СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"О блокадном городе сквозь десятилетия..." (посвящается 75-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"О блокадном городе сквозь десятилетия..." (посвящается 75-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)»

Межрайонная научно-исследовательская конференция обучающихся

«Шаг в науку»




Гуманитарная секция

«О блокадном городе сквозь десятилетия…»

(посвящается 75-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Автор: Баутин Илья,

ученик 5 класса, 11 лет, филиал

МБОУ «Возрожденская СШ»

Озерской ОШ

Руководитель:

Баутина Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы филиала МБОУ «Возрожденская СШ» Озерской ОШ




г. Княгинино

2019 г.

Содержание Введение….…………………………………………………………………….......3

I. Непобедимый город…………………………......………………………………5

1.1. Начало блокады………………………………………………………………....5

1.2. В осаждённом городе………………………………………………………….7

1.3. «Дорога жизни» - пульс осаждённого города……………………………….11

1.4. Прорыв блокады……………………………………………………………….13

III. След войны в моей семье: Ленинград в судьбе моих предков………………18

IV. Проведение социологического опроса среди учащихся Озёрской школы…23

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованных источников информации……………………………….26

Приложения……………………………………………………………………….27
















Введение


Опять война, опять блокада,

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить…»


Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

(Ю. Воронов)


27 января 2019 г. вся страна отмечала знаменательную дату в истории Великой Отечественной войны – 75-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В мировой истории нет больше такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда в годы ВОВ . 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли свой город. Они преодолевали немыслимые испытания, превозмогали голод и холод, только бы Ленинград устоял! Лишь бы жизнь продолжалась! Мы, родившиеся после войны и, к счастью, не узнавшие её ужасов, должны сохранить память о великом подвиге своего народа, который сумел выстоять в жестокой битве и победить фашизм. В канун праздника в нашей школе проводился Урок Мужества. Все школьники принимали активное участие, каждый готовил своё выступление, говорил о блокадном городе. Это произвело на меня сильное впечатление, многое я услышал впервые. Меня очень заинтересовала эта тема. Захотелось больше узнать о военном времени, о людях, внёсших свой бесценный вклад в дело Победы. Я вспомнил, что в моей семье тоже были родственники, которые не понаслышке знали, что такое ленинградская блокада. Это мои прабабушка и прадедушка. Я посчитал, что должен знать о них, о блокаде, обо всём выстраданном, пройденном и пережитом ими вместе с миллионами других ленинградцев. Именно этими фактами было продиктовано моё желание провести исследовательскую работу.

Цель: изучить историю блокады Ленинграда, узнать о жизни людей в осаждённом городе, в том числе и о моих прабабушки и прадедушки.

Задачи:

  • Изучить историю блокадного Ленинграда

  • Познакомиться с художественными произведениями о городе-герое

  • Обобщить изученный материал о жизни людей в осаждённом городе

  • Изучить биографию прадедушки и прабабушки Новиковых Валентина Николаевича и Валентины Николаевны.

  • Определить вклад моих родственников в дело победы над фашисткой Германией.

  • Представить оформленный материал учащимся нашей школы.

Гипотеза:  выстоять и победить в невероятно тяжелых условиях блокады людям помогла сплоченность, вера в нашу победу над врагом, взаимопомощь и поддержка блокадников со стороны граждан всей нашей страны.

Обоснование: в работу включены воспоминания родственников о жизни в блокадном Ленинграде. Эти воспоминания являются частной историей, дают возможность увидеть прошлое «снизу», с точки зрения отдельного человека. Результаты работы пополнят материалы школьного музея; могут быть использованы на уроках литературы, истории и на внеклассных занятиях по патриотическому воспитанию, для публикации в средствах массовой информации с целью привития любви и уважения к истории нашей родины в годы ВОВ, сохранения памяти о городе-герое и его защитниках, на долю которых выпали безмерные, нечеловеческие страдания.

Методы исследования:

  • Изучение литературы по теме работы

  • Собрать сведения о своих родственниках

  • Познакомиться с сохранившимися документами, фотографиями

  • Использование Интернет-ресурсов

  • Анкетирование и опрос среди учащихся;

  • Анализ, изучение и обобщение собранного материала.


