СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по темк :"О и  Е после шипящих и ц   в окончаниях существительных

Просмотр содержимого документа
«О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Тема: «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных».

Цели урока:

а) обучающие:

– познакомить учащихся с орфограммой № 18 «Правописание о – е после шипящих и ц- в окончаниях существительных»;

– сформировать прочный навык написания О- и Е- в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной в процессе выполнения упражнений;

– дифференцировать правописание гласных после шипящих и Ц- в разных морфемах слова – корнях и окончаниях.

б) развивающие:

- развивать память, речь, внимание.

в) воспитывающие:

– воспитывать бережное отношение к слову, интерес к морфологии.

Ресурсы: индивидуальные рабочие листы.



Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас.

Сегодня эпиграфом нашего урока будут слова известного учёного-языковеда Федота Петровича Филина (читает 1 учащийся)

«Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно».

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Повторение пройденного.

- Я предлагаю вам разгадать загадки, ответ запишите в тетради в строчку через запятую.

1. Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

3. Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
- Отметьте в словах орфограмму, по которой эти слова можно сгруппировать. Как называется эта орфограмма? (Буква О – Ё после шипящей в корне слова)

- Какое из записанных вами слов лишнее? Почему именно оно лишнее? (Крыжовник, так как это слово-исключение)

- Какие ещё слова-исключения Вам известны?

- Я предлагаю эти знания применить для следующего задания.

3. Актуализация знаний. Целеполагание.

На доске записаны фразеологизмы болеть сердц..м, болеть душ..й.

Перед вами два фразеологических оборота. (Один из учащихся выразительно читает вслух). Поясните их лексическое значение. (Они имеют одно значение - волноваться, сильно переживать, беспокоиться).

- Как называются слова, имеющие одно значение? (Синонимы). Значит они синонимичны.

- Запишите в тетрадь два словосочетания также, как у меня на доске. На месте пропуска оставьте окошко.

– Подумайте, в какой морфеме и какой части речи пропущена орфограмма? (В окончаниях существительных). Укажите часть речи. Выделите морфему. (Я на доске выделяю окончания и указываю часть речи)

– За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и Ц-). Подчеркните согласную двумя чертами. (подчеркиваю на доске)

- Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? (ж,ш,ч,щ и ц).

- А какая это может быть гласная? (о или е).

- Опираясь на исследовательскую работу, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).

- Запишите тему урока в тетради.

- Тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, сформулируйте цели урока. (Основная цель – узнать правило написания о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике.)

4. Создание ситуации «вызова». Открытие нового знания.

- Есть ли у Вас предположение, какую букву мы будем писать в слове сердцем? (е) Душой? (о)

- Почему?

- Не переживайте, я Вам помогу открыть новое знание. Для этого поставьте ударение в словах.

- Что вы можете сказать о написании букв о-е после шипящих в окончаниях существительных? (В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е).

- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами сформулировали правило. Параграф 99, стр. 76. Обратите внимание, как выделяется орфограмма. (Один ученик читает вслух).

- Вставьте пропущенную букву в слова (сердцем, душой). Докажите.

- Так от чего же зависит правописание букв о – е после шипящих в окончаниях имен существительных? (от ударения)

5. Первичное закрепление

Объяснительный диктант (у доски с каждого ряда 1 ученик)

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом.

6. Закрепление материала

1. Работа в парах.

- Сегодня на уроке мы будем пользоваться рабочими листами. Обратите внимание в конце рабочего листа у Вас есть таблица оценивания, к которой мы будем обращаться на протяжении урока.

Итак, 1 упражнение в рабочем листе вы будете выполнять в паре. Внимательно читайте задание.

№ 1. Подберите пропущенные слова, запишите их в творительном падеже, выделите изучаемую орфограмму. Используйте слова для справок.

Как родник назвать?__________________

Ну, а доктора?_______________________

А холодное оружье с древних лет зовём _________________

Дом из веток?____________________

А границу, между прочим, называют______________________

Слова для справок: рубеж, врач, шалаш, ключ, меч.

Самопроверка по эталону.

Проверьте свою работу. Ключ к этому заданию находится на листочках розового цвета. Исправьте ошибки, если есть.

Как родник назвать?.. (ключом)

Ну, а доктора?.. (врачом)

А холодное оружье с древних лет зовём … (мечом).

Дом из веток?...(шалашом)

А границу, между прочим, называют … (рубежом).

- Какую букву в окончании существительных после шипящих вы написали? (о) Почему? (на окончание падает ударение)

Поднимите руки, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Кто допустил ошибки не расстраивайтесь, будьте внимательны.

Обратимся к таблице оценивания. Оцените свою работу в паре, поставьте себе оценку.

