Общий раздел |
Предмет: Изобразительное искусство | Автор программы: Б.М. Неменский Тема учебного раздела: Декор. Человек. Общество. Время. Тема занятия: О чём нам расскажут гербы и эмблемы | Класс: 5 Тип занятия: Урок освоения новых знаний |
Педагогические риски: Невыполненное домашнее задание-подготовка учителем справочного раздаточного материала и визуального ряда на доске; отсутствие активности - поощрение действием, делегированием, оценкой личного вклада. Отсутствие правильных выводов и умозаключений- подготовка дополнительных наводящих вопросов и интересных подсказок. Низкое качество выполняемых работ в связи с отсутствием нужных материалов и однотипность композиций - подготовка дополнительных нестандартных материалов, клеящая плёнка, вырезки из журналов, маркеры выделители, наклейки. Затруднение в защите проектов - демонстрация видеозаписи лучшей защиты прошлых лет. | Цель занятия: Продолжение формирование понимания значения декоративного искусства в жизни человека на примере символической геральдики. | Задачи занятия: Образовательные: приобщать учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов. Развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами при создании творческого проекта. Воспитательные: воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству через знакомство с символической геральдикой. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: Осознанное понимание условно-символического характера орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики; самостоятельное определение характерных качеств знака и символа в геральдике; осмысление специфики языка символов и получение возможности применения на практике образного языка знаков и символов геральдики. | Метапредметные: Познавательные. Умение строить высказывание, участвуя в дискуссии и работая в группе. Формулировка проблемы связанная с выполнением творческого задания. Поиск информации, связанной с терминологией. Структурирование знаний о символических изображениях. Выбор способов решения поставленной задачи на основе аналитико-синтетической деятельности; Регулятивные. Постановка цели и планирование своих действий. Контроль, коррекция и оценка результата самостоятельной работы по составленному плану. Коммуникативные. Умение выражать свои мысли при доказательстве своей точки зрения. Разрешение конфликта при не совпадении выбранных вариантов. Управление поведением партнёра в совместной работе | Личностные: Смыслообразование. Формирование мотивации к изучению данной темы для понимания символики в жизни человека . Самоопределение. Становление ребёнка, как члена семьи имеющей свою историю и отличительные черты, отражающиеся в семейных гербах, члена общества, участвующего в различных мероприятиях, имеющих эмблемы и гражданина страны, имеющей свой герб - повод для национальной гордости. Нравственно-эстетическое оценивание поступков связанных с отстаиванием чести и достоинства, защищая своё доброе имя. |
Решаемые учебные проблемы: Формирование целостной картины мира через установку межпредметных связей и связями с жизнью. Формирование стержневой основы личности через единую систему ценностей. Формирование уникального жизненного опыта, через наращивание ресурса положительных результатов. |
Основные понятия, изучаемые в ходе занятия: геральдика, символ, герб, эмблема. |
Содержательный раздел |
Деятельность учителя: педагогический инструментарий, формы работы | Содержание деятельности обучающихся |
Выполняемые задания | Универсальные учебные действия |
Этап занятия: I Мотивация к учебной деятельности |
Регламент этапа: 5 минут | Цель этапа: Вовлечение учащихся в учебную деятельность. |
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Художественное слово, видеосюжет или театральная постановка, групповая дискуссия. Учитель приветствует учащихся, предлагает посмотреть видеоролик или театральную постановку по легенде об отважном рыцаре Айвенго и ответить на вопросы. | Базовый уровень: Приветствуют учителя, слушают задание, смотрят предложенный видео материал или театральную постановку, думают над её содержанием. Отвечают на вопросы, связанные с просмотром видеосюжета или театральной постановки. 1)Что было изображено на щите Айвенго и что обозначало это изображение?(дуб с вырванными корнями- рыцарь лишенный наследства) 2)Кто растолковывал на рыцарских турнирах изображение на щитах и зачем?(герольды объясняли тайный смысл этих изображений) | Повышенный уровень: Приветствуют учителя, слушают задание, смотрят предложенный видеоматериал или театральную постановку, думают над её содержанием. Отвечают на вопросы связанные с темой четверти и урока, пользуясь результатами выполненного домашнего задания повышенного уровня.(Узнать смысл и происхождение термина геральдика и символических изображений с ней связанных) 1)Как называется условное изображение на щите Айвенго? Каких два значения этого слова существовало в средневековом обществе?(Объясняют смысл слова герб, в значении оружия и наследства) 2) Как название толкователя изображений на щитах связано с термином геральдика в современном мире? (геральдика от герольд – наука о гербах) | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь отыскивать нужную информацию; уметь грамотно формулировать ответы на вопросы. Личностные: Уметь выявлять практическую значимость гербов и эмблем в средние века и в современном мире; уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных с геральдикой. |
