СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О работе над образным мышлением с учащимися младших классов ДМШ на примере произведения А. Гречанинова «Необычное происшествие»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое описание основных моментов в работе над пьесами в начальных классах с юными пианистами на примере пьесы                  А. Гречанинова "Необычное происшествие"

Просмотр содержимого документа
«О работе над образным мышлением с учащимися младших классов ДМШ на примере произведения А. Гречанинова «Необычное происшествие»»


Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования городского округа «Город Калининград»

«Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича»






О работе над образным мышлением

с учащимися младших классов ДМШ

на примере произведения А. Гречанинова «Необычное происшествие»






Автор методической работы - Соврикова Лариса Андреевна, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, преподаватель высшей квалификационной категории ДМШ имени Д.Д. Шостаковича





11.11.2023г.

г. Калининград

План методической работы



1. Вступление


2. О роли репертуара в формировании юного пианиста


3.Основные аспекты в работе над пьесами с учащимися младших классов ДМШ на примере произведения А. Гречанинова «Необычное происшествие»


4.Заключение











































I .Вступление


Результаты вступительных испытаний в музыкальных школах последних лет указывают на снижающийся уровень общего музыкального воспитания детей. До поступления в музыкальную школу ребенок потребляет продукцию массовой информации, масс-медиа, которая не имеет или имеет слишком мало базовых культурных и музыкальных ценностей, влияющих положительно на воспитание хорошего музыкального вкуса детей.

Российская система дополнительного музыкального образования в сложившейся ситуации является не только единственной альтернативой, но и бесценной возможностью воспитать ребенка в лучших традициях национальной культуры, развить музыкально-творческие способности детей и юношества, а также сформировать художественную культуру учащихся.

            

II. О роли репертуара в формировании юного пианиста


Огромная роль в формировании начинающего пианиста отводится репертуару, посредством которого ребенок приобщается к сокровищам классической музыки.

Музыкальная культура России является одной из составляющей всей русской культуры, это искусство с глубоким внутренним содержанием и особенным смыслом.

Опора преподавателя в выборе репертуара на произведения русских, советских композиторов- классиков воспитывает музыкальную культуру и вкус ребенка, его художественно – образное мышление, исполнительски-творческое понимание и эмоциональное восприятие музыки, одновременно являясь бесценным учебным материалом, развивающим память и технические навыки. Включение в репертуар начинающего пианиста произведений великих мастеров национальной музыкальной культуры М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А. Гречанинова, С Прокофьева, Д.Д. Шостаковича и т.д. с первого класса вовлекают ребенка в мир музыки, раскрывают его потенциальные возможности, способствуют достижению поставленных исполнительских и педагогических задач.


III.Знакомство с произведениями русских композиторов на примере пьесы А. Гречанинова «Необыкновенное происшествие»

На фортепианном отделении ДМШ им. Д.Д. Шостаковича (г. Калининград) с первого года обучения особое внимание отводится изучению музыкального наследия Д.Д,Шостаковича, гения 20 – го века. Знакомство с музыкальном языком современности начинается с детского возраста, благо располагает к этому наличие детского репертуара в творчестве Д.Д. Шостаковича. С начала обучения ребенка в музыкальной школе в репертуар учащихся фортепианного отделения вводятся произведения Д.Д. Шостаковича из «Детской тетради», ор 69. Пьески «Марш», «Вальс», «Медведь» часто присутствуют в репертуаре учащихся первого года обучения, звучат циклом или раздельно на концертах и академических зачетах. Музыка, написанная великим композитором 20 -го столетия, доступна, любима и понятна детям, результативна в достижении педагогических целей. Создание музыки, предназначенной для детского исполнения - одна из самых сложных композиторский задач. Великие мастера и авторы гениальных полотен с любовью к детям создали прекрасные произведения, которые начинающие пианисты исполняют с большим удовольствием. Именно поэтому с первого года обучения в нашей школе неотъемлемой частью репертуара начинающих пианистов, помимо произведений Д.Д. Шостаковича, являются произведения А. Гречанинова и П.И. Чайковского. По моим наблюдениям, детей очень увлекает работа над пьесами А. Гречанинова из цикла «Детский альбом», ор 98(1923г), пробуждает их творческую фантазию, воображение, помогает получить удовлетворение от конечного результата труда. А. Гречанинов внес заметный вклад в развитие детской музыкальной литературы XX века Создание музыки, предназначенной для детского исполнения - одна из самых сложных композиторский задач и А. Гречанинов эту задачу выполнил с большой любовью к детям. В своей книге «Моя жизнь» композитор одну из глав называет — «Моя детская музыка» и признается: «…я обожаю детей и для меня было всегда большой радостью общение с ними. Когда сестра моя, Надежда Тихоновна Имберх, приезжала иногда к нам со своей четверней ребятишек погостить на Волгу, я забрасывал даже на некоторое время свою музыку и весь отдавался в распоряжение детворы. Увлекательные игры, в которых немалую роль играла фантазия и изобретательность, как детская, так и моя, катание на лодке, собирание грибов и цветов, пение хором песенок, большей частью народных, под аккомпанемент на рояле, — все это следовало одно за другим, и весельем и радостью наполняло наши дни. С детьми я всегда чувствовал себя равным им, мне не нужно было под них «подделываться». Этой способностью — как бы перевоплощаться в ребенка, вероятно, и нужно объяснить, что я с такой легкостью и с таким увлечением всегда сочинял музыку для детей». (А.Т. Гречанинов. Моя жизнь. – Нью-Йорк: Новый журнал, 1951. С. 91). История рождения детской музыки А.Гречанинова тесно связана с педагогической деятельностью композитора и с просьбой Е.Ф. Гнесиной «написать что-нибудь для детей». (А.Т. Гречанинов. Моя жизнь. – Нью-Йорк: Новый журнал, 1951. С. 91).