Для написания исследовательской работы я использовал воспоминания, личные архивы семьи, фотографии. Так сложились жизненные обстоятельства, что в моей семье мало что сохранилось о прабабушке и прадедушке. Сведения о них мне пришлось собирать по крупицам. В Военкомате Лысковского района изучил личное дело моего прадедушки, подполковника Новикова В.Н. В Лысковской библиотеке нашёл подшивку газеты «Приволжская Правда» за 1994 г. В ней была статья - воспоминания прабабушки о жизни во время блокады. На сайте «Память народа» нашёл информацию о боевом пути своего прадеда, местах сражений, в которых он участвовал, и его наградах.

Познакомился с воспоминаниями участников событий военных лет, содержащимися в «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина. Интересный материал я нашёл в книге «Дорога Жизни» Н. Ходзы. Прочитал книгу И. Миксона «Жила, была». Это документальная повесть о Тане Савичевой, жизнь ленинградцев в блокадном городе показана глазами 11-летней девочки. Богатый фактический материал содержится в публикациях газеты «Ленинградская правда», издаваемой в годы Великой Отечественной войны, данную газету я нашёл в Интернете.


Глава 1: Непобедимый город

1.1. Начало блокады.


В планах Гитлера захвату Ленинграда отводилось важное место. Ленинград – это один из главных пунктов, с которого началось вторжение немецко-фашистских войск в пределы Советского Союза. Цели противникам были следующими:

  • - захватить побережье Балтийского моря, уничтожить Балтийский флот;

  • - вывести из строя военную промышленность города;

  • - ликвидировать Ленинград и захватить Москву и всю нашу страну.

Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий «Север». Это была огромная сила: 500 тысяч солдат, 12 тысяч орудий и миномётов, 1,5 тысячи танков, 1200 самолётов. Гитлер рассчитывал быстро овладеть Ленинградом. Не считаясь, с потерями фашисты рвались к городу. 3 июля 1941 года им удалось выйти к южным границам Ленинградской области. Весть о вторжении врага на советскую территорию ленинградцы встретили единодушным желанием отстоять родную землю. Вскоре после объявления войны было начато формирование народного ополчения. Не ожидая своей очереди призыва в Красную Армию, в добровольческие полки шли рабочие, инженеры, ученые, писатели, артисты, художники. После кратковременного обучения их отправляли на фронт, на передовые позиции.  

Чтобы сдержать врага, было принято решение: срочно создать оборонительные рубежи на дальних подступах к городу. Один из таких рубежей проходил вдоль реки Луги. С 11 июля и по 8 августа по 15-18 часов трудились рабочие и работницы заводов и фабрик, студенты, домохозяйки…И вот на протяжении 280 километров по линии обороны протянулись огневые точки, противотанковые препятствия, минные поля. Это был знаменитый Лужский рубеж.

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Ленинград обрекались на полное уничтожение вместе с жителями. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Фашистам не удалось взять город сразу. Тем не менее кровопролитные сражения на подступах к городу не утихали. Противник вышел к Неве. 30 августа врагу удалось захватить станцию Мга, перерезать последнюю железную дорогу, связывающую город со страной. 8 сентября немцы захватили Шлиссельбург, блокировал Ленинград с суши.

Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», - цинично пророчествовал он.

Началась многодневная блокада города – период неимоверных лишений, голода, холода и вместе с тем беспримерной стойкости, массового героизма и мужества, непреклонной воли к победе ленинградцев и защитников города.


1.2. В осаждённом городе


Л енинградцы переживали дни, полные тревоги и неожиданностей. Днём и ночью враги бомбили город.

Германская авиация сбрасывала снаряды не хаотично, а по чётко выверенной схеме: в их задачу входило уничтожение как можно большего количества мирных граждан, а также стратегически важных объектов.

А в это время на подступах к городу, на заводах и фабриках, на улицах и площадях - всюду шла напряженная работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 км, построили 15000 дотов и дзотов, 35 км баррикад.

Многие участки строительства находились в непосредственной близости от противника и подвергались артиллерийскому огню. Люди работали по 12 - 14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость.

Смертельная опасность нависла над всей страной. Гром орудийной канонады приближался с каждым днем, но он не пугал защитников города, а торопил закончить начатое дело.

Невозможно переоценить трудовую доблесть ленинградцев. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи.

