СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О чем нам расскажут гербы и эмблемы.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Методическая разработка развивающего занятия художественно-творческой направленности                                                       (в свете требований ФГОС) »

Автор разработки: Пантелеева Алена Дмитриевна, учитель ИЗО МАОУ СОШ № 6  ГО Карпинск

 Предмет: Изобразительного искусство

 Класс:5.

Автор программы: Б.М. Неменский

Тема учебного раздела: Декор, человек, общество, время.

Тема занятия: О чём нам расскажут гербы и эмблемы.

Тип занятия: Систематизация и получение новых знаний

Просмотр содержимого документа
«О чем нам расскажут гербы и эмблемы.»

Пантелеева Алёна Дмитриевна


Технологическая карта занятия

Общий раздел

Предмет:

Изобразительное искусство

Автор программы:

Б.М. Неменский

Тема учебного раздела:

Декор. Человек. Общество. Время.

Тема занятия:

О чём нам расскажут гербы и эмблемы

Класс: 5

Тип занятия:

Урок освоения новых знаний

Педагогические риски:

Невыполненное домашнее задание-подготовка учителем справочного раздаточного материала и визуального ряда на доске;

отсутствие активности - поощрение действием, делегированием, оценкой личного вклада.

Отсутствие правильных выводов и умозаключений- подготовка дополнительных наводящих вопросов и интересных подсказок.

Низкое качество выполняемых работ в связи с отсутствием нужных материалов и однотипность композиций - подготовка дополнительных нестандартных материалов, клеящая плёнка, вырезки из журналов, маркеры выделители, наклейки.

Затруднение в защите проектов - демонстрация видеозаписи лучшей защиты прошлых лет.

Цель занятия:

Продолжение формирование понимания значения декоративного искусства в жизни человека на примере символической геральдики.

Задачи занятия:

Образовательные: приобщать учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов.

Развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами при создании творческого проекта.


Воспитательные: воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству через знакомство с символической геральдикой.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Осознанное понимание условно-символического характера орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики; самостоятельное определение характерных качеств знака и символа в геральдике; осмысление специфики языка символов и получение возможности применения на практике образного языка знаков и символов геральдики.



Метапредметные:

Познавательные.

Умение строить высказывание, участвуя в дискуссии и работая в группе.

Формулировка проблемы связанная с выполнением творческого задания.

Поиск информации, связанной с терминологией.

Структурирование знаний о символических изображениях.

Выбор способов решения поставленной задачи на основе аналитико-синтетической деятельности;

Регулятивные.

Постановка цели и планирование своих действий.

Контроль, коррекция и оценка результата самостоятельной работы по составленному плану.

Коммуникативные.

Умение выражать свои мысли при доказательстве своей точки зрения.

Разрешение конфликта при не совпадении выбранных вариантов.

Управление поведением партнёра в совместной работе


Личностные:

Смыслообразование. Формирование мотивации к изучению данной темы для понимания символики в жизни человека .

Самоопределение. Становление ребёнка, как члена семьи имеющей свою историю и отличительные черты, отражающиеся в семейных гербах, члена общества, участвующего в различных мероприятиях, имеющих эмблемы и гражданина страны, имеющей свой герб - повод для национальной гордости.


Нравственно-эстетическое оценивание поступков связанных с отстаиванием чести и достоинства, защищая своё доброе имя.


Решаемые учебные проблемы: Формирование целостной картины мира через установку межпредметных связей и связями с жизнью. Формирование стержневой основы личности через единую систему ценностей. Формирование уникального жизненного опыта, через наращивание ресурса положительных результатов.

Основные понятия, изучаемые в ходе занятия: геральдика, символ, герб, эмблема.

Содержательный раздел

Деятельность учителя: педагогический инструментарий, формы работы

Содержание деятельности обучающихся

Выполняемые задания

Универсальные учебные действия


Этап занятия: I Мотивация к учебной деятельности



Регламент этапа: 5 минут

Цель этапа: Вовлечение учащихся в учебную деятельность.

Содержание этапа:

Инструментарий, форма:

Художественное слово, видеосюжет или театральная постановка, групповая дискуссия.

Учитель приветствует учащихся, предлагает посмотреть видеоролик или театральную постановку по легенде об отважном рыцаре Айвенго и ответить на вопросы.


Базовый уровень:

Приветствуют учителя,

слушают задание, смотрят предложенный видео материал или театральную постановку, думают над её содержанием.

Отвечают на вопросы, связанные с просмотром видеосюжета или театральной постановки.

1)Что было изображено на щите Айвенго и что обозначало это изображение?(дуб с вырванными корнями- рыцарь лишенный наследства)

2)Кто растолковывал на рыцарских турнирах изображение на щитах и зачем?(герольды объясняли тайный смысл этих изображений)

Повышенный уровень: Приветствуют учителя,

слушают задание, смотрят предложенный видеоматериал или театральную постановку, думают над её содержанием.

