О МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Современный этап модернизации системы образования предполагает повышение воспитательного потенциала образовательного процесса. Одной из ключевых задач в реализации воспитательного потенциала современной образовательной системы является формирование у подрастающего поколения высокого уровня межкультурной компетенции, развитых коммуникативных навыков, тесно связанных со способностью к диалогу с представителями иных культурных сообществ.
Исходя из требований современности, одной из приоритетных задач современной педагогики является формирование у учащихся не просто совокупности теоретических знаний и умений, а компетентности.
Компетентностный подход в образовании - это ответ на требования времени. Динамические изменения жизни, постоянное обновление информации и колоссальные темпы ее накопления обусловливают потребность в таких специалистах и членах общества, которые способны гибко и оперативно адаптироваться к новым требованиям, адекватно реагировать на новые вызовы, учиться на протяжении всей жизни, развиваться и творить.
Компетенция (от латинского «competentia») – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Сегодня употребляется много попыток для определения понятия «компетентность» в области образования. В.В. Краевский и А. В. Хуторской предлагают следующее определение: «Компетентность - это готовность учащегося использовать знания, учебные умения и навыки, а также средства деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».
Ряд исследователей предлагают определения компетентности, опираясь на понятие «способность»: «Компетентность - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, наклонах, которые приобретены благодаря обучению».
Следует различать понятия «компетенция» и «компетентность» В отличие от компетенции компетентность - это владение учеником соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, и это уже и качество личности и опыт деятельности в этой сфере.
Компетентность - это совокупность личностных качеств ученика «ценностно - содержательных ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом его деятельности в определенной социальной и личностно - значимый сфере».
В свою очередь, компетенция - это отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке учащихся, необходимое для его эффективной, продуктивной деятельности в определенной сфере.
Одной из важнейших задач современной педагогики является формирование межкультурной компетентности, которая состоит из определенных компетенций учащихся.
Межкультурная компетенция – это знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок социума, форм поведения, невербальных компонентов (жесты и мимика), национально-культурных традиций, системы ценностей.
Человек, подготовленный к этому знанию, не будет подвергаться неприятному удивлению, испытывать "культурный шок". В процессе формирования у школьников системы языковых и речевых умений и навыков необходимо использовать весь его потенциал для формирования мировоззрения, гражданского сознания, готовности к межличностному и межкультурному диалогу, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру эстетической культуры.
Владение необходимыми знаниями и опытом общения с людьми других наций и национальностей поможет ученику, а затем и взрослому в жизни рядом с «иными» людьми, проявляя терпимость, толерантность, уважение и интерес к другим языкам, культурам, религиям и ценностям. Она определяется как «наличие знаний, умений и навыков, которые используются в процессе общения с культурно отличными людьми. В этой связи можно определить ее как наличие у человека знаний о своей культурной принадлежности и своих культурных традициях, для того чтобы использовать эти знания в процессе общения с культурно отличными людьми и развивать в поведении определенные стратегии, которые будут приемлемы в общении с представителями других культурных групп.
На основе этих определений выделяют четыре основных компонента межкультурной компетенции:
- Когнитивный, включающий знания о других культурах или группы и когнитивные способности более высокого уровня;
- Интраличностный, что соотносится с внутренним состоянием, с его развитием, или самоопределением отдельно взятой личности. Это более труднодостижимо, но, однако, это ключевой аспект развития эффективной межгрупповой коммуникации;
- Межличностный, касающийся поведенческой способности личности ладить с людьми разных культурных групп;
- Деятельностный компонент межкультурной компетенции, т.е. способность эффективно, должным образом вести себя в ходе межкультурного взаимодействия.
Жизненно необходимые знания, умения и навыки, составляющие содержание межкультурной компетентности, представлены в таблице:
Содержание межкультурной компетентности
Межкультурная осведомленность | Межкультурные знания | Межкультурные умения |
Вера в то, что любое разногласие представляет собой ценность, а получение информации о культурных особенностях - необходимость. | Знание различных культур и представителей меньшинств. | Умение определять культурные различия и умение их открыто обсуждать.
|
Вера в ценность своего собственного культурного наследия, равно как и духовного наследия человека другой культуры. | Знание о том, как различные факторы (пол, вероисповедание, система взглядов и т.д.) влияют на личность и на ее образ жизни. | Умение применять новый опыт и уже давно приобретенный в новой ситуации. |
Стремление к самосовершенствованию, а когда необходимо - изменение своих ценностей, установок, взглядов. | Знание уместного использования культурной информации и правил управления культурным процессом. | Умение завоевать доверие и уважение человека другой культуры. |
Открытость к изменениям и вера в то, что изменения необходимы, так как несут положительный заряд. | Знание природы угнетаемых, имеющих культурные корни. | Способность, умение определять уровень собственных межкультурных навыков, уровень комфорта и развития |
Принятие другого мировоззрения. | Знания о модели развития личности и аккультурации представителей угнетенных групп и их влияние на отдельные личности, культурные группы. | Умение дифференцировать индивидуальные различия, культурные различия и универсальные сходства.