Кировский завод оказался на линии фронта, но он продолжал свою работу. Завод стал выпускать новый тип мощных танков, которые вступали в бой прямо из его ворот и наводили на фашистов ужас. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. В тех непостижимо трудных условиях боевая техника изготовлялась на Ленинградских предприятиях в возрастающих темпах. В ноябре - декабре, в тяжёлые дни блокады, производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

Используя сложности со снабжением, вражеская авиация сбрасывала листовки, призывавшие к неповиновению властям. Многое применяли изобретательные нацисты, но успеха они не имели.

Потеря Шлиссельбурга вызвала серьезные затруднения в Ленинграде. Прекратилось поступление боеприпасов, продовольствия, горючего, медикаментов.

Н а момент установки блокады в городе находилось 2 миллиона 807 тысячи жителей, 400 тысяч из них - дети.

С первых дней сентября в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В целях экономии продуктов питания закрываются столовые, рестораны и другие пункты общественного питания. Прошло совсем немного времени с начала войны, а город уже голодал. Существует мнение, что именно пожар, произошедший 10 сентября 1941 г. на Бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю.

 Всё меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. А ждать помощи неоткуда. Все дороги перерезаны, в небе над Ладожским озером господствовала вражеская авиация.

20 ноября 1941 года нормы выдачи хлеба дошли до 125 граммов служащим, иждивенцам и детям и 250 граммов рабочим. Блокадный хлеб… Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нём было муки – мякина, отруби и целлюлоза. Да и эти 125 граммов, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким чёрным месивом, сделанным из отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог.

Постоянное недоедание подтачивало здоровье, губило людей. Врачи всё чаще называли причину смерти – «истощение организма». Две страшных болезни расползлись по городу: цинга и даже не каждому медику известная – алиментарная дистрофия.

В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью.

Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго.

К декабрю 1941года Ленинград оказался в ледяном плену. Жители блокадного города гибли, как гибли воробьи и синицы от бескормицы и морозов. Запелёнатых в простыни, одеяла, скатерти умерших везли на детских салазках к ближайшим больницам и кладбищам, а то и складывали до первой оказии в заледенелые подвалы. Трупы увозили на грузовиках, как дрова, навалом…

В Ленинграде лишь по официальным данным умерли от голода в ноябре 11 085 человек. В декабре – 52 881. В январе и феврале погибли от обстрелов, голода и болезней, замёрзли почти 200 тысяч ленинградцев. Но никто ни разу не подумал о капитуляции. Несли свой блокадный крест мирные жители, стояли насмерть бойцы на фронте.

Г ород жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди не прекращали работы. Они выпускали мины, снаряды, гранаты, ремонтировали самолёты, танки и орудия. Остановился транспорт, на работу люди ходили пешком, ночевали прямо в заводских цехах у станков.

После первой блокадной зимы летом 1942 года ленинградцам стало немного легче. Ленинградцы постарались обеспечить себя продовольствием. На всех газонах и клумбах, в парках и скверах были разбиты огороды, и горожане занялись выращиванием самых разных овощей.

Летом 1942 года на стадионе имени Кирова состоялся даже футбольный матч. Работали научные учреждения. Шла учеба в университетах и школах. Работали кинотеатры – жители города даже во время блокады смотрели фильмы. В филармонии давались концерты, а в театрах ставились спектакли. В городе в дни блокады впервые исполнялась знаменитая Седьмая, Ленинградская, симфония Д. Шостаковича, исполнялась с блеском большим симфоническим оркестром.

Зима 1942 – 43гг резко отличалась от предыдущей. По улицам города ходили трамваи, уже не видно было снежных сугробов, мусора. Военными темпами работали предприятия, получившие топливо и электроэнергию. Почти во всех домах действовали водопровод и канализация, работали городские бани. Радовали глаз застеклённые окна, имелся, хотя и небольшой, запас дров и торфа.

В 1942г. была налажена работа единственной дороги, связавшей Ленинград с большой землей, которая получила название – Дорога жизни. Подробнее я о ней расскажу в следующем пункте.


1.3. «Дорога жизни» - пульс осаждённого города


С суши город был блокирован полностью. Единственным путем, по которому могло осуществляться снабжение Ленинграда, после того как сухопутные пути в город были перерезаны (кроме воздушных), являлось Ладожское озеро.

Первые баржи с продовольствием прошли по озеру 12 сентября 1941 года. Каждый рейс был подвигом, т.к. немецкие самолёты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно при любой погоде.