Отвечают на вопросы связанные с темой четверти и урока, пользуясь результатами выполненного домашнего задания повышенного уровня.(Узнать смысл и происхождение термина геральдика и символических изображений с ней связанных)

1)Как называется условное изображение на щите Айвенго?

Каких два значения этого слова существовало в средневековом обществе?(Объясняют смысл слова герб, в значении оружия и наследства)

2) Как название толкователя изображений на щитах связано с термином геральдика в современном мире? (геральдика от герольд – наука о гербах)

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Познавательные: уметь отыскивать нужную информацию;

уметь грамотно формулировать ответы на вопросы.

Личностные: Уметь выявлять практическую значимость гербов и эмблем в средние века и в современном мире; уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных с геральдикой.





Этап занятия: II Актуализация знаний

Регламент этапа: 4 минуты

Цель этапа: Осознание темы урока

Содержание этапа: Инструментарий, форма:

Технология развития критического мышления

мозговой штурм


Учитель предлагает показать базовое домашнее задание классу(символическое изображение, которое встречаются в современном мире) и выполнить один из двух предложенных вариантов заданий.

Распечатанные задания повышенного уровня выдаются для обдумывания тем, кто выполнил домашнее задание повышенного уровня в качестве поощрения действием

Базовый уровень:

1)Показывают найденные символические изображения, встречающиеся в современном мире и распределяют их на 2 группы.

2) подбирают подходящие названия этим изображениям.






Повышенный уровень:

1)Выявляют все отличительные особенности герба и эмблемы. (Назначение, содержание, форма, принадлежность)

2)Выясняют, чему будут посвящены сегодняшний и два последующих урока и где могут пригодится эти знания.

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Познавательные:

уметь грамотно формулировать ответы на вопросы;

уметь выделить характерные особенности;

формулировать задание, используя предложенные материалы и тематику;

уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи;

Личностные:

умение объяснять смысл нравственных категорий, связанных с геральдикой и умений выявлять социальную значимость символических изображений



Этап занятия: III Совместное целеполагание

Регламент этапа: 2 минуты

Цель этапа: Прогнозирование и предвидение конечного результата

Содержание этапа:

Инструментарий, форма:

Диагностика первичных знаний

Формулирует проблемные вопросы для определения цели и задач урока.



Базовый уровень:

1).Выявляют практическую значимость для человека герба и эмблемы.

2)Предполагают, какая предстоит практическая работа и что для этого надо знать.




Повышенный уровень: 2)Формулируют цель и задачи урока ориентируясь на его тему и тему четверти.

3) Предлагают варианты практических заданий?

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Регулятивные:

уметь ставить цель и составлять план действий;

Личностные: Уметь выявлять практическую значимость гербов и эмблем в средние века и в современном мире.

Этап занятия: IV Получение новых знаний

Регламент этапа:10 минут

Цель этапа: Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности.


Содержание этапа:

Инструментарий, форма:

Информационно-коммуникативная технология, развивающего обучения,

игровая – заочная экскурсия,социокультурный тренинг.

Предлагает распределиться в группы для поиска необходимой информации через интернет или с помощью мультимедийной презентации.

Предлагает найти научные данные о гербе и эмблеме, используя материалы и оборудование урока и зафиксировать в тетрадь.

Предлагает выполнить задание по распределению изображений на группы используя раздаточный материал и карты оценки.




Базовый уровень:

Участвуют в заочной экскурсии по стране Геральдике просматривая мультимедийную презентацию и отыскивая информацию для записи в тетрадь.

Распределяют предложенные образцы символических изображений на две группы (гербы, эмблемы) в соответствии с их формой и содержанием.

Доказывают правильность выбора распределения в 2 группы, пользуясь определениями герба и эмблемы.

Объясняют с какой целью могут быть использованы конкретные эмблемы.

Проводят самопроверку и самооценку пользуясь эталоном выполненного задания.


Повышенный уровень:

Самостоятельно отыскивают в интернете определения герба и эмблемы и сведений о них, фиксируя в тетрадь самое главное и интересное.

Распределяют предложенные изображения в 4 группы, пользуясь всеми выявленными отличительными особенностями символических изображений.

Подбирают названия полученным группам изображений по смыслу их содержания и назначения. (гербы городов, гербы учебных заведений, эмблемы предприятий, спортивные эмблемы) Пробуют растолковать герб своей школы, связав символические изображения на нём с традициями и главными отличительными особенностями школы.

Проводят самооценку и самопроверку, пользуясь эталоном выполненного задания.

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Познавательные:

уметь выделить характерные особенности;

уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи;

Регулятивные:

корректировать свои действия, находя и исправляя ошибки;

проводить само и взаимооценку в соответствии с образцом;

Коммуникативные:

уметь сотрудничать в группе, отстаивая интересы большинства и предупреждая конфликтные ситуации;

Этап занятия: V1)Планирование практической работы2) Динамическая пауза (физ. минутка, подготовка к практической деятельности)


Регламент этапа:4 минуты

Цель этапа: Обеспечение условий для успешного выполнения заданий.