2. Буквенный диктант.

Теперь, когда Вы справились с этой работой, мы можем перейти к следующему упражнению, которое вы будете выполнять самостоятельно.

Я прочитаю слова, а вы запишите в таблицу только букву, которую надо писать после шипящих и ц в окончании существительных.

1. кольц…м 6. неудач..й.

2. ключ..м 7. чертеж..м

3. удач..й 8. встреч..й

4. сторож..м 9. солнц…м

5. зайц..в 10. крыш…й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

0

е

е

е

е

0

е

е

е

Проведём взаимопроверку по ключу. (Ключ и критерии оценки на листочках жёлтого цвета на партах)

«5» - нет ошибок

«4» - одна или две ошибки

«3» - три или пять ошибок

«2» - шесть и более

Оценку за это упражнение поставьте в таблицу оценивания.

3. Работа над составлением алгоритма (опорный конспект или рабочий лист)

- Ребята, нам важно знать в какой морфеме данная орфограмма? (да)

- Почему? В какой ещё морфеме нам встречались буквы о-ё после шипящих? (в корне)

- Давайте вспомним правило. (Если в окончании, то под ударением о, без ударения – е, а если в корне, то слышу о – пишу е, кроме слов исключений).

- Эти знания пригодятся Вам для выполнения следующей работы. А чтобы Вам было легче, давайте составим алгоритм.

– Посмотрите внимательно в рабочий лист. О чем необходимо помнить при выборе букв после шипящих? (Важно различать корень и окончание.)



РАЗЛИЧАЙТЕ  и  !

– Задаем себе вопрос:

Где же пропущена орфограмма?

1. Если – в окончании существительных, то  под ударением пишем О-, без ударения Е- .

2. Если  – в корне слова, то  работает правило «Слышу О- , пишу Ё-.

Кроме того, надо помнить о словах-исключениях: 1) шов, 2) шорох, 3) капюшон, 4) крыжовник. К ним также примыкают слова иноязычного происхождения, например: шофер, шоколад, шорты и другие.

Алгоритм

РАЗЛИЧАЙТЕ  и  !

Где же пропущена орфограмма?



1) Если в окончании существительных, то  «Под ударением …, без ударения …» ?

2) Если в корне слова, то  «Слышу О - , пишу …?»

Кроме исключений!

4. Работа в группах.

Итак, мы составили алгоритм, который вам поможет выполнить следующее задание. Выполнять это упражнение вы будете в группах.

Вставьте пропущенные буквы, распределите слова на две группы, подобрав к существительным подходящее по смыслу прилагательное.

С плащ…м, ш…лк, рощ…й, нош…й, ш..рох, с птиц…й, ш…потом, под крыш…й, крыж…вник, на ц..почках.



Буквы о – ё после шипящих и ц- в корне слова

Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных

шёлк

плащом

шорох

рощей

шёпотом

ношей

крыжовник

с птицей


под крышей



Давайте проверим. Первая группа, прочитайте, пожалуйста, по одному словосочетанию из каждой группы. Объясните орфограмму. (А вторая группа какое словосочетание составила с этими словами?)

Вторая группа, продолжите проверку. Прочитайте вторую пару словосочетаний, объясните орфограмму.

Третья группа – третья пара словосочетаний.

Четвёртая группа – четвёртая пара. Продолжите проверку по аналогии.

Пятая группа, какое слово оказалось лишним? (на цыпочках) Почему?

Шестая группа, какое словосочетание осталось без пары?

Работаем в таблице оценивания. Как вы оцениваете свой вклад в работу группы?

5. Синтаксическая пятиминутка.

- Запишите предложение. Выполните его синтаксический разбор.

Рядом с шалаш...м стояли огненные клены и золотые березы.

- На доске представлены 3 схемы различных предложений. Выберите соответствующую. Объясните постановку знаков препинания.

- Объясните пропущенную орфограмму. Назовите грамматическую основу предложения. Дайте характеристику предложению. Начертите схему. Объясните постановку знаков препинания.

7. Итог урока.

- Какой была тема урока?

- Какова цель урока?

- Как Вы думаете, мы достигли поставленной цели?

8. Рефлексия. Выставление мотивированных оценок.

Вернёмся к таблице оценивания. Поставьте себе итоговую оценку за работу на уроке. Будьте объективны. Рабочий лист вложите в тетрадь. Я проверю Вашу работу и оценю на следующем уроке.

9. Дифференцированное домашнее задание.

На доске записано домашнее задание:

1) П. 99, выучить правило; упр. № 556.

Дополнительное задание (выполняется по желанию) – подобрать стихотворения, в которых встречается изученная орфограмма, оформить работу на отдельном листе формата А4.

Спасибо за внимание!




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!