В ноябре Ладога стала понемногу затягиваться льдом. Суда ходить по озеру уже не могли. Движение было закрыто.

Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание. Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов.

20 ноября из Кобоны тронулся конно-транспортный обоз, состоящий из 350 саней. Тяжело было тянуть голодным тощим лошадям гружёные сани.

В ночь на 22 ноября, когда над Ладогой бушевала пурга, на лёд впервые сошла колонна машин. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом.

Казалось, самое страшное теперь позади, можно вздохнуть более свободно. Но суровая реальность опрокинула все расчёты и надежды на скорое улучшение питания населения. 22 ноября колонна вернулась, оставив в городе 33 тонны продовольствия. На следующие сутки завезли только 19 тонн. Столь незначительное количество доставленного продовольствия объяснялось хрупкостью льда; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, и даже при такой осторожности несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, такой способ позволял уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза.

Несмотря на все усилия, удалось завезти с 23 ноября по 1 декабря около 800 тонн муки (2-х дневная потребность). За это время затонуло 40 грузовиков.

Продовольствия в городе оставалось мало. В соответствии с поступлением продовольствия менялись и нормы выдачи хлеба населению.

Уже в конце ноября 1941года по Ладоге началась эвакуация жителей на Большую землю. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942года, когда окреп лёд. Из блокированного города уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды. Эвакуации подлежали также научные работники, студенты, учащиеся ремесленных училищ, рабочие эвакуируемых заводов и их семьи.

В начале апреля 1942г растаял снег, лёд на озере покрылся водой местами на тридцать - сорок сантиметров.

Но движение по Дороге жизни не прерывалось. Машины шли, словно катера, поднимая вокруг себя волну. Лишь красные флажки на буях указывали путь отважным шофёрам. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта. Но дорога не умерла, на место грузовиков и саней снова стали баржи и катера. Суда, доставившие на западный берег грузы, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, тяжелоранеными воинами, вывозили заводское оборудование, рабочих специалистов и их семьи, ценные произведения культуры и искусства.

С 24 ноября 1941г по 21 апреля 1942г через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361 309т грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж.

Благодаря Дороге жизни, произошел срыв фашистских планов взять голодной блокадой город на Неве.