Содержание этапа:

Инструментарий, форма:

Технология поэтапного формирования умственных действий

Предлагает ранжировать или сформулировать этапы творческой работы.


Базовый уровень:

Располагают предложенные этапы выполнения задания в логическую цепочку.

Сравнивают полученный результат с образцом. Вносят поправки в составленный план .

Участвуют в динамической паузе.

Повышенный уровень: Самостоятельно планируют предстоящую творческую работу. Сравнивают с эталоном.

Корректируют план работы.


Проводят динамическую паузу.

Универсальные учебные действия:

Предметные:

Метапредметные:

Познавательные:

формулировать задание, используя предложенные материалы и тематику;

уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи;

Регулятивные:

уметь ставить цель и составлять план действий;

корректировать свои действия, находя и исправляя ошибки;

проводить само и взаимооценку в соответствии с образцом.


Этап занятия: VI Реализация творческой деятельности

Регламент этапа: 10 минут

Цель этапа: Выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами.


Содержание этапа:

Инструментарий, форма: Педагогика сотрудничества, краткосрочный проект

Объявляет задание для работы в группе (выполнить эмблему своего увлечения или эмблему класса),

наблюдает, координирует, консультирует, направляет деятельность учащихся.





Базовый уровень: Выполняют индивидуально или в паре проект эмблемы «Мир моих увлечений» по намеченному плану:

1.Составляют ассоциативный ряд слов и подбирают к нему видеоряд (музыка- ноты, спорт - клюшка и т. д. ), выбирают 2-3 самых любимых увлечения.

2.Выбирают форму и цвет эмблемы.

3.Выполняют выбранные элементы эмблемы.

4.Составляют варианты композиций.

5.Выбирают понравившуюся композицию и фиксируют на основе.

5.Оформляют эмблему.

6. Готовят защиту эмблемы.

Повышенный уровень:

Выполняют по намеченному плану групповой проект эмблема « Наш самый классный класс»:

1.Составляют ассоциативный ряд слов и подбирают к нему видеоряд (дружный- ладошка, весёлый -смайлик, спортивный - мячик и т. д. ), выбирают 3-4 самых ярких качества класса.

2.Выбирают форму и цвет эмблемы.

3.Выполняют выбранные элементы эмблемы.

4.Составляют варианты композиций.

5.Выбирают понравившуюся композицию и фиксируют на основе.

5.Оформляют эмблему.

6. Готовят защиту эмблемы.

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь воплощать идеи в образ Владеть выразительными и изобразительными средствами декоративно-прикладного искусства для создания творческого объекта; уметь из имеющихся элементов создавать новый объект творчества; использовать законы цветоведения, формообразования и композиции в творческом процессе; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Познавательные:

уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи;

Регулятивные:

на основе выбора синтезировать из данных элементов новый объект творчества; орректировать свои действия, находя и исправляя ошибки;

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе, отстаивая интересы большинства и предупреждая конфликтные ситуации.

Этап занятия: VI Включение в систему знаний и повторение


Регламент этапа:3 минуты

Цель этапа: Защита результатов деятельности умение обобщать полученные знания.

Содержание этапа:

Инструментарий, форма: Информационно-коммуникативная технология, развивающего обучения


Предлагает учащимся сформулировать полученные знания на уроке и объяснить применение их в жизни. Формулирует трехуровневое домашнее задание:

1)нарисовать эмблему своей семьи;

2)подготовить доклад о эмблемах нашего города (одну на выбор);

3)создать познавательную презентацию.


Базовый уровень:

1выступают по желанию;

2.выслушивают, уясняют и записывают домашнее задание.

Повышенный уровень:

1.защищают свой проект, отвечая на возможные вопросы по содержанию урока.

2.Выбирают и записывают задание.

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Познавательные:

уметь грамотно формулировать ответы на вопросы;

уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи;

Коммуникативные:

уметь сотрудничать в группе, отстаивая интересы большинства и предупреждая конфликтные ситуации.

Личностные: Уметь выявлять практическую значимость гербов и эмблем в средние века и в современном мир;. уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных с геральдикой.

Этап занятия: VIII Рефлексия учебной деятельности

Регламент этапа: 2 минуты

Цель этапа: Оценка результатов деятельности.


Содержание этапа:

Инструментарий, форма: Самоанализ

Предлагает произвести оценку деятельности учащихся на уроке.

Благодарит за плодотворное совместное сотрудничество.


Базовый уровень: Оценивают свою деятельность на уроке и пользуясь картой оценки заданий.


Повышенный уровень: Оценивают свою деятельность на уроке и работу других учащихся учитывая все этапы работы.

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела;

Метапредметные:

Регулятивные:

проводить само и взаимооценку в соответствии с образцом;

Личностные: Уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных с геральдикой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!