На примере пьесы А. Гречанинова «Необыкновенное происшествие» уточним, каковы основные акценты, трудности в работе над пьесой с учениками первого года обучения.

Художественный образ

Пианист может «сделать музыку понятной» только в том случае, если сам поймет ее содержание. Поэтому важно, чтобы ребенок вслушивался в музыку и откликался на нее! Художники не раз писали, что можно ясно видеть все предметы, нарисованные на полотне, и вместе с тем картины как произведения искусства не видеть. Великие музыканты неоднократно указывали, что слушать – это еще не значит услышать. Работа над произведением начинается с прослушивания пьесы в исполнении педагога. Маленькому ребенку полезно исполнить эту пьесу, активизируя «внимание его слуха», его фантазию. По итогам прослушивания музыкального произведения в исполнении педагога желательно прорисовать сюжет пьесы в нескольких вариантах совместно с ребенком, выслушать его конкретные предложения, но окончательный вариант сюжета оговорить и срежессировать совместно с учеником, создать своеобразный исполнительский план произведения.

Работая над пьесой «Необычное происшествие», мы с ученицей в окончательном варианте составили сюжет пьесы по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят», перечитав эту сказку и пересмотрев мультфильм, иллюстрации к этой русской народной сказке. Определили в тексте роли, представили эту сказку в лицах, создали план по мотивам сказки исходя из музыкального материала. Для ребенка становится очевидным, что композитор в первых 5 тактах четко прорисовал образ серого Волка, голодного злодея, угрожающего маленьким беззащитным козляткам. В нашем представлении злой серый Волк громко стучится в дверь, покрикивает, угрожает:

Именно поэтому данный фрагмент мелодии – громкий, с присутствием «грозных» аккордов, акцентов, синкоп в мелодии. Выговаривание этих деталей создает заданный характер музыке. Важна роль мелодии: необходимо выделить, осмыслить ее и ясно выделить акценты, которые характеризуют угрозу, опасность. Мелодию, передающуюся из левой руки в правую, нужно услышать, «сложить», предварительно потренироваться исполнить одной рукой от начала и до конца (первые три такта) и воспроизвести ее передачу из одной руки в другую, как единое целое. Без сомнения, строгие аккорды добавляют характерности звучанию темы Волка.


Последующие такты – образ испуганных козлят, который боятся, волнуются, трясутся, прячутся:


Низходящая сползающая мелодия на фоне тревожных грозных ноток в левой руке,

diminuendo от форте и до пиано на протяжении всей темы символизирует растерянность козлят, а accelerando в финале передают атмосферу ужаса, смятения и страха.







Образ доброй милой мамы, которая ушла за пропитанием и оставила одних козлят дома,- это любимый образ детворы.

В теме о маме -кантиленное начало. Основные особенности русской музыки - любовь к пению, широкой мелодике, вокальной музыке. В пении сказывается сердечность, теплота, поэтому работая с детьми над этой темой, педагог старается добиться качественного пения, певучего legato, а именно пение на фортепиано является одной из лучших традиций русской пианистической школы.  

Исполнительский творческий план пьесы


Создание некоего творчески – исполнительского плана пьесы и сочинение подтекстовки по сюжету пьесы способствует формированию представлений у ребенка о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности, развивает в дальнейшем творческую самостоятельность. Вокализировав мелодию, педагог более естественно и легко добивается точного воплощения характера персонажей и произведения в целом, динамического плана, грамотной и выразительной интонации мелодии, верного соотношения сильных и слабых долей, выделения «главных» ноток, достижения кульминации. Необыкновенно полезно и результативно, когда сам ребенок поет подтекстовку в лицах, перевоплощаясь в исполняемые образы.

В нашем варианте план такой:


ВОЛК (играем аккорды стройно и злобно, устрашающе, мелодию с точными, четкими штрихами и громко):

Я стучу в двери к вам, серый злобный волк!

