность о последовательности разных этапов ГИА, временных промежутках, которые отводятся на выполнение заданий, критериях оценивания экзаменационных работ и т.п. Наибольшее количество указанных учащихся в 9Б классе.

Таблица 2



класс



кол-во

учащихся

Уровень самоорганизации и самоконтроля в процессе ГИА

Очень низкий

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

17

-

-

-

-

3

16%

6

32%

8

52%

19

-

-

-

-

2

11%

9

47%

8

42%

11А

14

-

-

-

-

2

14%

7

50%

5

36%

Всего

50

-

-

-

-

7

14%

22

44%

21

42%

Самооценка учащимися своего уровня самоорганизации и самоконтроля, необходимых в процессе ГИА продемонстрировала, что менее половины выпускников считают, что имеют высокий уровень сформированности этих качеств – 42% от общего числа опрошенных, наименьшее число учащихся с высоким уровнем регулятивных УУД – в 11А классе, наибольшее - в 9А. В этих же учебных группах определились учащиеся, которые отмечают средний, т.е. не вполне сформированный уровень самоорганизации. Всего среди опрошенных таких учащихся 14%. Учащиеся указанной категории опасаются, что не смогут правильно спланировать время выполнения заданий во время экзаменов, эффективно распределить интеллектуально-эмоциональные ресурсы, выбрать наиболее конструктивную стратегию деятельности в процессе ГИА. Кроме того, учащиеся также отметили, что не умеют выбирать наиболее рациональный способ выполнения экзаменационных заданий.

Таблица 3



класс



кол-во

учащихся

Уровень самооценки экзаменационной тревожности

Очень низкий

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

17

-

-

6

32%

8

52%

3

16%

-

-

19

2

10%

4

21%

9

47%

3

16%

1

5 %

11А

14

1

7%

2

14%

7

50%

2

14%

2

14%

Всего

50

3

6%

12

24%

24

48%

8

16%

3

6%

Как известно, экзаменационная тревожность может носить как объективный характер (когда ученик осознает те или иные пробелы в знаниях и учебных умениях), так и субъективный (когда тревожность выступает в качестве устойчивой черты характера). Наличие умеренного, незначительного уровня тревожности в период подготовки к ГИА является положительным фактором, так как позволяет регулировать процесс подготовки и повышать уровень мотивации и личной ответственности за результативность ГИА. Как видно из таблицы 72% опрошенных учащихся имеют низкий и средний уровень экзаменационной тревожности. В то же время полное отсутствие тревожности может свидетельствовать либо о недостаточном осознании ответственности и важности предстоящего события ( в данном случае ГИА), либо о защитной реакции по типу отрицания, либо об абсолютной уверенности в своих силах. В учебных группах 9-х и 11 классов таких учащихся 6%. Наибольшего внимания, как правило, требуют учащиеся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности, таких выпускников выявлено 22%, причем наибольшее количество учеников с высоким уровнем тревожности в 11А классе. Наименьшее количество выпускников с повышенным уровнем тревожности в 9А классе.

Выводы по результатам исследования

  1. Уровень психологической готовности выпускников 9А, 9Б и 11А классов к ГИА по фактору осведомленности в процедурных вопросах ГИА является высоким.

  2. Большинство выпускников демонстрируют высокий уровень самоорганизации и самоконтроля необходимых в процессе ГИА.

  3. У большинства выпускников выявлен оптимальный уровень экзаменационной тревожности, однако 22% учащихся демонстрируют высокие показатели по данному фактору.

Рекомендации по результатам исследования

  1. Учителям-предметникам продолжить формирование у обучающихся необходимых регулятивных УУД, таких как умения по самоконтролю и самоорганизации в процессе работы с КИМ, умений по распределению времени, подбору наиболее рациональных способов выполнения заданий.

  2. Педагогу-психологу организовать групповые и индивидуальные консультации для учащихся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности с целью выяснения объективности или субъективности переживаемых состояний, анализа индивидуально-характерологических особенностей, приводящих к формированию тревожных состояний, формирования адекватной самооценки и умений по саморегуляции в стрессовых ситуациях.

  3. Педагогу-психологу сорганизовать индивидуальные консультации для учителей-предметников и классных руководителей по вопросам профилактики экзаменационной тревожности у выпускников.

  4. Педагогу-психологу совместно с классными руководителями организовать групповые и индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) учащихся по профилактике экзаменационной тревожности у обучающихся в семье с целью информирования о семейных факторах, провоцирующих формирование тревожных состояний, оказания адресной психологической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям) в период подготовки к ГИА.



Педагог-психолог: Е.Н.Ануфриева








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!