1.4. Прорыв блокады
2 декабря 1942 года был утверждён план операции Волховского и Ленинградского фронтов по прорыву блокады (условно операция была названа «Искра»). Начать операцию было решено в январе 1943 года. Координировать действия фронтов было поручено Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову и генералу армии Г.К. Жукову. Местом прорыва блокады был избран узкий шлиссельбургско-синявский выступ, разделявший войска фронтов. И вот войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ : перейти в наступление, пробиться навстречу друг другу, разбить осаду города и соединиться. 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп реактивных миномётов - «катюш». По вражеским укреплениям ударило более четырёх тысяч орудий и миномётов. Выстрелы слились в сплошной гул, огненный клубы дыма заволокли зимнее небо. 2 часа 20 минут над обороной врага бушевал огненный смерч. Началась великая битва! Летчики обрушили на врага бомбовые удары. Без промаха била артиллерия Балтийского флота. Сокрушая все преграды, ринулись вперёд танковые десанты. Прикрываясь дымовой завесой, неотвратимо приближались к врагу пехотинцы в белых маскировочных комбинезонах. Гвардейцы скрытно подтягивали к месту боя миномёты и пулемёты. Не один день велись ожесточённые бои. Враг начал отступать! Наши войска ворвались на окраину города Шлиссельбурга. Ещё вчера в этом городе хозяйничали фашисты. Теперь не выдержав нашей атаки, враги бежали. Противник отступал, но яростно сопротивлялся. Однако никакая сила не могла уже остановить наших солдат. Советская Армия неудержимо шла вперёд! Семь дней и ночей шёл кровопролитный бой. И наконец настал час, когда воины Ленинградского и Волховского фронтов, прорвав блокаду, соединились в Рабочих посёлках №1 и №5. Случилось это 18 января 1943 года. Тогда весь мир слушал сообщение по радио: «…После семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда …». Прорыв блокады Ленинграда – это третья крупнейшая победа после Москвы и Сталинграда в Великой Отечественной войне. Теперь Ленинград накапливал силы для полного освобождения города от вражеской осады. Ровно через год, 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята. Закончилась беспримерная в истории эпопея героического города, выдержавшего 900-дневную осаду. Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, несмотря ни на что, они сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады.
II. След войны в моей семье: Ленинград в судьбе моих предков
Моих прабабушки и прадедушки сейчас уже нет в живых. Я никогда не знал их. Они умерли задолго до моего рождения. Прабабушка, Новикова Валентина Николаевна, родилась 23.02.1920 г. в семье служащего. Прадедушка, Новиков Валентин Николаевич, 13.06.1918 г. родился в семье рабочего. Его отец в 1918г. добровольно вступил в Красную Гвардию, а затем в Красную Армию, участвовал в боях против интервентов до 1920 года. После гражданской войны работал на паровозоремонтном заводе. Валентин и Валентина подружились ещё в школьные годы. Так как прадедушка был старше, школу он окончил первым в 1937 году и, попрощавшись с любимой, уехал учиться в Ленинградское Краснознамённое артиллерийское училище. А прабабушка после десятого класса решила посвятить себя детям, поступив в Ярославский педагогический институт. На расстоянии молодые окончательно поняли, что любовь их оказалась настоящей, крепкой. Они поженились. Свадьба состоялась в апреле 1941 года. А после свадьбы, как и положено, Валентина отправилась вслед за мужем в Ленинград, а заодно и перевелась в ленинградский институт. Валентин Николаевич к тому времени уже окончил военное училище и был командиром взвода 40-го запасного артиллерийского полка Ленинградского военного округа. Ах, эти белые ночи, Невский проспект… Как были счастливы Валентин и Валентина, гуляя по нему и строя планы на будущее. Но всё вмиг разрушилось… Известие о войне на Валю обрушилось, когда мужа рядом не было. За неделю до 22 июня он вместе с футбольной командой своей части уехал на матчи в Карелию. А когда приехал, подольше побыть с женой не удалось – сразу направили на Ленинградский фронт. Прабабушка отказалась поехать к родным в Ярославскую область. Она решила остаться и ждать мужа в Ленинграде, считая, что ей-то войну пережить будет легче. И не предполагала она тогда, что для ленинградцев начинается настоящий ад. Холод, голод. Что эти слова могут сказать нашему поколению? Очень мало. Чтобы узнать по-настоящему, как страшны они, надо пережить их. Надо съедать в сутки по 125 граммов хлеба, в котором половина – опилок да жмыха; надо заставить себя ледяным зимним утром встать с постели и, намотав на себя все тряпки, что есть в гардеробе, отправиться в мастерскую шить шапки-ушанки и рукавицы для бойцов, а потом, чуть переставляя ноги, суметь подняться в свою квартиру на пятом этаже и постараться разжечь в печурке последний стул. А ложась спать, не забыть откинуть крючок на входной двери – запирать их не разрешалось на случай смерти хозяев: как же потом дружинникам обнаруживать их тела и выносить? Воров Валя не боялась – красть нечего было, всё, что имело мало-мальскую ценность, давно уже обменяно на хлеб, а то, что могло давать тепло, сгорело в печурке. И вот наступил день, который рано или поздно наступал для многих блокадников, когда тело отказывалось подчиняться командам: «Встань с постели. Оденься. Умойся. Иди на работу». В разбитое окно задувал ветер, и из-под кучи одеял, где ещё сохранился крохотный островок тепла, вылезти не было никаких сил. Не было сил двинуть ни ногой, ни рукой, которые стали похожи на тоненькие палочки. Навалилось полное оцепенение, и невозможно было разграничить, где сон, а где явь. Вдруг в квартире раздались голоса, один из них такой молодой и знакомый: «Её здесь нет, квартира пустая». «Наверное, покойников собирают в доме, - проскользнула мысль у Валентины, - а может, чудится мне». Открыть же глаза и что-то сказать, не было никакой возможности. Но вот кто-то, догадавшись раскопать кучу одеял на её кровати, трясёт за плечо: «Да вот же она и, кажется, живая!» Разлепить веки смогла лишь после того, как в рот влилась тёплая струйка сладкого чая. И чудо – улыбающееся лицо мужа, склонённое над ней. В Ленинград он приехал на переоформление пополнения и, как выдался свободный часок, - сразу к жене. И вовремя! Кто знает, может, никогда бы и не смогла встать Валентина, если бы не помощь любимого. Делясь своим пайком и пайками друзей, поднял он Валюшу на ноги. Дней через 10-12 она, хоть и пошатывалась, начала уже ходить по комнате самостоятельно. Шёл тогда Валентине 22-й год, Валентину – 23-й… Оставаться в Ленинграде было нельзя, дальнейшая жизнь в блокадном кольце для молодой женщины, походившей на худенького подростка, равносильна была гибели. Муж постарался быстрее её эвакуировать. Самолёт, в котором Валентина летела, находился под непрерывным вражеским обстрелом. И всё-таки попасть на Большую землю удалось. А оттуда для блокадников начался изнурительный путь на Урал. Ехали в товарняке, а дело было зимой, у печурки грелись по очереди, стараясь чаще подпускать к живительному теплу детишек. Однажды их поезд прибыл на станцию Данилов. Да это же Ярославщина, родной дом рядом! Валентина решилась сойти и найти работающего где-то неподалёку отца-железнодорожника. А потом встреча с матерью и сёстрами. Они, смеясь и плача, обнимали её, целовали, гладили по голове и никак не могли остановить слёз: от прежней Вали ничего не осталось, одни кости да кожа. Пришлось по настоянию врачей полежать в больнице, а потом ещё и дома. Молодой организм сумел справиться с дистрофией и быстро пошёл на поправку. Без дела сидеть на шее родных было неудобно, да и вклад в Победу хотелось внести, хоть чем-то да помочь армии. И пошла Валентина работать в эвакогоспиталь ухаживать за ранеными бойцами. А когда госпиталь перевели в Калининскую область, появилась возможность продолжить прерванную войной учёбу в институте. Мужа домой она дождалась лишь в 1946 – м

