Повышение эффективности познавательной деятельности учащихся в процессе использования системы упражнений
по коммуникативной грамматике
Костина Г.А.
МБОУ «Образовательный центр «Вершина»»
Сегодня в качестве конечной цели обучения иностранному языку рассматривается умение использовать его в реальных ситуациях общения для достижения взаимопонимания коммуникантов. Именно это является свидетельством эффективности образовательного процесса и познавательной деятельности учащихся.
Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц. Грамматика – это один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы. Коммуникативная методика предполагает, что грамматические явления изучаются и усваиваются как средства выражения определённых мыслей, отношений и введение их в речевой опыт.
Мировая практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах
Для каждого из этапов характерны соответствующие их целям упражнения. Однако упражнения сами по себе не ведут к умению участвовать в коммуникации. Отработка отдельных элементов, грамматических структур путём специализированных тренировок – это, безусловно, обязательный этап рационального овладения языком. Но кроме этого необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого нужна система коммуникативно-ориентированных упражнений.
Предлагаю следующую систему грамматических упражнений, являющихся средством повышения эффективности познавательной деятельности учащихся.
На I этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Ознакомление с новым учебным материалом для продуктивного усвоения осуществляется чаще всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении. Необходимо создавать условия для показа изучаемой формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определённую функционально-коммуникативную роль в общении. Предъявление грамматического материала может быть выполнено разными способами.
- Предъявление в форме диалога, который должен быть реалистичным и изучаемая структура должна присутствовать в нём.
- Предъявление, в основе которого лежит восприятие. Найти аутентичный или самостоятельно разработать материал, содержащий изучаемую конструкцию и необходимую информацию для стимулирования общения между учителем и учеником/ учеником и учеником. (Список товаров в овощном магазине можно использовать для презентации исчисляемых и неисчисляемых существительных).
- Приём вытянутого или смоделированного ответа. Вовлекать учащихся в вопросно–ответное общение, которое сфокусировано на значении того, о чём говорится и побуждает их использовать или слышать изучаемую конструкцию.
Этому этапу соответствуют следующие упражнения:
подчёркивания;
выписывание;
грамматический разбор.
На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Тренировка и формирование грамматических навыков осуществляется индуктивно, т.е. учащиеся применяют в речи новые конструкции, не зная грамматического правила, которое формулируется ими совместно с учителем после выполнения ряда тренировочных упражнений. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения: имитационные, повторительные, трансформационные, подстановочные (таблицы), упражнения игрового характера.
Предлагаю следующие задания для тренировочных упражнений
Matching the beginnings and endings of sentences.
Choosing the best from a series of options.
Re-ordering jumbled words to make accurate sentences.
Filling gaps
Rewriting in a different tense.
Writing further sentences from prompts.
Writing the endings of sentences.
Teacher and students co – construct the rule.
На III этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков, т.е. применение в речи. Упражнения этого этапа должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды заданий:
Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации, т.е. задания моделирующие жизненные обстоятельства. Условия УРС необходимо максимально приблизить к условиям реального общения. Это значит, что они должны:
1) соответствовать реальным жизненным обстоятельствам,
2) заинтересовать говорящих в содержании разговора (в получении информации),
3) создавать необходимость вести разговор на иностранном языке – иначе информация не может быть получена.
Атмосферу игры и соревнования в процессе изучения материала может создать использование приёма ‘Climbing Grammar Mountain’ (приложение 1)
При индуктивном подходе использование на уроке системы коммуникативных упражнений позволяет учащимся самостоятельно открыть и сформулировать грамматическое правило через общение, обеспечивает контекстуальное использование этого правила и сосредотачивает внимание на значении, а не на форме предложения.
Следующим средством, помогающим решить задачи повышения эффективности познавательной деятельности учащихся, является коммуникативная игра. Она также концентрирует внимание участников на содержании, однако при этом обеспечивает и частую повторяемость языковой формы, тренируя все виды навыков и умений в чтении, письме, слушании и говорении. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и дают учащемуся возможность ощутить работу языка как средства живого общения.
Практика свидетельствует, что подобное сочетание индуктивного изучения грамматики и коммуникативных игр является эффективным на всех этапах обучения иностранному языку. Уровень сложности коммуникативных заданий варьируется в зависимости от уровня подготовки класса и сложности самого грамматического явления.
__________________________________________________________________
Gunn C., and A. McCallum. Climbing Grammar Mountain. An Interactive Learning Experience. English Teaching Forum (43) 4: 38-45, 2005.
Seymour, D., and M. Popova. 700 Classroom Activities. Macmillan: Macmillan Publishers Ltd., 2008.
Келлер Э., Уорнер С. Разговорные клише в английском языке: Учебное пособие. - Обнинск: Титул, 2001.
Паон М., Грет К. Давайте поиграем!: Игры на английском языке для всех - СПб.: КАРО, 2007.
Приложение 1