|
Понимание того, что культурные различия не должны мешать процессу общения и взаимоотношений. | Знание о разногласиях, которыми обладают участники процесса общения. | Умение оказывать моральную поддержку участникам процесса коммуникации и способствовать оптимизации. |
Понимание своего собственного культурного наследия и того, как оно влияет на мировоззрение, систему взглядов, систему ценностей, обязанности. |
Знание о том, как ущемление влияет на личность и самоутверждение. | Умение осуществлять межкультурное взаимодействие на уровне личности, группы. |
Осознание своего поведения и его влияния на поведение других. | Знание возможных препятствий на пути представителей национальных меньшинств. | Умение применять знания культурных особенностей в процессе коммуникации. |
Осведомленность о процессе межличностного общения. | Знание теории межличностного общения. | |
Ориентация на последовательное формирование межкультурной компетенции предполагает решение следующих задач:
* обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке;
* социокультурное развитие учащихся (соизучение родного языка и родной культуры и иностранного языка и культуры носителя иностранного языка, развитие у школьников способностей представить свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения);
* формирование у школьников уважения к другим народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
Среда способствует формированию необходимого уровня межкультурной компетенции, предусматривающей, помимо достаточного для эффективного общения и взаимодействия с представителями иноязычной культуры уровня языковой и коммуникативной компетенции, наличие достаточной культурной информированности об иноязычной культуре (то есть способность учитывать особенности культуры, включая историю, культурные и духовные традиции, стиль повседневной жизни, речевой этикет носителей языка, специфику их менталитета и быта, особенности лексического, интонационного оформления речи и невербальных средств коммуникации, стилевых особенностей общения).
Кроме того, среда служит условием для формирования у учащихся ценностей, таких как демократичность, гуманность, духовность, мобильность, индивидуализм, чувство коллективизма, а также качеств личности, необходимых для эффективного взаимодействия с представителями иноязычной культуры и мультикультурного общества в целом: толерантности, снижения стереотипов, осознания себя частью национальной культуры и осознания своей причастности к иноязычной культуре, патриотизма, мотивации и готовности к общению с представителями иных культур и культурной деятельности .
В соответствии с принципами, ценностными ориентациями и профессиональными потребностями учащихся определяются средства и способы создания и поддержания культурной среды:
· отбор содержания учебных курсов;
· отбор культурологического материала школьных учебников;
· предметное оформление среды;
· формы организации учебного процесса и внеаудиторной работы;
· культурная деятельность школьников и преподавателей;
Культуроориентированное содержание учебных дисциплин питает и развивает культурную среду. В этом аспекте насыщение учебных курсов информацией социокультурного характера, если оно педагогически целесообразно, положительно сказывается на межкультурной компетенции учащихся. Разумеется, что не все учебные дисциплины могут решать данную задачу с одинаковой эффективностью, так как не все они обладают одинаково высоким культурным потенциалом, то есть насыщенностью информацией культурного характера. Естественно, главенствующую роль среди всех научных дисциплин в школе занимают уроки по иностранному и родному языку, которые обладают большим культурным потенциалом, так как затрагивают многие сферы социокультурного пространства страны изучаемого языка и родного государства (культуру, быт, экономику, политику, философию, историю и т.д.).
Большим культурным потенциалом обладают тексты, знакомящие с обычаями, традициями народа, его бытом и привычным стилем жизни. Особо важными с точки зрения информации о культуре страны изучаемого языка являются тексты, в которых представлены народные праздники, прежде всего календарные и религиозные, а также семейные, так как праздники являются важной составляющей и носителем традиционной национальной культуры.
Культурным потенциалом обладают также другие гуманитарные предметы: литература (творчество зарубежных и отечественных писателей), культурология, мировая художественная культура, отечественная история. Культурная насыщенность данных дисциплин сама по себе помогает расширить культурные горизонты обучающихся, ввести их в контекст диалога глобальной, иноязычной и национальной культур, сформировать и упрочить многие нравственные ценности и качества личности, речь о которых шла выше.
Более того, в учебнике должна быть представлена не только культура двух стран, но и культура других народов, чтобы продемонстрировать культурное многообразие мира, открыть "окно" в мир, затронуть чувства, интеллект, эмоции учащихся. В этом случае можно будет говорить о формировании поликультурной компетенции и полилоге культур в учебном процессе.