На сайте «Память народа» я изучил боевой путь моего прадеда Новикова В.Н.


Он воевал на северных подступах к Ленинграду. Наши войска противостояли вооружённым силам Финляндии, выступившей на стороне гитлеровской Германии. Он был начальником штаба 60 артиллерийского полка 92 стрелковой дивизии, обучал личный состав, лично участвовал в боевых операциях, уделял много внимания вопросам разведки. За боевые заслуги прадедушка был награждён орденом «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны II степени». 1,5 миллиона участников обороны Ленинграда награждены медалью «За оборону Ленинграда», в том числе и мой прадед Новиков Валентин Николаевич.

27 января 1944 год - полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады.

А в декабре 1944 года прадедушка был направлен на 1-й Украинский фронт. Великую Отечественную войну мой прадед закончил в Польше. После войны Валентин Николаевич продолжал службу в армии, получил звание подполковника. Началась кочевая жизнь, из гарнизона в гарнизон, как и у всех военных семей. Жили в Коломне, в Ярославле, затем судьба их забросила в Горьковскую область – в Гороховецкие лагеря, позднее в Лысково, где Валентин Николаевич Новиков возглавлял военкомат. А у Валентины Николаевны появилась возможность заняться своим главным делом – педагогикой. Вела курсы по подготовке молодёжи в институт. А потом её пригласили в вечерний автомеханический техникум, где трудилась с 1966года по 1990-й. Награждена медалью «За доблестный труд». Прабабушка была открытым и доброжелательным человеком. Её любили и уважали ученики, не забывали её уроки, наполненные любовью и восхищением перед отечественной литературой и языком. Валентина Николаевна приходила к выводу, что душевные силы ей давали семья, любимый муж, взаимопонимание и доверие, царившее между ними все годы. И, конечно, сыновья, которым родители сумели дать высшее образование. Геннадий окончил Горьковский университет, факультет высшей математики и кибернетики, а Николай (мой дедушка) - политехнический институт.

Прабабушка прожила долгую жизнь, полную потерь, переживаний, волнений и радости. Вспоминая пережитое, прабабушка всегда говорила, что ничего не хотела бы менять в своей жизни. Даже дни блокады не выбросила бы из неё, потому что именно те дни научили её ещё сильнее ценить мирную жизнь, любовь и дружбу.

К сожалению, прадедушку Валентина Николаевича и прабабушку Валентину Николаевну я никогда не видел, но про них мне рассказывала моя мама. И я очень ими горжусь!!!


III. Проведение социологического опроса среди учащихся Озёрской школы


Мною было проведено анкетирование среди учеников нашей школы, чтобы выяснить, насколько осведомлены ребята 5-9 классов о Блокаде Ленинграда. В исследовании приняло участие 23 человека. Всем участникам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1).