Этап занятия: II Актуализация знаний |
Регламент этапа: 4 минуты | Цель этапа: Осознание темы урока |
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Технология развития критического мышления мозговой штурм Учитель предлагает показать базовое домашнее задание классу(символическое изображение, которое встречаются в современном мире) и выполнить один из двух предложенных вариантов заданий. Распечатанные задания повышенного уровня выдаются для обдумывания тем, кто выполнил домашнее задание повышенного уровня в качестве поощрения действием | Базовый уровень: 1)Показывают найденные символические изображения, встречающиеся в современном мире и распределяют их на 2 группы. 2) подбирают подходящие названия этим изображениям. | Повышенный уровень: 1)Выявляют все отличительные особенности герба и эмблемы. (Назначение, содержание, форма, принадлежность) 2)Выясняют, чему будут посвящены сегодняшний и два последующих урока и где могут пригодится эти знания. | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь грамотно формулировать ответы на вопросы; уметь выделить характерные особенности; формулировать задание, используя предложенные материалы и тематику; уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Личностные: умение объяснять смысл нравственных категорий, связанных с геральдикой и умений выявлять социальную значимость символических изображений |
Этап занятия: III Совместное целеполагание |
Регламент этапа: 2 минуты | Цель этапа: Прогнозирование и предвидение конечного результата |
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Диагностика первичных знаний Формулирует проблемные вопросы для определения цели и задач урока. | Базовый уровень: 1).Выявляют практическую значимость для человека герба и эмблемы. 2)Предполагают, какая предстоит практическая работа и что для этого надо знать. | Повышенный уровень: 2)Формулируют цель и задачи урока ориентируясь на его тему и тему четверти. 3) Предлагают варианты практических заданий? | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Регулятивные: уметь ставить цель и составлять план действий; Личностные: Уметь выявлять практическую значимость гербов и эмблем в средние века и в современном мире. |
Этап занятия: IV Получение новых знаний |
Регламент этапа:10 минут | Цель этапа: Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности. |
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Информационно-коммуникативная технология, развивающего обучения, игровая – заочная экскурсия,социокультурный тренинг. Предлагает распределиться в группы для поиска необходимой информации через интернет или с помощью мультимедийной презентации. Предлагает найти научные данные о гербе и эмблеме, используя материалы и оборудование урока и зафиксировать в тетрадь. Предлагает выполнить задание по распределению изображений на группы используя раздаточный материал и карты оценки. | Базовый уровень: Участвуют в заочной экскурсии по стране Геральдике просматривая мультимедийную презентацию и отыскивая информацию для записи в тетрадь. Распределяют предложенные образцы символических изображений на две группы (гербы, эмблемы) в соответствии с их формой и содержанием. Доказывают правильность выбора распределения в 2 группы, пользуясь определениями герба и эмблемы. Объясняют с какой целью могут быть использованы конкретные эмблемы. Проводят самопроверку и самооценку пользуясь эталоном выполненного задания. | Повышенный уровень: Самостоятельно отыскивают в интернете определения герба и эмблемы и сведений о них, фиксируя в тетрадь самое главное и интересное. Распределяют предложенные изображения в 4 группы, пользуясь всеми выявленными отличительными особенностями символических изображений. Подбирают названия полученным группам изображений по смыслу их содержания и назначения. (гербы городов, гербы учебных заведений, эмблемы предприятий, спортивные эмблемы) Пробуют растолковать герб своей школы, связав символические изображения на нём с традициями и главными отличительными особенностями школы. Проводят самооценку и самопроверку, пользуясь эталоном выполненного задания. | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь выделить характерные особенности; уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Регулятивные: корректировать свои действия, находя и исправляя ошибки; проводить само и взаимооценку в соответствии с образцом; Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе, отстаивая интересы большинства и предупреждая конфликтные ситуации; |
Этап занятия: V1)Планирование практической работы2) Динамическая пауза (физ. минутка, подготовка к практической деятельности) |