Открывайте скорей, я вас съесть хочу!


СЕМЕРО КОЗЛЯТ(испуганные, играем постепенные diminuendo, accelerando, добиваемся стройного звучания интервалов):

Не хотим открывать, мы боимся тебя, серый волк…


МАМИНА ТЕМА (поем legato глубоким звуком, затакты ведем к четвертным нотам, объединяем четвертные в единую мелодию на crescendo):

Наша мама придет и козляток спасет…


ВОЛК(поменял голос на голос лисы, но все равно страшно стучит в дверь, играем тихо и с выделением синкоп в левой руке):

Тук – тук – тук, тук- тук – тук, открывайте дверь!

Я пришел в гости к вам, открывайте дверь!


СЕМЕРО КОЗЛЯТ(испуганные, узнали волка по голосу, играем diminuendo, accelerando):

Не хотим открывать, мы боимся тебя, серый волк…


СЕМЕРО КОЗЛЯТ (поют громко, смело, радостно, исполняем смело):

Наша мама пришла, от беды нас спасла!

СЕМЕРО КОЗЛЯТ (поют тихо, прогоняют волка, а он убегает, играем diminuendo, ritenuto):

Уходи, уходи, серый злобный волк!


Динамический план


Динамический план построен на контрастах, четко выписан композитором и его выполнение является важным фактором в создании образа конкретного персонажа. У детей при исполнении аккордовой или интервальной фактуры не всегда получается постепенность diminuendo, полезно проучить мелодию из верхних ноток интервалов или аккордов одной рукой для слухового представления и добиваться анологичного звучания в аккордовом исполнении.


Технические сложности


Поскольку произведение А. Гречанинова «Необыкновенное происшествие» исполняется первоклассниками, находящимися в начале своего учебного процесса, стройное одновременное исполнение всех нот в трехзвучных аккордов и интервалах получается не сразу. Часто наблюдается эффект «балалайки». Знакомя ребенка с аккордовой фактурой, ребенку полезно рассказать о звучании оркестра, через слуховые представления о звучании оркестра добиваться стройности аккордовой фактуры в исполняемой пьесе. Практика показывает, что неловко исполняются аккорды, потому что ребенок часто фиксирует руку, сковывая ее, готовит зараннее взятие аккорда над клавиатурой. Это приводит к нежелательному результату. Аккорд или интервал надо взять как бы во внутрь ладошки пальцами (предварительно взять в ладошку какой – либо предмет и повторить это естественное движение руки на клавиатуре при взятии аккорда), не напрягать тыльную сторону кисти. Нельзя растопыривать пальцы при взятии аккорда, но их надо собрать, не зажимая, не прижимая палец к пальцу. Неиграющие пальцы свободно свисают в расслабленном состоянии, не исполняя в воздухе ненужные геометрические фигуры и зажимая тем самым играющие пальцы. Очень важно следить за «дыханием» кисти, она должно быть как рессора, как насосик. Необходимо добиваться глубокого погружения в клавишу и обязательного снятия руки к крышке инструмента (не вверх, не к себе!). Полезно проучить аккорды и интервалы разными штрихами (на legato и staccato).


Форма произведения


Понимание формы – залог успешного исполнения произведения. В пьесе А Гречанинова «Необычное происшествие» четко прописаны роли персонажей, что создает, с одной стороны, конкретику действий исполнителя в выборе темпа и динамических намерений, но с другой стороны этот же факт усложняет цельность исполнения. Тем более, что первоклассник в данной пьесе впервые в своей практике встречается с многочисленными отклонениями от основного темпа, а также с ферматами на половинных длительностях, выполнение которых требуют определенного чувства меры и вкуса. Поэтому в данной пьесе цементирующим фактом является точный пульс, метроритм и стабильность tempo I. В пьесе важной задачей является умение вернуться трижды в первоначальный темп после отклонений от него, что создает цельность произведению и не «рассыпает» пьесу.



4.Заключение


Музыка русского композитора А. Гречанинова понятна и доступна детям, простым и ясным языком в ней рассказано о том, что им близко и понятно. Изучение пьесы А. Гречанинова «Необыкновенное происшествие» педагогически целесообразно на первоначальном этапе образования юного пианиста. Маленькая пьеска позволяет решать педагогу важные художественные задачи в комплексе, она помогает воспитывать музыкальное восприятие, учит ребенка думать и сосредоточенно вслушиваться в музыку, развивает и пробуждает отзывчивость ученика, вовлекает его в процесс постижения и исполнения музыки, заставляет своим исполнением отвечать на вопрос: «О чем говорит музыка?». И в конечном результате стремиться к изучению музыки, как живого искусства, связанного с жизнью, к художественному прочтению авторского замысла, что является процессом бесконечным, но необыкновенно увлекательным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!