Опрос для учащихся 5-9 классов показал следующее (результаты представлены в диаграмме в Приложении 2):

1. Когда город Ленинград оказался в блокадном кольце?

а) 22 июня 1941г. - 3 чел.(13 %)

б) 8 сентября 1941 года – 9чел. (39%)

в) Затрудняюсь ответить – 11 чел. (48%)

Не знаю – 0 чел.

2. Почему Ленинград - город-герой?

а) Город выдержал натиск врага и оказал огромную помощь фронту - 9 чел.(39%)

б) Город пережил блокаду-8 чел.(35%)

в) Не знаю – 6чел. (26 %)

3.Что такое блокада?

а) Когда город окружили немцы, голод, холод -16 чел.(70%)

б) Немцы оккупировали город – 3 чел.(13 %)

в) Не знаю – 4 чел. (4 %)

4. Знаешь ли ты, что такое Дорога жизни?

а) Это железная дорога из осажденного города на территорию, свободную от врага –10 чел.(47%)

б) Это озеро, по льду которого доставлялось продовольствие в Ленинград – 12чел. (49%)

в) Не знаю -1 чел.(4 %)

5.Есть ли среди твоих родственников или знакомых блокадники?

а) Есть - 0 чел.

б) Нет- 8 чел.(35%)

в) Не знаю – 15 чел.(65 %)

Анализ анкет позволил сделать следующие выводы: наблюдается, как я и предполагал, недостаточная информированность сверстников о городе-герое Ленинграде, блокаде Ленинграда, о Дороге жизни, о жителях. Значит, моя исследовательская работа будет полезна для учащихся нашей школы.




Заключение

Изучая  историю блокадного Ленинграда, я  понял, подвиг Ленинграда и жертвы Ленинграда никогда не должны забываться ни нами, ни последующими поколениями. Что бы сейчас ни говорили, но падение этого города могло привести к катастрофическим событиям. Возможно, к захвату Москвы и даже всей страны. Защита осаждённого города имела огромное значение.

Проведя своё исследование,   я пришёл к следующим выводам:

    • Защитники Ленинграда – это мужественные героические люди, сумевшие отстоять город. Они внесли огромный вклад в Великую Победу.

    • Подвиг Ленинграда – прекрасный пример для нас, молодого поколения. Нам есть у кого учиться!

    • Цена Победы велика! Нам есть что беречь, охранять и помнить!

Моя исследовательская работа – это дань уважения памяти людей, отстоявших город ценой нечеловеческих страданий. Ведь среди них были и мои прабабушка и прадедушка, Новиковы Валентин Николаевич и Валентина Николаевна. Я рад, что узнал об этом, узнал о своих родных и сохранил о них светлую память.

Цель работы достигнута. Считаю, что в ходе исследовательской работы моя гипотеза подтвердилась. Примеры, приведенные мной в работе, показали, что действительно выстоять и победить в невероятно тяжелых условиях блокады людям помогла сплоченность, вера в нашу победу над врагом, взаимопомощь и поддержка блокадников со стороны граждан всей нашей страны.

Конечно, мне удалось найти и изучить лишь небольшую часть материала по теме блокады Ленинграда. Надеюсь, что я обязательно вернусь к этой теме, что узнаю и смогу передать другим материалы о великом подвиге наших людей, оказавшихся причастными к блокаде Ленинграда.

Нам нельзя забывать о мужестве! Помните!

Список использованных источников информации


1. А.М. Адамович, Д.А. Гранин. Блокадная книга. – Ленинград: Лениздат, 1989г.

2. Данишевский И.М., Таратута Ж.В. Война. Народ. Победа. - М.: Политическая литература, 1984.

3. Колпакова Д. Б. , Суслов В. Н. – Был город-фронт, была блокада... - Ленинград: Детская литература, 1984

4. Миксон И. Жила, была: Историческое повествование. – Ленинград: Детская литература, 1991.

5. Николин Е. Живым жить на земле: Документальная повесть. - Ленинград : Детская литература,1986.

6. Тихонов Н. С. Ленинградские рассказы. – Ленинград: Детская литература, 1984г.

7. Ходза Н. – «Дорога жизни». - Л.: Детская литература, 1984.

8. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=886889

9 . https://yandex.ru/search/?text=газета%20ленинградская%20правда

%20архив%20номеров&lr=47&clid=2270453&win=27912.