Другим важнейшим средством, используемым для формирования межкультурной компетенции являются креативные формы организации учебного процесса, стимулирующие творческую активность обучаюшихся. Среди таковых можно выделить следующие:
1. Творческие мастерские;
2. Занятия-дискуссии с участием иностранцев;
3. Музейные уроки;
4. Видеоуроки;
5. Школы-семинары;
6. Организация и проведение традиционных для страны изучаемого языка праздников;
7. Организация выставок и конкурсов;
8. Проведение недель культуры разных стран и народов.
Опыт указывает на то, что подобные занятия производят гораздо больший эффект на учащихся, нежели занятия, проводимые в традиционной форме. Например, занятия, представляющие собой интеграцию литературы, киноискусства и иноязычную речь (то есть диалог предметов во времени и пространстве), с одной стороны, эффективно способствуют целостной реализации практических целей обучения, а с другой стороны, моделируют определенный сегмент культурной среды учебного процесса, ориентированный на страну изучаемого языка.
Проведение традиционных для страны изучаемого языка праздников – одна из самых привлекательных для учащихся и популярной среди них форм приобщения к культуре, прежде всего потому, что подобные мероприятия связаны в первую очередь с досуговой деятельностью школьников, имеют добровольный характер и отличаются жизнерадостной праздничной атмосферой. Традиционно отмечаются в школах такие праздники. Ритуалы и игры, сопровождающие праздничные вечера, - еще одна возможность близко соприкоснуться с изучаемой культурой. Практически всегда подобные встречи проходят с конкурсами, викторинами, небольшими театральными постановками. Праздники являются носителем и формой традиционной национальной культуры, отражают общность человеческой культуры, а также конкретные исторические и этнокультурные контакты связи различных этносов. Содержание, организация и проведение праздничных вечеров "аккумулируют важнейшие события, обычаи, ритуалы, церемонии и обряды, отражают экономическое, социальное, религиозное развитие тех или иных народов, являются показателем их мировоззрения" .
Многие праздники сопровождаются конкурсами-выставками стенгазет, декоративных поделок и инсталляций, что играет значительную роль в предметном оформлении культурной среды. Газеты, как правило, красочно оформляются праздничной символикой и обязательно содержат как традиционную, так и современную информацию о том, как проходит праздник в той или иной стране.
Из всего вышесказанного следует, что занятия, организованные как в нетрадиционной, так и в традиционной форме, а также досуг учащихся, ориентированный не только на непосредственное изучение языка, но и культуры страны помогают создавать, поддерживать и развивать межкультурную компетенцию и таких ценностей, как толерантность, культурная сензитивность, гражданская ответственность, патриотизм, демократичность, а также ослаблению имеющихся стереотипов и предубеждений относительно той или иной иноязычной культуры.
Развитие межкультурной компетенции способствует развитию учащихся, в конечном счёте, других ключевых компетенций:
Социальная компетенция: стимулирование диалогического общения, совершенствование реализации программ «Равный - равному», «Диалог»: проведение факультативов по мировой культуре, проведение тренингов социальной активности; проведение цикла внеклассных мероприятий в форме ситуативных занятий, формирование средствами предмета патриотических чувств, уважения к истории.
Поликультурная компетенция: проведение интегрированных уроков; уроков - экскурсий; встреч с интересными людьми, проведение ролевых игр, «Круглых столов» по вопросам культуры и искусства; посещение театра с последующим обсуждением содержания и характеристикой образов данного произведения; применение нетрадиционных форм организации уроков, например « Интеллект-шоу »,« Эрудит-коктейль », « Литературный салон »,« Литературная гостиная », содействие развитию духовности учащихся.
Коммуникативная компетенция: подготовка дидактических материалов к урокам развития речи; репродукций, карт, отрывков из фильмов, разработка вариантов карт со сравнительным переводом, подготовка тезисов для устной и письменной речи с целью соблюдения норм речевого этикета, разработка системы нестандартных шагов, которые предусматривают максимальное общение учащихся, привлечение детей к созданию собственного словаря трудностей языка, создание на уроке нестандартных ситуаций, близких к жизненным; продолжение формирования умений и навыков учащихся во внеклассной работе (работа соответствующего кружка, факультатива и т.д.), привлечение детей к выпуску альманаха, газеты; стимулирование критического отношения к собственной работе: выражение собственного мнения и адекватного восприятия отзывов, совершенствование умения слушать и слышать с целью предотвращения ошибок в чужом и собственном вещании.
Информационная компетенция: развитие умений учащихся выбирать нужные источники информации, совершенствование умений использовать дополнительную литературу, проведение информационных минуток.