Регламент этапа:4 минуты | Цель этапа: Обеспечение условий для успешного выполнения заданий. |
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Технология поэтапного формирования умственных действий Предлагает ранжировать или сформулировать этапы творческой работы. | Базовый уровень: Располагают предложенные этапы выполнения задания в логическую цепочку. Сравнивают полученный результат с образцом. Вносят поправки в составленный план . Участвуют в динамической паузе. | Повышенный уровень: Самостоятельно планируют предстоящую творческую работу. Сравнивают с эталоном. Корректируют план работы. Проводят динамическую паузу. | Универсальные учебные действия: Предметные: Метапредметные: Познавательные: формулировать задание, используя предложенные материалы и тематику; уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Регулятивные: уметь ставить цель и составлять план действий; корректировать свои действия, находя и исправляя ошибки; проводить само и взаимооценку в соответствии с образцом. |
Этап занятия: VI Реализация творческой деятельности |
Регламент этапа: 10 минут | Цель этапа: Выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. |
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Педагогика сотрудничества, краткосрочный проект Объявляет задание для работы в группе (выполнить эмблему своего увлечения или эмблему класса), наблюдает, координирует, консультирует, направляет деятельность учащихся. | Базовый уровень: Выполняют индивидуально или в паре проект эмблемы «Мир моих увлечений» по намеченному плану: 1.Составляют ассоциативный ряд слов и подбирают к нему видеоряд (музыка- ноты, спорт - клюшка и т. д. ), выбирают 2-3 самых любимых увлечения. 2.Выбирают форму и цвет эмблемы. 3.Выполняют выбранные элементы эмблемы. 4.Составляют варианты композиций. 5.Выбирают понравившуюся композицию и фиксируют на основе. 5.Оформляют эмблему. 6. Готовят защиту эмблемы. | Повышенный уровень: Выполняют по намеченному плану групповой проект эмблема « Наш самый классный класс»: 1.Составляют ассоциативный ряд слов и подбирают к нему видеоряд (дружный- ладошка, весёлый -смайлик, спортивный - мячик и т. д. ), выбирают 3-4 самых ярких качества класса. 2.Выбирают форму и цвет эмблемы. 3.Выполняют выбранные элементы эмблемы. 4.Составляют варианты композиций. 5.Выбирают понравившуюся композицию и фиксируют на основе. 5.Оформляют эмблему. 6. Готовят защиту эмблемы. | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь воплощать идеи в образ Владеть выразительными и изобразительными средствами декоративно-прикладного искусства для создания творческого объекта; уметь из имеющихся элементов создавать новый объект творчества; использовать законы цветоведения, формообразования и композиции в творческом процессе; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Регулятивные: на основе выбора синтезировать из данных элементов новый объект творчества; орректировать свои действия, находя и исправляя ошибки; Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе, отстаивая интересы большинства и предупреждая конфликтные ситуации. |
Этап занятия: VI Включение в систему знаний и повторение |
Регламент этапа:3 минуты | Цель этапа: Защита результатов деятельности умение обобщать полученные знания. |
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Информационно-коммуникативная технология, развивающего обучения Предлагает учащимся сформулировать полученные знания на уроке и объяснить применение их в жизни. Формулирует трехуровневое домашнее задание: 1)нарисовать эмблему своей семьи; 2)подготовить доклад о эмблемах нашего города (одну на выбор); 3)создать познавательную презентацию. | Базовый уровень: 1выступают по желанию; 2.выслушивают, уясняют и записывают домашнее задание. | Повышенный уровень: 1.защищают свой проект, отвечая на возможные вопросы по содержанию урока. 2.Выбирают и записывают задание. | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь грамотно формулировать ответы на вопросы; уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе, отстаивая интересы большинства и предупреждая конфликтные ситуации. Личностные: Уметь выявлять практическую значимость гербов и эмблем в средние века и в современном мир;. уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных с геральдикой. |
Этап занятия: VIII Рефлексия учебной деятельности |
Регламент этапа: 2 минуты | Цель этапа: Оценка результатов деятельности. |
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Самоанализ Предлагает произвести оценку деятельности учащихся на уроке. Благодарит за плодотворное совместное сотрудничество. | Базовый уровень: Оценивают свою деятельность на уроке и пользуясь картой оценки заданий. | Повышенный уровень: Оценивают свою деятельность на уроке и работу других учащихся учитывая все этапы работы. | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; Метапредметные: Регулятивные: проводить само и взаимооценку в соответствии с образцом; Личностные: Уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных с геральдикой. |