10. http://nlr.ru/res/inv/ukazat55/record_full.php?record_ID=137681












Приложение 1

Анкета

Здравствуйте. Я ученик 5 класса, пишу исследовательскую работу. Ответьте,

пожалуйста, на несколько вопросов. Этим Вы поможете мне в исследовании.

1. Когда Ленинград оказался в блокадном кольце??

а) 22 июня 1941г.

б) 8 сентября 1941 г.

в) Затрудняюсь ответить

2. Почему Ленинград - город-герой?

а) Город выдержал натиск врага и оказал огромную помощь фронту

б) Город пережил блокаду

в) Не знаю

3.Что такое блокада?

а) Когда город окружили немцы, голод, холод

б) Немцы оккупировали город

в) Не знаю

4. Знаешь ли ты, что такое Дорога жизни?

а) Это железная дорога из осажденного города на территорию, свободную от врага

б) Это озеро, по льду которого доставлялось продовольствие в Ленинград

в) Не знаю

5.Есть ли среди твоих родственников или знакомых блокадники?

а) Есть

б) Нет

в) Не знаю





Приложение 2

Анализ результатов анкетирования школьников

1. Когда Ленинград оказался в блокадном кольце?

2. Почему Ленинград - город-герой?








3. Что такое блокада?


4. Знаешь ли ты, что такое Дорога жизни?






5. Есть ли среди твоих родственников или знакомых блокадники?















Приложение 3

Семейный архив

(фотографии, документы, публикации)

Мой прадедушка Новиков Валентин Николаевич, 13.06.1918г.р.

Фотография 1951 г. Присвоено звание подполковника.

Прадедушка Новиков Валентин Николаевич

Фотография 1963г.

Венный комиссар Лысковского военкомата


Прадедушка Новиков

Валентин Николаевич

(в форме).

Военно-патриотическое

воспитание молодежи



Военкомат Лысковского района, где работал мой прадедушка Новиков В.Н. Зданию более 100 лет.


Новиков Валентин Николаевич (верхний ряд, третий слева)


Личное дело подполковника Новикова В.Н.

(хранится в Военкомате Лысковского района)

Наградной лист о представлении

к ордену

Отечественной войны I степени.

Больше о награде ничего неизвестно


Боевая характеристика

Новикова В.Н.

Документы из личного дела

подполковника Новикова В.Н.





(Семейная фотография, 1982г. Слева направо: моя прабабушка Козлова Валентина Руфовна, бабушка Новикова Анна Юрьевна, дедушка Новиков Николай Валентинович, прабабушка Новикова Валентина Николаевна. Других фотографий прабабушки Новиковой В.Н. я не нашёл)


Публикация 1994г.

Хранится в Центральной библиотеке Лысковского района.

Статья написана на основе воспоминаний прабабушки Новиковой Валентины Николаевны



Рецензия

на исследовательскую работу

«О блокадном городе сквозь десятилетия…»,

выполненную учащимся 5 класса филиала МБОУ «Возрожденская СШ» Озерской ОШ Баутиным Ильёй



Научно - исследовательская работа Баутина Ильи выполнена на актуальную тему, поскольку ее востребованность доказана самой жизнью. Всё, что касается Великой Отечественной войны, не может и не должно быть забыто.

Учащийся провёл большую работу по изучению истории Блокадного Ленинграда. Изучил необходимую литературу по данной теме. Представил интересное исследование истории своей семьи. Данное исследование, опирается на собранные материалы. Чтобы получить достоверные сведения о своих родственниках, Илья обратился в Военкомат Лысковского района, изучил личное дело своего прадеда. Посетил Центральную Лысковскую библиотеку, нашёл подшивку газеты «Приволжская правда», где была напечатаны воспоминания прабабушки о блокаде. Проникновенно и живо изложен материал, который не оставляет равнодушным читателя.

Данную работу можно использовать на уроках по истории и литературе, на внеклассных занятиях. Она будет способствовать формированию духовно – нравственных, патриотических ориентиров у школьников.

Тема работы раскрыта в полной мере. Учащийся смог выполнить поставленные цели и задачи, гипотеза подтверждена.

Работа, представленная для рецензирования, является завершенным самостоятельным исследованием, выполнена на достаточном теоретическом и методологическом уровне, заслуживает положительной оценки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!